ЗЫКИНА Людмила Георгиевна (1929–2009)
Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Россия» (1977–2009)
Зыкина Людмила Георгиевна родилась 10 июня 1929 года в городе Москве, (в районе нынешних Черемушек, в семье рабочего. Мать – Екатерина Васильевна работала нянечкой-санитаркой в больнице. Отец – Георгий Петрович работал на хлебозаводе агентом по снаб-жению. В семье любили петь, и всегда, когда собирались родствен-ники, в доме звучала песня.
Людмила Георгиевна Зыкина – величайшая певица ХХ века, объединившая несколько поколений россиян. Голос Зыкиной, ее исполнительское мастерство признаны ведущими музыкантами земли за эталон. Ее называли «Поющая эпоха», «Королева русской песни», «Золотой голос», «Мисс Волга», «Голос России».
Великой певице аплодировали крупные политические деятели – Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Г.А. Насер, де Голль, Луи Арагон, Жорж Помпиду, Гельмут Коль и многие другие. Ее творчеством восхищались представители зарубежной культуры – Чарли Чаплин, Мирей Матье, Шарль Азнавур, Марсель Марсо, Фрэнк Синатра, Сальвадоре Адамо, Жан Поль Бельмондо, Фернандель, Луи де Фюнес, Марк Шагал, Рокуэлл Кент, Ван Клиберн, участники групп «The Beatles» и «Boney M» и другие.
О ней восторженно отзывались и приверженцы классического вокального искусства и любители фольклора. Ей писали благодарные письма жители затерявшихся на огромных просторах России деревушек, знаменитые артисты, ведущие политики и известные ученые. Ей писали школьники и люди преклонного возраста. Почитатели таланта Зыкиной бережно хранят пластинки с ее голосом с середины 50-х годов прошлого века, собирали газетные вырезки со статьями о ее выступлениях, создавая рукописные альбомы с текстами любимых песен, ведя хроникальные записи ее концертов в течение 60 лет!
«Я тихонько плакала от счастья, увидев Вас по телевизору. Я попросила своего зятя записать Вас на видео. Теперь Вы у меня всегда, всегда в гостях. Александра Ф. Челябинск».
«На вчерашнем концерте ансамбля «Россия» я так хлопал, что заболели ладони, но я вернулся домой с чувством, что так и не выразил всей благодарности, которую испытал… Глубокий низковатый голос Зыкиной несет душе несказанное спокойствие. Я считаю, что нельзя и сравнивать ее с нашей японской Мисора Хибари, потому что Зыкина гораздо лучше… «Вдовий плач» всегда будет звучать в моих ушах. Если бы еще слова знать, тогда уж точно не удержаться от слез. Ямомото, г. Нагоя. Япония».
Сотни, тысячи писем более полувека приходили отовсюду, где прозвучал голос Зыкиной, ее Песня. Иногда на конвертах не было даже адреса. Просто: «Москва. Людмиле Зыкиной».
О карьере певицы в детстве Зыкина и не помышляла. Ее влекла романтика «небесных» профессий. Она бредила именами Чкалова, Байдукова, Расковой, Гризодубовой, Осипенко. Людмила играла в футбол и в волейбол с мальчишками, носилась на мотоцикле по Черемушкам, любила копаться в моторах. Она даже прыгала с вышки и аэростата с парашютом и с гордостью носила значок ГТО первой ступени. Ей всегда хотелось быть первой, лучшей, независимой.
В 1947 году знаменитый на всю страну хор русской песни имени Пятницкого объявил конкурс для молодых певцов. Подруги подзадорили Людмилу: «Слабо!» Поспорив с ними на мороженое, что пройдет конкурс успешно, Зыкина пошла на прослушивание. «Какие песни знаешь, девочка? – спросили меня. – Да все, не задумываясь, – ответила я. Подошел Захаров, – тот самый, чьи песни пела вся страна, а за ним Петр Михайлович Казьмин – один из тогдашних руководителей хора, племянник самого Пятницкого. – В какой тональности будешь петь? Что такое тональность, я толком не знала и страшно смутилась. Но тут черемушкинский чертенок словно подтолкнул меня, и я запела: «Уж ты сад, ты мой сад, Сад зелененький… – А повыше спеть можешь? – поинтересовался Владимир Григорьевич Захаров. – Могу. – А пониже? Тоже можешь? –Я спела. – А где ты работаешь? – В швейной мастерской. – Переходи к нам. – А разве у вас есть пошивочная? – Да я не об этом. Петь в хоре будешь? – А разве за это деньги платят? Захаров улыбнулся, а члены приемной комиссии рассмеялись» (из книги «Песня»).
Хоровое пение способствовало формированию навыков владения голосом, интонацией, осознанию особого отношения к песне, умению отбирать выразительные средства в соответствии с ее образным строем. В хоре Зыкина постигла истинное богатство русской народной песни, училась сольному пению у прославленных певиц Александры Прокошиной и сестер Клодниных. Именно в хоре она преодолела желание подражать манере популярных в ту пору солисток и поняла важность неповторимости собственной манеры исполнения песни и собственного ее осмысления. Вместе с хором имени Пятницкого Людмила Зыкина впервые побывала за границей в 1948 году на фестивале «Пражская весна» в Чехословакии и поставила себе первую цель: стать лучшей солисткой прославленного коллектива.
Но не в характере Зыкиной было сдаваться жизненным обстоятельствам. Она устроилась на работу в Первую образцовую типографию брошюровщицей, а жила то у маминой сестры, то у сестры отца. Все спорилось, как, наверное, и должно быть в двадцать лет! Ребята подобрались жизнерадостные, энергичные, избрали меня секретарем комсомольского бюро. Про «артистку» не вспоминала. Через год голос вернулся. И надо же такое совпадение! В тот же день Зыкина встретила на улице Владимира Захарова. Он настойчиво предложил ей вернуться в хор. Но вернуться обратно ей было уже не суждено.
Дальнейшее становление Зыкиной как певицы продолжилось в хоре русской народной песни на Всесоюзном радио под руководством А.В. Рудневой. На радио непосредственно наставницей молодой певицы становится Ольга Васильевна Ковалева, известная исполнительница русских народных песен, активно пропагандировавшая их на радио в первозданной, неискаженной чистоте. В 1927 году О.В. Ковалева первая из русских певиц выезжала на Всемирную музыкальную выставку во Франкфурте-на-Майне, где знакомила посетителей с русским песенным фольклором. Это по ее стопам позже будут идти все деятели советского искусства, в том числе и Людмила Зыкина, представляя страну на всемирных выставках, как ЭКСПО-67 в Монреале и ЭКСПО-70 в Осаке.
Навсегда запали в душу советы О.В. Ковалёвой: «Нужно не кричать, не голосить – петь. Можно и силы меньше затратить, а голос будет лететь. Послушай больших актеров. Иногда они шепотом говорят, а в ушах громом отдается. Если ты просто громко поешь, без отношения, без души, – неинтересно тебя слушать».
В хоре радио Зыкиной пришлось переучиваться манере пения и, прежде всего учиться петь тихо, потому что в хоре имени Пятницкого от певиц требовалось совершенно обратное, так как микрофонами там не пользовались. «Спойте так, чтобы милиционер на площади Маяковского услышал», – говаривал Захаров. В хоре радио пели иначе. «На голос наденьте передничек», – советовала А.В. Руднева, заботясь, чтобы певицы учились беречь голосовые связки. Никаких секретов в русском пении для Анны Васильевны Рудневой не существовало. Ей были известны все тонкости народной песни: диалектологические, орфоэпические, областные различия. Она досконально знала вокальную культуру разных народов, всевозможные стили и манеры исполнения, она расшифровала множество народных песен, объездив с экспедициями чуть ли не всю страну. Для Зыкиной А.В. Руднева была непререкаемым авторитетом во всех вопросах исполнения русской народной песни.
Именно А.В. Руднева разглядела в Зыкиной солистку и научила петь перед микрофоном. В 1951 году отмечалось 50-летие В.Г. Захарова. «Угадала Анна Васильевна или по взгляду поняла – не знаю, только подошла она ко мне: "Величальную Захарову будешь ты запевать! И была для меня "Величальная" словно объяснение в любви к человеку, открывшему мне путь в прекрасное, в искусство. Анна Васильевна, обычно скупая на похвалу, сказала: "Молодец, я знала, что ты справишься!»
Л.Г. Зыкина неоднократно выражала признательность А.В. Рудневой и Н.В. Кутузову за те знания и мастерство, которые она получила благодаря прекрасной школе вокала, приобретенной у своих знаменитых учителей. Прославленная певица отмечала, что ни «Оренбургский платок», ни «Ивушка», ни «Течет Волга» не зазвучали бы так и не получили бы всенародного признания, не будь «хоровых университетов» и того огромного репертуара русских народных песен, определивших тембральные характеристики ее голоса, чистоту звучания и умение различать тончайшие нюансы исполнительского искусства.
Огромное влияние на творческую манеру Л. Зыкиной, на становление ее индивидуальности оказала Лидия Андреевна Русланова, великая, истинно народная певица, с которой Зыкиной повезло встретиться в самом начале творческого пути. По старым пластинкам Л.А. Руслановой начинающая певица разучивала старинные страдания, частушки, причеты и плачи. У Руслановой она училась находить в песенном сюжете образную основу для театрализации. Естественная, удивительно благородная манера пения Руслановой учила Зыкину точному жесту, оправданному движению, эмоциональной сдержанности и строгости исполнения при внутренней наполненности. Русланова учила «разгадывать душу песни», находить в ней не только вокальные, но и актерские краски.
В 1947 году Л.А. Русланова и хор имени Пятницкого встретились на одном концерте: в первом отделении выступала Русланова, во втором – хор. Наблюдая за любимой певицей из-за кулис, ловя каждое ее движение, постигая богатство интонаций, возможно, почувствовала будущая народная артистка неразделимость сцены и зрительного зала и поняла, когда возникает это единение.
В 1951 году Зыкина становится солисткой Хора русской песни Всесоюзного радио, а в 1952 году исполняет сольно первую песню «Глазки кари мне моргали» (слова А. Гадалова, музыка Н. Поликарпова). В 1955 году появились первые студийные записи на пластинках в исполнении солистки Всесоюзного хора радио Людмилы Зыкиной, а также дуэты с З. Казаковой в сопровождении известного хора и оркестра народных инструментов, которым дирижировал Николай Кутузов. Среди них записи русских народных песен: «Ой, я вечор то ли девушка», «Ты, сосна моя», «Уж ты, гуленька», «Ой, да на горе калина стояла», «Ай да уж вы, ночи», «Из-за горочки туманник выходит», «Ах, что же ты, мой сизый голубочек», «Не велят Маше на реченьку ходить», «Ах, кабы на цветы да не мороз». Среди первых авторских песен были также: «Нечетное число» (слова В. Пухначева, музыка В. Лаптева), «Кукует кукушечка» (сл. и муз. Н. Поликарпова), «Шуми, шуми, дубравушка» (слова Н. Герасимова, музыка А. Абрамского).
В 1957 году Людмила Зыкина принимает участие во всех конкурсах песни, проводимых в честь IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она становится лауреатом фестиваля молодежи Московской области, лауреатом фестиваля молодежи Москвы, лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи.
1957 год был знаменательным в жизни Л. Зыкиной. Начинающий композитор Александр Аверкин написал песню на слова Виктора Бокова «На побывку едет», которая сразу стала популярной, благодаря мастерскому исполнению певицы. Вскоре появились еще две песни молодого композитора на слова И. Лашкова, долгие годы исполнявшиеся Зыкиной: «Отрастил солдат усы» и «Милая мама». В этом же году молодая солистка знакомится с известным дуэтом баянистов А. Шалаевым и Н. Крыловым и записывает «Кубеноозерские частушки» в обработке А. Абрамского. Позже, начиная свою сольную певческую карьеру, Людмила Зыкина объедет полмира с этими музыкантами-виртуозами.
В начале 1958 года в составе концертной бригады, организованной ЦДРИ, Всесоюзным гастрольно-концертным объединением и Всесоюзным радио, Людмила Зыкина принимает участие в поездке на Северный полюс. Артисты выступают в Игарке, Дудинке, Тикси, Хатанге, Амдерме и на станции СП-6. За участие в этой поездке певица награждена Почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры «За патриотический поступок и большую работу по культурному обслуживанию полярников в Арктике и на Северном полюсе в 1958 году». В марте этого же года Л. Зыкина становится лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений о Советской Армии и Флоте.
В 1955 году хор русской песни Всесоюзного радио возглавил Николай Кутузов. Требовательный к каждому звуку, он добивался чистоты ансамблевого звучания. Несмотря на относительную творческую свободу, участие в гастрольных поездках и сольный репертуар, Зыкиной становится тесно в хоре. Победы в вокальных конкурсах показывали, что она уже обладает достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Все сильнее и сильнее нарастает желание работать самостоятельно. Окончательное решение возникло после Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1960 году, на котором Л. Зыкина становится лауреатом. Когда певица сказала Н. Кутузову что решила уйти из хора и попробовать свои силы как солистка, его крутой и горячий нрав не мог смириться с этим решением. Он в сердцах напророчил: «По миру пойдешь! На что Зыкина, полушутя, полу- серьезно отпарировала: «Не по миру, а по Миру!» После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Людмила Зыкина становится солисткой Всероссийского гастрольно-концертного объединения на условиях договора. Теперь от нее самой зависело, что и как она будет петь, теперь ей самой предстояло решать не только проблемы выбора репертуара, но и пробивать себе дорогу в искусство, взвалив на себя все организационные вопросы – от репетиций до пошива костюмов. Но самое главное – найти своего зрителя, завоевать его доверие и признательность.
На эстраде того времени царила частушка. Кроме прославленной Марии Мордасовой – самородка частушечного жанра – ее исполняли солистки хора имени Пятницкого Клавдия Коток, Мария Зайцева и Екатерина Шишова. В зените славы были Екатерина Семёнкина и Антонина Фролова из хора радио. Зыкина частушек не пела – это был не ее жанр. «Поначалу приняли меня зрители с прохладцей. Освоение песен современных композиторов было для меня процессом мучительным. Как теперь неловко вспоминать некоторые, пусть даже популярные "произведения" тех лет! К сожалению, у эстрадных певцов нет серьезных режиссеров. И свое направление, манеру пения и интонацию я выбирала почти ощупью». Когда Зыкина попыталась узнать мнение известной певицы народной артистки РСФСР Ирмы Петровны Яунзем о своих первых сольных выступлениях, приговор был суров: «Очень плохо!» Начинающая солистка нашла в себе силы самокритично подойти к подобной оценке. «Слишком был узок круг композиторов и поэтов, с которыми я общалась. Не хватало в моем репертуаре ни подлинной лирики, ни серьезных песен, а замахнуться на большую гражданскую тему, на героическую песню я и вовсе не решалась. Да и, по-видимому, сказывалось отсутствие глубокого художественного вкуса. Было над чем работать!»
Самостоятельная работа потребовала дополнительных знаний. Еще в пору своих «хоровых университетов» Людмила Зыкина обращала особое внимание на слово, заключенное в песенную форму. Много читала и слушала стихи. Знакомые с детства строки из школьных учебников и хрестоматий постепенно открывались новой красотой, приоткрывая пласты затаенных в них смыслов, образов и ассоциаций. Музыка стиха, музыка русской речи, богатство выразительных поэтических средств привлекали внимание певицы. Работая над речью, она читала стихи вслух, выписывала полюбившиеся строки. Но в хоре были опытные педагоги, направлявшие возникший интерес в «песенное» русло, теперь педагогов не было. У Зыкиной начинается период интенсивного самообразования: нужны были новые, более глубокие знания в разных областях искусства. Она посещает театры, концерты, выставки художников, читает книги.
Большое значение для создания своего образа на сцене имело увлечение Л. Зыкиной театром. Она любила балет не меньше, чем драматический театр. Будучи «хористкой» она старалась не пропускать спектакли Большого театра, в которых танцевала Майя Плисецкая. Не только мастерство уникальной балерины было сродни Людмиле Зыкиной: за ним стояли колоссальное трудолюбие, отточенность каждого движения, завершенность, выразительность и острота сценического образа. Одним из любимых театров, который чаще других посещала начинающая солистка, был МХАТ. Л. Зыкина не пропускала новых спектаклей, когда позволяло время, чтобы посмотреть на свою любимую актрису Аллу Тарасову. Обе актрисы внимательно следили за творчеством друг друга, хотя всю жизнь были на «вы». Многому Людмила Зыкина училась у Клавдии Ивановны Шульженко: и ее непреклонной верности избранным художественным взглядам, и гражданственности, и исключительно серьезному отношению к работе, к самому выходу на сцену.
После многолетней работы на радио Зыкиной не хватало умения общаться с публикой непосредственно в зале. Она жадно училась у маститых актеров, прежде всего у тех, с кем приходилось выступать в сборных концертах. А рядом, в одном концерте, бывали такие имена! – М. Ростропович, Г. Вишневская, Р. Плятт, В. Атлантов, И. Архипова, Ю. Гуляев, В. Марецкая, Е. Нестеренко, Т. Ми-лашкина, М. Барышников, Е. Кибкало, А. Огнивцев, А. Эйзен, А. Олейниченко, М. Лиепа, М. Максакова – всех перечислить просто невозможно! Искусство опытных эстрадных и драматических актеров помогало ей не только определить свое поведение на сцене, но и в работе над песней. Зыкина прекрасно понимала: несмотря на значительную разницу между искусством драматического актера и искусством певца, есть у них и немало общего.
«Поискам образа в песне, точной дозировке жеста, рациональному поведению на сцене – особенно при работе над тематическими программами – я во многом училась у нашей неповторимой эстрадной актрисы Марии Владимировны Мироновой. Каким удивительным даром перевоплощения она владеет! Мгновенная смена настроения, и сразу же – новая походка, улыбка, осанка; у каждого острохарактерного персонажа свое лицо. Своя мимика и, что очень важно, – каждый раз новые модуляции в голосе».
Любила Зыкина бывать и в музеях. Ее интересовали и исторические персонажи, и колорит русского народного костюма, и образы современников. Среди современных художников больше всего ее привлекало творчество Ильи Глазунова. Работая над своим сценическим образом, Зыкина постепенно выстраивает свой репертуар и находит свою, особенную тему. По-новому начинают звучать русские народные песни, которых она знала множество благодаря работе в двух хоровых коллективах. Определяется ее основная тема – судьба русской женщины. Лучшей песней своего репертуара этой основной темы Людмила Зыкина считает русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Людмила Зыкина пыталась спеть эту песню по-своему, прослушав все существовавшие до нее записи в исполнении Ирмы Петровны Яунзем, Надежды Андреевны Обуховой, Марии Петровны Максаковой и других. Стараясь глубже вникнуть в песенную ткань, она множество раз выписывала диалоги, представляя себя по очереди то в роли матери, то в роли дочери. «Мне хотелось вскрыть присущий ей драматизм. Дать более дифференцированную характеристику действующих лиц средствами вокала. Отправным в этом поиске стало для меня высказывание Глинки о том, что решение музыкального образа связано не с мелодией – элементами лирики и повествования, – а со средствами гармонизации, ибо гармония – это уже драматургия». Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» долго была в репертуаре народной артистки СССР Людмилы Зыкиной, тем не менее каждый раз она звучала по-новому, продолжая открывать слушателям все новые и новые краски этого удивительно глубокого и богатого образца народного самобытного песенного творчества.
В 1963 году Людмила Зыкина впервые исполняет песню «Течет Волга». Эта сугубо мужская песня вдруг неожиданно стала «визитной карточкой» певицы и прошла через весь ее творческий путь, став песенным символом России. Эта песня дала название многим титулам, которые сопровождают Л. Зыкину по жизни, главный из них – «Мисс Волга», присвоенный ей после гастролей по Японии. Лев Ошанин, поэт, автор слов песни М. Фрадкина «Течет Волга» вспоминает историю написания песни: «Воспоминание о работе над песней «Течет Волга» – одно из моих лучших воспоминаний о работе в кино. Песню для фильма записал Владимир Трошин, записал очень проникновенно и мягко, как это обычно свойственно талантливому артисту Трошину. Но когда редакция "Доброе утро" попросила разрешения передать песню перед выходом картины по радио, Сегель ( режиссер картины) разрешение дал, а ролик с записью не дал. И для радиослушателей первым исполнителем и первой любовью в песне "Течет Волга" был Марк Бернес. Он внес в это исполнение свойственные ему глубокое раздумье, мужественность, драматизм. Так и существовала песня в этих двух записях, каждая из которых была по-своему примечательна. Но вдруг углядела песню и совершенно неожиданно для нас начала ее петь Людмила Зыкина. И оказалось, что все три такие разные редакции песни имеют право на существование. Я знаю людей, которым до сих пор больше по сердцу исполнение Бернеса, и таких, которые предпочитают всем трем Трошина. Но, пожалуй, наибольшее количество поклонников у Людмилы Зыкиной, которая поет эту песню, поет так, как будто она сама ее создала. Поет ее, как сама Волга, как сама Россия».
Журнал «Музыкальная жизнь» № 16 за 1963 год тоже отметил исполнение новой песни в программе «Весенние ветры» в саду «Эрмитаж»: «…М. Рожков и Г. Миняев появились на сцене, и зазвучала музыка песни М. Фрадкина из кинофильма «Течет Волга». Без всякого дополнительного объявления вышла Людмила Зыкина и запела. Во время исполнения этой песни к гитаре и балалайке подключился оркестр, и лишь гораздо позже присоединились "официальные" аккомпаниаторы Зыкиной – баянисты А. Шалаев и Н. Крылов. Смена музыкального сопровождения происходила постепенно и плавно – так, как течет Волга. И все это, от первого выхода Рожкова и Миняева до конца выступления Зыкиной, было лучшей режиссерской работой в этой программе. Людмила Зыкина – певица "русского стиля"; последовательниц и подражательниц у нее так много, что иногда начинаешь судить о Зыкиной по этим подражательницам. Они исполняют тот же репертуар и, можно сказать, "тем же голосом". Как правило, это делается довольно посредственно, а порой только дискредитирует русскую песню на современной эстраде. Но вот Зыкина выступила в "Эрмитаже", и оказалось, что сама-то она глубже своего стиля и видит дальше. Песню "Течет Волга" она исполняла как наша современница, как талантливая эстрадная артистка, владеющая вокальной культурой и умеющая создать в песне художественный образ».
На этом история песни не заканчивается. В октябре 1963 года «Течет Волга» была записана на пластинку в сопровождении ансамбля народных инструментов под управлением Романа Мацкевича. И в этом же году на ЦСДФ снимают эпизод о великой русской реке, где ее могучее течение сопровождал незабываемый голос певицы, которой аккомпанировал сам автор, композитор М. Фрадкин. В прессе появились многочисленные отклики на новую песню. Журнал «Крестьянка» № 10 за 1963 год тоже откликнулся на новое исполнение песни: «Сердце стеснила чуть грустноватая мелодия и бесхитростные слова: "Когда придешь домой в конце пути, Свои ладони в Волгу опусти…" Да, недаром космонавты просили исполнить песню "Течет Волга" после приземления космических кораблей "Восток-5" и "Восток-6" . Конечно, не могла не тронуть она волжанку Валентину Терешкову».
1963 год был знаменательным для Людмилы Зыкиной не только новыми песнями и гастрольными поездками. Впервые в своей творческой деятельности она работает с ансамблем народных инструментов под управлением Романа Мацкевича. Желание работать с аккомпанирующей группой, которая работала бы только с ее репертуаром, казалось вполне исполнимым, но где и как решить вопрос ее финансирования? В самом начале певческой карьеры это была пока невыполнимая мечта. Певицы «народного жанра» работали в основном с баянистами.
Но молодую талантливую певицу уже заметили. После окончания «Декады русской музыки» в Бурятии за активную творческую деятельность Людмиле Зыкиной присваивается звание «Заслуженная артистка Бурятской АССР». В октябре этого же года ей присваивается звание «Заслуженная артистка РСФСР».
Новый 1964 год принес Людмиле Зыкиной мировую известность и славу. В мае, впервые в истории советской эстрады, группа артистов мюзик-холла отправилась в зарубежную поездку. Среди них – никому еще не известная за пределами СССР Людмила Зыкина. В самом престижном зале Парижа, на сцене знаменитой «Олимпии», где пели Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Шарль Трене и другие мировые знаменитости, предстояло завоевать сердца парижан. Интерес к выступлению первой группы советской эстрады был огромен, хотя и не без определенной доли скепсиса. Перед гастролями некоторые газеты называли группу артистов «мужик-холл», но уже после первого выступления тон прессы существенно изменился. Известный французский мим М. Марсо писал «о стране высокой культуры, высокого интеллекта», называя артистов «посланниками великой России». Он неоднократно посещал концерты и, познакомившись с Зыкиной, сказал: «Эдит Пиаф пела душой. Не буду сравнивать ваши голоса, но в твоей душе много отзвуков Пиаф».
На гала-представлении Московского мюзик-холла присутствовали известные деятели искусств, политики, общественные деятели: Луи Арагон, Морис Торез, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор, Жан Поль Бельмондо, Мишель Мерсье, Фернандель, Луи де Фюнес, Шарль Азнавур и многие другие. Неожиданным и приятным сюрпризом для всех парижан было то, что Людмила Зыкина исполнила несколько песен на французском языке. «Публика долго не отпускала всю нашу труппу. Казалось, овациям и скандированию «браво» не будет конца. Две с половиной тысячи парижан, стоя, приветствовали нас! Признаться, мы все не ожидали такого приема. Вышедшие на другой день газеты не скупились на похвалы». Из книги «Песня».
Газета «Монд» писала: «…С необозримых просторов России привезла в Париж необыкновенно сердечные и задушевные песни Людмила Зыкина. Ее голос – радужная игра бриллиантов». «Песня звучит в высшей степени классически в исполнении Людмилы Зыкиной», – вторила «Монд» газета «Юманите димарш». Хозяин «Олимпии» – большой знаток эстрады, один из крупнейших импресарио Европы, кавалер ордена Почетного легиона – Бруно Котатрикс, радуясь полным сборам, с восторгом писал: «Парижане принимают Людмилу Зыкину так, как они принимают только самых крупных звезд мировой сцены. Несомненно, Людмила Зыкина – одна из наиболее крупных певиц нашего времени». На программке гастрольной поездки мюзик-холла Бруно Котатрикс оставил автограф, выразив свое отношение к восходящей звезде: «Своим голосом Вы представляете самое светлое, самое яркое искусство народной песни. Слушая Вас, хочется смеяться, плакать, любить, мечтать».
После удачного выступления в Париже – 60 концертов за 50 дней – Людмила Зыкина начинает получать предложения от различных зарубежных импресарио. Через два месяца после гастролей во Франции она выезжает в США по приглашению фирмы грамзаписи «Колумбия артистс менеджмент». Госконцерт сформировал труппу, которая получила название «Радуга». В нее вошли группа танцоров и солисты: В. Чабукиани (балет, г. Москва), Ю. Жданов (балет, г. Москва), З. Кикалейшвили (опера, г. Тбилиси), Н. Давиденко (балет, г. Минск), В. Миронов (балет, г.Минск), Э. Власова (балет, г. Москва), Е. Авкеентьев (балалаечник, г. Москва), М. Городищева (пианистка, г. Москва), Л. Зыкина (певица, г. Москва), А. Шалаев и Н. Крылов (баянисты, г. Москва) и другие. Согласно предварительной договоренности между Госконцертом и «Колумбией» группа «Радуга» дала более 40 концертов в 28 городах 15 штатов Америки.
Газета «Чикаго трибюн» писала: «У Зыкиной чудный голос, который заполняет зал и без микрофона. Она настоящая звезда без грамма звездных замашек – совершенно чарующая грация». На одном из концертов в «Нью-Йорк филармоник холл» Л. Зыкина встречается с известным американским импресарио Солом Юроком и получает приглашение выступить с концертами в крупнейших городах США, но с обязательным условием: петь в сопровождении русского народного ансамбля или оркестра, чтобы придать выступлению необходимый колорит. Вернувшись из гастрольной поездки по США, Л. Зыкина сразу же выезжает на север России с новыми концертами.
Кроме концертов певица постоянно участвует в съемках для озвучивания кинофрагментов и фильмов. В 1964 году на киностудии «Ленфильм» выходит фильм «Когда песня не кончается» о фестивале искусств «Ленинградское лето». В фильме Л. Зыкина исполняет песню М. Шишко «Там, где клен шумит». В этом же году для киножурнала «Новости дня» № 14 ЦСДФ было записано первое исполнение песни М. Фрадкина на слова М. Матусовского «Солдатская вдова». Интенсивная концертная деятельность требовала неимоверной эмоциональной отдачи и физических сил. Остается лишь удивляться, как выдерживала такой график работы Людмила Зыкина! Но она не только успевала восстанавливать голос, но и готовила новые программы, продолжая поездки по стране и за ее пределами.
В мае 1965 года на стадионе «Динамо» состоялся спектакль, посвященный 20-летию Великой Победы, «Говорит Москва». Среди действующих лиц – Лидия Русланова (сваха на свадьбе), Зоя Фёдорова (гостья на свадьбе), Дмитрий Масанов (В.И. Ленин), Людмила Зыкина – солдатская вдова. Газета «Московский комсомолец» 16 февраля 1965 года поместила заметку: «Я вижу только, что из года в год сама Зыкина работает все лучше и разнообразнее. В жанр русской песни, на высоте которого не мог удержаться Суржиков, она привносит современный элемент с такой художественной чуткостью, что и посредственные песни стилизаторов приобретают благородство чистого стиля (и снова утрачивают его у подражателей Зыкиной). Какой бы успех ни имела она у публики, она всегда делает больше, чем требуется для успеха, и никогда не делает того, что «вообще принято», если это не свойственно лично ей. И в тот вечер во Дворце спорта из четырех певцов она была наименее развлекательной, а успех имела наибольший».
В этом же году во Франции фирм «Шан дю Мон» за миллионный тираж пластинок, способствующий популяризации песен в среде французской молодежи, Л. Зыкиной присуждается орден «За эстетическое воспитание молодежи». Новый, 1966 год также насыщен гастролями, как и предыдущие: сольные концерты в Москве чередуются с концертами в Краснодаре, Одессе, в других регионах страны.
Начался он, как обычно, с зарубежной гастрольной поездки, только она была гораздо продолжительней и отдаленней от Москвы. Государственный русский народный оркестр имени Н. Осипова выезжал в Австралию и Новую Зеландию. Начало гастролей 27 февраля, окончание 1 июля! Учитывая столь продолжительный срок поездки, принимается решение разделить гастроли на два заезда. Первые три месяца с оркестром работает Людмила Зыкина вместе с другими исполнителями, среди которых В. Левко, И. Петров, М. Конахова, Л. Новгородова, Ю. Миров, Н. Кондратюк.
Огромный сценический опыт, приобретенный Людмилой Зыкиной за несколько лет сольной концертной деятельности, требовал продолжения и развития творческого потенциала певицы. Объездив более десятка зарубежных стран, побывав в Индии, Непале, Франции, США, Дании, Польше, Чехословакии, ГДР, Болгарии, Финляндии, Австралии, Новой Зеландии, Японии, на седьмом году сольной карьеры Л. Зыкина впервые готовит тематическую концертную программу, объединяющую ее самую любимую песенную тему – судьбу русской женщины. Женская судьба, ее социальные, традиционные духовные мотивы выстраиваются постепенно в единое целое. Каждую такую судьбу всякий раз по-новому будет проживать на сцене Л. Зыкина, чтобы утвердить свое право говорить и петь от лица женщин России. Работа над программой была продиктована глубоким убеждением и внутренним порывом: «Русские женщины всегда покоряют меня естественным своим величием, гордым чувством собственного достоинства, не покидающим их ни в радости, ни в горе. Русская женщина никогда не была для меня отвлеченным понятием – это и бабка моя, сама складывающая песни, в том числе такую: «Родила я сына в поле. Дайте ему счастья, дайте доли». Это и мать моя, и сверстницы ее, солдатские вдовы; это и я сама, и мои подруги, с которыми работала на станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе. С которыми пела в совхозном клубе "Черемушки" и знаменитых академических хорах».
Постоянный поиск новых форм, творческая неудовлетворенность, желание сказать своим зрителям нечто большее, чем позволяет песня в концертном исполнении, привели Людмилу Зыкину к жанру литературно-музыкального спектакля. В нем слово, заключенное в песне, обрело поэтическую силу и, пройдя через сердце певицы в точно найденной интонации, стало основой драматургического действия. Ее безупречная дикция, которой могут позавидовать многие артисты чтецкого жанра, доносила каждый звук, каждую букву, помогая лучше понять смысловые связи подобранных песен. Литературно-музыкальная композиция «Тебе, женщина» объединила стихами Н. Некрасова, М. Исаковского, А. Кольцова и А. Твардовского различные по жанру и содержанию песни. Старинный фольклорный плач и «Ариозо матери» А. Новикова, восходящее к оперной традиции, лирическая песня И. Дунаевского «Ох ты, сердце» и монументальная песня С. Туликова «Лишь ты смогла, моя Россия» звучали рядом естественно и проникновенно. Поднять такой сложный эмоциональный материал по силам далеко не каждой певице, не говоря уже о вокальных возможностях.
К 50-летию Октябрьской революции большая группа деятелей культуры получает высокие государственные награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1967 года заслуженная артистка РСФСР Людмила Зыкина была награждена орденом «Знак Почета». Этим же указом были награждены В. Дударова, М. Блантер, Л. Касаткина, Е. Леонов, О. Табаков, Т. Шмыга, А. Эшпай, Р. Щедрин и другие деятели искусства. Для Л. Зыкиной это была первая государственная награда, отметившая ее титанический труд.
Работа всегда была для нее главным в жизни. Заслуженная артистка РСФСР, педагог и концертмейстер Людмилы Зыкиной, Е.Н. Мамаева, знающая ее с 1950 года, писала о ней в 1987 году: «Уже невозможно, казалось бы, написать более о Л.Г. Зыкиной, чем уже написано. Но грани ее таланта настолько велики и заложены в потенциале природой, что на каждом ее выступлении, в каждом хотя бы мимолетном соприкосновении с этой удивительной актрисой вызывают в людях глубокие эмоции переживаний, и невольно появляется желание говорить о ней. Она поистине народная певица! Меня всегда поражала и поражает ее внутренняя музыкальная чуткость, моментально реагирующая на все филигранные, как бы неуловимые тонкости стиха, и я вновь и вновь восхищаюсь совершенно удивительным проникновению певицы в самые глубины русской песенности».
Творчество Л. Зыкиной охватывает практически все песенные жанры. Ей подвластны в полной мере русские народные песни, как лирические, распевные, с плавными мелодическими рисунками, так и темпераментные, ритмичные, с неудержимой быстротой рассыпающиеся плясовые и частушечные напевы. Пронзительная глубина народного плача и обволакивающая нежность колыбельной, легкая девическая грусть, беспечная веселость юности, спокойная мудрость житейского опыта – все это жило в ее песнях и благодарно принималось ее почитателями.
Огромную долю песенного репертуара Л. Зыкиной составляла авторская песня советских и российских композиторов. Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, по крайней мере, в ХХ веке, который ни разу бы не слышал песен «Оренбургский пуховый платок», «Течет Волга», «Ивушка», «Подари мне платок», «Рязанские мадонны», «Сибирский ленок», «Ты, Россия моя», «Ой снег, снежок», «Звездам навстречу», «Милая мама», «На побывку едет», «Земля моя», «Травы луговые». Или ее знаменитый военный цикл: «Сидят в обнимку ветераны», «Снег седины», «Поклонимся великим тем годам», «Растет в Волгограде березка», «Вальс фронтовых подруг» – перечислять можно бесконечно. Может, кто-то и не помнит названия песен, но стоит им зазвучать, они сразу же возникают в памяти. Сказать просто, что песни Людмилы Зыкиной были популярны, значит, ничего не сказать и о половине их реальной популярности. Они звучали по радио и по телевидению, их исполняли в концертных залах всей страны профессиональные и самодеятельные певицы. «Зыкинские» песни звучали за каждым праздничным столом, в воинских частях, на космической орбите. В этих словах нет ни тени преувеличения – это было действительно, так! И основанием тому была весьма существенная причина: невероятный труд, огромная концертная деятельность и, бесспорно – талант.
В 1968 году Людмиле Зыкиной присваивают звание «Народная артистка РСФСР». Авторитет ее как певицы признан и почитателями, и правительством страны. Ни одно выступление Л. Зыкиной не остается незамеченным. Газеты, журналы, заводские многотиражки писали о ней много, подробно и с удовольствием. Интервью и развернутые обзорные статьи сопровождали ее по стране и за рубежом. Но певица словно не замечала этого. Никакой мании величия! У нее вновь работа, снова гастроли! На этот раз в ФРГ. Группа называется «Поющая и танцующая Россия».
В ФРГ, в 1969 году, Людмиле Зыкиной вручают золотую пластинку от фирмы «Ариола-Евродиск» за 250 тысяч проданных пластинок. Золотая пластинка вручается В. Дубровскому, художественному руководителю и дирижеру оркестра имени Н. Осипова а также И. Петрову, солисту Большого театра СССР. Признанный во всем мире непререкаемый авторитет Л. Зыкиной позволяет ей представлять СССР в Международном жюри конкурса народной песни на IX Всемирном фестивале молодежи в Софии (Болгария). Лауреатами этого конкурса становятся С. Ротару, ансамбль «Воронежские девчата» А. Федотова и другие.
В октябре в различных залах столицы и городах РСФСР вновь исполняются несколько сольных концертов с программой «Тебе, женщина» в сопровождении оркестра имени Н. Осипова. Внимательно следивший за творчеством Людмилы Зыкиной композитор Родион Щедрин предложил ей исполнить «Поэторию» – произведение, предназначенное для оперного голоса. Л. Зыкина долго не соглашалась, ссылаясь на то, что не обладает необходимым диапазоном. Но Р. Щедрин настоял на выборе исполнительницы для своей оратории, и начались репетиции. Сложнейшее произведение было мало известно широкому зрителю, так как исполнялось в СССР всего несколько раз и с большими трудностями (по идеологическим соображениям), пресса о нем практически не писала. Хотя в «Поэтории» были задействованы общепризнанные исполнители: Г. Рождественский – дирижер; А. Вознесенский – поэт; хор, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и народная артистка РСФСР Людмила Зыкина.
Андрей Вознесенский вспоминал первое исполнение «Поэтории» в Большом зале консерватории в Москве: «"Поэторию" нашу постоянно не разрешали к исполнению. Великие палочки Г. Рождественского, Е. Светланова, И. Гусмана, Ю. Темирканова вопросительно замирали: разрешат – не разрешат? При первом исполнении "Поэтории" в Большом зале разрешающий телефонный звонок последовал всего за несколько секунд до звонка в зрительном зале. Еще бы! Щедрин в "Поэторию" ввел церковные колокола, "Матерь Божию", хоры. Лет за 20 до разрешения торжеств тысячелетия Крещения Руси свел песнопение с концертной музыкой, ввел впервые в консерваторский зал авангардную пожарную сирену – так что публика во время репетиции ринулась к выходу, считая, что случился пожар, – а это, может быть, и было пожаром? После эмиграции Эрнста Неизвестного имя его было запрещено, но Щедрин оставил стихи о нем в "Поэтории", дуря голову начальству, что речь идет о неизвестном лейтенанте Эрнсте. Публика все понимала. Бостонский фестиваль пригласил на исполнение Эрнста как героя "Поэтории". В тяжелые дни, когда имя мое было не принято упоминать, Родион демонстративно процитировал мои стихи в съездовском докладе» (А. Вознесенский. «На виртуальном ветру»).
«Поэтория» была исполнена на Международном фестивале в Бостоне (Англия) и получила признание за высочайший уровень исполнения, за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении. Р. Щедрин, зная вокальные возможности Л. Зыкиной, был уверен, что она справится с партией, предназначенной для оперной певицы. Ему была нужна зыкинская искренность и естественность звучания фольклорного плача, на котором была основана главная тема всего сочинения. Народный артист СССР Р. Щедрин всегда высоко ценил творческие способности Людмилы Зыкиной и ее голос: «Должен сказать, что первое из чувств, испытанных мной от общения с Людмилой Зыкиной, было чувство удивления: так всегда удивляет талант, этим он отличается от обыденности. Голосовые возможности ее поистине неисчерпаемы. Торжественный и светлый, широкий и сильный, нежный и трепетный, неповторимый зыкинский голос. Это уже очень много – не часто природа наделяет человека таким сокровищем. Я убежден: Людмила Зыкина – явление в музыкальном искусстве. Это крупная художественная личность, яркая индивидуальность. Ее многогранность, непохожесть, трудно поддаются классификации. Она может очень многое. Поющая Зыкина обладает редкостным сверкающим тембром. Здесь все вместе: голос, его звуковая сила, отношение к слову, драматическое искусство».
Манера пения Людмилы Зыкиной удивительно своеобразна и современна. Мы явственно слышим отголоски старинных традиций русского сольного женского музицирования. Наверное, что-то «зыкинское» было в голосах предков наших, сказительниц, деревенских плакальщиц – эпическое спокойствие и какая-то щемящая отчаянная нота… Но мы определенно слышим и интонации сегодняшней России, то, что характеризует неизменное развитие народного, доказывает, что понятие это всегда находится в движении, не стоит на месте. Представляется интересным и умение Зыкиной разукрасить мелодию, инкрустировать ее, расписать узором. По праву можно отнести к ней слова Н.В. Гоголя: в ее пении «самые обыкновенные предметы… облекаются невыразимою поэзией».
Главный редактор Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» А. Карпов в интервью газете «Вечерний Ленинград» "Музыка у вас дома" отметил: «Вот, например, часто спрашивают песни в исполнении Людмилы Зыкиной. Это, пожалуй, одна из самых популярных сейчас исполнительниц русских народных и советских песен. Грампластинки с записями песен Л. Зыкиной в год покупает более двух миллионов человек». Спрашивали не только песни для прослушивания, спрашивали песни для исполнения. Слушателей интересовали слова и ноты песен любимой певицы! Издательство «Музыка» выпустило в 1969 году первый сборник песен из репертуара певицы, составленный А. Шалаевым, – «Поет Людмила Зыкина». Сборник моментально расходится. Песни Л. Зыкиной были настолько близки и понятны людям, что они писали ей письма, как своей близкой и хорошей знакомой. Люди делились своими радостями и горестями. Приглашали приехать в гости, на рыбалку и по грибы. Просили стать «крестной матерью» для новорожденных, приглашали на семейные торжества вместе «попеть» любимые песни.
Журнал «Огонек» № 35 за 1969 год поместил большую обзорную статью-очерк Юрия Грибова «Как пахнет лен». Автор рассказывает о том, как Л. Зыкина готовилась к концертам, как допытывалась до самой глубины произведения, чтобы понять его, изучала историю, собирала различные воспоминания и рассказы о той или иной песне. Он пишет о том, как ее интересовали такие подробности, которые, на первый взгляд, не имеют ни малейшего значения для исполнения песни, а вот ей, работающей над образом, видимым только ей одной, было интересно их знать. В это время Л. Зыкина как раз репетировала новую песню «Сибирский ленок», и ей было просто необходимо знать, как пахнет лен!
Журналист пытался разобраться: «В чем все-таки сила ее и колдовство, откуда берется такое проникновенное обаяние?» Юрий Грибов приводит слова старой доярки: «Сколько разов слушаю Зыкину, и вроде давно знакомы мы с ней. Будто в одной избе десять лет прожили. И все-то она знает про меня, вот-вот по имени назовет. Не поет – рассказывает». Вот оно – «не поет – рассказывает». Это и есть одна из тайн Зыкиной, «изюминка» ее исполнительского мастерства. А сколько их еще! Эту особенность Л. Зыкиной «докапываться до сути» отмечают многие композиторы и поэты, с кем ей приходилось работать над новыми произведениями. Великая труженица Зыкина не выйдет на сцену, пока не изучит песню «изнутри»
Марк Фрадкин, автор нескольких песен, исполненных Зыкиной, писал о ней в 1969 году: «Зыкина – артистка уникальная, требовательная к себе, к своему творчеству. Уже выпустив песню в свет, она долго не находит покоя, порой бывает недовольна собой и говорит: "Нет, это еще не то, что-то такое я не нашла". Зыкина умела найти в песне ее «зерно», «изюминку». Так было с одной моей песней. Я писал музыку к картине «Прощайте, голуби». По ходу действия задумана была песня «Солдатская вдова». Для ее исполнения мы пробовали многих вокалистов. Однако никто не смог попасть в тональность фильма. Решили тогда оставить только звучание мелодии этой песни. Я, признаться, даже не предполагал, что песня когда-нибудь выйдет на эстраду. Но однажды, во время одной из наших творческих встреч с Зыкиной, я, сидя за роялем, случайно сыграл ей «Солдатскую вдову». Она воскликнула: «Вот песня, о которой я давно мечтаю!» На мои возражения, что, мол, эта песня плохо поддается исполнению, она сказала: "Посмотрим, я попробую". И опять начались для нее творческие поиски, и опять неугомонная и неистовая в труде актриса искала тот стержень, который бы дал наибольший эффект для исполнения произведения. И нашла. Я первым признал ее победу, ибо песня заиграла всеми скрытыми внутри, может быть, даже и мне, автору, невидимыми гранями. Это большое достоинство исполнителя – уметь работать над музыкальным произведением. Зыкина неоднократно принимала участие в моих вечерах, пела песни, написанные мною, и я всегда испытывал к ней глубочайшее признание за те открытия, которые она каждый раз приносила на эти концерты. Я думаю, что это не только мое ощущение, а ощущение всех композиторов, которые хоть раз соприкасались с певицей». Величайший композитор ХХ века Дмитрий Шостакович утверждал: «Зыкина – не только великолепный интерпретатор, она сотворец, соавтор композитора».
Оскар Фельцман подтвердил мнение поэта и расширил его: «Людмила Зыкина поет песни по-своему. Она трепетно сохраняет всю первозданную чистоту и душевность народного творчества, но при этом придает то ощущение сегодняшней жизни, которое делает старинную песню современной». После долгих дебатов в Комитете по выдвижению кандидатов в апреле 1970 года народной артистке РСФСР Людмиле Зыкиной за концертные программы «Песни советских композиторов», «Тебе, женщина», «Старинные русские народные песни» присуждается Ленинская премия. Ленинская премия – о чем еще можно было мечтать в СССР! После ее получения можно было жить и творить спокойно, не напрягая понапрасну ни душевных, ни физических сил. Тем более, у Людмилы Зыкиной уже все было: и всемирная известность, и любовь, и почитание соотечественников, и уважительно-благосклонное отношение партийно-правительственного аппарата, дающее свободу в творчестве за малым лишь исключением: быть готовой с соответствующим репертуаром, если вдруг призовут выступить на очередной торжественной дате. И Людмила Зыкина всегда «была готова». Но никогда она не становилась номенклатурной певицей. Сколь бы ни был идеологизированным ее гражданско-патриотический репертуар, он никогда не был средством для получения привилегий. И никогда Л. Зыкина ничего «специального» не исполняла, чтобы ее приняли «за свою» в эшелонах власти. Но в то же время певица никогда не лгала в своих чувствах при исполнении того или иного произведения. Во всех своих песнях, порой даже самых «просоветских», она старалась отыскать то позитивное, человеческое начало, которое превращало ее песню не в орудие пропаганды, а в высоко художественное произведение с историко-временными чертами. Не зря она часто любила повторять: «Мои песни – история моей жизни, история моей страны».
Снова гастроли, снова сольные концерты по стране. Дважды в течение года она выезжала в Чехословакию, затем в Японию с концертами как представитель СССР на Международной выставке в Осаке «ЭКСПО –70». Потом – гастроли в Канаде и, проездом, в Париже, в знаменитой «Олимпии», она вновь дает сольный концерт при полном зале. Кроме того, она записывает песню для полнометражного фильма ЦСДФ «Крестьяне» «Как не любить мне эту землю» (В. Лазарев – В. Левашов). В издательстве «Искусство» выходит книга очерков «Воображаемый концерт» о мастерах советской эстрады, Ю. Дмитриев пишет очерк о Людмиле Зыкиной.
Не ослабевает и военно-шефская концертная деятельность. С армией Людмилу Зыкину связывала особые чувства, особая привязанность. Певица любила выступать перед воинской аудиторией. Она пела, практически, во всех военных округах и флотах СССР, в самых отдаленных от центра страны пограничных частях, выступала даже на подводных лодках и перед военными летчиками на секретных аэродромах.
Вспоминая своих первых слушателей в хирургическом госпитале в годы своего трудного военного отрочества, в книге «Течет моя Волга» певица рассказывает о раненом солдате, встреча с которым потрясла ее до глубины души: «Помню танкиста Сергея, обгоревшего, в пропитанных кровью бинтах. Я пела ему, еле живому, когда смерть, казалось, стояла уже у изголовья. Он долго молчал, а потом с трудом разжал губы и тихо вымолвил: "Ты будешь артисткой…Это точно… Я тебя слушал и думал, что смогу выжить. И буду жить!" Я долго тогда стояла, не в силах шелохнуться. И плакала. Наверное, это были слезы счастья. Возможно, поэтому в моем репертуаре так много песен о воинах, об армии». Воины отвечали Людмиле Зыкиной взаимностью. В архиве певицы множество писем и телеграмм со словами благодарности и признательности. Многие писали о том, что ее песни не только доставляют радость, но и помогают пережить разлуку с близкими, дают силы в трудную минуту. Писали письма личные и коллективные: «Сегодня заканчиваются Ваши выступления в нашем городе-герое. На Ваших концертах присутствовало большое количество моряков. Вот и сегодня здесь находится почти весь экипаж танкера "Генерал Карбышев", много моряков с других судов, которые готовы слушать Вас бесконечно… Моряки Новороссийского ордена Октябрьской Революции морского пароходства преклоняются перед Вашим талантом, патриотизмом к русской песне. Где бы ни находились танкеры пароходства – у берегов Америки и Японии, в Индийском и Ледовитом океане, моряки всегда с большим удовольствием слушают Ваш голос, который приближает их к родным берегам, как бы далеко моряк ни был от своего дома, родного порта, Ваш голос напоминает о Родине, о любимых, друзьях. Вручая Вам наш скромный сувенир – штурвальное колесо, мы надеемся, что Ваша песня всегда будет на верном курсе, как корабль в море…» Экипаж танкера "Генерал Карбышев".
В коллекции военных сувениров Людмилы Зыкиной хранятся модели танков и орудий, сделанные умелыми руками солдат срочной службы, памятные медали городов-героев, миниатюрные копии памятников и обелисков. Есть среди подарков наиболее дорогие сердцу, такие, как бескозырка моряка-подводника, врученная певице перед строем личного состава подводной лодки, и удостоверение о присвоении звания почетного матроса. Неоднократно бывала прославленная певица и у воинов, служивших в гарнизонах стран бывшего Варшавского договора: в ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польше. География шефских концертов для воинов простирается, по словам Людмилы Зыкиной, «от Потсдама до Курил». Любила она выступать и у военных летчиков, которые также с большим теплом и вниманием принимали ее. Однажды даже устроили экскурсию по взлетной полосе, где стояли в ряд истребители-перехватчики и, зная о детской мечте Люси Зыкиной стать летчицей, предложили сесть за штурвал сверхзвукового самолета…
17 апреля 1971 года на сцене ГЦКЗ «Октябрь» состоялась премьера цикла «Созвездие Гагарина», в который вошли песни А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Как нас Юра в полет провожал», «Смоленская дорога» и «Созвездие Гагарина». На премьере цикла присутствовали вдова Юрия Гагарина и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Композитор А. Пахмутова, высоко оценивающая исполнительский талант Зыкиной, напишет о ней: «В любом жанре, какой бы она ни выбрала, она сохраняет все то же свое самобытное лицо истинно национального художника. А настоящее национальное искусство всегда глубоко интернационально. Неслучайно, так любят Зыкину во всех республиках нашей необъятной страны. Неслучайны ее триумфальные успехи в ГДР, Японии, Америке, Австралии… Когда Л. Зыкина поет одну из наших лучших песен о женщинах – песню А. Долуханяна «Рязанские мадонны», она сама мне представляется российской мадонной, талантливой русской женщиной, о которой слагали стихи Пушкин и Некрасов. Зыкина – истинно народная артистка в самом глубинном, высоком понимании этого звания».
1972 год начался с продолжительных гастролей по США, где кроме концертов открывалась большая выставка «Народное творчество республик СССР». На открытие выставки с группой артистов приехала министр культуры СССР Е.А. Фурцева, с которой Людмила Зыкина была в очень хороших отношениях и всегда с благодарностью вспоминала советы министра-женщины, порой очень необходимые певице в многогранной зарубежной деятельности. Выступая с оркестром имени Н. Осипова и солистами Ю. Гуляевым, Т. Сорокиной и другими, Л. Зыкина побывала в 55 городах США. Вернувшись, Л. Зыкина записывает на радио свои песни с оркестром Всесоюзного радио и телевидения под руководством дирижера В. Федосеева, поет в сопровождении дуэта гуслей с известным собирателем и аранжировщиком русских народных мелодий В. Городовской и Н. Чекановым. Много работает с эстрадно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под руководством дирижера Ю. Силантьева. У нее несколько сольных программ с оркестром народных инструментов имени Н. Осипова, которым руководил на протяжении многих лет В. Дубровский. Но все больше и больше певица понимала необходимость создания собственного музыкального коллектива.
В 1972 году при Всеросийском гастрольно-концертном объединении у Л. Зыкиной появляется свой ансамбль народных инструментов, руководителем которого становится Владимир Пителин, сменивший Романа Мацкевича, начавшего непростой процесс формирования нового коллектива. Эту дату принято считать началом создания оркестра будущего ансамбля «Россия», который только через пять лет будет утвержден приказом Министерства культуры РСФСР. До решения Министерства культуры Л. Зыкина продолжала работать с небольшим ансамблем В. Пителина, с дуэтом баянистов А. Шалаевым и Н. Крыловым и с оркестром имени Осипова, которым руководил В. Дубровский.
30 марта 1973 года ей присваивается звание «Народная артистка СССР». Виктор Боков, много лет друживший с певицей, откликнулся на присвоение почетного звания шуточным стихотворением-экспромтом, которое было напечатано в газете «Вечерняя Москва», буквально, через несколько часов после публикации Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении, нисколько не переживая, что Л. Зыкина может обидеться на такое легкомыслие: «Ты стала народной родного Союза./Я эти слова повторяю любя./И рвется моя простодушная муза. /К тебе под окно, чтоб поздравить тебя». Обладая чувством юмора, Людмила Зыкина никогда не ставила целью получение наград и титулов. Даже личная жизнь для нее была на втором месте. На первом месте всегда была работа: она снова отправляется в длительные гастрольные поездки и с сольными концертами, и в составе творческих групп, побывав дважды в США, Англии и Югославии. Выезжает на Кубу, в Японию, Канаду, Болгарию, Францию, ФРГ и ГДР, где ее всегда ждали, чтобы услышать неповторимые русские песни. Через год, в 1974 году, она награждается «Янтарным диском» в Каннах на фестивале «Мидем». Получает вторую награду Франции – медаль «За культурное воспитание молодежи». Награду вручает знаменитый импресарио Бруно Кокатрикс.
Известные деятели культуры и искусства приглашают Л. Зыкину для участия в своих творческих вечерах: А. Шалаев – неизменный аккомпаниатор певицы, композитор М. Фрадкин, поэты Е. Евтушенко и Л. Ошанин и многие, многие другие. Народная артистка продолжает повышать свой образовательный профессиональный уровень и в 1977 году оканчивает Московский музыкально-педа-гогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки). И наконец, сбывается ее мечта. В трудовой книжке Л. Зыкиной появляется новая запись: «01.09.1977 г. — Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия». Солистка, вокалистка, художественный руководитель, директор». Еще один поворотный год в жизни известной певицы, у которой прибавляется работы и ответственности теперь не только за себя, но и за целый коллектив музыкантов.
Годы творческого и семейного союза Л. Зыкиной и В. Гридина насыщены плодотворной и разнообразной работой. Наличие своего оркестра способствовало появлению новых концертных программ. Репертуар певицы пополняется как авторскими произведения-ми советских композиторов, так и народными песнями в другом музыкальном решении, в новых аранжировках, которые делает В. Гридин. Ежегодно репертуар обновляется почти наполовину. Созданный в сентябре 1977 год, ансамбль уже через месяц выезжает на гастроли по стране и выступает в Белгороде, Горьком, Свердловске и Челябинске. Только в период с 1978 по 1984 годы ансамбль посетил с концертами около ста городов! Это лишь концертные поездки по стране, без учета выступлений в столице и гастрольных поездок за рубеж.
В 1979 году народная артистка СССР к своему первому юбилею – 50-летию со дня рождения – получает орден Ленина. Перед юбилеем в кинотеатре «Россия» состоялась премьера нового цветного хроникально-документального фильма «На концерте Людмилы Зыкиной» (автор сценария И. Ицков, режиссер В. Катанян, операторы А. Левитан, А. Хавчин, Г. Серов, Г. Захаров, Н. Шмаков). Народный артист СССР Михаил Ульянов, читающий закадровый текст, дает интервью «Кинонеделе»: «Людмилу Георгиевну Зыкину я знаю давно и люблю. Помню ее первый дебют. Она, на мой взгляд, – наша лучшая певица». После фильма тираж продаваемых пластинок с песнями Л. Зыкиной вновь возрастает и ей вручается «Золотой диск» фирмы «Мелодия».
Создав свой ансамбль, Л. Зыкина наконец осуществила свою давнюю мечту. Она готовит целую программу старинных русских романсов, которые вошли в два телевизионных фильма «Слушайте, если хотите» и «Мечтой любви, мечтой прекрасной», показанных по телевидению в 1985 году. Композитор М. Фрадкин еще в 1969 году восхищался тем, как поет русские романсы Людмила Зыкина: «Мне однажды удалось услышать, как она поет русский романс. Это было совсем необычное исполнение и тоже великолепное!» Ансамбль «Россия» записывает на Всесоюзном радио романсы в обработке известной гуслярши Веры Городовской, сотрудничавшей с ансамблем с 1977 года: «Осенний сон» (старинный вальс – А. Джойс, слова В. Малкова), «Березка» (старинный вальс – Е. Дрейзен, слова А. Безымянского), «Тихо, так тихо» (слова и музыка Т. Толстой), «Я тебе ничего не скажу» (Т. Толстая, слова А. Фета), «На сопках Маньчжурии» (старинный вальс – И. Шатров, слова неизвестного автора), «Астры осенние» (Н. Харито, слова С. Грея), «Судьба» (С. Байнес, слова Н.Н.), «Колечко» (Н. Бахметьев, слова А. Дельвига), «Степь одна кругом глухая» (П. Булахов, слова народные), «Уж я с вечера сидела» (П. Булахов, слова В. Красова), «Я тебя с годами не забыла» (П. Булахов, слова Л. Жодейко), «Мне жаль тебя» (А. Варламов, слова неизвестного автора), «Ах, мороз, мороз» (А. Дюбюк, слова И. Ваненко), «Не скажу никому» (О. Дютш, слова А. Кольцова), «Ты не спрашивай» (В. Пасхалов, слова А. Толстого). В том же 1982 году Людмила Зыкина готовит 12 передач на Всесоюзном радио под общим названием «Песня – жизнь моя» (режиссер В. Демин, редактор В. Карасев). Главной задачей этого цикла являлась широкая пропаганда неиссякаемых сокровищ народного творчества. В основу программы легла книга Л. Зыкиной «Песня». Передача звучала на радио каждый месяц в течение года: 12 музыкальных программ для радиослушателей – прекрасных по материалу, великолепно срежиссированных радиопередач о многогранном песенном богатстве России от народных, фольклорных произведений до авторских песен известных и популярных советских композиторов.
Романсы в исполнении Людмилы Зыкиной – это особое, глубоко личное и вместе с тем всеобъемлющее высокие и яркие чувства певицы откровение. Это редчайшие жемчужины никем не превзойденного исполнительского мастерства, так мало известные широкому кругу любителей, удивительные образцы тончайшей лирики и высочайшей поэзии. Людмила Зыкина трижды обращалась к теме русского старинного романса. Среди этих программ новаторской была радиопередача «Высоким слогом русского романса», прозвучавшая в эфире в 1987 году. В музыкально-литературной композиции, составленной Т. Рымшевич, десять романсов («Слушайте, если хотите», «Тихо, так тихо», «Темно-вишневая шаль», «Чайка», «Я тебе ничего не скажу», «Мне жаль тебя», «Ты не спрашивай», «Я тебя с годами не забыла», «Не скажу никому», «Нет, не тебя так пылко я люблю») обрамлены стихами русских поэтов, которые читает сама певица. Актерское мастерство, проявившееся в чтецком жанре, настолько неповторимо и профессионально, что вызывает чувство изумления и восхищения. Романсы занимали в творчестве Людмилы Зыкиной особое место. Если их выстроить по мере появления и звучания в эфире, то приоткрывается внутренний мир Л. Зыкиной в один из самых наполненных творческих периодов. В эти годы в душе певицы тесно переплелись и личные чувства, и творческие порывы, и мучительные поиски возможности реализовать огромный природный дар в полной мере. Творческой личности мирового масштаба, Людмиле Георгиевне Зыкиной было тесно в песенном пространстве, которое ей отвела эпоха социалистического реализма. Она постоянно искала новые формы, новые жанры, новые возможности приложения своего таланта, не успокаиваясь на достигнутом.
Еще в 1983 году Людмила Зыкина осваивает оригинальный материал, достаточно неожиданный для народной певицы. Амплуа драматической актрисы, полностью не реализованное через вокальное исполнительское искусство, требовало выхода. Она создает маленький шедевр из «Уральских сказов» Павла Бажова, который абсолютно не известен даже самым искушенным почитателям ее таланта. На фоне богатого музыкального материала, исполняемого оркестром «России» под управлением Виктора Гридина, Людмила Зыкина читает семь рассказов: «Богатырскую рукавицу», «Огневушку-поскакушку», «Медной горы Хозяйку», «Малахитовую шкатулку», «Две ящерки», «Серебряное копытце» и «Горного мастера». Несмотря на сложнейший бажовский язык и уральский диалектический колорит, рассказы были прочитаны безукоризненно! Голос Зыкиной, буквально «вырисовывает» картины неповторимых сказов, создавая зримые образы всех персонажей в их фольклорно-сказочной достоверности.
В творческой жизни народной артистки СССР Людмилы Зыкиной были такие маршруты, которые требуют особого упоминания. В 1983 году с ансамблем под руководством Виктора Гридина она вылетает в Афганистан, в места боевых действий, о которых она рассказывает в книге «Течет моя Волга»: «Что такое воинская дружба, я поняла, понюхав пороху в Афганистане осенью 1983 года. "Афганский поход" ничем не отличался от настоящей войны, и, памятуя что солдат без песни не солдат, я согласилась на эти опасные и тяжелые гастроли… Тридцать четыре концерта с ансамблем "Россия" за две недели под грохот разрывов бомб и свист "эрэсов" – дальнобойных реактивных снарядов – в Чертогане, Панджшере, Джелалабаде, Гардезе, Файзабаде, Пагмане…Такое не забывается. На одном из опасных перелетов вертолет, в котором находились артисты, подбили моджахеды. Командир вертолета, молодой капитан, ценой невероятных усилий воли и пилотского мастерства посадил изрешеченную пулями машину – спас от верной гибели музыкантов и певицу. Концерты шли своим чередом, по два в день, иногда по три. Забрались в высокогорные районы, там наши парни сидели безвыездно по полгода и больше – на воде, тушенке и хлебе. Среди минных полей и обстрелов. "Спасают воинская дружба, чувство локтя и чувство долга", – говорили мне командиры десантных групп за скромным солдатским ужином…. Рваные молнии орудийных залпов, огненные шары падающих невдалеке «эрэсов», автоматные и пулеметные очереди стали привычным явлением наших будней. Был момент, когда девчата из ансамбля, решив принять армейскую баню, едва не погибли. Как только последняя из них покинула это столь почитаемое в войсках заведение, снаряд превратил его в груду дымящихся развалин. Поездка в Афганистан нам дорого обошлась. Убитых и раненых не было, зато вирусом гепатита заразились шесть человек, в том числе и мой муж, так и не вылечившийся от этой напасти… Я с трудом сдерживаю слезы, когда читаю письма от бывших солдат, благодарных нам за те короткие часы и минуты, что мы провели вместе на истерзанной земле Афганистана». Эта поездка сродни поездке фронтовой бригады на поля Великой Отечественной войны. Л. Зыкина много читала об артистах- фронтовиках, многих знала лично. И, совершая поездку в Афганистан, считала своим долгом поддержать дух солдат и офицеров, в нечеловеческих условиях чужой страны отдающих свои молодые жизни.
В 1990 году в Колонном зале Дома Союзов она проводит великолепный концерт – «Вечер памяти Лидии Руслановой». Организовав выступление ансамбля «Россия», который в тот памятный вечер аккомпанировал К. Лазаренко, А. Стрельченко, Л. Рюминой и молодежной вокальной группе, стажирующейся при ансамбле, она предоставляет слово для открытия народному артисту СССР Ивану Козловскому. Сама Л. Зыкина в концерте исполняет только четыре произведения, в том числе «Плач» по Руслановой – вершину вокального мастерства и эмоционального воплощения – Лидия Русланова в артистической судьбе Л. Зыкиной всегда являлась примером истинной народности и самобытности среди всех других исполнительниц русской песни.
Пытаясь найти выход из сложной ситуации, Людмила Зыкина принимает активное участие в инициативах различных групп деятелей русской культуры. В 1990 году входит в общественную организацию – Всесоюзную ассоциацию отечественной словесности и культуры (ВАОСК) «Единение». Президентом организации был избран писатель Ю. Бондарев. Почетным членом ассоциации становится Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Л. Зыкина входит в президиум правления. Общественная деятельность становится необходимой, чтобы создать условия для творческой работы по избранному профессиональному пути. Людмила Зыкина никогда не отказывалась от общественной работы и, насколько позволял ей плотный график концертной деятельности, всегда занималась общественными делами. Впервые Л. Зыкина была избрана депутатом Куйбышевского районного Совета депутатов трудящихся г. Москвы в 1967 году, затем неоднократно избиралась вновь по избирательному округу №1 столицы. Свою общественную деятельность она уже тогда старалась направить на непосредственную помощь тем, кто нуждался во внимании и финансовой поддержке. Немало людей, которые обязаны ей за предоставленную возможность отдохнуть, лечиться, учиться после ее решительного вмешательства в бюрократическую машину чиновничьей волокиты. Она помогала и в получении жилья, и в трудоустройстве. Много времени и внимания уделяет она и благотворительной деятельности.
Выросшая в семье, которая жила только на средства, заработанные тяжелым трудом, не избалованная чрезмерным комфортом и роскошью, Л. Зыкина никогда не ставила своей целью приобретение материальных ценностей. И в течение всей своей многолетней творческой деятельности всегда старалась помочь тем, кто нуждался, будь то организация или просто человек, которому была нужна ее помощь. Она часто вспоминала слова своей матери Екатерина Васильевны «Рука дающего да не оскудеет. Умей отдать, взять-то каждый может. С собой ведь ничего не возьмешь, и за тобой ничего не понесут».
В 1990 году по инициативе Л. Зыкиной создается общественная организация – Центр народного творчества «Россия». Главная задача центра – сохранение культуры народов России. Центр планировал вести поисковую и исследовательскую работу, организовывать школы народного творчества. Через несколько месяцев на базе центра создается Академия народной культуры и общечеловеческих ценностей, которая преобразуется в Академию культуры России. Л. Зыкина становится президентом академии. Общественные инициативы прославленной певицы не прошли даром: концертную деятельность ансамбля удалось восстановить в полной мере. В 1992 году состоялась гастрольная поездка в КНДР, которая прошла с огромным успехом и была проведена еще дважды – в 1994 и 1995 годах. В 1994 году главным дирижером ГАРНА «Россия» становится молодой дирижер, ученик В. Дубровского – Н. Степанов. Коллектив ансамбля вновь гастролировал по стране, выезжал в зарубежные поездки, проводил огромное количество благотворительных концертов для ветеранов ВОВ и воинов.
Концертная программа «Лишь ты смогла, моя Россия», премьера которой состоялась в Центральном концертном зале «Россия», объединила творческие возможности ведущих исполнителей и коллективов столицы, среди которых: хор имени Пятницкого, Ансамбль песни и пляски имени А. Александрова, народные артисты СССР М. Ульянов, Ю. Никулин, М. Магомаев, С. Ротару и другие. Благодаря усилиям возглавляемой Л. Зыкиной Академии культуры эта программа была показана в 30 регионах страны, только для ветеранов состоялось 50 благотворительных концертов. Завершились торжества, посвященные 50-летию Победы, концертами 8 и 9 мая 1995 года на Поклонной горе в городе-герое Москве. В марте 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации о награждении Людмилы Зыкиной орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В мае и июне Л. Зыкина участвует в сольных и сборных концертах, посвященных Дню Победы и Дню независимости России, в различных залах Москвы и на открытых площадках. В июле Л. Зыкина награждается медалью «В память 850-летия Москвы» и, приняв награду, выезжает на юбилейные торжества в Вологду, которой тоже исполняется 850 лет. В начале сентября Москва с размахом отмечает 850-летие. Ансамбль «Россия» принимает участие во всех торжествах в столице.
В апреле 1997 года в Государственном Кремлевском дворце состоялся финальный концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности Людмилы Зыкиной. Зрителей обрадовала долгожданная премьера песни «Заклинание о русской земле» (М. Волошин – Н. Мешко). Следующий, 1998 год тоже насыщен гастрольными поездками. Параллельно ансамбль готовится к юбилею Л. Зыкиной – 70-летию со дня рождения. Снова награды, которые вручают общественные и правительственные организации. В 1998 году Л. Зыкина становится обладательницей премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1999 году Л. Зыкина избирается председателем Московского фонда мира, где ведется активная благотворительная работа. В рамках благотворительной программы фонда организуется «Поезд мира и согласия» по маршруту Москва–Смоленск–Минск–Брест–Берлин с участием ветеранов Великой Отечественной войны. После его проведения Л. Зыкина становится председателем нового фонда «Во имя мира и человека».
В 2000 году Л. Зыкина становится инициатором группы общественных деятелей, которая ставит своей целью возродить меценатство, благотворительность и милосердие в России. Она начинает сотрудничество с религиозными и общественными организациями по возрождению традиций православия в стране. Если благотворительная помощь певицы довольно регулярно освещалась прессой, то ее роль в возрождении русской православной традиции, ее подвижническая деятельность по сохранению и восстановлению святынь православия менее известна. Впервые к сохранению святынь православия Л. Зыкина обращается еще в 1989 году, когда подписывает письмо от имени деятелей культуры СССР о передаче Петропавловского кафедрального собора в городе Гомеле религиозной общине, чтобы предотвратить его передачу в ведение концертной организации, планировавшей разместить в нем Концертный зал органной музыки. Это письмо было подписано также академиком Д. Лихачевым, народным артистом СССР И.С. Козловским, космонавтами В. Севастьяновым и П. Климуком, художником И. Глазуновым, писателем В. Быковым и другими.
Авторы Н.А. Чадова, С.Ф. Шадейко