ТЕМИРКАНОВ Юрий Хатуевич (1938-2023)
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и РФ, лауреат премии Президента РФ
Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его отец, Хату Сагидович, возглавлял Комитет по делам искусств Кабардино-Балкарии. Когда началась Великая Отечественная война, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э. Грабарь, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин и многие другие. Хату Сагидович ведал их устройством. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая деятельность замечательных художников. По его инициативе Прокофьев и Мясковский обратились к использованию фольклора кавказских народов и создали произведения, составившие фундамент камерного и симфонического творчества Кабардино-Балкарии. В одной из статей, написанной много лет спустя, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом «замечательном человеке», «человеке широких взглядов».
Поглощенный работой над одним из величайших своих созданий, оперой «Война и мир», Прокофьев несколько раз навещал дом Темирканова и среди членов его семьи выделил ласковым вниманием маленького Юру. Мог ли Прокофьев тогда предполагать, что этот мальчик станет впоследствии одним из лучших интерпретаторов его оперы, что судьба определит Юрию быть главным дирижером театра имени С.М. Кирова, того театра, который сам Сергей Сергеевич посещал с детства и где много позже, незадолго перед началом войны, состоялась премьера его балета «Ромео и Джульетта»…
Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год.
Мать Юрия, Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное образование.
Неповторимая красота родных мест, благородные и гордые обычаи горцев, преданность друзей – это, по признанию Ю.Х. Темирканова, – то, что всегда с ним, где бы он ни находился, то, что рождает вдохновение и поддерживает веру в свои силы. Как вышло, что музыка стала делом его жизни? Когда Темирканова спрашивают об этом, он отвечает: «Совершенно случайно. В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил: “Хотите учиться музыке?” Я сказал: “Хочу”, – только потому, что не мог обидеть отказом старшего».
Темирканов стал музыкантом, хотя музыкой не ограничивается его любовь к искусству. Другим объектом притяжения была и остается живопись. «Если бы я не стал музыкантом, – говорит он, – то стал бы, вероятно, художником. Это было самое первое и, может быть, наиболее серьезное увлечение помимо музыки. Я прилично рисовал в детстве и сейчас иногда не без радости просматриваю некоторые из сохранившихся моих детских рисунков. Я люблю самый запах масляных красок. Посещение картинных галерей везде, где мне доводится бывать, доставляет мне всегда неизъяснимое удовольствие».
Начав заниматься музыкой, Темирканов не помышлял еще о профессии дирижера. Он имел о ней весьма смутное представление, Правда, первая встреча с небольшим симфоническим оркестром, работавшим в Нальчике, произвола сильное впечатление, а человек, взмахнувший палочкой, показался ему волшебником. Но от испытанного восхищения было еще далеко до реальной мечты о дирижировании.
Первый преподаватель Юрия Темирканова, Валерий Федорович Дашков, обучая мальчика игре на скрипке, прививал ему любовь к музыке. Развитием слуха, теоретическими предметами с ним занимался Трувор Карлович Шайблер, композитор, ученик А.К. Глазунова, петербургский интеллигент, человек добрейшей и возвышенной души. Его влияние на ученика было значительным и не только в плане профессионального развития.
Тринадцати лет, по окончании музыкальной школы-семилетки в Нальчике, Темирканов приехал в Ленинград и был принят в специальную музыкальную школу при консерватории. Нужно ли говорить, какие эмоции у чуткого к красоте мальчика вызвал прекрасный и благородный облик города, как волновало то живое ощущение истории, которое хранят его улицы, с каким трепетом подходил он к расположенным неподалеку от школы храмам музыки – Консерватории и Кировскому театру, о которых некогда рассказывал ему в Нальчике старый учитель. С благодарностью вспоминает он четыре года, проведенные здесь, в скрипичном классе отличного педагога – профессора М.М. Белякова.
В Консерватории, куда Темирканов поступил в 1956 году, он занимается на другом инструменте струнной группы – альте у Григория Исаевича Гинзбурга, играет в студенческом оркестре, квартете (приобретенные при этом навыки очень пригодились в его дирижерском будущем). По вечерам на хорах Большого зала филармонии он слушает Е.А. Мравинского, воодушевляясь его на редкость глубоким и совершенным искусством, слушает многих других отечественных и зарубежных дирижеров. И мысль самому взяться за дирижерскую палочку все чаще и настойчивей посещает его.
В ту пору в Ленинградской консерватории выделялись два класса симфонического дирижирования, руководимые профессорами Николаем Семеновичем Рабиновичем и Ильей Александровичем Мусиным. Темирканов поступил к Мусину, но, как вольнослушатель, посещал и занятия Рабиновича, которого также считает своим педагогом. С 1962 года Темирканов был студентом, а затем до 1968 года аспирантом дирижерского факультета.
В классе Мусина Темирканов обрел профессионализм, виртуозную технику жеста. Свобода и точность дирижерского языка – отличительная особенность школы Мусина. Органически усвоив основы этой школы, Темирканов самостоятельно развил их в своей дирижерской деятельности.
Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ – «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972).
В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с К. Кондрашиным, Д. Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.
С 1968 по 1976 год Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мертвые души» Р. Щедрина (1978), «Петр I» (1975), «Пушкин» (1979) и «Маяковский начинается» А. Петрова (1983), «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1984), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1986), ставшие значительными событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали попасть меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов!
Художественный руководитель Большого драматического театра Г.А. Товстоногов, послушав «Евгения Онегина» в Кировском, сказал Темирканову: «Как хорошо в финале вы расстреливаете онегинскую судьбу...» (после слов «О, жалкий жребий мой!»).
С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива – в Англию, а также в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю. Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах.
В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным руководителем заслуженного коллектива России – Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. «Я горжусь тем, что я дирижер “выборный”. Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех дирижеров назначали “сверху”, – говорил о своем избрании Юрий Темирканов.
Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов: «Нельзя сделать музыкантов слепыми исполнителями чужой воли. Только сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело, может дать желаемый результат». И он не заставил себя долго ждать. Под руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской филармонии необычайно возросли. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.
Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира: Филадельфийским оркестром, «Концертгебау» (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами: Берлинским, Венским и др.
В 1979 году Ю. Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии (1992–1997), Симфонического оркестра Датского национального радио (1988). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул почетного дирижера этого коллектива.
После военных событий в Афганистане Ю. Темирканов стал первым русским дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).
Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего 60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. «Это дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр» («Есlain Pirene»). «Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его жизнь, и его работа, и его образ...» («La Stampa»).
Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Движение его рук называют видимой музыкой. Оно может быть гневным, ласковым, игривым, скорбным, вопрошающим, убеждающим – школа эмоциональных, образных оттенков его дирижерской речи бесконечна. Он чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира.
Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым музыкальным коллективом и добиваться решения самых сложных исполнительских задач.
Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-Йоркской филармонии...
Совместно с «Соlumbia artistst» в 1990 году Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман.
Записи музыки С. Прокофьева к фильму «Александр Невский» (1996) и симфонии ? 7 Д. Шостаковича (1998) номинировались на премию Grammy.
Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он – профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США (1998), Почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (2003), почетный доктор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (2003). Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а также в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).
Ю.Х. Темирканов – народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1976), народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1971), лауреат Государственной премии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии «Триумф» (2003). Награжден орденами Ленина (1983), «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария, 1998), Орденом Науки и Культуры «Екатерина Великая» (2002).
В 2004 году Ю.Х. Темирканов учредил Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова. Возродить, развить и преумножить наследие духовной культуры Санкт-Петербурга, сделать его достоянием мирового сообщества – такова высокая миссия фонда.
По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И. Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистами.