КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна
КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна
Народная артистка РСФСР и Вьетнама, лауреат Государственной премии СССР, художественный руководитель Государственного академического театра «Классический балет»
Родилась 7 июня 1934 года в Москве. Отец – Касаткин Дмитрий Алексеевич (1902–1965), инженер-строитель, главный специалист по театральным и спортивным сооружениям города Москвы. Мать - Кардашова (Касаткина) Анна Алексеевна (1908–2004), писательница. Супруг – Василёв Владимир Юдич (1931 г. рожд.). Сын – Василёв Иван Владимирович (1960 г. рожд.), кинорежиссер, директор театра «Классический балет».
Наталья Касаткина с детства любила «сцену». «Выступает артистка Касаткина», – забравшись на стул, провозглашала она и начинала петь и читать стихи перед гостям и родственникам. В 6 лет, увидев на обложке журнала фотографию танцовщицы, Наталья твердо решила стать балериной. По семейным преданиям, балетное будущее предсказал восьмимесячной Наталье Касаткиной профессор Г.Н. Сперанский, заверивший ее родителей: «Замечательные ножки, увидите – балериной будет».
В 10 лет Наталья Касаткина действительно стала ученицей Московского хореографического училища. Поначалу она попала в класс к опытному педагогу О.А. Ильиной, а в старших классах занималась с блистательной С.М. Мессерер, умело раскрывшей индивидуальность ученицы. Уже в школе Наталья зарекомендовала себя как интересная классическая танцовщица. Но травма заставила ее прервать занятия, остаться в выпускном классе на второй год и заканчивать школу у академичной, донельзя суровой
М.А. Кожуховой - ученицы А.Я. Вагановой.
В 1953 году на выпускных спектаклях она станцевала Машу в «Щелкунчике» (партнером был солист Большого театра В.В. Смирнов), Седьмой вальс из «Шопенианы», отрепетированный с лирической балериной В.П. Васильевой, а также партию Одетты во 2-м акте «Лебединого озера» и танец Никии со змеей из «Баядерки», подготовленные под руководством М.Т. Семёновой, ее будущего театрального педагога.
Несмотря на положительные отзывы о выступлениях «неблатная» Наталья Касаткина была принята в труппу Большого театра лишь спустя несколько месяцев после начала сезона. Произошло это во многом благодаря неравнодушию балерины, педагога историко-бытового танца М.В. Васильевой-Рождественской. С приходом в театр для Н. Касаткиной закончились и занятия в школе, и поездки в Подмосковье с концертными бригадами артистов.
На сцену Большого театра Н. Касаткина впервые вышла в спектакле «Лебединое озеро» (в кордебалете) практически без подготовки. Она прекрасно владела классическим танцем, но за особый темперамент ее еще со школы прочили в характерные танцовщицы. В 1950-1970-е годы она была ведущей характерной солисткой труппы. Как вспоминала мать Н.Д. Касаткиной, дочь «была “на все ноги” и на пальцах, и на каблуках». (Кардашова А. Два героя в одном плаще. Кн. 1. - М., 2006. С. 256.). Притом ее ноги балетмейстер К.Я. Голейзовский называл «исключительно красивыми, одухотворенными».
За 22 года работы в театре какие танцы Касаткина только не танцевала: Восточный («Щелкунчик», балетмейстер В.И. Вайнонен), Венгерский и Испанский (оба в «Раймонда», балетмейстер
Л.М. Лавровский), Фламенко («Лауренсия», балетмейстер В.М. Чабукиани) и Египетский («Спартак», балетмейстер И.А. Моисеев), Испанский («Дон Кихот», хореография А.А. Горского, новые танцы и картины К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова) Цыганский («Конёк-Горбунок», балетмейстер А.И. Радунский), Испанский и Цыганский (оба в «Лебедином озере», балетмейстер А.А. Горский, А.М. Мессерер), Курдский («Гаянэ», балетмейстер Вайнонен), Крестьянский («Спящая красавица», балетмейстер
Ю.Н. Григорович), Танец этрусков («Спартак», балетмейстер Л.В. Якобсон), Фригия («Спартак», балетмейстер Л.В. Якобсон).
Касаткина появлялась на сцене и Невольницей («Бахчисарайский фонтан»), и Танцовщицей со змеей («Золушка», оба спектакля P.В. Захарова), и Гречанкой («Спартак» И. Моисеева), и Куртизанкой («Спартак» Ю. Григоровича), а кроме того Pабыней («Лейли и Меджнун»), Цыганкой («Мирандолина» В.И. Вайнонена), Уличной танцовщицей и Мерседес (обе в «Дон Кихоте», хореография А.А. Горского, новые танцы К.Я. Голейзовского, Р.В. Захарова).
Учебе и становлению балерины, ее родословной посвящены книги ее матери «Маленькая балерина» и «Два героя в одном плаще» (М., 2006), а также многочисленные статьи коллег и критиков.
«Первоклассная характерная танцовщица Касаткина – актриса думающая, – делился своими размышлениями Асаф Мессерер, – она наделена редким музыкальным вкусом. Ее чувство стиля безупречно».
Замечательный танцовщик Большого театра Ярослав Сех писал: «Н. Касаткина, на мой взгляд, – это актриса глубокого лирического тона, разнообразные оттенки которого раскрываются в ее танцах. Наташа обладает хорошими данными классической танцовщицы, и это позволяет ей так легко, в отличной академической манере исполнять характерные танцы».
Не успела завершиться исполнительская карьера Наталии Касаткиной, как началась ее карьера балетмейстерская. В 1954 году, почти сразу после прихода Касаткиной в труппу, сложился ее творческий и личный союз с Владимиром Василёвым. Все свои балеты, созданные с тех пор, они поставили вместе на собственные либретто. В 1960-е годы в Москве Касаткина и Василёв стали, по выражению академика В.В. Ванслова, «первыми молодыми балетмейстерами новой волны, их спектакли влились в общий процесс обновления отечественного искусства и сыграли в нем заметную роль».
В числе их постановок шесть балетов и одна опера в Большом театре, два балета и две оперы в Мариинском театре, 24 балета в Государственном театре классического балета, не считая постановок на других российских и зарубежных сценах, в том числе в Германии, Венгрии и США.
Их первенец - «Ванина Ванини» появился в 1962 году, через два года последовала «Героическая поэма». Оба спектакля возникли в союзе с композитором Н. Каретниковым, от которого, как считают хореографы, они «получили свои музыкальные университеты».
Уже в первых балетах определилась их «манера пластики – графическая, суховато четкая, в жесткости обретающая экспрессию». «Диктовал же манеру отказ от героики, поднятой на пьедестал, – писала балетовед-классик В.М. Красовская. Тема окончательно окрепла в “Весне священной”», опрокинув прежние хореографические концепции балета Стравинского» (Советский балетный театр. М., 1976. С. 280).
Впервые поставленная в СССР «Весна священная» (1965) стала третьим спектаклем Касаткиной и Василёва, укрепившим «модернистскую» репутацию хореографов, из-за чего перед балетмейстерами закрылись двери столичных театров (они продолжали работать в Большом театре лишь как исполнители). Однако одобрение И. Стравинского и успех постановки на гастролях Большого театра в Америке заставил высокое советское начальство признать незаурядный талант постановщиков. Признать, а несколько лет спустя и доверить им ансамбль «Молодой балет», в который рекомендовал хореографов основатель этой труппы Игорь Моисеев, уверявший, что балетмейстеры «продолжают великие традиции Большого балета, не находясь у них в плену».
Но прежде чем усилиями Касаткиной и Василёва концертный ансамбль начал превращаться в экспериментальный авторский театр (в эти годы единственный в столице), создававший «звезд» (Ирек Мухамедов, Владимир Малахов, Станислав Исаев, Галина Степаненко), балетмейстеры двенадцать лет работали в Ленинградском театре имени Кирова над спектаклями на музыку А. Петрова - балетом «Сотворение мира» (1971), вокально-хореографической симфонией «Пушкин. Размышления о поэте» (1979), операми «Петр I» (либретто и постановка) и «Маяковский начинается».
В последующие годы «Сотворение мира» появится более чем в 60 театрах мира, а работа над спектаклем будет продолжаться и в начале 2000-х годов (ближайшие премьеры состоялись в США в 2003 и 2004 гг.). Балет стал камернее, из трехактного он превратился в двухактный, а постановщики сосредоточились на семейной истории: папа Бог, сын Адам и дочь Ева.
В конце 1970-х Касаткина и Василёв окончательно вернулись в Москву. Их первой постановкой в собственном коллективе стала «Гаянэ» – последний спектакль А.И. Хачатуряна, в котором он принимал личное участие. «У меня никогда не было такого успеха», – сказал после премьеры композитор. Первой же постановкой после смерти Хачатуряна стал «Спартак» в интерпретации Касаткиной и Василёва. Одновременно в Большом театре поставлена опера
В.А. Моцарта «Так поступают все женщины».
Н.Д. Касаткина (совместно с В.Ю. Василёвым) продолжает руководить театром «Классический балет». Репертуар труппы включает более двадцати спектаклей, многие из которых уже вписаны в историю как балетмейстерские новации. Касаткина и Василёв выступают в качестве не только хореографов и балетмейстеров, но и авторов либретто балетов и опер, режиссеров-постановщиков опер и балетных кинофильмов.
Касаткина и Василёв первыми начали восстанавливать старинную хореографию, пригласив для этой работы Е.С. Качарова последнего партнера Екатерины Гельцер. Специально для их труппы Пьер Лакотт сделал новую редакцию балета «Натали, или Швейцарская молочница». Они первыми познакомили москвичей с творчеством западных балетмейстеров-классиков Мориса Бежара и Ролана Пети, пригласили для постановки Альберто Алонсо.
В поисках собственного пластического языка Касаткина и Василёв обращались к непривычным сюжетам и авангардистским партитурам, открыли классическому балету музыку Игоря Стравинского и Бэлы Бартока, Николая Каретникова, Юрия Буцко, Андрея Петрова. Ближайшей премьерой стал балет «Маугли», музыку к которому написал 13-летний композитор Алекс Прайер, вставший за дирижерский пульт оркестра Новой Оперы.
И это еще одно доказательство любви Натальи Дмитриевны Касаткиной ко всему необычному, будь то оригинально срежиссированное ею театральное зрелище или приготовленное из непривычных компонентов блюдо.
Н.Д. Касаткина – народная артистка РСФСР (1984) и Вьетнама (1987), лауреат Государственной премии СССР (1976), лауреат Национальной балетной премии «Душа танца» в номинации «Рыцари балета» (1996), лауреат почётной премии Pоссийского авторского общества (2003). Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почёта, а также общественным орденом «500 лидеров влияния мира второй половины XX века» (1997).
Живет и работает в Москве.