ФЕЛЬЦМАН Оскар Борисович (1921-2013)
Народный артист России, лауреат всесоюзных и международных песенных фестивалей
Родился 18 февраля 1921 года в Одессе. Отец – Фельцман Борис Осипович. Мать – Фельцман Циля Абрамовна. Сын – Фельцман Владимир Оскарович (1952 г. рожд.), выпускник Московской консерватории, пианист.
Отец Оскара Фельцмана был известным в Одессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу и пользовался репутацией одного из лучших ортопедов города. Помимо основного занятия он профессионально играл на фортепиано. Получив в молодости хорошее музыкальное образование, он до последних дней своей жизни играл произведения великих композиторов.
Музыка с детства стала увлечением Оскара Фельцмана. Из школы он первым делом бежал домой – к музыке. Потом с отцом и матерью они по Пушкинской улице шли в филармонию – музыка им нужна была как воздух! В трудные 1920–1930-е годы концертная жизнь в Одессе била ключом. В Одессу приезжали лучшие мировые гастролеры. Выдающиеся пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты сменяли друг друга.
В 5 лет родители отвели Оскара к Столярскому (это считалось почти обязательным). Каждый одесский мальчик должен был показаться знаменитому педагогу. После двух недель занятий на скрипке Оскар заявил: «Не хочу играть стоя, хочу сидя». П.С. Столярский сказал: «Посадите мальчика за рояль. Пусть сидит». Оскар Борисович убежден в том, что композитор должен быть пианистом; в детстве он почувствовал это интуитивно. Игре на рояле он учился у выдающегося профессора – Берты Михайловны Рейнбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие замечательные музыканты. Играл на рояле Оскар неплохо, но родившееся в нем стремление сочинять свою музыку не давало ему покоя уже с 6 лет. Свою первую фортепианную пьесу он назвал «Осень». В дальнейшем очень быстро овладел музыкальной грамотой и начал писать клавиры. Однажды он сказал отцу, что для того, чтобы писать ноты, ему нужна доска. Отец заказал доску краснодеревщику Шлегелю, и тот сделал доску – просто шедевр столярного искусства. Все дальнейшее творчество композитора оказалось навсегда связанным с этой доской. Она и сегодня стоит на его рояле, в центре на пюпитре для нот. Доска стала соучастницей всей его музыки, следуя за ним повсюду.
В 1939 году О. Фельцман окончил знаменитую школу имени П.С. Столярского с занесением на Золотую доску почета и отправился в Москву. Он поступил в консерваторию в класс В.Я. Шебалина. На вступительном экзамене на композиторском факультете блестяще приняли его «Сонатину» для фортепиано. На 2-м курсе ему предоставили Сталинскую стипендию. За два московских года были взлеты, были и сомнения. Была премьера виолончельной сонаты в Малом зале консерватории. Играл выдающийся музыкант и педагог профессор Козолупов, партию рояля исполнял сам автор.
С началом войны Фельцман эвакуировался в Новосибирск. В этом городе в 20 лет он стал ответственным секретарем Сибирского союза композиторов. На заседания союза приходили выдающиеся композиторы Георгий Свиридов и Владимир Щербачев. В Союз композиторов СССР принимали Кирилла Молчанова, которому на втором рояле Фельцман помогал в показе его фортепианного концерта. Там же были Мравинский, Соллертинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утесова. Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, к нескольким спектаклям Еврейского театра Белоруссии. Неожиданно в Новосибирск приехал Б.Д. Владимирский, который в то время занимал должность начальника музыкальных учреждений страны. Узнав от композитора В. Щербачева, что в Новосибирске есть молодой одаренный композитор, Владимирский обратился к Фельцману с предложением вместе с ним поехать в город Сталинск, где находился тогда Московский театр оперетты. В день их приезда в театре шла «Сильва» И. Кальмана. Оперетта ошеломила Фельцмана, он ощутил, что вся его последующая жизнь будет связана с опереттой, песней, легким жанром. Он почувствовал неведомые ранее творческие просторы, музыкальные и драматические устремления, а главное – не туманную, а ясную цель.
Московский театр оперетты сделал композитору срочный заказ – написать оперетту по пьесе В. Катаева «Синий платочек». Он написал музыку за две недели, привлекая для работы над стихами сибирского поэта Льва Кондырева. Работали дни и ночи. Развязка наступила в стиле «социалистического реализма» – в газете «Правда» пьеса Катаева была разгромлена, а музыка Фельцмана оказалась «бесхозной». Знакомство с Московским театром оперетты и доблестной советской критикой состоялось. По прошествии многих лет содружество с этим замечательным театром приносило композитору незабываемое творческое удовольствие и радость.
В 1941 году в Новосибирске Фельцман женился на студентке дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Петровне Кайдановской, сибирячке. В Москву они с женой вернулись в 1945 году. Временно поселились у родственников в Кривоарбатском переулке. Жизнь круто поставила вопрос: либо забыть так называемый легкий жанр и писать серьезную академическую музыку, соревнуясь с другими студентами консерватории, либо стать на путь самосовершенствования и никогда в жизни не расставаться с легким жанром. Он пошел по второму пути и никогда в жизни об этом решении не пожалел. Три послевоенных года оказались для него нелегкими. Однажды, преодолев сомнения, он пришел в Союз композиторов и, сыграв серьезные сочинения, был безоговорочно принят в композиторскую организацию. Тем временем «просачивались» слухи о больших способностях Фельцмана в легком жанре. Ему предложил совместную работу популярный тогда опереточный драматург Илья Рубинштейн. Оскар с азартом приступил к работе, и вскоре на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии, и среди них «Чужая ночь», ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. К нему постепенно приходят известность и признание. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок» (пьеса и стихи В. Винникова и В. Крахта). Премьера совпала со знаменательным событием в жизни страны – «историческим» постановлением ЦК о формализме в музыке, подвергшем разносной критике самых выдающихся композиторов страны начиная с Шостаковича...
В 1952 году состоялись две премьеры – в Театре оперетты «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко «Шумит Средиземное море». Наталия Сац, заведовавшая в те годы детским отделом в Москонцерте, оценила способность Фельцмана быстро и точно выполнять творческие заказы, и музыкант написал немало детской музыки для ее постановок. Кроме оперетт он начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям. Эта работа знакомила его с режиссерами, поэтами, драматургами. До 1950-х годов он никогда не интересовался песней, она просто не привлекала его внимания.
В 1962 году Оскар Фельцман написал Концерт для скрипки с оркестром, полновесное сочинение в трех частях, следующее традициям классической формы. В Одессе, а потом в Москве ему казалось, что песня – дело несерьезное. В. Драгунский и Л. Давыдович много писали для эстрады. Они предложили Фельцману несколько стихотворных текстов для песен. Среди них были и слова песни «Теплоход». Он тут же написал для них музыку. Всем знакомым музыка понравилась. Решили, что песню должен исполнять Леонид Утесов. Фельцман сам пошел к Утесову и познакомил его с этой песней. Знаменитый артист согласился ее исполнить. Композитор был окрылен этим, хотел писать новые песни. Он вошел в новый музыкальный мир: как показало время – навсегда. Потом для одной из ежегодных эстрадных программ сада «Эрмитаж» была написана танцевальная песня на слова Ольги Фадеевой. Фельцман передал ноты известной певице Гелене Великановой, и через две недели вся Москва, а за ней и вся страна напевала ставшие впоследствии знаменитыми «Ландыши, ландыши...».
И тут жизнь преподнесла неприятный сюрприз. Для очередного доклада в ЦК партийным функционерам потребовались примеры пошлости в искусстве или так называемые «образцы нарушения норм социалистической чистоты и мудрости». Выбор пал на Фельцмана. Композитора ругали за «Ландыши» не месяцы, даже не годы – без малого четверть века! А песню любили и пели, любят и поют до сих пор.
Позже была написана песня совершенно из другого музыкального ряда – на стихи В. Войновича «Комсомольцы двадцатого года». Премьера ее состоялась на городской партконференции, проходившей в зале имени П.И. Чайковского. Фельцману предложили в перерыве выступить и показать свои последние песенные работы. Песня имела огромный успех. Вскоре к запуску первого в мире искусственного спутника Земли появилась песня «Я верю, друзья» ставшая любимой песней не только будущих космонавтов, но и всей большой страны. Композитор подружился с нашими первыми космонавтами – Юрием Гагариным, Андрианом Николаевым, Павлом Поповичем.
Так получилось, что первые шаги на эстраде композитор делал очень быстро. Особенно он благодарен мастерам эстрады старшего поколения, которые почувствовали его перспективность: знаменитые конферансье М. Гаркави и А. Алексеев, выпуская Фельцмана на сцену, создавали в зале такую доброжелательную атмосферу, что, выходя к публике, он чувствовал заинтересованное к себе отношение. Со временем Фельцман стал сотрудничать со многими знаменитыми артистами – Клавдией Шульженко, А. Менакером, И. Набатовым. Позже работал с известными поэтами – М. Матусовским, Е. Долматовским, Р. Рождественским, Р. Гамзатовым, Н. Доризо. Но вначале на композитора обратили внимание чистые «песенники», среди них – Ольга Фадеева, в те годы писавшая слова для песен многим известным композиторам. С ней он написал много песен. Среди них, помимо «Ландышей», – «Песенка почтальона», которую исполнил обаятельный Олег Анофриев. Из периода «Ландышей» композитор выделяет песню на слова Г. Ходосова «Мой Вася». Она очень быстро стала популярной в исполнении Нины Дорды, но столь же часто критиковалась «глашатаями» культуры.
Михаил Матусовский... Если бы не встреча с этим замечательным поэтом – не было бы песни «Черное море мое». Это было счастливое время для композитора, когда он писал музыку к кинофильму «Матрос с “Кометы”». Другие песни – «Идет влюбленный человек», «Поезда», созданные совместно, тоже стали популярными, но «Черное море» вошло в число песен, которые можно написать только раз в жизни.
В 1967 году на радио организовали передачу «С добрым утром!». Фельцмана попросили написать для нее песню, которая стала бы звуковыми позывными, каждое воскресенье возвещавшими, что «воскресенье – день веселья». Песня была написана на слова Ольги Фадеевой, а спел ее Марк Бернес. Со дня выхода мелодии в эфир прошло уже почти 40 лет, но композитор до сих пор не расстается с людьми, которые родили эту передачу, завоевавшую большую любовь народа. Вот песни Фельцмана, впервые прозвучавшие в «Добром утре»: «Ландыши», «Комсомольцы двадцатого года», «Рулатэ», «Я верю, друзья», «Венок Дуная», «Стоят дворцы, стоят вокзалы», «Ходит песенка по кругу», «Белый свет», «Ничего не вижу...», «Фронтовики, наденьте ордена», «Огромное небо», «Огонь Прометея», «Стань человеком», «Баллада о знамени», «Баллада о красках», «Баллада о бессмертии», «Возвращение романса», «Вальс при свечах», «Дочери», цикл «С любовью к женщине», «Одинокая», «Мир дому твоему», «За полчаса до весны», «Остров детства», «Жеребенок»... И это только небольшая часть песен, прозвучавших в утренней передаче.
С 1952 по 1972 год Оскар Фельцман не писал оперетт, но в 1973 году режиссер Юрий Хмельницкий предложил ему написать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона «Тетка Чарлея». После 20-летнего перерыва композитор жадно принялся за работу. Стихи написал Роберт Рождественский. Это была их первая совместная работа в оперетте. А несколько лет спустя по пьесе одесских авторов они вместе создали музыкальную комедию «Старые дома», которая обошла сцены почти всех наших театров, шла за рубежом. «Тетка Чарлея» впервые была поставлена в Краснодаре, а потом и в Московском театре оперетты режиссером М. Раппопортом и стала шлягером на многие сезоны. С этим спектаклем начался второй период работы Фельцмана в оперетте. Во многих театрах тогда шли сразу три его оперетты: «Тетка», «Дома» и «Пусть гитара играет» (пьеса и стихи Е. Гальпериной и Ю. Анненского).
Большая творческая дружба связывала Оскара Фельцмана и замечательного поэта Евгения Долматовского. Песни «Венок Дуная», «Помнят люди» – плод их совместной работы. Поэзия Долматовского, разнообразная по форме и ритмике, будоражила фантазию композитора, призывая создать что-то более развернутое по форме, чем песня. Фельцману дорог вокальный цикл «Испанские сюжеты». Он состоит из четырех частей, довольно контрастных. Баллада – рассказ о героизме – «Гарсиа Лорка», «Мария де ля О» – о песне, которая прошла через войну, осталась жива и согревает сердца и сегодня; «Мадрид – метро» – песня-рассказ о двух влюбленных, для которых метро – единственное место для встречи; финал – «Дон Кихоты» – песня–призыв к вечной и смелой борьбе за правду и справедливость. Певец Леонид Серебренников ярко интерпретировал эти песни-новеллы, которые и сейчас продолжают свою сценическую жизнь.
С огромной признательностью Фельцман вспоминает о Роберте Рождественском, человеке, во многом определившем его судьбу. Они написали песни и баллады к спектаклю «Молодая гвардия», цикл баллад под общим названием «Баллады о бессмертии», за которые они неоднократно получали высшие награды на всесоюзных и международных конкурсах, лирические песни, например «Старые слова» (из кинофильма «Это сильнее меня»).
Очень дорог композитору песенный цикл на стихи Расула Гамзатова «С любовью к женщине», написанный в 1972 году, в неповторимом исполнении Муслима Магомаева. В 1973 году Фельцман написал ораторию на стихи Гамзатова «Родина» для солиста, хора и оркестра, в трех частях. Впервые это сочинение было исполнено 4 и 5 ноября 1980 года в Софии ансамблем народной армии Болгарии. Дирижировал автор. В конце 1974 года на стихи Гамзатова в переводе Р. Рождественского была написана песня «Любовь». Ее включили в «Песню года», и она стала лауреатом. Исполнял ее Сергей Захаров. В 1980 году И. Кобзон спел цикл песен на стихи Р. Гамзатова «Дай мне руку, друг». Песня «Любимая» из этого цикла зажила своей самостоятельной жизнью. После того как песни Фельцмана прозвучали в первом авторском изложении, многие певцы стали исполнять их по-своему. Одно такое исполнение по силе художественного воплощения можно причислить к премьере – рождению песни. Это исполнение песен композитора «Есть глаза у цветов» и «Колыбельная» на стихи Р. Гамзатова ансамблем Стаса Намина. По словам Фельцмана, такими новыми прочтениями своих произведений музыканты могут и должны гордиться.
В середине 1980-х годов композитору пришла в голову идея – организовать для своих авторских концертов инструментальный ансамбль. Таким музыкальным коллективом стали «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой. Выступали в течение двух лет. Все это происходило после злополучного инфаркта композитора, и постепенно он почувствовал, что кочевую концертную жизнь переносит с трудом, и передал ансамбль композитору Давиду Тухманову.
В конце 1980-х годов Оскар Фельцман почувствовал особую тягу к музыке еврейской. Наверное, толчком к работе над сочинениями на еврейскую тему послужил подаренный ему сборник «Из еврейской народной поэзии». В 1987 году он написал вокальный цикл «Песни былого». В переводе Наума Гребнева слова этого цикла обладают пронзительной эмоциональностью и рисуют зримые картины жизни еврейского местечка. Исполнил этот цикл Иосиф Кобзон. Фильм, снятый по этим песням, сразу привлек внимание телезрителей.
В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на слова Юрия Гарина. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Они звучали в Нью-Йорке и на эстрадах других городов мира. Некоторые из них замечательно поют Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова. Оскар Борисович также написал около часа музыки для скрипки и рояля. Часть этих сочинений прозвучала тоже в Одессе в исполнении знаменитой скрипачки, профессора Венской консерватории Доры Шварцберг.
В мае 1995 года Оскар Борисович оказался в городе Ноябрьске на праздновании юбилея Победы. Было много встреч, концертов, на которых десятки тысяч людей подпевали исполнению песен композитора. Вернувшись в Москву, он хотел продолжить дела, которые не завершил до отъезда, но в голову приходили совсем другие мысли, сюжеты, подсказанные далеким городом у Полярного круга. Так появились пять песен об этом чудесном городе. Впоследствии они были записаны Валентиной Толкуновой, Леонидом Серебренниковым, В. Шивриным в сопровождении оркестра Большого театра. Издано 20 тысяч аудиокассет, 10 тысяч сборников нот. А для телевидения снято пять клипов, зрительный ряд которых отличается поразительным темпераментом и душевностью. Прошло еще время... Песни Фельцмана поселились в городе Ноябрьске, а одна из них – «Домой, домой» – стала гимном этого города.
С Ноябрьском связано и появление балета «Булочка» (либретто А. Агамирова). Это сочинение было подсказано жизнью северного города, его культурным развитием. Работа над балетом была связана с предстоящим открытием хореографического училища. Премьера, осуществленная силами учащихся и педагогов этого учебного заведения, прошла с большим успехом. Запись музыки была осуществлена в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого сделали и декорации этого спектакля.
На этом хореографическая тема в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась. В 2000 году для «Русского балета» Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме «Венера Ильская» (либретто В. Гордеева и О. Фельцмана).
В последние годы композитором создан целый ряд камерных произведений, в том числе «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Х. Бялика».
18 февраля 2001 года в Центральном концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт композитора. К своему 80-летию Оскар Борисович написал много новой музыки, и в этот вечер состоялись премьеры многих его произведений. Особняком стоит еще один проект, реализованный Оскаром Борисовичем, – диск под названием «Еврейское счастье», на котором собраны 10 инструментальных пьес в исполнении трио «Мазл Тов» из Екатеринбурга, замечательных музыкантов – обладателей первой премии международного конкурса на лучшее исполнение еврейской музыки в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса в Москве. Весной 2001 года Фельцмана пригласили в Нью-Йорк на открытие выставки русской коллекции картин Марка Шагала, где он дарил свой диск почетным гостям выставки. «Еврейское счастье» композитора, зазвучавшее в стенах Центрального музея еврейской культуры в Нью-Йорке, расходится по свету...
О.Б. Фельцман – народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.