ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович
ЧАЙКОВСКИЙ Александр Владимирович
Народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, заведующий кафедрой композиции Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, профессор
Родился 19 февраля 1946 года в Москве. Отец – Чайковский Владимир Александрович (1917 г.рожд.), музыкант, участник Великой Отечественной войны. Мать – Чайковская Екатерина Сергеевна (1922 г.рожд.), домохозяйка. Супруга – Чайковская Людмила Эдуардовна, первая скрипка оркестра Мариинского театра. Дети: Дарья (1980 г. рожд.), Никита (1996 г.рожд.).
Александр Владимирович родился в музыкальной семье. Чайковские вообще обладали просто каким-то геном музыканта: и Владимир Александрович, и его брат Борис Александрович, один из выдающихся композиторов XX века, и сын Владимира Александровича Александр Владимирович – несомненно, один из ярчайших композиторов современности. Отец А.В. Чайковского окончил в 1941 году Московскую государственную консерваторию. Сразу же был призван в армию, прошел Великую Отечественную войну. На фронте был радистом, военный период в своей биографии завершил инструктором в училище связи в городе Муром Владимирской области. В послевоенное время заведовал музыкальной частью Московского театра киноактера, а с конца 1950-х годов, в течение 20 лет, занимал должность директора Московского государственного (с 1964 года – также академического) ордена Трудового Красного Знамени Музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Владимир Александрович – заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, автор ряда оперных и балетных либретто. Являлся консультантом по вопросам музыкальных театров в Министерстве культуры РСФСР.
Александр, учившийся в Центральной музыкальной школе, был в театре отца частым гостем, ходил туда на все спектакли. Там ставили очень много современных опер и балетов, и Александр, можно сказать, просто «варился» в музыке. Часто слушал произведения своего дяди Б.А.Чайковского. Огромное впечатление на Александра – ему к тому времени было уже 14 лет – произвела постановка оперы Д.Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Знакомство с этим произведением, казалось, стало для него судьбоносным: он окончательно решает стать пианистом. Напротив, о своем композиторском будущем не думал, даже поступив в 1965 году в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фортепиано.
Учился у великих педагогов, сначала у Г.Г. Нейгауза, позднее – у его ассистента Л.Н. Наумова по классу фортепиано. Александр продолжал мечтать об исполнительской деятельности пианиста и дирижера вплоть до 3-го курса, пока совсем неожиданно для себя не написал цикл романсов. Решил показать свои сочинения педагогу, великому советскому композитору Т.Н. Хренникову. Тот посоветовал студенту серьезно заняться композицией. Так Александр, уже во многом сложившийся исполнитель, оказывается в его классе и продолжает учебу сразу на двух факультетах, что было далеко не просто. Во-первых, это не приветствовало Министерство образования. Во-вторых, теоретическая подготовка композиторов всегда была намного сложнее и серьезнее, чем у исполнителей. Александру пришлось изучать все учебные дисциплины практически заново. Однако прочный исполнительский фундамент способствовал быстрому развитию собственно композиторских способностей. Большую помощь в этом, в том числе моральную поддержку, ему оказал Т.Н. Хренников. В его лице Александр Чайковский нашел чуткого и заинтересованного наставника. Педагог требовал от своих воспитанников самого серьезного отношения к профессии композитора, заставлял быть ее фанатом, воспитывал творческую амбициозность. Зрелый композитор Чайковский помнит его уроки до сих пор, пользуется давними советами учителя в своей творческой и педагогической деятельности.
С Хренниковым у Александра, как и у его сокурсников, отношения были совершенно свободными от всякого чинопочитания. Всем классом ходили к нему домой на праздники, дни рождения, так что студент Чайковский нередко оказывался за одним столом с такими светилами музыки, как Е.Ф. Светланов, Л.Б. Коган,
И.С. Безродный, М.Э. Хомицер. Бывало, что занятия проходили также в кабинете Т.Н. Хренникова в Союзе композиторов СССР, председателем которого он являлся. А там можно было запросто столкнуться с известными и знаменитыми композиторами, великими: Д.Д. Шостаковичем, А.И. Хачатуряном, К.С. Хачатуряном. Все это не могло не повлиять, причем решительным образом, на судьбу Александра как композитора. В его дипломе об окончании консерватории указаны две специальности: пианиста и композитора. Далее последовали два года аспирантуры у Т.Н. Хренникова, затем он становится его ассистентом, получает собственный класс, профессорское звание, в 27 лет становится членом Союза композиторов СССР. Годы, проведенные в консерватории, стали для А.В. Чайковского прекрасной школой мастерства.
В 1985 году коллеги по цеху избрали
35-летнего музыканта секретарем Союза композиторов СССР. Возможно, не последнюю роль здесь сыграла его более чем звучная и, в общем-то, обязывающая для музыканта фамилия. По поводу нее Александр Чайковский как-то признавался: «Мне советовали раньше сменить фамилию. Я решил не менять, чтобы иметь как бы постоянную “гирю” над головой, чтобы она стимулировала меня. Если бы моя фамилия была, скажем, Тютькин, никто бы не заметил, что я написал плохое сочинение. А Чайковский, если что не так…». Но дело, пожалуй, не только в этом: Александр Владимирович, по отзывам коллег, человек спокойный, доброжелательный, открытый и коммуникабельный. А это для творческих людей обстоятельство немаловажное. В 1985–1990 годах А.В. Чайковский являлся секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. С 1977 года преподает в Московской консерватории, он – профессор и заведующий кафедрой композиции. С 1993 по 2002 год – музыкальный советник в Мариинском театре. В 2001–2002 годах – приглашенный профессор Санкт-Петербургской консерватории.
В 2003 году А.В. Чайковский становится художественным руководителем Московской государственной академической филармонии. Придя туда, провел серьезное реформирование, превратив «музей запылившихся традиций советского времени», как он шутя называл эту филармонию, в учреждение культуры, работающее на уровне мировых стандартов. Правда, с одинаковым уважением отнесся как к выдающимся личностям на концертной эстраде, так и к «ремесленникам-профессионалам», составляющим основную массу коллективов оркестров.
В январе 2005 года А.В.Чайковский избран ректором Санкт-Петербургской государственной консерватории, которой он руководил фактически с сентября 2004 года. Новый ректор пообещал «защищать традиционную школу», а будучи убежденным в том, что в консерватории следует видеть не только учебное заведение, но и прежде всего творческий комплекс с колоссальными возможностями, – подготовить вуз к реформе образования, сделать из консерватории крупный музыкальный центр. С той поры он последовательно этим и занимается. Причем не теряя связей с Московской филармонией, видя в ней возможность «живой работы», творческого продвижения молодых исполнителей из Санкт-Петербургской консерватории.
А.В. Чайковский остается продолжателем лучших традиций русского искусства. Отличительная черта Александра Чайковского – многоликость, находящая свое проявление в его творчестве. Для ораторий он благодаря масштабности своего поэтического мышления, пишет музыку о жизни, о любви, о мире, о человеке и человечестве. Слушателя подкупает сила его лирического дарования. В его музыке улавливается романтическое стремление выразить глубокую меланхолию и страсть. «Это один из моих учеников, который пишет в своей музыке МУЗЫКУ», – сказал как-то о нем Т.Н. Хренников. Однако романтизм совсем не мешает немалому чувству юмора Александра Чайковского в его комических операх.
А.В. Чайковский обладает своеобразным инструментальным строем мышления. Испытывает особое пристрастие к инструментальным жанрам, в которых, как правило, не стремится раскрывать какую-то конкретную программную задачу. В работе не терпит спешки, все тщательно обдумывает, отделывает. И еще один штрих в характеристике Александра Чайковского как музыканта: в его творчестве уживается, казалось бы, несовместимое. Будучи своего рода «официальным» композитором, он, например, может обратиться за продюсерской поддержкой своего творческого вечера к П.П. Кваше (псевдоним – Павел Кашин), артисту, работающему в шоу-бизнесе. Более того, может решиться написать в содружестве с ним саундтрек для мистического сериала «Дневник убийцы», в котором хочет использовать музыку П.И. Чайковского. Заведуя кафедрой композиции Московской консерватории, он решается выбрать для исполнения на официальном концерте в честь столетия Большого зала консерватории пьесу под названием «Сумасшедший скрипач». А являясь советником по репертуарной политике Мариинского театра, пишет комические оперы «Царь Никита» и «Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери» для «Терем-квартета» – коллектива, на первый взгляд совсем не вписывающегося в рамки условной торжественности оперного театра.
А.В. Чайковского отличает также способность быть в постоянном взаимодействии с культурными символами окружающей действительности. Идею для своего сочинения он может почерпнуть в любой примете времени, будь то хоккейный матч, как в Концерте для оркестра «Хоккейный матч ЦСКА – “Спартак” в одном периоде и трех шайбах», или же наступление новой астрологической эры, как в Симфонии №2 «Водолей».
Сочинения А.В. Чайковского охватывают все основные жанры академической музыки: опера, балет, оратория, симфония, инструментальные концерты, хоровые и вокальные произведения, камерная музыка. Но композиторское имя он создал себе работой именно в крупных концертно-симфонических жанрах. Список его сочинений велик. Для музыкального театра он написал эксцентрическую оперу «Девушка смеется» (1976, по басням И.А. Крылова), оперу «Второе апреля» (1984, по мотивам рассказов И.Ю. Зверева), оперы «Верность» (1985, по поэме Т.М. Зумакуловой), «Три сестры Прозоровы» (1995, по А.П. Чехову), «Царь Никита и сорок его дочерей» (1997), «Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери»» (1999), «Зимняя сказка» (2000–2001) и другие. Из оперетт им созданы: «Провинциалка» (1997), мюзикл «Греховодникъ» (2001), «Три мушкетера» (2007).
Из симфонической и инструментальной музыки: симфоническая юмореска «Мы с приятелем» (1975), Симфония №1 (1985), Симфония №2 «Водолей» (2000), Третья симфония (2003), отличающаяся напряженным эмоциональным сюжетом музыки, Струнный квартет №1 (1968), Струнный квартет №2 (1969), Концерт для фортепиано с оркестром (1972), Струнный квартет №3 (1973), Концерт для виолончели с оркестром (1974), Концерт для оркестра «Хоккейный матч ЦСКА – “Спартак” в одном периоде и трех шайбах» (1975), Фантазия для фортепиано (1975), Фортепианное трио (1977), Концерт для альта с оркестром №1 (1979), прозвучавший, на первом фестивале советской музыки «Московская осень» в исполнении выдающегося альтиста Ю.А.Башмета, Каприччо и серенада для скрипки и фортепиано (1979), Соната для виолончели и фортепиано (1980), Концерт для фагота с оркестром (1981), Серенада для скрипки и фортепиано (1981), «Хроматические сновидения» для скрипки и фортепиано (1984), Сюита для фагота (1984), Детская сюита для виолончели и фортепиано (1985), симфоническая поэма «Ноктюрны Северной Пальмира» (1994).
Он написал музыку к балету «Ревизор» (1980, по Н.В. Гоголю), балету-аллегории «Броненосец Потемкин» (1986), одноактному балету «Дама Пик» (2001, парафраз на музыку П.И. Чайковского). В 1985 году в США сюита из балета «Броненосец Потемкин» получила первую премию. А.В.Чайковским созданы вокальные и кантатно-ораториальные произведения: Французские песни-баллады, вокальный цикл (1979), оратория «К солнцу» (1982, на стихи Ф.И. Тютчева), оратория «От имени земного шара» (1984, на стихи И. Сельвинского). Музыка к спектаклям: «Лёнушка» (1974, Театр на Малой Бронной), «Конец – делу венец» (1977, Театр имени М.Н. Ермоловой), «Последнее свидание (1979, ЦАТСА), «Кортик» (1982, ЦАТСА); «Алеша» (1985, Центральный детский театр). Он – автор музыки к кинофильмам: «Таланты и поклонники» (1973, Киностудия имени Горького, режиссер И.М. Анненский), «Иван да Марья» (1973, Киностудия имени Горького, режиссер Б.В. Рыцарев), «Осенние грозы» (1973, Молдова-фильм, режиссер В.А. Калашников); к телеспектаклям: «Последняя жертва (1983, Центральное телевидение, режиссер М.М. Казаков), «Мусорщик» (2001, «Мосфильм», режиссер Т. Шенгелия).
Несмотря на загруженность административной, представительской работой, на его рабочем столе всегда находится место для нотной тетради с новыми музыкальными задумками. В марте 2003 года в Москве состоялась мировая премьера его Третьей симфонии в исполнении оркестра Петербургского оперного театра имени Н.А. Римского-Корсакова. Она для него своего рода программное произведение, на написание которого ушло более семи лет. В мае 2005 года на сцене Краснодарского музыкального театра прошла мировая премьера оратории «Русский реквием», посвященной 60-летию Победы, – оратория для солистов, детского и смешанного хора, большого симфонического оркестра на стихи Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, А.А. Блока, И.А. Бродского, Н.А. Заболоцкого, псалом Давида (дирижер художественный руководитель и главный дирижер Краснодарского музыкального театра заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ В.П. Зива).
2007 год отмечен в Омске мировой премьерой симфонической зарисовки композитора «Ароматы и звуки Гранд Канариэн». В 2004 году А.В. Чайковский пишет Камерную симфонию «Предчувствие конца ХХ века». Сочинение создано как бы «под картину» известного художника В.А. Кротова. Премьера симфонии состоялась в марте того же года в московском Манеже на открытии выставки художника. Для композитора это был первый подобный опыт. И ещё один новый проект с его участием – «Антология русского кино». Это 12-серийный документальный фильм, представляющий собой энциклопедию русского кино. В планах – написать оперу на тему русской истории, о князе Григории Потемкине – фаворите императрицы Екатерины II.
А.В. Чайковский владеет счастливым даром делать свои творения жизнеспособными. Его музыку исполняли и исполняют такие выдающиеся музыканты, как В.А. Гергиев, М.В. Плетнёв, В.И. Федосеев, М.А. Янсонс, В.П. Зива, Л. Пешек, Л. Гютлер, А.В. Сладковский, Ю.А. Башмет, В.В. Третьяков, Д.Г. Герингас, Б.М. Пергаменщиков, М.Х. Гантварг, Е.Н. Бронфман, А. Слободяник, «Trio Fontenay», «Vermeer Guartet», «Терем-квартет». С композитором сотрудничают Мариинский театр, Московский музыкальный театр под управлением Б.А. Покровского, Московский театр оперетты, Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, Пермский театр оперы и балета, Театр оперы и балета в Братиславе, Театр музыкальной комедии Санкт-Петербурга и другие. Из оркестров: Государственный академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии, Академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, оркестр «Новая Классика», Лондонский симфонический оркестр, Питсбургский симфонический оркестр и другие ведущие оркестры мира. Музыка А.В. Чайковского звучала в Чикаго, Атланте, Дортмунде и Гамбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, Саратове и многих других российских и зарубежных городах.
А.В. Чайковский – обладатель первой премии на Международной конкурсе композиторов «Hollybush Festival») в США. Он принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Schleswig-Holstein», «Bad Kissengen» (Германия), «Парижская весна», в фестивале Ю.А. Башмета в Лондоне, в Международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале имени
А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Международном фестивале «Киев-Фест». В 1988 году А.В. Чайковский стал главным композитором Международного фестиваля «Bad Kissingen» (Германия), а в 1995 году – фестиваля «Nova Scotia» (Канада).
А.В. Чайковский – прекрасный педагог и крупный общественный деятель. С 2002 по 2004 год он был инициатором проведения музыкального фестиваля «Молодежные академии России», получившего поддержку президента РФ. Александр Владимирович – идеолог и руководитель фестиваля, его художественный руководитель. Основная цель музыкального смотра – поиск и продвижение талантливых молодых композиторов и исполнителей. Фестиваль уже проводился в Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Его программу составили сочинения юных композиторов, исполненные их сверстниками, музыкантами-исполнителями. Композитор является также членом и председателем жюри многочисленных российских и международных конкурсов.
Уже 30 лет А.В. Чайковский ведет педагогическую деятельность. Он является профессором сразу двух ведущих консерваторий мира, а одной из них, Санкт-Петербургской, – ректором. Выпускники композитора работают во многих городах России, в Италии, Австрии, Англии, США, среди них – лауреаты конкурса «Международная трибуна композитора ЮНЕСКО», Международного конкурса имени П.И. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии. Один из его аспирантов А.А. Сюмак, стал лауреатом премии ЮНЕСКО «Международная трибуна композиторов» – награда очень редкая и весьма престижная.
Хобби профессора А.В.Чайковского – коллекционирование точных моделей автомобилей. Пришел к этому увлечению после одной из английских выставок игрушек, родители тогда купили ему три экземпляра. Собирательством «заболел» на всю жизнь. Его коллекция насчитывает две тысячи машин.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.