ДЕВЯТОВ Владимир Сергеевич
ДЕВЯТОВ Владимир Сергеевич
Народный артист России, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва), международного фестиваля и Всероссийского конкурса
Родился 15 марта 1955 года в Москве. Отец – Девятов Сергей Иванович, генерал-майор юстиции в отставке. Мать – Девятова Екатерина Степановна, пенсионерка. Супруга – Марина. Дочь – Марина, участница телепроекта «Народный артист», выступала вместе с отцом.
Первое высшее образование Владимир Девятов получил в военной академии, затем служил по специальности в оборонном НИИ Москвы. Имея к тому времени начальное музыкальное образование, в период учебы и дальнейшей службы он развивал свои музыкальные способности в любительских творческих коллективах. Увлекался рок-музыкой. Любимыми его группами стали Beatles, Grand Funk, Deep Purple, Uriah Heep, Jethro Tull, Chicago. В составе московской группы «Старый арсенал» в 1970-е – 1980-е годы Владимир Девятов сделал первые шаги в качестве певца и музыканта коллектива (ударные). Кроме рок-музыки в его репертуаре начали появляться русские народные песни. Серьезным поворотом стала его встреча с Владимиром Винокуром, услышавшим молодого исполнителя на одной из вечеринок.
Он рекомендовал В. Девятову продолжить обучение музыке.
В 1983 году Владимир Девятов начал свое профессиональное музыкальное образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки).
В 1987 году он окончил факультет сольного народного пения по классу заслуженного деятеля искусств России профессора Людмилы Васильевны Шаминой.
Первые творческие успехи и признание пришли к Владимиру Девятову еще в период обучения в институте. В 1985 году он создает ансамбль народных инструментов «Русские напевы» и в качестве солиста-вокалиста становится лауреатом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Международного фестиваля в Тбилиси и 3-го Всероссийского конкурса исполнителей народной песни в Краснодаре.
Десятилетие 1985–1995 годов можно считать периодом профессионального формирования и общественного признания Владимира Девятова как одного из самых ярких исполнителей русской народной песни и старинного романса на отечественной эстраде и далеко за пределами России. В этот период сольные программы Владимира Девятова и отдельные концертные номера в его исполнении прозвучали в самых престижных столичных залах – в ГЦКЗ «Россия», в Театре эстрады, в Колонном зале и в концертных залах различных регионов России. Его исполнением были также покорены поклонники русской песни и романса в Германии, Бельгии, Дании, Австралии, Австрии, Израиле, Таиланде. Концертные программы Девятова были отсняты и показаны по ведущим телеканалам России – ОРТ, РТР, НТВ, его голос стал хорошо знаком слушателям «Радио России», «Маяк», «Москва», «Эхо Москвы» и других радиостанций. Вышли в свет пластинка-гигант «Вдоль по улице молодчик идет» и компакт-диск «Русские песни и романсы». Российская пресса отмечала широкое признание Владимира Девятова как обладателя блистательного тенора, яркого представителя национальной вокальной школы, классического исполнителя русской песни и романса.
Именно в этот период начинается сотрудничество Владимира Девятова с МГКО «Москонцерт». С 1989 года концертно-творческий коллектив «Русские напевы» (художественный руководитель и солист Владимир Девятов) работает в системе Комитета по культуре Правительства Москвы. Это сделало более интенсивными контакты творческой группы с трудовыми коллективами и общественными организациями столицы, обеспечило участие в культурных мероприятиях города, а в итоге привело к большой популярности Девятова и «Русских напевов» у москвичей. Севастополь, Таллин, Нарва, Казахстан – таковы некоторые из адресов художественных акций Правительства Москвы в странах ближнего зарубежья, где голос Девятова звучал как подлинный Голос России. А для многих наших соотечественников это был Голос Родины.
В 1995 году Владимиру Сергеевичу Девятову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации», что явилось высокой государственной оценкой его творческой деятельности за десятилетие. В том же году международное признание его таланта было отмечено званием «Почетный магистр искусств Международной академии наук Сан-Марино».
В последующий период (1995–2001) Владимир Девятов значительно расширяет свои творческие устремления, активизирует общественную деятельность, достигает творческих и организационных результатов, подчас удивительных по своей видимой несовместимости и очевидной огромной трудозатратности.
Главным в его репертуаре по-прежнему остается народная песня и старинный романс. Продолжая развитие этого направления, в 1996–1997 годах В. Девятов выпускает альбомы «На последнюю пятерку» («Мелодия») и «Авось» («Союз»). Сохраняя верность чистоте классического, традиционного исполнения русской песни (в его репертуаре более 100 шедевров национальной культуры), Девятов в то же время тесно работает с композиторами (А. Пахмутова, В. Темнов, О. Молчанов, О. Красноперов и др.). В 1998 году фирма «Союз» выпускает альбомы популярных песен, аранжированных и исполненных Девятовым в современной, так называемой «попсовой» манере. В 1999 году шлягером многих радиостанций России стала исполненная Владимиром Девятовым песня Олега Молчанова «Реченька-речушка», давшая название одному из этих альбомов. Однако даже в этом популярном жанре не забыта и отчетливо прослушивается связь с русской песней.
Очень серьезным творческим проектом Девятова стала подготовленная им программа романсов русских композиторов – Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. В 1996–1998 годах любители классической музыки познакомились с камерным певцом Владимиром Девятовым. С большим успехом прошли его концерты в Центральном доме работников искусств, Центральном доме ученых, Музее музыкальной культуры имени Глинки, в Музее А.С. Пушкина, в музыкальных салонах и клубах Москвы. Программа романсов русских композиторов стала не только успехом, но и большой профессиональной школой для певца. Эта сложная работа помогла выявить огромные ресурсы его таланта. Технические возможности голоса и необыкновенное богатство тембра позволяют Девятову петь практически все, что дано петь тенору.
В сентябре 1998 года Девятов впервые вышел на сцену московского театра «Новая опера», художественным руководителем которого в то время был Евгений Колобов. В премьерном спектакле «Борис Годунов» он исполнил партию Шуйского, в 1999 году в этом же театре в премьере «Демон» – партию князя Синодала.
В это же время начинаются его систематические занятия с ведущими педагогами и специалистами в области оперного пения (Д. Вдовин, М. Ионина, А. Маргулис, Д. Дарден, Д. Зола).
Этапным стал сольный концерт Владимира Девятова в Центральном концертном зале «Россия» весной 1999 года, вызвавший восторг зрителей и широкий резонанс в средствах массовой информации. Представленная певцом сольная программа впервые сочетала его успехи артиста оперного театра, «звезды» народной песни и попсового исполнителя.
С 1995 года действует созданный по инициативе Владимира Девятова при поддержке Правительства Москвы Центр русской культуры и искусства. На счету Центра благотворительные концерты, художественные выставки, поддержка молодых музыкантов, просветительская работа с подрастающим поколением. В 1999 году Владимир Девятов учредил при Центре Высшую школу искусств, культуры и шоу-бизнеса (институт).
На основном факультете Школы – «сольное пение» – обучаются певцы академического, народного и эстрадного направлений, применяются эксклюзивные методики, индивидуальный профессиональный и личностный подход к студентам. Гарантом высокого уровня музыкальной культуры учебного процесса является художественный руководитель Школы Владимир Девятов, объединивший высококвалифицированных музыкантов, единомышленников в искусстве. По инициативе Центра русской культуры и искусства Владимира Девятова, группы специалистов в области оперного пения и специалистов нью-йоркского театра «Метрополитен опера» с 2000 года в Москве действует Международная школа вокального мастерства. В рамках Международной школы молодые певцы – студенты музыкальных вузов и оперные артисты из различных регионов России и зарубежья совершенствуют свой профессиональный уровень в мастерклассах ведущих специалистов «Метрополитен оперы».
С 2002 года в Центре русской культуры и искусства Владимира Девятова начали работать Детская певческая студия и Детская музыкальная школа.
В апреле 1999 года Владимир Девятов награжден почетным знаком национального фонда «Общественное признание» за «большой личный вклад в развитие русской музыкальной культуры, подвижническую деятельность и высокое достижение в деле эстетического воспитания молодежи». За проводимую им большую общественную работу Владимир Сергеевич награжден медалями «В память 850-летия Москвы» (1997), «200 лет МВД России» (2002). В 2001 году за активное участие в концертных программах, проводимых для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, Владимир Девятов удостоен почетной премии и диплома. В 2002 году Федеральная пограничная служба за участие в концертных программах наградила его почетным знаком
«За заслуги».
Интенсивность творческой деятельности Владимира Девятова не снижается. Вместе с ансамблем «Русские напевы» создаются современные интерпретации русских народных песен и романсов. Завершен новый проект певца в тандеме с известным композитором Георгием Гараняном – записаны вокальные шедевры классической и популярной музыки (европейской, американской, русской), аранжированные Г. Гараняном для биг-бенда и симфонического оркестра. Ведется поиск по адаптации классической музыки (оперных произведений) к «современному уху».
Продолжается сотрудничество Владимира Девятова с московским театром «Новая опера».
В постановке оперы Джузеппе Верди «Двое Фоскари» Девятов исполняет партию Якопо, признанную одной их самых сложных в мировом теноровом репертуаре. В концерте-спектакле «Вива, Верди!» в исполнении Владимира Девятова звучат фрагменты партий Манрико («Трубадур»), Макдуф («Макбет»), Рикардо («Бал-маскарад»).
В репертуарном «багаже» певца – партии Канио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы», Берендея из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Князя из оперы А. Даргомыжского «Русалка».
В 2003 году Указом Президента Российской Федерации Владимиру Девятову присвоено звание народного артиста России. Этому событию был посвящен ряд концертов сезона 2003 года. Любители русской народной песни и старинного романса вновь встретились с привычным для них Владимиром Девятовым в Зале имени П.И. Чайковского на сольной программе «Маэстро Голос приглашает». В декабре 2003 года в Государственном центральном концертном зале «Россия» Владимир Девятов представил широкой аудитории очень интересное видение шлягеров мировой оперы, популярной европейской классической музыки и русской народной песни, объединив их в одной концертной шоу-программе «Маэстро Голос. Из России в Европу – без визы». В этой программе мировые оперные шлягеры прозвучали в современной, адаптированной для широкой публики обработке, при этом их сценическое решение также было подвергнуто метаморфозам и приближено к привычному видению эстрадного концерта.
С 2004 года Владимир Девятов приступает к реализации нового фольклорного проекта, направленного на модернизацию народной песни в направлении современного ее звучания. Им создается совершенно новый коллектив, в который вошли вокалисты хоровики, танцоры и музыканты инструменталисты – народники.
Новый коллектив под названием фолк-группа «ЯRмарка» сразу стал популярен среди многочисленных любителей народной песни, музыки и танца. Множество гастролей по России и за рубежом и поддержка Правительства Москвы делают свое дело – коллектив «ЯRмарка» получает статус государственного, а его художественным руководителем становится народный артист России Владимир Девятов.
Сегодня прекрасный певец, которого людская молва наградила титулом «Маэстро Голос», Владимир Девятов находится на таком этапе жизни и творчества, когда можно сказать, что он сформировавшийся мастер, и в то же время есть повод предположить, что главные успехи еще впереди.
Живет и работает в Москве.