КЛИМОВ Валерий Александрович
КЛИМОВ Валерий Александрович
Народный артист СССР, лауреат международных конкурсов, профессор
Родился 16 октября 1931 года в Киеве. Отец – Климов Александр Игнатьевич (1898–1974), выдающийся дирижер и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР и УССР. Окончил Киевский университет и Киевскую консерваторию по классу профессора В.В. Бердяева. Творческую деятельность начал в 1929 году как дирижер Киевского оперного театра, в 1954–1961 годах – главный дирижер этого театра. С 1961 года – главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Мать – Шеховцова-Климова Зинаида Емельяновна (1914 г. рожд.), арфистка. Супруга – Бобринева-Климова Раиса Михайловна (1930-2009), певица, заслуженная артистка РСФСР. Дочь – Климова Татьяна Валерьевна (1961 г. рожд.), пианистка, выпускница Московской консерватории, лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале.
Огромный талант к музыке у Валерия Климова проявился уже в раннем детстве. Он рос в музыкальной семье и первые уроки получил от своего отца. В возрасте 5 лет его прослушал и сразу же зачислил в свою школу для музыкально одаренных детей знаменитый профессор Петр Столярский. Под руководством этого выдающегося педагога юный виртуоз овладевал секретами мастерства. Однако учебе помешала Великая Отечественная война.
А.И. Климов, который в то время работал главным дирижером Одесского симфонического оркестра, оставался в городе до самой оккупации и эвакуировался с семьей буквально на последнем корабле. Это был грузопассажирский теплоход «Десна». Он вышел в море без огней, под покровом темноты, но спустя несколько часов подорвался на мине и начал тонуть. Спасенных, среди которых оказались и Климовы, перевезли в город Жданов. Похоронив младшего сына Женю (во время кораблекрушения его смыло в море, и он умер в больнице от менингита), Александр Игнатьевич с Зинаидой Емельяновной и Валерием эвакуировались к родственникам в Сибирь – на рудник Барит. Александр Игнатьевич по-прежнему по нескольку часов в день занимался музыкой с сыном. Вскоре ему прислали вызов в столицу Таджикистана город Сталинабад (Душанбе) и назначили главным дирижером Таджикского театра оперы и балета. В оркестре этого театра начал выступать и 12-летний скрипач Валерий Климов.
В 1944 году, после освобождения Одессы, семья вернулась в город, где А.И. Климов 10 лет, вплоть до перевода в Киев, работал главным дирижером симфонического оркестра и главным дирижером Одесского оперного театра. Валерий продолжил обучение в школе Столярского. Сам профессор умер во время войны в эвакуации в Свердловске. Но его дело продолжил ассистент маэстро, другой замечательный педагог – Вениамин Зиновьевич Мордкович. Под его руководством В. Климов в 1951 году окончил музыкальную школу и поступил в Киевскую государственную консерваторию. Но проучился в ней всего один год.
В конце 1-го курса во время Декады украинского искусства в Москве, где Валерий Климов, уже зрелый скрипач-солист, играл скрипичный концерт украинского композитора Клебанова с оркестром, его услышал прославленный музыкант, профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского Давид Федорович Ойстрах. Он предложил талантливому скрипачу перевестись в Московскую консерваторию, в его класс. Валерий с благодарностью принял это предложение. Следующие 4 года учебы и 3 года аспирантуры он провел в тесном общении с Д.Ф. Ойстрахом, который питал к нему теплые, почти отеческие чувства.
В консерватории Валерий Климов познакомился со своей будущей супругой Раисой Бобриневой, в те годы студенткой вокального отделения. В дальнейшем Раиса Михайловна, сталинская стипендиатка, успешно окончив консерваторию, исполнила главную партию в опере «Дон Карлос» с труппой Большого театра на сцене Кремлевского дворца съездов, пела концертные программы с оркестрами под управлением К. Кондрашина, Е. Светланова, Ю. Темирканова, В. Федосеева. За победу на Международном конкурсе певцов в Чехословакии была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. После стажировки в миланском театре «Ла Скала» она много концертировала по миру, выступала в крупнейших концертных залах, в том числе с Е. Светлановым и Ю. Темиркановым в Карнеги-холле.
Первые успехи пришли к Валерию Климову еще в студенческие годы. Параллельно с учебой он много концертировал, участвовал и в международных конкурсах. Уже второкурсником он стал лауреатом Международного конкурса скрипачей на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, а в 1955 году – лауреатом одного из самых престижных в Европе конкурсов скрипачей имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. Еще через год он завоевал золотую медаль и 1-ю премию на Международном конкурсе скрипачей «Пражская весна» имени Йозефа Славика и Франтишка Ондржичека в Праге.
С 1957 года Валерий Климов – солист Московской государственной филармонии. Следующий, 1958 год принес ему мировую известность: он становится победителем 1-го Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Как и все «золотые» лауреаты других конкурсов, он вступил в борьбу сразу во втором туре. Когда он отыграл свою программу, случилось невероятное: бесстрастные члены жюри вдруг разразились аплодисментами, а после тайного голосования был объявлен беспрецедентный результат: все
25 членов жюри, самые известные скрипачи из разных стран мира, поставили Валерию Климову по 25 баллов из 25 возможных! Композитор Арам Хачатурян, входивший в состав жюри, заметил тогда: «Валерий Климов – скрипач огромного таланта, большой духовной силы, незаурядного мастерства».
Именно после триумфальной победы на конкурсе имени П.И. Чайковского, будучи уже лауреатом четырех международных конкурсов, В. Климов получил поистине «зеленую улицу» на все континенты. Контракты на его концерты заключались на 4 года вперед.
В 1960 году знаменитый импресарио Сол Юрок, который в свое время первым привез в Америку Анну Павлову, Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, устроил грандиозное концертное турне В. Клиберна и В. Климова по США, где самым «маленьким» залом был Карнеги-холл на 3 тысячи зрителей. Помимо сольных концертов Валерий Климов выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, главным дирижером и художественным руководителем которого в те годы был народный артист СССР Константин Иванов. Интерес американцев к русскому скрипачу был огромен. Его выступления восторженно встречала публика Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Бостона, Филадельфии, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и других городов.
Концерт шел даже на стадионе в Мэдисон-сквер-гарден (Нью-Йорк), вмещавшем 17 тысяч человек, и все билеты были распроданы заранее. Этот необычный концерт на стадионе оставил у Валерия Александровича в памяти много удивительных воспоминаний. Казалось невероятным, что в огромной аудитории, посередине которой находились 100 оркестрантов, будет слышен звук такого маленького, нежного инструмента, как скрипка Страдивари. Однако после заключительного аккорда публика, вскочив с мест, стоя, бурно рукоплескала, свистела, по американскому обычаю выражая восторг, и вызывала советского артиста бесконечное число раз. А поскольку это был стадион, выходить на поклон ему приходилось сквозь ряды сидящих зрителей. Поэтому службы безопасности приставили ему с каждой стороны по полицейскому в форме.
Американские газеты помещали на своих страницах блестящие отзывы о концертах на протяжении всех гастролей. Вот только некоторые из них: «Блеском своего исполнения Климов напоминает Я. Хейфеца, он играл с непогрешимым мастерством и глубоким чувством… Мало кто сочетает такое совершенное мастерство с глубиной истолкования»; «Климов – великий артист!»; «Он показал изумительную музыкальность, гармоничность и яркую артистическую индивидуальность».
Исполнительская манера В.А. Климова полна удивительного обаяния, искренности, задушевности. Звучание климовской скрипки почти всегда окрашено в лирические тона, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик любой аудитории. И поэтому Валерию Александровичу столь близка мелодическая стихия музыки П. Чайковского с ее раздольным русским размахом. Поэтичность сочетается в игре артиста с подлинным благородством, чистотой, даже строгостью стиля. И это позволяет скрипачу вдумчиво и проникновенно интерпретировать произведения классиков.
Масштабность художественного мышления В.А. Климова отчетливо проявляется в его подходе к произведениям крупной формы.
В программах скрипача важное место принадлежит сонатам И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. Франка, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других композиторов.
С безупречным чувством стиля исполняет он концерты В.А. Моцарта. Величественно и масштабно звучат в исполнении В.А. Климова концерты Л. Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, Я. Сибелиуса, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. Поражает легкость и виртуозность в концерте Ф. Мендельсона, в Испанской симфонии Э. Лало.
В каждой трактовке В.А. Климова чувствуется глубокая художественная убежденность, неотразимая логика развития музыкальной мысли. Но наряду с этим он не отказывается в своих программах от виртуозных миниатюр, демонстрируя здесь эффектные приемы инструментальной техники. С феерическим блеском исполняет каприсы Н. Паганини, Венгерские танцы И. Брамса, Испанские танцы П. Сарасате, Интродукцию и Рондо-Каприччиозо К. Сен-Санса, произведения Г. Венявского. «Климов – это скрипач, которого можно поставить в один ряд с его знаменитым учителем – Давидом Ойстрахом, – писали о нем в западной прессе. – Его мастерство владения инструментом – абсолютно, а техническая свобода – поразительна».
Репертуар В.А. Климова очень широк. Значительное место в нем принадлежит современной музыке. Особенно часто обращается скрипач к произведениям С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Шнитке, убедительно и интересно трактует сонаты Э. Изаи и П. Хиндемита. В его исполнении звучат также сочинения молодых современных композиторов.
С 1958 года Валерий Климов побывал с концертами во многих городах России, бывших советских республиках, а также за рубежом. Исполнительскому искусству Валерия Климова рукоплескала публика США, Канады, Мексики, Кубы, Аргентины, Венесуэлы, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии, Китая, Японии, Сингапура, Гонконга, Филиппин, Индии, Шри-Ланки, Великобритании, Ирландии, Франции, Италии, Швейцарии, Лихтенштейна, Монако, Греции, Турции, Испании, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии, Израиля, Египта, Южной Африки и других стран. Он выступал с концертами в таких всемирно известных залах, как Большой зал Консерватории (Москва), Большой зал Ленинградской филармонии, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Линкольн-центр (Нью-Йорк), Фестиваль-холл (Лондон), Альберт-холл (Лондон), Мюзикферайн (Вена), Мэдисон-сквер-гарден (Нью-Йорк), Зал Берлинской филармонии, Геванд-хауз (Лейпциг), Оперный театр (Сидней), Концертгебау (Амстердам), Кеннеди-центр (Вашингтон) и во многих других.
Во время гастролей Валерий Климов помимо сольных концертов неоднократно выступал со знаменитыми симфоническими оркестрами. В течение 25 лет (с момента первых гастролей в США в 1960 г.) продолжался творческий союз музыканта с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (сначала под руководством народного артиста СССР К. Иванова, впоследствии – народного артиста СССР Е. Светланова).
По приглашению Е. Светланова он неоднократно выступал с его коллективом как солист в различных странах Европы и Азии, в США и Австралии. В.А. Климов выступал также с Ленинградским оркестром Е. Мравинского, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, Лондонским симфоническим оркестром, Лондонским оркестром Би-би-си, Берлинским филармоническим оркестром, Амстердамским симфоническим оркестром «Концертгебау», Нью-Йоркским симфоническим оркестром, Вашингтонским национальным оркестром, Филадельфийским симфоническим оркестром, Токийским симфоническим оркестром и другими.
Помимо К. Иванова и Е. Светланова в концертах Климова оркестрами дирижировали такие прославленные мастера, как А. Климов, К. Кондрашин, Г. Рождественский, А. Янсонс, Л. Бернстайн (США), С. Бодо (Франция), Ф.П. Деккер (Канада), В. Заваллиш (Германия), Н. дель Мар (Великобритания), Ю. Орманди (США), К. Цекки (Италия) и другие.
За годы творческой деятельности Валерий Климов записал многочисленные пластинки и диски на таких фирмах звукозаписи, как «Мелодия» (Россия), «EMI Elektrola» (Англия), «Шан дю Монд» (Франция), «Ariola» (Германия), «Supraphon» (Чехия), «Victor Company» (США), «Angel Records» (США), «Toshiba» (Япония).
Концертную деятельность Валерий Климов совмещал с преподаванием в Московской государственной консерватории. После смерти своего учителя – знаменитого скрипача и педагога профессора Давида Федоровича Ойстраха в 1974 году Климов стал заведующим кафедрой скрипки. В 1989 году его пригласили в качестве профессора по классу скрипки сразу в две европейские высшие школы музыки – в Высшую школу музыки в Мюнхене и в Высшую школу музыки земли Саар в городе Саарбрюккене (Германия). Валерий Александрович выбрал Саарбрюккен – не только благодаря живописной природе этого города, расположенного на границе с Францией, но и потому, что эта школа славится своим высочайшим уровнем, здесь преподавал всемирно известный пианист Вальтер Гизекинг. К профессору Климову едут учиться студенты из разных стран. Среди его воспитанников много лауреатов международных конкурсов, солистов, исполнителей камерной музыки, а также концертмейстеров и артистов симфонических оркестров в России и зарубежных странах. Многие из них уже сами преподают в высших школах музыки.
В качестве члена жюри Валерий Климов неоднократно участвовал в престижных конкурсах скрипачей, в том числе в Международных конкурсах имени П.И. Чайковского в Москве, имени Жака Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, имени Моцарта в Зальцбурге, имени Куленкампфа в Кельне, имени Тибора Варги в Сионе (Швейцария), а также в международных конкурсах в Монреале, Токио, Женеве, Шевенингене.
Валерий Климов преподает на международных курсах для молодых скрипачей, проводит мастерклассы по всему миру, в том числе в Вене (Австрия) на протяжении 10 лет, а также в Токио (Япония), Квебеке (Канада), Ницце (Франция), Черво (Италия), Бергене (Голландия), Сиднее и Мельбурне (Австралия), Хельсинки и Тампере (Финляндия); с 1988 года – на фестивале в летней Музыкальной академии в городе Бад-Зобернхайм (Германия).
В 1962 году В.А. Климову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1971 году он становится народным артистом РСФСР, а в 1989 году – народным артистом СССР.
В свободное время Валерий Климов занимается спортом: плаванием, теннисом, велосипедом, шахматами. Увлекается чтением художественной литературы, рисованием.
Живет и работает в городе Саарбрюккене (Германия).