ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского
Родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Отец – Иван Иванович (1891 год рожд.). Мать – Елена Николаевна (1891 год рожд.). Сын – Михаил (1958 год рожд.). Дочь – Ирина (1963 год рожд.).
Имя Владимира Федосеева давно знакомо любителям музыки. Это артист с необычной судьбой, который прошел нелегкий путь от первых выступлений в госпиталях осажденного Ленинграда до звездных концертов в самых престижных залах Вены, Берлина, Парижа, Токио, Нью-Йорка, Лондона, Цюриха.
Владимир Федосеев родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В этом городе, в Музыкальном училище имени Мусоргского началось профессиональное становление музыканта, которое было продолжено в Москве, в Музыкальной академии имени Гнесиных и в аспирантуре Московской консерватории имени Чайковского под руководством профессора Лео Гинзбурга.
В 1971 году Владимир Федосеев был приглашен знаменитым маэстро Евгением Мравинским дирижировать оркестром Ленинградской филармонии. Успех этого концерта положил начало карьере Владимира Федосеева в качестве симфонического дирижера.
Сегодня Владимир Федосеев сотрудничает с ведущими оркестрами Европы: с цюрихским Тонхалле, лейпцигским Гевандхаус, Филармоническим оркестром Французского радио, оркестром Баварского радио. Маэстро Федосеев является первым приглашенным дирижером Токийского филармонического оркестра.
В январе 1997 года Владимир Федосеев занял престижный пост главного дирижера Венского симфонического оркестра. В течение сезонов 1997, 1998, 1999 годов дирижер неоднократно проводил гастроли с этим оркестром по Европе, Японии. В 1998–1999 годах в Венском Musikverein Владимиром Федосеевым и Wiener Symphonicer проведен монументальный цикл «Все симфонические произведения Бетховена», завершившийся в канун 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. В 1999 году одним из крупнейших музыкальных событий Австрии было названо исполнение Wiener Symphonicer под управлением Владимира Федосеева симфонии-кантаты «Песни Гурре», которое было посвящено 125-летию со дня рождения Шенберга и к открытию после реставрационных работ концертного зала Konzerthaus. С января 2000 года контракт Владимира Федосеева с Венским симфоническим оркестром продлен еще на 4 года.
Федосеев много работает и в качестве оперного дирижера. Он руководил постановкой «Сказки о царе Салтане» (1988), «Пиковой дамы» и балета «Спящая красавица» (1989) в Ла Скала, редко исполняемой оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1987), ставил оперы «Снегурочка», «Алеко», «Евгений Онегин» в парижском зале «Плейель» (1987, 1989, 1991), «Кармен», «Борис Годунов» и «Волшебный мандарин» в Венской опере (1993, 1994, 1995). На оперном фестивале в Брегенце (Австрия) Федосеев поставил оперу «Осуждение Фауста» Берлиоза (1992), «Сказание о невидимом граде Китеже...» Римского-Корсакова совместно с режиссером Гарри Купфером на юбилейном, 50-м фестивале в 1995 году, «Демон» Рубинштейна (1997), «Любовь трех королей» Монтемецци (1998), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (2000). Постановка оперы «Демон» Рубинштейна, названная журналом «Оперный Мир» «лучшей постановкой европейского оперного сезона 1997–98 гг.», в 1999 году была также осуществлена на сцене цюрихского оперного театра «Opernhaus». В этом театре маэстро поставил в 1996 году «Жизнь за царя» Глинки, в 1998-м, совместно со знаменитым режиссером Эрвином Пиплицем – «Аттилу» Верди, в 2000-м, в год 160-летия со дня рождения П.И. Чайковского – «Пиковую даму» Чайковского и балет «Золушка» Прокофьева, в 2001 году «Отелло» Верди и «Хованщину» Мусоргского. Последние постановки Владимира Федосеева – оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (во второй редакции), совместно со знаменитым хореографом Н. Шп?рли поставлен балетный спектакль «Пятая Малера», на международном фестивале в Эдинбурге – балет «Лебединое озеро».
Дискография Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского (БСО), охватывающая практически весь диапазон симфонической музыки, а также оперы и балеты, составляет золотой фонд российского радио. Высокого признания в России и многих других странах удостоены записи Владимира Федосеева и БСО опер «Борис Годунов» Мусоргского (Москва, 1985), «Майская ночь» Римского-Корсакова (удостоенная в 1976 году приза «Золотой Орфей» французской фирмы грамзаписи «Шан дю монд»). «Хрустальный приз» Японской радиовещательной корпорации «Асахи» присужден Владимиру Федосееву и БСО «За лучший концерт года». В 1999 году к 25-летию творческого сотрудничества Владимира Федосеева и БСО выпущено юбилейное издание компакт-дисков, отражающее всю четвертьвековую историю этого творческого союза. Совместно с Венским симфоническим оркестром с 1995 года осуществляется серия записей симфонической музыки и оперных постановок на фестивале в Брегенце. Записи Владимира Федосеева знакомы слушателям Миланского и Французского радио.
Важнейшими для маэстро всегда остаются его выступления с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского – одним из ведущих симфонических коллективов России сегодня, крупнейшим оркестром нашей страны с богатейшей историей. С 1974 года, вот уже свыше 25 лет, Владимир Федосеев – бессменный художественный руководитель и главный дирижер БСО. Владимир Федосеев сформировал особенный певучий эмоциональный почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принес международную известность. За годы сотрудничества с Владимиром Федосеевым БСО стал одним из самых востребованных российских коллективов за рубежом. БСО выступал в лучших концертных залах мира, на крупнейших российских и европейских международных фестивалях, среди которых фестиваль Бетховена в Бонне, фестиваль Брукнера в Линце, фестиваль «Звучащий смычок» («Klangbogen») в Вене. БСО имени П.И. Чайковского регулярно гастролирует в Японии, Австрии, Германии и многих других странах мира. Только в течение последнего сезона оркестром неоднократно осуществлены гастроли в Австрию, Германию, Швейцарию и другие страны Европы.
Многие годы, всецело посвящая себя самоотверженной работе с БСО, Владимиру Федосееву удалось не только сохранить высокие традиции оркестра, но и внести новую блестящую страницу в 70-летнюю историю этого коллектива. Самоотдача и искренность маэстро, передаваясь музыкантам, позволяет артистам и в последнее, нелегкое для всего российского общества и нашей культуры время, открывать новые грани в их мастерстве.
Интерпретации Владимира Федосеева отличают глубина, искренний артистический темперамент, необычайная эмоциональная интенсивность. Он великолепно чувствует национальный характер исполняемой музыки, проникая в глубины замысла композитора, воссоздавая характерные черты его стиля. Со многими крупнейшими композиторами ХХ столетия маэстро связывали тесные творческие контакты. Так, подлинным духовным сотворчеством можно по праву назвать работу Владимира Федосеева над новыми произведениями Г. Свиридова. Все произведения этого композитора для симфонического оркестра прозвучали именно в исполнении БСО под управлением Владимира Федосеева. БСО стал первым исполнителем новых произведений многих выдающихся композиторов ХХ века: Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Р. Глиера, Д. Кабалевского. Оркестр был первым исполнителем Пятнадцатой симфонии Шостаковича, а в 90-е годы осуществил запись всех симфоний Шостаковича на японской фирме Pony Conyon. В 1970–1990-е годы оркестр исполнил десятки премьер сочинений Г. Свиридова, Б. Чайковского, А. Эшпая, Т. Хренникова, В. Кикты, С. Губайдулиной. В интерпретации БСО впервые прозвучали многие сочинения лучших композиторов бывших республик СССР – О. Тактакишвили и Д. Торадзе, Э. Оганесяна и А. Меликова, В. Баркаускаса, Б. Кутавичюса и В. Тормиса.
Знаменательно и присуждение БСО имени Петра Ильича Чайковского, которое было присвоено оркестру в 1993 году. Присуждение имени великого русского композитора стало признанием выдающихся заслуг БСО и его художественного руководителя в пропаганде творчества Чайковского. Владимиром Федосеевым и БСО проведен цикл концертов «Неизвестный Чайковский», в рамках которого прозвучали неисполняемые прежде хор из оперы «Мандрагора», хоры в честь святых Кирилла и Мефодия, пьесы из «Девяти духовных песнопений». В Европе пользуются большой популярностью видеозаписи симфонических произведений Чайковского, в исполнении БСО в рамках крупнейших европейских фестивалей музыки Чайковского в Мюнхене и Франкфурте. В течение многих лет БСО является традиционным участником легендарного международного конкурса имени Чайковского, а также частым гостем музыкальных вечеров в музее Чайковского в Воткинске. Владимира Федосеева и музыкантов БСО связывает прочная дружба с музеем Чайковского в Клину. Камерные ансамбли солистов БСО регулярно выступают здесь с благотворительными концертами.
Владимир Федосеев и БСО всегда оказывали поддержку молодым исполнителям. Этот творческий союз поддержал многих выдающихся музыкантов современности (среди которых – Максим Венгеров, Вадим Репин, Михаил Плетнев) в самом начале их творческого пути. В последние годы оркестр принимает активное участие в работе международного благотворительного фонда «Орфеум» (Швейцария), деятельность которого направлена на помощь молодым талантливым музыкантам. Концерты БСО со стипендиатами Фонда – российскими и зарубежными исполнителями – стали важнейшими рубежами творческой биографии этих представителей нового поколения музыкантов. Являясь одним из членов художественного совета фонда «Орфеум», Владимир Федосеев ежегодно представляет на соискание стипендий фонда молодые российские таланты.
БСО много гастролирует по России, выступая и в лучших концертных залах крупнейших центров страны, и на концертных площадках небольших городов России. Оркестр стремится сохранить своего российского слушателя, не лишить доступа к самым вершинам симфонического искусства те слои общества, которые утрачивают возможность слышать симфоническую музыку «вживую». В одном из лучших концертных залов страны – Большом зале Московской консерватории оркестр проводит уникальный благотворительный цикл – «Общедоступные симфонические абонементы». Билеты на абонементные концерты доступны самым широким слоям публики. Серии «Общедоступных симфонических абонементов» продолжают благородные традиции благотворительных общедоступных концертов, которые активно проводились в дореволюционной России. Крупнейшим таким концертным циклом стали «Исторические концерты», проводимые в течение 10 лет, с 1907 по 1917 год в Большом зале консерватории – там же, где по прошествии многих десятилетий открыли свои «Общедоступные абонементы» Владимир Федосеев и БСО. Проводимые уже третий год, «Общедоступные абонементы» БСО, пользующиеся огромной популярностью у слушателей, вызывают множество благодарных откликов и у музыкантов-профессионалов, и у любителей.
БСО под управлением Владимира Федосеева регулярно проводит благотворительные концерты в Концертной студии Дома Радиовещания и Звукозаписи – в знаменитом «Доме Радио», в стенах которого и был создан этот оркестр. Здесь, специально для БСО возводилась Концертная студия, которая долгие годы была одной из лучших и крупнейших в России. На многие десятилетия она стала для оркестра настоящим домом и свидетелем многих триумфальных страниц его биографии. Сегодня благотворительные концерты БСО в Доме Радио позволяют приобщиться к высокому искусству многочисленной публике: пригласительные билеты на эти вечера распространяются бесплатно среди учащихся, малоимущих и пенсионеров. Кроме того, благодаря трансляции «Радио 1» и Радио «Орфей», в сотрудничестве с которыми проводятся концерты, они становятся доступны самой широкой аудитории. Замечательно и то, что эти радиоконцерты восстанавливают забытую сегодня, но такую популярную в прошлом традицию: теле- и радиотрансляции БСО, тогда еще оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, в самые отдаленные уголки нашей страны, что позволяло узнать образцы прекрасного искусства многочисленным слушателям. Сегодня Владимир Федосеев и БСО по мере возможностей стремятся поддержать и воспитать любовь к классической музыке, пропагандируя высокую культуру в самой широкой аудитории.
Десятки концертов в рамках «Общедоступных симфонических абонементов» в Москве, разнообразные программы в больших и малых городах России – все эти выступления на родине Владимир Федосеев проводит безвозмездно каждый сезон. Концерты маэстро в России – благородный дар российской публике. Безвозмездную поддержку дирижер оказывает и возглавляемому им оркестру. В течение последних лет Владимир Федосеев неоднократно приобретал музыкальные инструменты для БСО за собственный счет.
Владимир Федосеев оказывает неоценимую поддержку Свято-Димитриевской общине сестер милосердия и общине храма во имя Благоверного царевича Дмитрия при Первой городской больнице в Москве. Дирижер входит в благотворительный попечительский совет общины сестер милосердия; вместе с музыкантами оркестра неоднократно дарил юным воспитанницам общины свои выступления.
В сезоне 2002/03 Владимир Федосеев отмечал 45-летие творческой деятельности, началом которой стало его выступление с оркестром Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. Юбилейный концертный фестиваль «Жизнь Артиста» явился отражением творческой биографии музыканта и связанной с ней жизнью оркестра. М. Френи, Н. Гяуров, Й. Ковальски, П. Эдельманн выступали в концертах фестиваля, в которых звучали лучшие произведения симфонической классики, композиторов ХХ века.
Сезоны 2003/04, 2004/05 ознаменовались очень важным явлением в концертной жизни столицы – в рамках абонементов концертов Большой симфонический оркестр имени П.И. Чаковского и Владимир Федосеев провели симфонические моноциклы, посвященные творчеству Бетховена и Рахманинова. Симфонии Бетховена в прочтении Владимира Федосеева звучали в исполнении Большого симфонического оркестра в Большом зале Московской консерватории. Оркестр выступал с бетховенской программой в гастрольных концертах. В Золотом зале Musikverein в Вене были исполнены все симфонии великого мастера. Музыка Бетховена бережно передается, словно из рук в руки от одного концертного сезона БСО к другому, она стала органичной частью репертуара оркестра.
БСО имени Чайковского находится в зените своего творческого расцвета. Сезон 2005/06 – юбилейный. БСО – 75 лет! Открываются новые абонементные программы, монографический цикл «В воскресенье после полудня играем Чайковского». Осенью оркестр выступил с концертами в городах Урала и Сибири, весной предстоит юбилейное турне по странам мира. В декабрьские дни 2005 года прошли концерты фестиваля «Вера, Надежда, Любовь…» – юбилейные торжества оркестра. «Искусство оркестра – соборное, должное собирать. В этом его огромная радость и огромная трудность…», – слова Владимира Федосеева объясняют многое в названии главного фестиваля Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. Это итог многих лет творчества и служения высокому искусству, это плод духовного пути музыкантов и дирижера, это сознание удивительной причастности, включенности в жизнь своего народа, своей страны…
В дни фестиваля голос Большого симфонического оркестра объединяет всю Москву, как некогда собирал всю страну радиотрансляциями симфонической музыки. Семь концертных программ в главных концертных залах столицы и Золотом зале Musikverein (Вена) представляет Большой симфонический. Празднично богата и многогранна программа юбилейного фестиваля, словно в кристалле собраны в ней все грани творческой жизни оркестра: концертная и просветительская деятельность, огромный репертуарный диапазон, насыщенная палитра интерпретаций и мастерство исполнения…
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского – художественное явление в культуре нашей страны и всего мира. На открытии фестиваля с поздравлениями оркестру (и в диалоге с музыкальными «высказываниями» юбиляра) выступают старосты отечественной культуры Большой и Малый театры, зарубежные почитатели оркестра – Общество друзей БСО имени Чайковского (Швейцария, Австрия), и, конечно, содружество музыкантов – именно так хочется обозначить круг исполнителей и коллективов, связанных с БСО общими творческими проектами.
Важнейший вечер фестиваля – встреча и исполнение сочинений победителей конкурса с названием, одноименным девизу самого фестиваля – «Вера, Надежда, Любовь…». К 75-летию оркестр имени Чайковского и В.И. Федосеев провели конкурс произведений малых форм – музыкальных и литературных, обращенных к музыке или связанных с нею. Внимание к творчеству современников, готовность открыть слушателю новое, «озвучить» идеи, которыми живет молодое поколение сегодня и, вместе с тем, острое чувство ответственности за него, необходимость приобщать молодых к серьезным жанрам и темам искусства – на такой двусторонней задаче основан конкурс. Значение этого события сложно переоценить. Несколько поколений музыкантов, поэтов, композиторов, писателей встретятся на творческом «перекрестке», чтобы ощутить степень своей причастности к общей, единой, непрерывающейся жизни большой культуры…
Концерты – портреты великих композиторов Георгия Свиридова и Густава Малера. Это не только откровение фестивальной программы, это явление в музыкальном мире… К участию в концертах привлечены солисты русских и зарубежным театров, лучшие голоса России и Европы: Сергей Алексашкин, Татьяна Богачева, Альбина Шагимуратова, Леандра Оверманн, Елена Манистина, Петер Лика, Альгис Янутас, Андрей Григорьев.
Мировой известностью Большого симфонического оркестра имени Чайковского, его востребованностью во многих странах рождена программа фестивального концерта за рубежом. По приглашению венских любителей музыки оркестр в ансамбле с Максимом Венгеровым выступил 5 декабря в Золотом зале Musikverein (Вена, Австрия).
Концерт из цикла «БСО – оркестр солистов» стал захватывающим событием фестиваля.
Внимание к слушателю… Общественное служение…. Оркестр Всесоюзного радио был рожден с этой идеей – нести музыку людям. В преддверии юбилейного сезона Большой симфонический оркестр имени Чайковского и Владимир Федосеев провели специальную акцию – узнали музыкальные пожелания своих постоянных слушателей, посетителей абонементных концертов и… построили на них концерт закрытия фестиваля «Вера, Надежда, Любовь…». Гости этого вечера – друзья оркестра и любители симфонической музыки – артисты, писатели, художники, режиссеры…
Заслуги Владимира Федосеева высоко оценены обществом и государством. В.И. Федосеев – народный артист РСФСР (1973), народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1973), лауреат премии Москвы (1997). В 2005 году правительство Австрии удостоило маэстро Федосеева ордена «Почетного Креста» II степени за заслуги в науке и культуре Австрии. На Родине указом Президента Российской Федерации художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1999 году, в канун празднования 200-летия со дня рождения Пушкина, он удостоен Государственной Пушкинской медали. В дни празднования 70-летия БСО в 2000 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II вручил Владимиру Ивановичу Федосееву орден Святого Владимира.