Хачатурян Карэн Суренович (1920-2011)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Правительства Москвы, профессор
Родился 19 сентября 1920 года в Москве. Отец – Хачатурян Сурен Ильич (1889–1934), известный театральный деятель, ученик
К.С. Станиславского, режиссер 1-й студии МХАТ, основатель Армянской драматической студии в Москве. Мать – Дунаева-Хачатурян Сара Михайловна, с раннего возраста увлекалась живописью и театром, окончила историко-философское отделение Высших женских курсов в Москве, в течение многих лет работала театральным художником. Супруга – Хачатурян Антонина Яковлевна, переводчик. Дочь – Хачатурян Наталья Карэновна (1950 г. рожд.), филолог. Сын – Хачатурян Дмитрий Карэнович (1952 г. рожд.), кандидат филологических наук. Внучки: Екатерина и Мария.
Отцу композитора – Сурену Ильичу Хачатуряну с юношества была присуща разносторонность художественных интересов: много времени он отдавал изучению истории, страстно увлекался литературой (он окончил славяно-русское отделение историко-филологического факультета Московского университета). Его творческая натура постоянно тянулась к музыке, он с удивительной легкостью импровизировал, отлично играл на мандолине.
Влюбленность Сурена Ильича в музыкальное искусство сыграла определяющую роль в творческой судьбе близких ему людей. Он рано взял на себя заботы по воспитанию младших братьев. Особенно много он сделал для становления творческих интересов, расширения художественного кругозора и, в конечном итоге, для выбора жизненного пути своего брата – будущего великого композитора Арама Ильича Хачатуряна.
Дом Хачатурянов, по словам Арама Ильича, жившего в то время в семье старшего брата, «являлся своеобразным артистическим клубом, где собирались многие видные деятели искусства». Постоянными гостями были известные актеры О. Абелян, В. Папазян, С. Кочарян, художники М. Сарьян, В. Фаворский, И. Невинский, А. Лентулов, литератор М. Лозинский, музыканты А. Александров, В. Оранский и другие. В семье Сурена Ильича, которая в 1920-е годы поселилась в одном из тихих переулков Арбата, постоянно звучала музыка, велись взволнованные споры о судьбах театрального искусства, обсуждались литературные новинки.
Маленький Карэн был заинтересованным слушателем этих бесед об искусстве. Театр захватил его сразу и на всю жизнь. Вместе с родителями он посещал спектакли Художественного театра, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. В театре его поражало все, но особый интерес вызывал оркестр.
После спектаклей, дома, со своими двоюродными сестрами Карэн мастерил сцену, декорации, костюмы и разыгрывал перед домашними импровизированные спектакли.
Параллельно с интересом к театру росла и укреплялась тяга к музыке, всемерно поддерживаемая его родителями. От природы он обладал яркой музыкальностью, хорошей памятью и чувством ритма. Когда Карэну исполнилось 8 лет, его отдали в музыкальную школу имени Гнесиных, в класс фортепиано О.Ф. Гнесиной. Постепенно он начал проявлять все больший интерес к творчеству. Его первые композиторские опыты нашли активную поддержку у А.И. Хачатуряна, неизменно чуткого и внимательного наставника, сильное и яркое дарование которого оказало большое влияние на музыкальное становление племянника.
Значительную роль на композиторском пути Карэна Хачатуряна сыграл и преподаватель Гнесинского училища Е.О. Месснер, который организовал детскую группу по сочинению. Вместе с К. Хачатуряном ее посещали
Б. Чайковский, А. Чугаев, В. Брумберг.
Е.О. Месснер относился с большим вниманием к каждому из своих учеников, старался развивать в них индивидуальные черты, заложенные самой природой. Он сумел привить своим воспитанникам настоящую любовь к классической музыке.
Большую роль в музыкально-эстетическом развитии юного композитора сыграли впечатления от посещения концертов выдающихся исполнителей. На всю жизнь запомнились ему монументальные фрески Бетховена в исполнении Б. Вальтера и
О. Клемперера и поразивший обилием красок «Петрушка» Стравинского, незабываемо интерпретированный Э. Ансерме, а также блестящие программы А. Коутса, Н. Голованова, А. Гаука, Е. Мравинского, Д. Ойстраха, Л. Оборина,
Э. Гилельса. Огромное впечатление оставило многогранное мастерство К. Цекки, А. Казеллы, Я. Хейфеца, Ж. Тибо, Ж. Сигети. Глубочайшее художественное впечатление произвели на Хачатуряна концертные выступления выдающихся композиторов-пианистов С. Прокофьева и
Д. Шостаковича.
В 1938 году К. Хачатурян поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Б.М. Медведева и В.В. Чертовой; по композиции у профессора Г.И. Литинского.
В 1941 году К. Хачатурян окончил училище и поступил на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории.
Занятия прервала война. К. Хачатуряна вскоре направили в Ансамбль песни и пляски МВД. Работа в ансамбле послужила хорошей профессиональной школой. Молодому музыканту поручалось сочинять в чрезвычайно сжатые сроки строевые песни (солдатская строевая песня «Про медали» на слова М. Вольпина имела большой успех), небольшие инструментальные пьесы, танцевальную музыку, оркестровать уже имеющийся материал.
В 1945 году молодой музыкант вновь вернулся к учебе в Московской консерватории, где занимался у профессоров В.Я. Шебалина, Д.Д. Шостаковича и Н.Я. Мясковского.
Год, проведенный в классе В.Я. Шебалина, стал для Хачатуряна важным этапом в накоплении необходимых профессиональных навыков. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилась и известная несхожесть творческих устремлений двух музыкантов. Гораздо более близким оказался для К. Хачатуряна творческий метод
Д.Д. Шостаковича. В классе Шостаковича, немногочисленном, но сильном по составу, одновременно с К. Хачатуряном обучались
Б. Чайковский, Г. Галынин, А. Чугаев.
Для К. Хачатуряна, как и для других молодых композиторов, одной из самых притягательных черт педагогических принципов Шостаковича было его умение подвести ученика к осознанию правоты собственного поиска, добиться от него уверенного, свободного письма, не сковывающего, а раскрепощающего творческую мысль. Бесконечно привлекало К. Хачатуряна и то, что Шостакович умел ценить в своих учениках смелость, художественное дерзание.
Под руководством Д.Д. Шостаковича
К. Хачатурян пробует свои силы в разных жанрах (сюита, кантата, инструментальные пьесы) и создает первое значительное сочинение – Сонату для скрипки и фортепиано, сразу принесшую ему широкую известность. В музыке Сонаты Хачатурян воссоздает облик своего современника – молодого человека 1940-х годов, полного энергии, оптимизма, умеющего видеть в жизни прекрасное, вдохновенное. Соната «отличается тонкостью вкуса, светлым романтическим колоритом, изобретательным использованием возможностей ансамбля» (И. Нестьев). В июле 1947 года на I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге она была удостоена 1-й премии.
Непревзойденным интерпретатором Сонаты стал корифей советской скрипичной школы Давид Ойстрах, который создал своеобразные традиции ее исполнения. С тех пор многие скрипачи, такие как Л. Коган, В. Климов,
Э. Грач, С. Снитковский, Х. Ахтямова, Л. Исакадзе, О. Крыса, А. Михлин, М. Безверхний и другие, неизменно включали сочинение в свой концертный репертуар. Популярность Сонаты росла, ее записал на пластинку Я. Хейфец.
Завершающий студенческий год К. Хачатурян (после ухода Д.Д. Шостаковича из консерватории) провел в классе Н.Я. Мясковского – признанного главы московской композиторской школы, воспитавшего несколько поколений композиторов.
Под руководством Н.Я. Мясковского К. Хачатурян пишет Симфониетту, хор с оркестром «Слава комсомолу» на текст А. Гаямова, который привлек яркой образностью, демократичностью, свежестью музыкальных интонаций.
Дипломным сочинением композитора, над которым он работал в 1948–1949 годах, стала кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «Цвети и здравствуй, молодость!» на тексты Я. Купалы, В. Лебедева-Кумача и
А. Досталя. Первая вокально-симфоническая работа продемонстрировала тяготение к актуальной проблематике, к воплощению образов современников, профессионализм, владение крупной формой и вокально-оркестровыми красками.
В 1949–1950 годах К. Хачатурян продолжает заниматься у Н.Я. Мясковского, став аспирантом его класса. Постепенно у молодого композитора складывается замысел Первой симфонии, создается цикл камерных и симфонических произведений (преимущественно программных); его по-прежнему привлекают жанры хоровой музыки. В 1950 году К. Хачатурян пишет хор с симфоническим оркестром «У вербы одинокой» на стихи
М. Лисянского. В нем настоятельно проводится мысль о необходимости отстаивать мир на земле, мир, завоеванный в кровопролитной войне, унесшей многие человеческие жизни.
30-летию Советской Армении К. Хачатурян посвятил «Молодежную увертюру», которая впервые прозвучала в концертах V пленума правления Союза композиторов СССР 10 декабря 1951 года. Перед непосредственной работой над произведением композитор побывал в Армении, изучал и записывал народные песни и на их основе создавал собственные мелодии, близкие фольклорным образцам. Красочно-изобразительная стихия темпераментного молодежного танца запечатлена в увертюре в разнообразных сочетаниях контрастных тем, в игре ритмов, оркестровых звучаний, в свежих тональных сопоставлениях. Несомненным достоинством «Молодежной увертюры» является яркая зрелищность ее музыки; сочинение задумано в виде театрализованной танцевальной сценки.
Как и в «Молодежной увертюре», обращение к образам юности характеризует и ряд эстрадных сочинений К. Хачатуряна, написанных им в первые послеконсерваторские годы (например, «Веселый марш» и «Эстрадный марш», изданные «Музфондом» в 1952 г. и звучавшие в вариантах для духового и эстрадно-симфонического оркестров).
Теме молодежи посвящена и лирическая оперетта К. Хачатуряна «Простая девушка» по одноименной пьесе В. Шкваркина (1959). Мысль о создании музыкальной комедии подал композитору главный дирижер Московского театра оперетты Г.А. Столяров. Спектакль рождался в тесном творческом контакте с коллективом этого театра. В спектакле принимали участие
Т. Шмыга, А. Котова, О. Власова, В. Шишкин,
С. Аникеев, А. Степутенко, А. Беседин и другие звезды оперетты. В оперетте проявился незаурядный талант К. Хачатуряна как музыканта-драматурга, умело подчеркивающего музыкой наиболее значительные, кульминационные точки в развитии каждой смысловой линии спектакля.
Творчество К. Хачатуряна многолико в жанровом и тематическом отношениях. Ярче всего раскрылся творческий потенциал композитора в сфере симфонической и камерной музыки: именно здесь явственно проступает его тяготение к философскому осмыслению мира, раскрытию глубоко личных мыслей и чувств.
Одной из наиболее значительных работ раннего периода творчества К. Хачатуряна стала его Первая симфония – произведение стилистически самобытное, этапное для композитора. Судьба этого сочинения оказалась сложной: впервые исполненная в 1955 году в концертах VIII пленума правления Союза композиторов СССР, она не получила настоящего признания и лишь десятилетие спустя прозвучала с большим успехом в новой авторской редакции в концертных залах страны и за рубежом.
Герой произведения – современник композитора, находящийся в самой гуще жизни, жадно вбирающий и осмысливающий ее впечатления. Музыка симфонии богата яркими образно-эмоциональными противопоставлениями. Здесь находят отражение суровое сосредоточенное раздумье и драматический пафос, лирика в множестве оттенков и градаций, мягкий юмор, изящная танцевальность.
Именно этим сочинением К. Хачатурян заявил о себе как о композиторе с симфоническим складом мышления, для которого выражение своих мыслей в симфонических формах является творческой необходимостью (Карэн Суренович является автором 4 симфоний). Первая симфония с успехом прозвучала не только в СССР, но и за рубежом: на VII Международном фестивале современной музыки в Болгарии, на концертах-смотрах советского искусства в Югославии, Германии, Австралии.
В 1960–1970-е годы К. Хачатурян создает серию крупных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений: Сонату для виолончели и фортепиано, Вторую симфонию, Струнный квартет, ораторию «Миг истории». Среди написанных в этот период камерных произведений – Ария для камерного оркестра, интродукция и фуга для органа. Концентрированность мысли, лаконичность, строгая дисциплина чувств сосуществуют в его музыке с большой внутренней экспрессией, искренностью и доверительностью высказывания.
Соната для виолончели и фортепиано написана в 1966 году и посвящена ее первому исполнителю – Мстиславу Ростроповичу. В ней соединились драматичность и лиризм. Виолончельная соната К. Хачатуряна быстро обрела своих интерпретаторов, среди которых
Д. Герингас, В. Яглинг, М. Уткин, И. Гаврыш (последний в ансамбле с пианисткой Л. Тимофеевой). Соната с большим успехом исполнялась
М. Ростроповичем и автором за рубежом – в Румынии, Венгрии, Югославии, Италии.
Среди творческих достижений К. Хачатуряна 1960-х годов одно из значительных мест принадлежит Второй симфонии (1968) – сочинению-раздумью о своем времени, людях, событиях. Тяготение к философскому осмыслению мира, отражение значительных общественно-исторических, социальных явлений, процессов сквозь призму индивидуального восприятия – черты, ставшие типичными для всего зрелого творчества композитора. После премьеры в Москве симфония быстро обошла концертные залы многих городов страны, с успехом прозвучала за рубежом – в Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии, Австралии.
Выпуклость и рельефность образного строя симфонии в значительной степени подготовили путь для появления такого оригинального программного сочинения, как оратория «Миг истории» для чтеца, хора и симфонического оркестра (1971), открывшая собой новую страницу музыкальной Ленинианы. В ней органично сплелись эпико-лирическая и экспрессивно-драматическая линии.
В круг зрелых произведений К. Хачатуряна наряду со Второй симфонией входит и Струнный квартет, созданный в 1969 году и посвященный памяти отца. В этом сочинении композитор обратился к раздумью о смысле бытия, к вечной теме жизни и смерти. «Ваш квартет произвел на меня очень сильное впечатление своей глубиной, серьезностью, яркой тематикой, удивительным звучанием», – писал Д.Д. Шостакович автору после премьеры сочинения. Квартет «вобрал в себя чуть ли не все современные звуковые эффекты, интересно примененные, логически развивающие идею и форму». Он с успехом исполнялся в Италии, Голландии, Бельгии, Англии. В дальнейшем прочное место в концертном репертуаре заняли такие произведения
К. Хачатуряна, как Концерт для виолончели с оркестром (1983); Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981), Трио для скрипки, альта и виолончели (1984); пьесы для электрооргана (1982). В каждом из них ясно ощутимы остро современное чувство музыкальной формы, тонкость тембрового и гармонического слуха.
Уже первые опыты К. Хачатуряна по созданию музыки к драматическим спектаклям оказались удачными. Среди них были шекспировские постановки – «Два веронца» (1952) в Театре имени Вахтангова и «Виндзорские насмешницы» (1957) в Театре имени Моссовета, а также «Европейская хроника» А. Арбузова (1953) в Театре имени М.Н. Ермоловой. К. Хачатурян создал музыку более чем к 20 театральным спектаклям. Это – «Поднятая целина»
М. Шолохова (1957, Центральный театр Советской армии), «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола), «Внук короля» Л. Шейнина (1959, Центральный театр Советской армии), «Четвертый позвонок» Н. Слоновой по роману М. Ларни (1960, Московский театр сатиры), «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1963, Малый театр), «Итальянская трагедия» А. Штейна (1971, Центральный детский театр), «Слепой падишах» Н. Хикмета и
В. Туляковой (1978, Московский драматический театр имени Гоголя) и многие другие.
По-театральному броская, яркая, темпераментная музыка Карэна Хачатуряна является существенным компонентом общей драматургии каждого спектакля.
Одной из самых важных и значительных областей творчества композитора является киномузыка. Главное, к чему он стремится, – создание продуманной музыкальной драматургии фильма, свободной от внешней иллюстративности. Перу композитора принадлежит музыка более чем к 40 кинофильмам: «Братья» (1958, СССР–Корея), «Ждите писем» (1960), «Разноцветные камешки» (1960), «Високосный год» (1961), «Большая дорога» (1962), «Семь нянек» (1962), «Дети Памира» (1963), «Негасимое пламя» (1964), «Спящий лев» (1965), «Вий» (1967), «Выстрел» (1967), «Странные люди» (1969), «О друзьях-товарищах» (1970), «Единственная дорога» (1975), «Родные» (1978) и другим.
К. Хачатурян плодотворно работает над музыкой к детским мультипликационным фильмам. В ней словно оживают персонажи сказок разных народов мира: русских («Когда зажигаются елки», 1950) и монгольских («Волшебный клад», 1950), удэгейских («Сердце храбреца», 1951) и китайских («Желтый аист», 1950), армянских («Пес и кот», 1955) и вьетнамских («Скоро будет дождь», 1959), норвежских («Норвежский пастушок», 1960) и итальянских («Чипполино», 1962). Мультипликационный фильм «Когда зажигаются елки», музыка к которому явилась одним из самых ранних опытов композитора в этом жанре, был удостоен премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1951). Экраны многих стран обошла и мультипликационная лента с его музыкой «Необыкновенный матч» (1955).
Музыка К. Хачатуряна, написанная им для кино и театра, часто приобретала самостоятельную концертную жизнь (марш и юмореска из кинофильма «Большая дорога», медленный фокстрот «Ялта» из кинофильма «Странные люди», «Песня водолаза» и «Ой ты, вешняя светлая ноченька...» из кинофильма «Братья», песни из музыки к спектаклю «Виндзорские насмешницы», «Невеселая песенка» из музыки к пьесе «Никто», песни «Я тебя обнимаю» из спектакля «Внук короля», «Песня первых» из кинофильма «Ждите писем» и др.). Ряд кинопартитур послужил основой для создания симфонических сюит. Переработка киномузыки стала одной из существенных сторон творческой деятельности композитора.
На основе музыки к мультфильмам возникли детские оркестровые сюиты – «Новогодняя елка» (1951), «В Монголии» (1952), «Восточная сюита» (1953), «Спортивная сюита» (1954), «В цирке» (1968).
Обаятельные, насыщенные лукавым юмором музыкальные образы многочисленных мультипликационных фильмов, неистощимая тембровая изобретательность детских оркестровых сюит помогли композитору добиться успеха и в новом для него жанре – балетах «Чипполино» и «Белоснежка». За создание балета «Чипполино», который поставлен во многих театрах страны и за рубежом, К. Хачатуряну в 1976 году присуждена Государственная премия СССР.
Неизменной популярностью пользуется эстрадная музыка К. Хачатуряна. Среди произведений этого жанра – песня «Здравствуй, мир» (слова Я. Халецкого) и вокальный цикл «Поэма матерей» (слова Г. Мистраль); лирические песни «Ой ты, вешняя, светлая ноченька» (слова А. Фатьянова), «Земля, где родился и рос» (слова И. Шаферана), «Я тебя не жду» (слова
Л. Дербенева), «Вдалеке от рязанских берез» (слова Ю. Полухина); задорные, веселые шуточные песни «Песня водолаза» (слова А. Фатьянова), «Про медали» (слова М. Вольпина), «Идет военная игра» (слова М. Пляцковского). Как обработки народных напевов появились небольшие фортепианные сочинения «Украинский танец» и азербайджанский танец «Таракяма».
В 1981 году К.С. Хачатуряну присвоено звание народного артиста РСФСР. С 1986 года он является профессором Московской консерватории.
Являясь с 1957 года членом правления Союза композиторов, он активно участвовал в работе секций и творческих комиссий Союза. К.С. Хачатурян входил в состав редколлегии журнала «Советская музыка», возглавлял редакционные советы в издательствах «Советский композитор» и «Музыка». Долгое время Карэн Суренович состоял членом правлений обществ «СССР – Вьетнам», «СССР – Африка» и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Ему принадлежит музыка государственных гимнов двух африканских республик – Занзибара и Сомали. К.С. Хачатурян награжден орденами Дружбы (1995) и Почета (2000). Удостоен премии Правительства Москвы.