ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Империале (Япония), лауреат премии "Триумф"
Родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополе (Татарстан). Отец – Губайдуллин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать – Губайдуллина Федосия Федоровна (урожд. Елхова), педагог.
С.А. Губайдулина – один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины ХХ века, классик мировой музыки. В ее творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как religio – связь между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность – это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цит. по: Холопова В. София Губайдуллина: Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3–4).
Родители Губайдулиной не были музыкантами. Отец, А.М. Губайдуллин, заведовал кафедрой геодезии в Казанском строительном институте, являлся практически работающим геодезистом. Дед, Масгуд Губайдуллин, был муллой.
Семья переехала в Казань (1932), и через 3 года Соня поступила в музыкальную школу. В 1946 году она стала учиться в Казанской музыкальной гимназии – по фортепиано и композиции, а в 1949 году была принята на фортепианный факультет Казанской консерватории. Хорошие учителя у нее были с самого детства, и в консерватории ее педагогами по фортепиано стали Л. Лукомский и известнейший теоретик пианизма Г. Коган. Продолжились и занятия по композиции – под руководством А. Лемана. По окончании вуза она получила диплом профессиональной пианистки.
В 1954 году С. Губайдулина поступила учиться в Московскую консерваторию как композитор и переехала в Москву. После недолгого пребывания в классе Ю. Шапорина она перешла к Н. Пейко, чей крепкий композиторский профессионализм ей больше импонировал. Не был оставлен и профессиональный контакт с роялем: почти до окончания консерватории продолжались занятия с Я. Заком. Из сочинений этого периода следует отметить вокальный цикл «Фацелия» на слова М. Пришвина (1957), с которого композитор начала отсчет своих произведений.
В 1959 году Губайдулина окончила Московскую консерваторию по классу композиции и в том же году поступила в аспирантуру при Московской консерватории, в класс В. Шебалина. Лейтмотивом ее творческой жизни в этот период стало слово-напутствие, сказанное ей
Д. Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем». В 1961 году ее принимают в Союз композиторов. В 1962-м проходит первый авторский концерт с исполнением Фортепианного квинтета, «Фацелии» и Чаконы для фортепиано.
София оканчивает аспирантуру в 1963 году и избирает судьбу свободного художника. Она целиком погружается в сочинение музыки. Средства к существованию находит благодаря написанию музыки для кино. Всего она оформила около 25 кинолент, включая хорошо известные «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983). В том же 1963 году за «Allegro rustico» для флейты и фортепиано получает 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов.
Важной вехой на творческом пути композитора стало создание «Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов» (1965), в которых стала очевидной ее авторская индивидуальность.
Интерес композитора к философии и колориту Востока проявился в кантатах «Ночь в Мемфисе» на тексты из древнеегипетской лирики и «Рубайят» на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1968, 1969). В 1969–1970 годах она сотрудничала с Московской экспериментальной студией электронной музыки, где состояла и членом художественного совета. Возглавлял студию Е. Мурзин, работали в ней, в частности, композиторы Э. Денисов, А. Шнитке, теоретик П. Мещанинов. Губайдулина написала здесь электронную пьесу «Vivente – non vivente» («Живое – неживое», 1970), а полученный новый акустический опыт использовала в дальнейшем. Все это время она очень мало исполнялась, публиковалась, была известна только узкому кругу музыкантов, к ней недоброжелательно относился Союз композиторов, вплоть до слов «такие веточки надо обрубать топором». В 1979 году в докладе Т. Хренникова она была упомянута в «черном списке»
7 отечественных композиторов.
Ухудшение общественной, в том числе концертно-музыкальной, обстановки в конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов поставило перед многими художниками круга Губайдулиной вопрос о духовном и профессиональном выживании. Спасением для Губайдулиной стала поддержка ее со стороны талантливых отечественных исполнителей, настойчиво включавших ее произведения в свои концертные выступления: С. Яковенко, В. Тонха, Г. Рождественский, Г. Кремер, Ф. Липс, Ю. Николаевский, В. Попов, И. Монигетти, П. Мещанинов, Л. Михайлов, Л. Давыдова, А. Бахчиев, Б. Берман.
Творчеству Губайдулиной присуще, с одной стороны, осмысление через свои произведения глубоких философских концепций, с другой – интенсивное обогащение звучащей музыкальной интонации. Например, в «Ночи в Мемфисе» проявилась дзэн-буддийская идея растворения своего «я» в окружающем мире.
В поисках яркой выразительности звука она, пианистка по образованию, постепенно изучила свойства всех других инструментов – струнных, духовых, ударных, органа – и услышала в них новые выразительные возможности. В частности, настоящей школой новейших способов игры на виолончели стали ее «Десять прелюдий» (этюдов) для этого инструмента (постоянный исполнитель в течение десятков лет – В. Тонха). На новых приемах основаны вокальная и инструментальные партии в «Рубайят». Большому обогащению музыкальной фантазии послужило ее участие в импровизационной группе «Астрея», где с 1975 по 1981 год ее партнерами были композиторы
В. Артемов и В. Суслин, с 1991-го – отец и сын Суслины.
Редкие же концертные исполнения приносили Губайдулиной огромный успех. Таково было воплощение ее «Часа души» – концерта для солирующих ударных и симфонического оркестра с солирующей певицей на стихи М. Цветаевой в Концертном зале имени Чайковского (1976, исполнялся в Москве – 1981). Возвышение ею роли всевозможных ударных инструментов, в том числе восточных, также отвечало ее поискам новой музыкальной выразительности. Постоянным исполнителем на ударных выступает М. Пекарский.
Новаторские открытия были сделаны Губайдулиной и в звучании баяна, превратившегося в ХХ веке из народного инструмента в академический. Здесь постоянным сотрудником композитора стал Ф. Липс (позднее за рубежом – Э. Мозер). В 1978 году для баяна соло была написана пьеса «De profundis» («Из глубины»), ставшая самым исполняемым в мире современным произведением для этого инструмента. Выдающимся по глубине музыкальной мысли и яркости звуковых открытий стало сочинение «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных (1982).
При повышенном внимании к содержательности музыкальной интонации для Губайдулиной особое значение имеет исполнитель. Так, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение», с идеей смерти и воскресения Христа, 1980/1982/1986) изначально задумывался с мыслью о Г. Кремере, в котором композитор увидела «исполнителя, способного принести жертву Музыке через предельную самоотдачу звучащей струне». С этого сочинения, постоянным исполнителем которого стал
Г. Кремер, началась мировая известность автора.
Перелом в судьбе Губайдулиной принесла горбачевская «перестройка»: с 1985 года стало меняться ее положение практически запрещенного композитора. Стремительно, в течение нескольких лет, она обретает мировое признание.
На Международном фестивале в США 1988 года заголовок в одной из газет гласит: «Запад открывает гений Софии Губайдулиной». Композитор лично присутствует на своих концертах в разных странах. Например, в 1989 году она выезжает в Японию (Токио и Кобе), Лондон, Амстердам, Вену, ее концерты проходят в Нью-Йорке и Луисвилле. В 1990 году состоялся первый фестиваль ее музыки на родине – в Свердловске (ныне Екатеринбург).
В том же году она получает немецкую стипендию для пребывания в Ворпсведе. К 60-летию композитора проводится международный фестиваль в Турине (Италия), серии концертов в других странах мира. Тогда же, в 1991 году, она заключает брак с П. Мещаниновым, с которым была дружна много лет. Как теоретик музыки, он оказал значительное влияние на интерес композитора к числовым расчетам в процессе ее сочинения. В 1992 году они поселяются в Германии, в Аппене под Гамбургом, сохранив российское гражданство. По словам Губайдулиной, она нашла возможность осуществить свою давнюю мечту – жить в полной тишине.
За десятилетие 1986–1996 годов Губайдулина создает целую серию сочинений из числа самых крупных и значительных. Симфония «Слышу... Умолкло...» в 12 частях (1986), посвященная Г. Рождественскому, далеко уходит от традиций этого жанра. Название символизирует значимость не только звучания, но и молчания, паузирования. В связи с посвящением дирижеру смысловым центром произведения становится уникальное соло дирижера, состоящее из одних только жестов, при молчании оркестра. Монументальное произведение философично и выдержано в параллельной драматургии двух смысловых линий: статического мажора (как бы вечного света) и трагических усилий человека, заканчивающихся крушением. Согласно экзистенциалистской позиции автора, концепция не приводит к итоговому утверждению, а оставляет неразрешенный вопрос.
«Аллилуйя» для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветовых проекторов (1990) по строгости и чистоте эмоционального тона может быть сравнена с иконой. Через «гамму цветов» проводится символика «жертвования света» в следовании от светлых к темным краскам. Замысел произведения связан с идеей евхаристии – соборным жертвованием и последующим воскресением. Финал окрашен светлым пением мальчика-дисканта на подлинную древнерусскую мелодию и текст «Да исполнятся уста».
«Из Часослова» для виолончели, оркестра, мужского хора и чтеца (1991) – произведение на стихи из книги «О монашеской жизни»
Р.М. Рильке, где главным героем выступает исповедующийся Богу русский монах (с ним идентифицируется солирующая виолончель).
В соответствии с образом темноты как божественной тайны у Рильке в музыке Губайдулиной большую роль играет низкий регистр: виолончель соло, мужской хор, сверхнизкая звучность у отдельных инструментов.
Как одно из наиболее исполняемых выделилось произведение типа кантаты – «Теперь всегда снега» для камерного хора и камерного ансамбля в 5 частях на стихи Г. Айги (1993). Губайдулину в этом поэте привлекает глубина поэзии, емкость метафор и огромное значение близких ей самой художественных элементов – пауз и ритма. На его стихи ранее был написан вокальный цикл «Розы» (1972), стихотворение «И празднество в разгаре» повлияло на создание инструментального произведения для виолончели с оркестром того же названия (1993). Для музыкального языка «Снегов» характерны разнообразные приемы вокальной экспрессии и стереофония: в хоровых партиях применены пение с примесью дыхания, шепот, речь и т.д., певцы по ходу исполнения перемещаются по залу, создавая разнообразные пространственные эффекты. В центральной части цикла возникает аллюзия очищающей снежной бури. Окружающие части («Запись: АРОРНАТIС») контрастно ее оттеняют апофатическим представлением невидимости Бога. Финал же приносит катарсис, через детски чистый образ – «была как лужайка страна...». Композиция кантаты относится к самым строго организованным в творчестве композитора (используются числовые ряды Фибоначчи, Люка и производные от них).
Самым большим вокальным циклом Губайдулиной стали «Висельные песни»
(15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996). Он единственный у этого автора по соединению серьезной экспрессии музыки с детски сюрреалистическими сюжетами текстов – о полуночной мыши, эстетствующей ласке, одиноко гуляющем колене, исповедующемся червяке, лунной овце. Абсурдистскую кульминацию составляет чисто жестовая, беззвучная «Ночная песнь рыбы».
Концерт для альта с оркестром (1996) по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету, написан автором свободно, без числовых расчетов. Сумрачный и значительный, он обладает четкой драматургией контрастов: как бы импровизационному полету солирующего альта противопоставлено монолитное «говорение» струнных, бесплотности флажолетов струнных – мрачные голоса вагнеровских туб в низком регистре. На фестивале в честь 70-летия композитора в 2001 году концерт прозвучал в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве в исполнении Ю. Башмета под управлением В. Гергиева.
Непрерывные поиски выразительности звука привели Губайдулину к освоению четвертитоновых музыкальных интервалов. Особая звуковая аура возникла в ее «Музыке для флейты, струнных и ударных» (1994), «Кватернионе» для четырех виолончелей (1996), где половина струнных настраивалась на 1/4 тона ниже. Новые возможности открылись композитору при освоении японского кото благодаря знакомству с К. Саваи («В тени под деревом», 1998).
Фестивали с музыкой Губайдулиной стали периодическими, что свидетельствовало о ее признании как классика мировой музыки: 1993, 1995, 1996 – в России, 1995 – в Париже и Локенхаузе, 1998 – в Дорнахе и Авиньоне. Самым значительным празднеством стал фестиваль в 2001 году в Москве и Казани, где открыт Центр современной музыки имени
С.А. Губайдулиной (2001/2002).
На грани тысячелетий Губайдулиной был сделан заказ из Штутгарта на евангельское сочинение, каким стали монументальные «Страсти по Иоанну» для солистов, двух смешанных хоров, органа и оркестра (2000). Музыка здесь подчинена слову, данному в Евангелии от Иоанна, в замысле произведения – скрещение проблем веры и судеб мира. Тексты из Евангелия от Иоанна переплетены со строками из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), что приводит к концепции «страшного катарсиса»: смерти Христа и пролитию семи чаш гнева. В свои «Страсти» Губайдулина вложила великую тревогу за человечество: «Все страшные, последние вопросы “Страстей” не должны быть отодвинуты... Такое отодвигание в сторону – неправда. Они, эти вопросы, настолько велики, что не могут быть и морально преодолены; такое моральное преодоление – иллюзия. Тем более не могут эти вопросы быть “сняты”: “снять” такое – значит взять грех на душу». Окончанием «Страстей» стала «Пасха по Иоанну» для того же состава исполнителей (2001).
В первые годы нового столетия и тысячелетия композитор продолжала поиски новой выразительности звука («У края пропасти» для 7 виолончелей и 2 аквафонов, 2002) и развивала линию размышлений о мире: «Свет конца» для оркестра (2002), «Под знаком Скорпиона» (концерт для баяна с оркестром, 2003), триптих «Путь к моей дочери» (2005–2006) – «Лира Орфея» для скрипки, струнного оркестра и ударных, «Меж ликом надежды и ликом отчаяния» из «Пепельной среды» Т.С. Элиота для флейты и оркестра, «Пир во время чумы» для оркестра.
С.А. Губайдулина – заслуженный деятель искусств РСФСР» (1989), лауреат Государственной премии РФ (1992). Она награждена многими престижными премиями, титулами, званиями. Среди них: премия Империале, Япония (1998), которую в мире культуры принято приравнивать к Нобелевской премии; премия имени Людвига Шпора, Германия (1995); премия князя Монако (1987); премия имени Кусевицких, США (1990, 1994); премия Франко Аббиато, Италия (1991); премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992); премия фонда «Библия и культура», Германия (1999); музыкальная премия Леони Зоннинг, Дания (1999); орден «Pour le merite» («За доблесть в науке и искусстве»), Германия (2000); медаль Гёте, Германия (2001); Полярная музыкальная премия, Стокгольм (2002); «Федеральный крест за заслуги», Германия (2002); «Living Composer – 2003», Франция, премия Благотворительного фонда "Триумф" (Россия, 2007).
Творчеству С.А. Губайдулиной посвящены книги: В. Холопова, Э. Рестаньо. София Губайдулина. М., 1996 (на ит. яз. – Турин, 1991); В. Ценова. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. М., 2000 (на нем. яз. – Берлин, 2001); В. Холопова. София Губайдуллина: Путеводитель. М., 2001; M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. Stuttgart, 2001.
Живет и работает в городе Аппене (Германия).
Автор: В.Н.Холопова