ЛЕЩЕНКО Лев Валерианович
Народный артист России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, лауреат премии Президента Республики Беларусь, лауреат премии Ленинского комсомола, международных конкурсов, художественный руководитель Театра эстрадных представлений «Музыкальное агентство»
Лев Лещенко — один из самых любимых и популярных исполнителей советской и российской эстрады. Многие песни в его исполнении становились хитами. Вся страна знала слова и подпевала ему на концертах. Менялась мода на артистов и музыку, но Льва Лещенко всегда отличала собственная музыкальная стилистика и полная достоинства манера исполнения. Поэтому и интерес публики к его творчеству не иссякает вот уже более полувека.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 1 февраля 1942 года в Москве. Отец — Лещенко Валерьян Андреевич (1904–2004), кадровый офицер, воевал под Москвой. За участие в Великой Отечественной войне и дальнейшую военную службу награжден многими орденами и медалями. Мать — Лещенко Клавдия Петровна (1915–1943). Супруга — Лещенко Ирина Павловна (1954 г. рожд.), окончила Будапештский государственный университет.
Род Лещенко ведет свое происхождение из-под Белой Церкви Киевской губернии. Прадед Василий, бывший крепостной, открыл здесь собственное дело — был владельцем булочной. Здесь же родился дед артиста Андрей Васильевич Лещенко, позже переехавший в село Низы Сумского уезда Харьковской губернии, а в 1900 году — в село Любимовка Курской губернии, где устроился бухгалтером на сахарный завод. Отец Льва Лещенко окончил гимназию в Курске, работал в совхозе, в 1931 году по направлению приехал в Москву и стал бухгалтером витаминного завода на Красной Пресне. Участник советско-финской войны — отслужив, он получил предложение продолжить службу в НКВД. В те времена от подобных назначений не отказывались, и Валерьян Андреевич сделал успешную военную карьеру. В Великую Отечественную он был уже заместителем начальника штаба полка особого назначения конвойных войск. Служил на самых горячих участках фронта. После войны до выхода на пенсию продолжал службу в Главном управлении пограничных войск КГБ. Скончался в 2004 году, несколько месяцев не дожив до столетнего юбилея.
Лев рано потерял мать. Она умерла на 28-м году жизни в разгар войны, когда сыну едва исполнился год. Отцу пришлось забрать Льва к себе и поручить заботам своего адъютанта — старшины Андрея Фисенко. К счастью, война вскоре кончилась, но мальчик продолжал расти «сыном полка»: обедал в солдатской столовой, занимался на стрельбище, ходил строем в кино. В 4 года он носил военную форму, зимой ходил на солдатских лыжах, которые были длиннее него в 3 раза.
Бывал Лев и у своего деда, которого очень любил и сохранял с ним близкие отношения до самой смерти. Андрей Васильевич был еще в молодости знаменит своим голосом, пел в церковном хоре и прекрасно играл на скрипке. Видимо, от него Лев и унаследовал талант певца. Дед привил внуку любовь к народной и классической музыке, учил его тому, что умел сам. Занятия с инструментом подвижного, озорного мальчика не слишком вдохновляли, а пением он занимался охотно и старательно.
В 1948 году Валерьян Андреевич получил назначение в Москву, где женился на студентке медицинского института Марине Михайловне Сизовой, и вскоре у Льва появилась сестренка Валечка. По воспоминаниям самого Льва Валерьяновича, Марина Михайловна оказалась заботливой и добросердечной мачехой.
Сначала семья Лещенко жила в Сокольниках, затем переехала в Войковский район, где Лев пошел в школу №201. Лев Валерьянович вспоминает: «Запел я во 2-м классе. У меня вдруг появился голос, и педагог по музыке, Людмила Андрониковна, стала меня возить по разным музыкальным коллективам — показывала. Остановилась на детском хоре сокольнического Дома пионеров, куда я потом ходил 3 года. Все ахали: «Ой, какой у мальчишки голос!» В 10-м классе я начал петь уже всерьез. Накупил всяких пластинок — особенно мне нравились итальянские теноры, — слушал и пел. У меня был крепкий баритон, который в дальнейшем, уже в институте, превратился в бас-баритон».
Поначалу Лев успешно сочетал пение с другими увлечениями: посещал школу искусств, кружок художественного слова, играл в духовом оркестре и даже занимался плаванием. Но вскоре по настоянию хормейстера бросил все кружки и сосредоточился на пении. Он становится солистом, участвует во всех выступлениях и концертах, часто исполняет песни из репертуара Леонида Утёсова. Постепенно созревает решение связать свою жизнь со сценой.
После окончания школы две попытки юного артиста поступить в театральный вуз окончились неудачей. В паузах между поступлениями Лев Лещенко работал — успел побывать рабочим сцены в Государственном академическом Большом театре и слесарем-сборщиком на заводе точных измерительных приборов. Потом его призвали в армию.
Служить Лев мечтал на флоте. Но отец посчитал, что лучшего места службы, чем Группа советских войск в Германии, для сына не найти, и поспособствовал его определению в танковые войска, дислоцировавшиеся в ГДР. Там талант Льва Лещенко быстро заметили, и весь срок службы он провел солистом военного ансамбля песни и пляски. Лев с удовольствием брался за все, что ему предлагали: пел в квартете, исполнял сольные номера, вел концерты и читал стихи. В свободное время готовился к экзаменам в театральный институт.
Отслужив в армии, в сентябре 1964 года Лещенко снова пришел поступать в ГИТИС. Приемные экзамены к тому времени уже закончились, но ему дали шанс — запомнили еще по первому поступлению. Теперь он держался намного увереннее, так как имел опыт выступления на большой сцене. И хотя ни ария, ни армейский фельетон, которые он исполнил, не произвели особого впечатления на комиссию, вчерашнего солдата приняли — то ли за настойчивость, то ли все-таки за прекрасный голос. А спустя год уже никто не сомневался, что на курсе учится настоящий артист!
На 2-м курсе главный режиссер Театра оперетты Георгий Анисимов пригласил Льва Лещенко работать к себе в театр. Первая его роль — «грешник» в спектакле «Орфей в аду» — состояла из двух слов: «Пустите погреться». Кроме Георгия Павловича Анисимова своими учителями Лев Лещенко считает Бориса Александровича Покровского, Андрея Александровича Гончарова, Анатолия Васильевича Эфроса, Юрия Александровича Завадского.
Одновременно с работой в театре началась и работа Льва Лещенко в Москонцерте. Во время летних каникул стажерская группа театра гаст-ролировала по стране с концертными бригадами.
Окончив ГИТИС в 1969 году, Лев Лещенко стал полноправным членом коллектива Московского театра оперетты. Теперь у него было много ролей, и уже не по два слова. Но зная цену своему певческому дару, он стремился реализовать себя именно в этом качестве. В феврале 1970 года, успешно пройдя конкурс, он становится солистом-вокалистом Гостелерадио СССР, а уже в марте — лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады (III премия).
Началась интенсивная творческая деятельность: обязательные выступления у микрофона на радио и фондовые записи романсов, народных и советских песен, вокальных сочинений зарубежных композиторов, партия Порги в опере Д. Гершвина «Порги и Бесс», первая запись с Большим симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского в оратории Р. Щедрина «Ленин в сердце народном», записи с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Ю.В. Силантьева.
Популярность Льва Лещенко значительно возрастает. Не многие передачи, тематические программы или обозрения на радио и телевидении, редкие концерты в Колонном зале обходятся без его участия. Десятки записей легли на полки фонотеки Дома звукозаписи.
В 1972 году Л. Лещенко удостаивается звания лауреата конкурса в Болгарии «Золотой Орфей». В том же 1972 году он получает первую премию на очень престижном в то время фестивале в Сопоте с песней «За того парня».
Победа на Сопотском фестивале породила моду на Льва Лещенко, он становится знаменитым. В 1973 году Л. Лещенко было присвоено звание лауреата премии Московского комсомола.
Новый импульс популярности певцу принесла песня В. Харитонова и Д. Тухманова «День Победы», исполненная им впервые в год 30-летия Победы и которую сам певец до сих пор считает одним из самых принципиальных своих достижений. Судьба песни начиналась трудно. Написанная к празднованию юбилея Победы, она сначала провалилась на конкурсе в Союзе композиторов из-за недоверия к автору музыки. Давид Тухманов — 30-летний композитор, автор десятка эстрадных шлягеров, таких как «Последняя электричка», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и других, — по мнению маститых, пожилых членов Союза композиторов и руководителей Гостелерадио, не мог стать автором песни государственного масштаба. В канун дня Победы в Голубом огоньке песню исполнил Леонид Сметанников. Это исполнение вызвало много восторженных писем телезрителей, но так и осталось единичным до самого ноября, когда на концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика с таким восторгом приняла песню, что она тут же была исполнена на «бис», а на другой день ее запела вся страна.
В 1977 году уже признанному мастеру эстрады Льву Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1978 году А. Пахмутова вручила певцу премию Ленинского комсомола. В 1980–1989 годах он продолжает интенсивную концертную деятельность.
Звездным часом для Лещенко стала запись песни, которая прозвучала на закрытии ХХII Олимпийских игр. Уже стали хрестоматийными кадры, где под звуки песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «До свиданья, Москва», исполненной Татьяной Анциферовой и Львом Лещенко, в небо улетает олимпийский Мишка. На видео многотысячные «Лужники» и крупно — лица плачущих гостей и спортсменов. Песня еще долго оставалась всенародно любимым хитом и звучала чуть ли не из каждого окна.
За исполнение песни «До свиданья, Москва» и активное участие в программе Московской Олимпиады Лев Лещенко был награжден орденом Дружбы народов.
В 1984 году за выдающиеся заслуги ему было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1985 году вручен орден «Знак Почёта».
Идеология никогда не касалась Льва Лещенко. «Я всегда мог отказаться от исполнения какой-либо песни, сказать «Извините, это мне не по голосу». А таких песен приносили в день по пачке», — говорил Лев Валерьянович в интервью газете «Московские новости» в 1995 году. Но в годы перестройки телевизионное руководство, подобострастно отреагировав на изменение политического курса в стране, вообще перестало приглашать Льва Лещенко на ТВ. На концертах — полные залы, а для телевидения Лещенко будто бы и нет. «Я думал, все, конец, — рассказывал Лев Лещенко в том же интервью. — Если бы это был «закат творчества», я ушел бы в педагогику, открыл бы частную школу... ездил бы по городам с выступлениями… А может быть, и бросил бы все и ушел в шоу-бизнес. Словом, нашел бы, чем заняться». Но вскоре на телевидение пришли другие люди и предложений стало так много, что зачастую приходилось отказываться. Лев Лещенко стал записывать старые лирические песни, которые раньше были никому не нужны. Стал открывать новые грани в своем творчестве, расширяя аудиторию.
В 1993 году московская рок-группа «Мегаполис» записала клип на песню «Там» на стихи И. Бродского в исполнении Льва Лещенко. «Для этого клипа меня гладко причесали назад (до этого никогда не делал такую прическу), — вспоминает певец. — Но внутренний мир персонажа придуман был мной. То был такой «рафинад», ироничный взгляд со стороны, возможность оглянуться на то, что происходит, — это все есть в стихотворении Бродского, и мне кажется, что моя трактовка ему самому понравилась бы».
В 1990-е годы Лев Лещенко сотрудничал со многими музыкальными коллективами новой формации — с «Мегаполисом», «Мумий Троллем», «Дискотекой-Авария», с которыми выглядел столь же естественно, как и на конкурсе «Песня-80» или фестивале советской песни.
За свою долгую жизнь в искусстве Лещенко работал со многими композиторами и поэтами. Песни для него писали А. Пахмутова и Н. Добронравов, А. Дементьев и М. Танич и многие другие авторы. На российской эстраде он является символом постоянства: сменяются политические эпохи, музыкальная и прочая мода, а он лишь увеличивает количество песен в репертуаре.
В 1990 году Лев Лещенко создал и возглавил Театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство», которому в 1992 году был присвоен статус государственного. Театр объединяет несколько крупных коллективов, сотрудничает практически со всеми звездами эстрады как России, так и стран ближнего зарубежья. В год предприятие проводит более 400 презентаций, корпоративных вечеров, юбилеев предприятий, профессиональных праздников, дней городов, благотворительных мероприятий и концертов в различных городах России и за рубежом. Концертный отдел театра занимается созданием новых программ.
За эти годы при участии театра компания BFT вместе с режиссером Олегом Рясковым произвела музыкальный телефильм «Военно-полевой романс», который стал лауреатом на МКФ 1998 года в Волгограде. Театр также принимал участие в производстве видеофильма «Юбилей… Юбилей… Юбилей…» и юбилейной программы Давида Тухманова «По волне моей памяти», программы «10 лет МЧС России». Состоялась премьера музыкального телешоу «STAR и млад».
Многие шлягеры, ставшие теперь уже классикой отечественной эстрады, исполнил именно Лев Лещенко. В последующие годы к ним добавились сотни других ставших популярными песен. Можно перечислить лишь некоторые из них: «Белая береза» (В. Шаинский — Л. Овсянникова), «Не плачь, девчонка» (В. Шаинский — В. Харитонов), «На земле живет любовь» (В. Добрынин — Л. Дербенёв), «Я вас люблю, столица» (П. Аедоницкий — Ю. Визбор), «Татьянин день» (Ю. Саульский — Н. Олев), «Любимые женщины» (С. Туликов — М. Пляцковский), «Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова — Н. Добронравов), «Соловьиная роща» (Д. Тухманов — А. Поперечный), «Притяжение Земли» (Д. Тухманов — Р. Рождественский), «Ни минуты покоя» (В. Добрынин — Л. Дербенёв), «Родная земля» (В. Добрынин — В. Харитонов), «Вьюга белая» (О. Иванов — И. Шаферан), «Горький мед» (О. Иванов — В. Павлинов), «Где же ты была» (В. Добрынин — Л. Дербенёв), «Родительский дом» (В. Шаинский — М. Рябинин), «Старые качели» (В. Шаинский — Ю. Янтарь), «Где мой дом родной» (М. Фрадкин — А. Бобров), «Городские цветы» (М. Дунаевский — Л. Дербенёв), «Свадебные кони» (Д. Тухманов — А. Поперечный), «Травы луговые» (И. Дорохов — Л. Лещенко), «Старинная Москва» (А. Никольский), «Ах как жаль» (А. Никольский), «Вы уходите» (А. Никольский), «Господа офицеры» (А. Никольский), «Аромат любви» (А. Укупник — Е. Небылова), «Были юными и счастливыми» (М. Минков — Л. Рубальская), «Тонечка» (А. Савченко — В. Баранов), «Последняя встреча» (И. Крутой — Р. Казакова), «Запоздалая любовь» (А. Укупник — Б. Шифрин), «Последняя любовь» (О. Сорокин — А. Жигарев), «Почему ты мне не встретилась» (Н. Богословский — Н. Доризо) и многие, многие другие.
За годы творческой деятельности Львом Лещенко выпущено более 20 пластинок, компакт-дисков и магнитоальбомов. Среди них: «Лев Лещенко» (1977), «Притяжение Земли» (1980), «Лев Лещенко и группа «Спектр» (1981), «В кругу друзей» (1983), «Что-нибудь для души» (1987), «Белый цвет черемухи» (1993), «Лучшие песни Льва Лещенко» (1994), «Ни минуты покоя» (1995), «Аромат любви» (1996), «Воспоминания» (1996), «Мир грез» (1999), «Простой мотив» (2001), «Лучшее (Звезды советской эстрады)» (2002), «Любовное настроение» (2004), «Песня на двоих» (2004), «Территория любви» (2004), «Будь счастлива» (2006), «Имена на все времена. Соловьиная роща» (2007), «Песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова» (2009), «Юбилейное издание. Неизвестные песни» (2014), «Я тебе подарю» (2015), а также свыше 10 миньонов. В исполнении Льва Лещенко записаны также десятки песен на сборных и авторских пластинках композиторов.
Не первый десяток лет Лев Валерьянович преподает в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне — Российская академия имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады: Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и другие.
Как у всех действительно талантливых личностей, сфера применения творческих сил Льва Лещенко широка и многообразна. В 2001 году была издана его книга «Апология памяти», в которой артист рассказывает о своей жизни и своих современниках — выдающихся людях искусства, спорта и политики.
В том же году он стал вице-президентом баскетбольного клуба «Динамо» (Подмосковье), добившегося значительных успехов (мужской состав выступал в Суперлиге А, а женская команда, образованная в 2004–2005 годах, — в Суперлиге Б первенства страны). В 2002 году Лев Лещенко становится учредителем и президентом некоммерческой организации Благотворительного фонда поддержки и развития искусства, физической культуры и спорта «Добрые люди», оказывающего материальную помощь организациям артистов эстрады, учебным заведениям культуры и искусства, спортивным организациям и детским домам.
За плечами Льва Валерьяновича Лещенко долгий и яркий творческий путь, уже почти четыре десятка лет сопровождающийся народной любовью и признанием на государственном уровне. В 2002 году в день своего 60-летия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2007-м и 2012-м удостоен III и II степени этой высокой государственной награды, вручаемой за выдающиеся заслуги, связанные с укреплением российской государственности.
В канун своего 75-летия Лев Лещенко — один из самых любимых и популярных исполнителей отечественной эстрады — продолжает активно концертировать и радовать зрителей своим творчеством. Свободного времени у Льва Валерьяновича немного, и когда оно выпадает, он едет на дачу, где ухаживает за плодовыми деревьями и кустарниками, сам косит газоны. Любит играть в бильярд, активный поклонник баскетбола, хоккея, футбола, тенниса, плавания.
Л.В. Лещенко — народный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола, премии ФСБ России, премии МВД России, заслуженный артист Приднестровской Молдавской Республики, народный артист Республики Южная Осетия, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь «Через искусство к миру и взаимопониманию» (2012), премии «Золотой граммофон» (2009).
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, орденами Дружбы народов, Почёта, орденом Достык II степени (Республика Казахстан).