БРИЛЬ Игорь Михайлович
БРИЛЬ Игорь Михайлович
Народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, академик Международной академии творчества
Родился 9 июня 1944 года в Москве. Отец – Бриль Михаил Александрович (1910–1957), военнослужащий. Мать – Яковлева Фаина Викторовна (1912–1993). Супруга – Бриль Тамара Лазаревна. Сыновья: Александр, Дмитрий. Внуки: Александр, Игорь.
Среди выдающихся джазовых пианистов России Игорь Михайлович Бриль занимает особое место. Блестящее академическое образование, фундаментальные знания творчества великих пианистов джаза, обращение к разнообразным стилям и направлениям этого жанра мировой музыкальной культуры, неустанный поиск своего композиторского и исполнительского «я», поистине рыцарская верность однажды избранному пути в музыке определили его лидирующее место на отечественной джазовой сцене. Превратили в символ поколения профессионалов джаза, формировавшегося в последние дни хрущевской оттепели, в одного из наиболее популярных представителей российской джазовой истории, в ключевую фигуру, «крестного отца» российского джазового образования.
Детство и отрочество для Игоря тесно связаны с именем матери. Его отец, военнослужащий, с 1949 года находился в длительной командировке в Улан-Удэ, так что весь груз ответственности за воспитание сына лежал на Фаине Викторовне, человеке непростой судьбы. Ещё до войны ей пришлось расстаться с мыслью о музыкальной карьере. Семья испытывала серьезные материальные затруднения, и отцу матери пришлось продать рояль, поэтому о занятиях после этого не могло быть и речи. А война помешала окончить Институт иностранных языков. Видимо, несбывшаяся мечта стать музыкантом и заставила Фаину Викторовну отвести пятилетнего Игоря в подготовительный класс музыкальной школы на Пушкинской площади, где уже учился его брат Валерий. Игорь рос окруженный любовью и заботой матери, превращавшейся в очень строгого и требовательного воспитателя, если речь заходила о занятиях в общеобразовательной и музыкальной школах, о выполнении распорядка дня. Фаина Викторовна находила повод постоянно напоминать Игорю о его высоком предназначении в жизни, оберегая сына от всего, что, по её мнению, могло помешать реализации намеченной «генеральной» линии. В то время как сверстники, на зависть Игорю гоняли во дворе мяч, предавались детским забавам, будущий джазмен чинно вышагивал с черной папкой с надписью «Ноты» под строгим оком матери в сторону музыкальной школы. Нередко мать дома сама садилась за инструмент, так что Игорь очень рано познакомился с фортепианным репертуаром. В 6 лет он уже сочинил свое первое музыкальное произведение под названием «Татарский вальс», сумев записать его на нотную бумагу.
В 12 лет, когда будущность Игоря как «серьезного» музыканта, казалось, уже была раз и навсегда определена, он впервые услышал «джазовый» аккорд, взятый в его присутствии братом.
В нем, будто, все перевернулось: с этого момента Игорь постоянно подбирает популярные мелодии, песни на джазовую тематику. Мать была этим просто «раздавлена», поскольку считала, что такое музицирование помешает достижению главной цели. Уже спустя многие годы Фаина Викторовна, побывав на концерте сына и до слез расчувствовавшись, признает, что была неправа, И впоследствии поддерживала его во всех музыкальных начинаниях, за что Игорь Михайлович испытывает к матери беспредельную благодарность.
По-настоящему играть джаз Игорь начинает в неполные пятнадцать лет, продолжая свое музыкальное образование. В 1963 году он оканчивает фортепианный факультет музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу профессора Т.Н. Николаевой. А уже с 1964 года выступает с джазовыми ансамблями и почти сразу же создает свое собственное трио (сам Игорь – фортепиано, А.В. Исплатовский – контрабас, В. Журавский – ударные инструменты). Первая известность на широкой сцене приходит в 1965 году на II Московском джазовом фестивале «Джаз-65». Три композиции, исполненные ансамблем, были включены фирмой «Мелодия» в цикл студийных альбомов с фестивальными материалами. Автором одной из композиций, блюза «Пробуждение», был Игорь. Эта пьеса привлекала изяществом, тонкостью вкуса, оригинальностью импровизации. После столь успешного дебюта Игорь продолжил свое музыкальное образование, поступив в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, совмещая учебу с работой своего трио в ритм-секции созданного в 1966 году оркестра под управлением Ю.С. Саульского «ВИО-66». Сотрудничает с ним более двух лет. В 1968 году Игорь первым из джазовых пианистов страны выезжает с сольными концертами в Германию (Берлин, Дрезден, Лейпциг), ставшими крупным успехом российского джаза на международной сцене. Через двадцать лет он также в числе первых отправится на родину джаза, в США (Нью-Йорк, Вашингтон, Солт-Лейк-Сити, ряд колледжей и университетов Восточного побережья), и выпустит там пластинку «Live At the Village Gate».
В 1971 году Игорь Михайлович оканчивает Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с 1991 г. Российская академия музыки имени Гнесиных) по классу фортепиано у профессора Т.Д. Гутмана. За годы учебы он глубоко исследовал искания великих пианистов джаза, что не могло не отразиться на его собственном творчестве. Временем его чрезвычайной творческой активности, поиска исполнительской манеры стали конец 1960-х годов и 1970-е годы. Это был период очевидной эволюции Игоря Бриля от мейнстрима (классического джаза) в сторону джаз-рока и электроники, стремления познать свои возможности в разных по формату инструментальных составах и музыкальных жанрах. Игорь Бриль пересаживается за электронный рояль «Elka», собирает ансамбль с тремя духовыми инструментами и ритм-группой из двух барабанщиков. Однако джаз-роковое начало в музыке Игоря Бриля было и остается данью всемирной джазовой моде тех лет лишь отчасти. Важнее для него было другое: открытие новых звуковых красок и ритмов, пришедших из рок-музыки, как средства реализации художественных идей. Лучшее подтверждение тому – альбом «Утро Земли», изданный фирмой «Мелодия» в 1977 году. Свои выступления в составе собственного трио он чередует с участием в различных ансамблях с другими советскими музыкантами: А.С. Козловым, Г.А. Гараняном, А.Н. Зубовым, В.Ю. Булановым, А.А. Кузнецовым, Г.К. Лукьяновым. В 1971 году Игорь Бриль стал лауреатом 4-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1972 году организует Ансамбль современного джаза (А. Осейчук – альт-саксофон, А. Набатов – тенор-саксофон, Н. Батхин – труба, Ю. Андреев – бас-гитара, Г. Зайцев, позже А. Гороховский – ударные инструменты, В. Вист и затем А. Брыксин – перкуссия). Однако как бы ни менялись формат ансамблей, творческая среда пианиста, Игорь Бриль всегда оставался самим собой: в своем мироощущении, в легко узнаваемых особенностях туше, романтической мягкости, предельной открытости импровизационных посылов.
С конца 1960-х годов И.М. Бриль принимает активное участие в джазовых фестивалях дома и за рубежом: «Jazz Jamboree-71» – в Варшаве (1971), Болгарии (1972), ГДР, Югославии (1975, 1987), Италии и Эстонии, (1976) Самаре (1976, 1978), Тбилиси, Гаване (1978). В 1976 году он записывается в фортепианном дуэте с выдающимся польским пианистом Адамом Маковичем. В том же году становится лауреатом Международного фестиваля джазовой музыки в Тбилиси, а в 1978 году становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе. Позднее выступает на фестивалях в Ленинграде (1978, 1980, 1983, 1987), Москве (1980, 1982, 1984, 1986, 1988), Одессе (1984), Донецке (1985), Праге (1986), Минске, Баку (1987), Лос-Анджелесе, Сан-Франциско (1989), в странах Азии, а также на эстрадно-джазовых концертах-фестивалях «Московская осень». Он – постоянный участник программ «Джаз плюс джаз», в которых выступают вокалисты Т.Н. Оганесян, Л.А. Долина, И.А. Отиева, концертов с Московским хором молодежи под управлением профессора Б.Г. Тевлина, Камерным хором В.Н. Минина, гитаристом А. Кузнецовым, с известным музыкантом из Канады Джоном Фрейзером и другими известными исполнителями.
Уже в начале 1980-х годов период электронной «бури и натиска» с его авторитарной ритмической и тембральной заданностью, композиционными стереотипами, ограничивающими свободу импровизационной составляющей джаза, приводит Игоря Бриля к мысли о необходимости возврата к акустическому звучанию. Альбом «Оркестр приехал» (фирма «Мелодия», 1981) как бы подвел итог «электрическому» периоду в творчестве музыканта. Он создает квартет с альт-саксофонистом Александром Осейчуком, ставший одним из самых востребованных фестивальных и концертных джазовых коллективов в России. И в очередном альбоме – «Перед заходом солнца» («Мелодия», 1985) рояль Бриля снова обретает свою естественную проникновенность и глубину звучания, а сами композиции – камерность, сосредоточенность и в то же время способность автора удивляться многокрасочности мира. В 1989–1990 годах к российским джазменам ансамбля Игоря Бриля, успешно гастролировавшего с этим коллективом в США, присоединились исполнители из высшей лиги американского джаза: саксофонист Джо Хендерсон и вибрафонист Бобби Хатчерсон. В это время он плодотворно сотрудничает также с Мэлом Луизом Роландом Ханна, Джозефом Морантом. На 1990-е годы пришлись яркие творческие встречи и возможность совместного музицирования с легендарными музыкантами мирового джаза, такими как Дэйв Брубек, Майкл Брекер, Рэй Чарлз, Джон Фрейзер.
Легендарный американский джазовый комментатор, историк и исследователь джаза Уиллис Коновер, включивший выступления Игоря Бриля в свои программы, назвал его самым узнаваемым российским джазовым пианистом. «Узнаваемость» Бриля кроется в отношении к инструменту как к родственной душе. В плане самобытности импровизационного мышления, особенности звукоизвлечения, фразировки, филигранности нюансов, свинговой энергетики, красоты и гармонической изысканности балладного исполнительства пианизм Игоря Бриля ставит его в один ряд с крупнейшими мастерами джазового фортепиано. Лиричность исполнительского почерка Игоря Бриля и обилие звуковых светотеней – в этом тоже одна из граней индивидуальности мастера и магия его пианизма, в котором академическая незыблемость канонов и джазовая свобода неотделимы друг от друга. Пройдя сложный круг подражаний, поисков и экспериментов, он в итоге пришел к широко понимаемому мейнстриму – «золотой середине» джаза. Как пианист он прежде всего лирик. Инструмент звучит у него нежно, поэтично и в то же время глубоко и полновесно. Но не чуждается и звуковой шутки, элементов эстрадного шоу.
Вот как определяет суть исполнительского почерка И.М. Бриля народный артист СССР композитор А.И. Эшпай: «Не обо всех пианистах скажешь, что они чувствуют инструмент, на котором играют. Для Бриля же поэзия фортепианной игры, красота звука – чувство врожденное». А это мнение народного артиста России, композитора Ю.С. Саульского: «Блистательный пианизм Игоря Бриля – это не самодовлеющее, скорее, одно из слагаемых его творчества, доминанта которого есть глубокое эмоциональное восприятие джаза».
И.М. Бриль написал более 100 композиций для различных музыкантов, ансамблей, спектаклей, кино. Самые известные его композиции: «Пробуждение», «Утро Земли», «Перед заходом солнца», «Балканский орнамент», «Наша самба», «Танец чаек», «Наш блюз», «Путешествие в блюз», «Дорога без конца» – компакт-диск, записанный швейцарской компанией «MerSea Jazz». Дискография И.М. Бриля насчитывает около 30 пластинок и компакт-дисков, девять из которых с его авторской музыкой. Два диска изданы в США и один в Швейцарии. Маэстро – автор музыки к спектаклям и к фильмам «Дорога в Соа», «Зангизур», «Вечерние звезды», «Кот в сапогах», «Сэрсо» и ряду других.
Жизнь любого крупного мастера определяет стремление к творческому самоутверждению. Но в какой-то момент появляется также желание отдавать свой талант, свой композиторский и исполнительский арсенал молодому поколению музыкантов. Игорь Бриль становится первым российским джазовым музыкантом, создавшим свою фортепианную школу. В 1990 году он собирает свой знаменитый ансамбль «Игорь Бриль и Новое поколение», ставший творческой лабораторией и стартовой площадкой для многих молодых талантливых музыкантов российского джаза. Среди участников коллектива были и двое сыновей-близнецов И.М. Бриля – Александр (тенор-саксофон) и Дмитрий (сопрано-саксофон), выпускники, а затем аспиранты Российской академии музыки имени Гнесиных, обладатели Гран-при международных конкурсов в Бухаресте (1992), ДоДж (2004, Украина), педагоги в области джазового образования. В 1999 году они создали ансамбль «Bril Brothers», их совместные с отцом концертные и фестивальные маршруты пролегли по многим странам мира: СНГ, Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Дании, Канаде, государствам Восточной Европы, Индонезии, Израилю, Индии. В разные годы они выступали на одних сценах с такими выдающимися джазменами, как Эрни Уотсон, Ли Ритенур, Артуро Сандовал, Джон Скофилд, Джо Ловано, Уэйн Шортер. В 2000 году выпустили свой первый диск «Bril Brothers. Immersion».
Свою интенсивную гастрольную и концертную деятельность в стране и за рубежом Игорь Михайлович успешно совмещает с педагогической работой. Он является одним из основателей профессионального джазового образования в России. В 1974 году Игорь Бриль становится преподавателем и возглавляет отдел эстрадной и джазовой музыки в Музыкальном училище имени Гнесиных. В 1993 году он возглавил кафедру эстрадной и джазовой музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, в которой прежде учился сам, став её первым профессором по джазовой специализации. В 1979 году выпускает первый российский учебник «Практический курс основ джазовых импровизаций на фортепиано», выдержавший семь изданий и пользующийся огромным спросом среди профессионалов и любителей джаза. За тридцать пять лет педагогической деятельности И.М. Бриль воспитал более 150 исполнителей джазовой музыки. Важной составляющей общественно-педагогической деятельности Игоря Михайловича служат Всероссийский фестиваль молодых исполнителей «Джазовое крещение Игоря Бриля», взятый им под свой патронат в 2003 году и сразу получивший статус Всероссийского, детские конкурсы «Рояль в джазе» в Москве, Архангельске, международный конкурс исполнительской джазовой музыки в Донецке (Украина), фестиваль студенческого творчества «Фестос». На многих из них он выступает как организатор и председатель жюри. Среди его учеников – известные российские музыканты, победители и лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов, включая беспрецедентный для джазовой истории страны Первый Московский международный конкурс джазовых исполнителей (фортепиано), проходивший в марте 2005 года.
И.М. Бриль – кавалер ордена Почёта, обладатель многих титулов и званий. В 1998 году ему было присвоено звание народного артиста России. Он – член Союза композиторов СССР (1983), профессор Международной академии наук (МАН) Сан-Марино (1993), лауреат премии в номинации «Музыкант года» (1997), академик Международной академии творчества (2004), лауреат премии Москвы 2004 года (за сольные джазовые программы 2002–2003). Он также – член президиума, председатель комиссии джазовой инструментальной музыки Московского музыкального общества, член Ученого совета Российской академии музыки имени Гнесиных, Авторского совета Российского авторского общества. В 2004 году за выдающийся вклад в отечественную культуру на площади Звезд рядом с одной из главных концертных площадок страны, Государственным центральным концертным залом «Россия», была открыта именная плита-звезда маэстро.
Главное увлечение Игоря Михайловича – поэзия.
Живет и работает в Москве.