ТУЛИКОВ Серафим Сергеевич
ТУЛИКОВ Серафим Сергеевич
(1914–2004)
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РСФСР
Родился 24 июня (7 июля) 1914 года в Калуге. Отец – Бобоедов Григорий Терентьевич. Мать – Бобоедова (Шмакова) Александра Александровна. Супруга – Туликова Софья Яковлевна (1919–2002). Дочь – Туликова Алиса Серафимовна (1942 г. рожд.). Внук – Гуляев Антон Борисович (1969 г. рожд.).
Серафим Туликов рос в очень музыкальной семье. Его отец был регентом церковного хора храма митрополита Алексеяв Калуге. Мать пела в том же хоре, хорошо играла на фортепиано. Благодаря ей Серафим с детства познакомился с музыкой русских и зарубежных классиков, с народной песней. Он учился игре на рояле сначала под руководством матери, с 8 лет занимался в частной музыкальной школе Анны Гейер, а позднее – в Калужском музыкальном училище, где его педагогом стал Н.Н. Рязанцев, учениками которого были музыканты В. Гречанинов, В. Родин, Н. Федоров.
Еще в детстве, имея абсолютный слух, Серафим Туликов часто подбирал на рояле услышанные и полюбившиеся ему песни, а затем и сам стал сочинять (в 7 лет он написал свое первое сочинение – вальс «Елка»). В 12 лет он выступил в публичном концерте с Семнадцатой сонатой Бетховена. В ходе ее исполнения он вдруг понял, что забыл финал. Однако это не смутило мальчика. Он принялся импровизировать в стиле Бетховена, пока, наконец, не вспомнил музыку и таким образом вышел из затруднительного положения незаметно для слушателей. Этот случай имел свою положительную сторону: калужские педагоги и музыканты обратили внимание на его способность к импровизации и убедились в его несомненном музыкальном даровании.
Но решающую роль в его становлении как композитора сыграли русские песни, которые влекли и окружали его с детства. Он часто слушал их в исполнении сестры матери и ее мужа – Марии Александровны и Сергея Михайловича Туликовых, которые знали очень много русских народных песен и танцев, прекрасно играли на гармонике и были желанными гостями на городских праздниках. Именно в их доме Серафим обрел свою вторую семью, когда в 13-летнем возрасте остался один после смерти матери (отец ушел из семьи задолго до этого). Он был усыновлен родственниками и получил не только фамилию дяди, но и его отчество...
На выпускном экзамене в Калужском музыкальном училище (1932) 18-летний Туликов удачно исполнил сложную программу (прелюдию и фугу Баха си-бемоль минор из хорошо темперированного клавира, Двенадцатую сонату Бетховена, Рапсодию Листа, этюд и мазурку Шопена, Прелюдию Скрябина) и утвердился в своем намерении продолжить образование в Московской консерватории.
С этой же программой он предстал перед авторитетнейшей приемной комиссией. В нее входили такие маститые профессора, как К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз. Наибольшее впечатление на них произвело его исполнение мазурки Шопена. Этого композитора он очень любил и всегда играл по-своему – поэтично, эмоционально, ритмически свободно. Спустя несколько дней К.Н. Игумнов в разговоре со своими коллегами упомянул «юношу из Калуги, который удивительно стильно играл Шопена».
По итогам вступительных экзаменов Туликову предложили поступить в музыкальное училище при Московской консерватории. На что он с радостью согласился, осознавая позднее, что для консерватории он был тогда «еще сыроват». В годы учебы он побывал на концертах практически всех приезжавших тогда в СССР знаменитых пианистов: А. Карто, Э. Петри, А. Боровского, К. Цекки, С. Прокофьева. Занимаясь по классу фортепиано, он одновременно стал посещать класс композиции Г.И. Литинского.
В 1935 году, еще не окончив училища, Серафим Туликов поступил на композиторский факультет Московской консерватории. Он занимался в классе композиции у профессора В.А. Белого, инструментовки – у профессора С.В. Василенко. Первыми изданными произведениями молодого композитора были соната, прелюдия и фуга для фортепиано, романсы (1938). К выпускным экзаменам в его студенческом портфеле появилась симфония, одна из частей которой исполнялась симфоническим оркестром Центрального дома Красной армии под управлением С. Горчакова в Большом зале Московской консерватории. В 1939 году романс Серафима Туликова «Аквилон» на стихи А.С. Пушкина получил премию на конкурсе студенческих вокальных произведений на стихи русских поэтов.
В годы учебы, которую Туликов совмещал с работой заведующего музыкальной частью и концертмейстера в Центральном клубе НКВД СССР, он написал свои первые песни – «Сына провожая» (совместно с композитором В. Родиным) и «Песню о Тимошенко». Первая из них была премирована на конкурсе, объявленном в честь 20-летия Октября. Молодой композитор сразу же нашел свое призвание и определил для себя главную тему творчества – гражданскую, патриотическую.
Когда началась Великая Отечественная война, Серафим Туликов много пишет для Госрадио. В дни героической обороны столицы он пишет песни «Идут полки народные», «Мы отомстим», «Песню о танкисте». В декабре 1941 года он был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил работу на радио.
В годы войны творчество Серафима Туликова постепенно обретало зрелость. С этого времени главным жанром в творчестве композитора становится песня патриотического содержания. При этом среди чисто маршевых песен он пишет песни, окрашенные в лирические тона («Девичьи проводы», «Колыбельная», «Фронтовая дружба»), которые были дороги бойцам воспоминаниями о доме, любимой, раздумьями о дружбе и верности, мечтами о будущей мирной жизни... Особенно поэтично, с волнением раскрывается чувство любви к Родине в «Песне о Волге». Не случайно именно она принесла композитору популярность у массового слушателя.
Песня – не единственный жанр, к которому обращается композитор в военные годы. Он сочиняет музыку для многочисленных радиопостановок, создает симфонические сочинения (поэмы «Возвращенное детство», «Кузнец», «Русская увертюра», увертюра «Месть», сюиты для голоса и фортепиано «Минин и Пожарский», «Партизаны»), музыку к детскому спектаклю «Осада Лейдена», вокальные циклы.
Работая в Казахстане, Туликов изучает местный фольклор, культуру и историю народа, делает обработки казахских народных песен, пишет вокально-симфонические произведения (кантата «Аттаныс», вокальная сюита «Голос степей», «Песня о Малике Габдуллине», казахские марши). В 1943 году за песню о Герое Советского Союза Малике Габдуллине он получает первую премию (совместно с украинским композитором Л. Ревуцким) на конкурсе песни, объявленном политуправлением Среднеазиатского военного округа. Композитор премируется на конкурсе массовых песен ЦК ЛКСМ Казахстана. За вклад в развитие казахского искусства в 1942–1944 годах Серафим Туликов дважды награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В 1944 году композитор участвует в конкурсе на создание нового Государственного гимна СССР, за что получает благодарность от СНК СССР.
В том же году он возвращается в Москву. В музыкальной Москве тех лет он почти не был известен. И Туликов начинает отчаянно бороться за место в жизни, не падая духом даже в самых сложных ситуациях.
Новые темы приходят в его творчество. С. Туликов встречает окончание войны песнями победы. Цикл песен о победе написан на стихи О. Фадеевой: «Встреча героев», «Радостный вальс», «Победная здравица», «Новоселье», «Спасибо Сталину» (три последние песни в 1945 году были отмечены премиями на конкурсах песен, посвященных победе в Великой Отечественной войне и организованных Комитетом по делам искусств). Этой теме посвящена песня-баллада «Могучий Днепр» на слова Л. Ошанина и др.
В песнях композитора конца 1940-х годов значительно возрастает роль лирики («Не грусти, товарищ», «Курский соловей» и др.). Синтез лирики и героики, современных ритмов с фольклорными, впервые осуществленный композитором еще в песнях военных лет («Песня о Волге»), становится характернейшей чертой творчества Туликова.
Вслед за темой победы в его творчество приходит тема созидательного труда. Он воспевает хлеборобов («Расцветай, земля колхозная»), с глубоким уважением повествует о тех, кто сажает леса («Лес-богатырь»). С этого времени русские народно-песенные интонации органично входят в плоть и кровь его сочинений независимо от жанра.
С 1948 по 1953 год Серафим Туликов был художественным руководителем и директором ансамбля песни и пляски при Московском управлении трудовых резервов. Для него он пишет ряд песен, посвященных трудовой молодежи («Руки золотые» и др.). Продолжением темы рабочего человека стали «Песня молодых строителей», «Золотые умельцы России», «Бригада паровозная» и др.
Серафим Туликов был в числе первых советских композиторов, кто обратился к теме борьбы за мир. В 1947 году он написал песню «Мы за мир» (слова А. Жарова), которая принесла ему широчайшую известность, облетела буквально все страны, увлекая слушателей своей яркой, призывной мелодией. В 1951 году за эту и 4 другие песни («Песня о Волге», «Расцветай, земля колхозная», «Приезжали на побывку», «Лес-богатырь») Туликов был удостоен Сталинской премии.
В том же году Туликов пишет «Марш советской молодежи» (слова Е. Долматовского), завоевавший первую премию музыкального конкурса на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. После этой победы он прочно становится в ряды первых композиторов-песенников страны. В 1955 году он удостаивается первой премии на международном конкурсе песни на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве за песню «Это мы – молодежь» на слова Л. Ошанина. Триумфом идет по стране его песня на слова Л. Ошанина «Ленин всегда с тобой» (1955), ставшая самой популярной песней о вожде пролетариата. Всего о В.И. Ленине Туликовым написано 11 песен («Ленин, Партия, Мир», «Заветам Ленина верны», «Слушайте Ленина», «Я думаю о Ленине» и др.) – светлых, оптимистичных, жизнеутверждающих.
В 1950-е годы С. Туликов обращается к песням об армии, как строевым («Рота шла», «Уезжал я в армию»), так и шуточным («Моряк в отпуску», «Приезжали на побывку») и лирическим («Как я люблю тебя, море», «Будут метели»).
С конца 1950-х годов тема Родины, которая красной нитью проходит через всю творческую биографию Туликова, начинает занимать центральное место. Именно песни о России запомнились на долгие годы и прочно ассоциируются с именем этого композитора.
Если его первые песни о Родине («Славься, Родина!» и др.) были написаны в традиционной манере торжественного прославления, то в последующих песнях о России С. Туликов уже по-новому раскрывает тему любви к родной земле, придавая музыке большую эмоциональность, задушевность и теплоту («Родина любимая моя», «Ты, Россия моя», «Родина», «Признание в любви», «Над Россией моей», «Любите Россию», «А там вдали моя Россия», «Я о Родине пою» и др.). В 1957 году С. Туликов становится лауреатом Всесоюзного конкурса музыкальных произведений, посвященного 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, за песню «Родина любимая моя» на слова А. Досталя (первая премия). Еще одну первую премию всесоюзного конкурса он получает в 1972 году за песню «Родимая сторонка» (слова П. Градова). Павшим за свободу Родины героям С. Туликов посвящает свои песни «Неизвестный солдат», «Пепел сожженных», «Сын России» и др.
С. Туликов – автор целой серии песен о Москве, которая стала его второй родиной («Я пою о Москве», «Поздравляю тебя, Москва», «Привет тебе, Москва любимая», «Любимая Москва», «Под московским небом», «На московских перекрестках»). Родной Калуге посвящена сразу ставшая популярной, исполняющаяся как гимн города песня «Здравствуй, милая Калуга».
Композитор откликается на все важнейшие события, происходящие в жизни страны. Достаточно в связи с этим упомянуть названия его песен разных лет: «Мы отомстим» (1941), «Победная здравица» (1945), «Мы за мир!» (1947), «Марш советской молодежи» (1951), «Песня про баллистическую ракету» (1958), «Мы – коммунисты» (1959), «Комсомольская путевка» (1959), «Песенка про Ту-104» (1961), «Бамовский вальс» (1976) и др.
Всего С. Туликовым написано более 470 песен. В разные годы он сотрудничал с поэтами Л. Ошаниным, О. Фадеевой, А. Досталем, В. Харитоновым, С. Островым, Ю. Полухиным, М. Пляцковским, Г. Ходосовым, Н. Доризо, В. Лазаревым, М. Таничем, А. Тесаровой, Ф. Лаубе и многими другими.
Одно из самых примечательных качеств творчества Туликова – проникновенный лиризм, эмоциональность и искренность высказывания чувств, национальный колорит, напевность и выразительность мелодии («Курский соловей», «Не стареют душой ветераны», «Не закончен у нас разговор», «Жизнь моя, любовь моя», «Сердце о милом поет», «Василек», «С березкой рядом я стояла», «Любимые женщины», «Лунный берег», «Не повторяется такое никогда», «Пришла любовь», «В двадцать лет» и др.).
Творчество Туликова значительно и разнообразно по тематике и жанровому диапазону. Он создавал не только песни. У композитора есть хоровая музыка (сюита «Приокские рассветы», посвященная Калуге), сочинения для оркестра народных инструментов («Концертная сюита», «Молодежная увертюра», «Сказ о России», каприччио для балалайки и фортепиано), эстрадная музыка (вальс для саксофона-альта с сопровождением фортепиано, медленный вальс и др.). Туликов сотрудничал с театром (музыка к спектаклю «Любовь, директор и квартира» по пьесе Ц. Солодаря) и кинематографом, писал произведения для детей. Песни Туликова учат детей верности и дружбе, смелости и упорству, честности и прямоте, любви к Родине («Наша песня, лети над страною», «У веселого костра», «Небо голубое», оперетта «Баранкин, будь человеком», в которой впервые прозвучал известный «Марш юных энтузиастов»).
С.С. Туликов – народный артист СССР (1984) и РСФСР (1973), заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1951), Государственной премии имени М.И. Глинки (1973). Он – почетный гражданин города Калуги (1974) и Калужской области (1997).
С.С. Туликов награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», другими медалями и знаками отличия.
Скончался 29 января 2004 года.