ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович
Герой Труда Российской Федерации, народный артист России, Украины, Северной Осетии — Алании, пятикратный лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Президента РФ, лауреат премии Правительства РФ, художественный руководитель — директор Государственного академического Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель Республики Казахстан, почетный гражданин городов Санкт-Петербурга, Владикавказа, Беломорска, Лиона и Тулузы, артист Мира ЮНЕСКО
Валерий Гергиев представляет собой уникальный тип музыканта-руководителя, высочайшее дирижерское мастерство которого переплетается с широкой музыкально-общественной деятельностью. По словам маэстро, он «энергетически неплохо заряжен факторами своего произрастания, в нем говорит необычное национальное и музыкальное происхождение». Это относится и к Кавказу, особому месту, где он вырос, и, безусловно, к его родителям, которые дали ему «хороший заряд — и моральный, и духовный», дали то направление, которого он придерживается до сих пор. «Я стал тем, кто я есть в значительной степени благодаря моим родителям», — подчеркивает он.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 2 мая 1953 года в Москве. Отец — Гергиев Абисал Заурбекович. Мать — Гергиева (Татарканова) Тамара Тимофеевна. Супруга — Наталья, в браке с которой появились на свет два сына — первенец Абисал, затем Валерий, а также младший ребенок — дочь Тамара.
Детство и юность Валерия прошли на Кавказе — в 1959 году семья Гергиевых переехала в город Орджоникидзе (ныне — Владикавказ). В семье помимо сына росли две дочери, Лариса и Светлана. Валерий Абисалович Гергиев рассказывал: «Отец — офицер, фронтовик, рано ушел из жизни — сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому меня успел научить… Он внушил мне понятия о главных жизненных ценностях, привил чувство ответственности и научил сознавать собственную роль в этом мире. После его смерти мы с сестрами пережили очень трудные времена. Мама продолжала воспитывать меня, как и отец, в уважении и любви к людям. Только благодаря этой необыкновенной женщине нам удалось преодолеть все трудности...»
Валерий Гергиев поступил в знаменитую школу №5 города Орджоникидзе, где в свое время учились Е.Б. Вахтангов и П.Г. Лисициан. Вместе со своей сестрой Ларисой Валерий стал серьезно заниматься и музыкой. От родителей мальчик унаследовал волевой, решительный характер, невероятное трудолюбие и огромную работоспособность, качества лидера, как в организаторском, так и в творческом отношении.
Параллельно с фортепиано Валерий стал заниматься дирижированием в классе Анатолия Аркадьевича Брискина, главного дирижера Государственного Северо-Осетинского музыкального театра. Наставник Гергиева был воспитанником Ленинградской консерватории по классу дирижирования профессора И.А. Мусина. В молодом музыканте он сразу разглядел незаурядное дарование и, не скупясь, ответственно и требовательно делился своим опытом, приоткрывая Валерию тайны мастерства дирижерского искусства.
По окончании училища Валерий Гергиев продолжил свое музыкальное образование в Ленинграде. После Осетии, родины его предков, северная столица стала для него отныне духовной, музыкальной родиной. Поступление в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова в 1972 году стало для Валерия заслуженной, счастливой удачей, опровергая сложившееся мнение о дирижировании как привилегии зрелых лет. Ему было всего 19, но его мастерство за пультом оценили по достоинству — помог опыт, накопленный на занятиях под руководством А.А. Брискина. Гергиев был сразу принят на факультет симфонического дирижирования (что явилось исключительным случаем в практике поступления на это отделение после среднего музыкального специального образования) в класс легендарного педагога, профессора Ильи Александровича Мусина.
И.А. Мусин позже напишет: «Для меня Валерий никогда не был легким учеником из числа тех эффектных музыкантов, которые все схватывают на лету. Мне импонировала его углубленная, сосредоточенная манера работы над партитурой. Валерий напоминает мне скульптора, который выбирает не известняк, а гранит. Обстоятельно трудится он над партитурой. Не спешит выступать перед аудиторией, углубленно вынашивает новое для себя сочинение. И чем полнее он его постигает, тем более одухотворенным получается исполнение. Музыка для него — сама жизнь».
Освоенная школа дирижерского искусства во многом позволила Валерию Гергиеву достичь того уровня мастерства, которым отмечена его профессиональная жизнь. Первыми его вершинами стали победы — сначала на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров (1976, Москва, II премия и звание лауреата), а затем на престижном Международном конкурсе дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (1977, Западный Берлин, II премия и звание лауреата), когда В. Гергиев, студент Ленинградской консерватории, опередил в пяти турах почти 70 молодых музыкантов со всего мира, подготовив 18 симфонических произведений. С 24-летним лауреатом встретился сам маэстро Герберт фон Караян! Перед финальным концертом, где Валерий как победитель конкурса получил право выступить с западноберлинским филармоническим оркестром, Караян провел с молодым дирижером целый час за интересной беседой, которая, как и заключительный концерт, навсегда осталась в памяти Валерия Гергиева.
Очень лестным стало для Валерия приглашение маэстро приехать на гастроли в Западный Берлин, но вынужденный отказ компенсировало неожиданное предложение: победителя конкурса студента 5-го курса Ленинградской консерватории Гергиева пригласили в Кировский театр.
Пожелания самого Караяна и уникальная школа Мусина вселяли уверенность, окрыляли молодого дирижера, перешагнувшего порог знаменитого театра в 1977 году. В. Гергиев был принят сначала в качестве дирижера-ассистента, а с 1978 года он стал дирижером Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
Дебютом Валерия Гергиева в Кировском театре стал спектакль «Война и мир» (12.01.1978), отмеченный как первая, удачная работа в опере молодого дирижера с большим будущим. Сложнейшая партитура С. Прокофьева, чье творчество особенно дорого и близко Гергиеву среди композиторов ХХ столетия, оказалась для Валерия чем-то вроде счастливого талисмана на протяжении всей его творческой жизни. Музыкальный руководитель постановки оперы «Война и мир» Ю. Темирканов и его ассистент работали в идеальном творческом контакте. Яркая театральность, эпический размах, тончайшие нюансы прокофьевской музыки стали близки и понятны Валерию. С большим успехом он самостоятельно провел два спектакля.
По словам И.А. Мусина, «работа в Театре им. С.М. Кирова, возглавляемом Ю.Х. Темиркановым, создала благоприятные возможности для дальнейшего совершенствования мастерства Гергиева. В дирижерской манере его стало больше гибкости, более пластичным и разнообразным сделался жест, сильнее выявилась артистичность».
Под управлением В.А. Гергиева в театре в то время с успехом шли многие спектакли, среди которых премьеры балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова, а также нескольких опер: «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Фауст» Ш. Гуно (возобновление).
Одной из наиболее удачных работ дирижера этого времени стала опера Р. Вагнера «Лоэнгрин» (возобновление).
Творческая деятельность Валерия Гергиева уже тогда не ограничивалась только театром. Его симфонический репертуар с каждым днем расширялся за счет выступлений с различными оркестрами по всей стране и за ее пределами.
Тогда же Гергиев возглавил студенческий оркестр Ленинградской консерватории, с которым выступал во многих концертах с различными симфоническими программами.
С 1981 по 1985 годы Валерий Абисалович параллельно с работой в Кировском театре руководил Государственным симфоническим оркестром Армении (ныне — Филармонический оркестр Армении). Под управлением Гергиева впервые в Ереване были исполнены многие шедевры мирового симфонизма, а также сочинения современных армянских композиторов.
В 1988 году Валерий Гергиев становится главным дирижером Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Новая должность была дополнена художественным руководством оперной труппой театра. Раскрыть новые возможности коллектива с богатейшими традициями, открыть его многогранные ресурсы, вывести на уровень ведущих мировых театров — именно это стало главной, первостепенной задачей нового главного дирижера и художественного руководителя кировской оперы Валерия Гергиева.
Свой первый сезон на руководящей должности (1988/89) Гергиев начал с обновления репертуара. Правда, премьерными спектаклями явились не новые постановки, а возобновленные старые. Восстановленная без купюр опера А. Бородина «Князь Игорь» и «Хованщина» М. Мусоргского в оркестровке Д. Шостаковича стали началом гергиевского периода в жизни труппы.
Дальнейший путь расширения репертуара театра маэстро обозначил тремя именами: Мусоргский, Чайковский, Прокофьев. Творчеству этих гениальных композиторов были посвящены и новые постановки, и впервые проводимые в нашей стране подобные оперные фестивали.
С началом 1990-х годов получила воплощение идея Валерия Гергиева о сотрудничестве Кировского театра с зарубежными оперными сценами мира. Началом совместной работы с театром «Ковент-Гарден» стал спектакль «Борис Годунов». Затем совместно с Лондонским королевским театром последовали новые постановки: «Отелло», «Война и мир» (в сотрудничестве также с Оперой де Бастий), «Огненный ангел».
Несколько позже и вплоть до сегодняшнего дня задуманное Гергиевым творческое сотрудничество с крупнейшими оперными театрами мира получило воплощение в совместных работах кировской, а ныне мариинской оперной труппы с «Метрополитен-опера», театрами Карло Феличе, «Ла Скала», «Шатле», Оперой Сан-Франциско, Новой Оперой Израиля. Подобных идей, ставших со временем неотъемлемой частью творческой деятельности и самого маэстро, и жизни Кировского театра, в арсенале Гергиева было великое множество.
С приходом в 1988 году Валерия Гергиева на пост главного дирижера Кировского театра активизировалась концертная деятельность оркестра. Гергиеву удалось не только сохранить замечательные исполнительские традиции старейшего коллектива России, но и преумножить их, возрождая практику общедоступных Променад-концертов (1992–1995), Шереметевских музыкальных вечеров (2000–2003), а также постоянно включая в репертуар гастролей симфонические произведения.
Среди совместных работ главного дирижера Кировского театра с зарубежными оркестрами выделяются выступления с Роттердамским филармоническим оркестром. С 1995 года маэстро Гергиев является его главным приглашенным дирижером, и сотрудничество в исполнении разнообразных симфонических программ с успехом продолжается.
Валерий Гергиев — желанный гость за пультом многих прославленных оркестров и оперных коллективов, престижнейших музыкальных фестивалей. Его по праву считают одним из ведущих дирижеров мира. Он работает с известными музыкальными коллективами, такими как Венский филармонический оркестр, оркестр Берлинской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Королевский филармонический оркестр (Великобритания), Национальный оркестр Франции, оркестр Шведского радио, симфонические оркестры Сан-Франциско, Бостона, Торонто, Чикаго, Кливленда, Далласа, Хьюстона, Миннесоты, Монреаля, Бирмингема, дирижирует Всемирным оркестром мира.
С января 2007 года маэстро в течение восьми лет являлся главным дирижером Лондонского симфонического оркестра.
Известна и работа Гергиева со многими коллективами оперных театров. В 1991 году он осуществил постановку «Бориса Годунова» в Мюнхене, а в Сан-Франциско — «Войны и мира». На сцене Лондонского королевского театра «Ковент-Гарден» в 1993 году под его управлением была поставлена опера «Евгений Онегин». После успешных гастролей Кировской оперы, впервые выступившей на сцене «Метрополитен-опера», в 1994 году Гергиев дирижировал в нью-йоркском театре новой постановкой оперы «Отелло» с участием Пласидо Доминго, а в следующем сезоне 1995/96 — премьерным спектаклем «Пиковая дама», который западные критики назвали «одним из самых значительных музыкальных событий 1995 года».
С 1997 по 2002 год маэстро являлся главным приглашенным дирижером нью-йоркской «Метрополитен-опера» — такая должность была создана впервые в истории этого театра.
Несмотря на столь широкий размах деятельности, Валерий Гергиев продолжал работу по организации и проведению все новых фестивалей. Идею юбилейных торжеств, посвященных русским композиторам, в 1994 году по желанию Гергиева подхватил фестиваль «Римский-Корсаков в ХХ веке», раскрывший творчество композитора в проекции на мировую музыкальную культуру; в 2005 году — фестиваль Чайковского, включивший в свою программу оперы и балеты композитора, являющиеся важной составляющей репертуара театра. Весной 2005 года впервые в Мариинском театре состоялся фестиваль «Масленица», положивший начало возрождению русской народной традиции. Но главным достижением в ряду фестивальных событий на мариинской сцене, вершиной артистических стремлений маэстро стал ежегодный Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей», вдохновителем и душой которого с 1993 года является Валерий Гергиев.
Масштаб работы В.А. Гергиева в тот период, когда он являлся главным дирижером и художественным руководителем оперной труппы Кировского театра (1988–1996), колоссален. Под руководством маэстро осуществлялись новые постановки на кировской сцене, их число увеличивалось от сезона к сезону, организовывались и проводились многочисленные фестивали, следовали престижные гастроли с оркестром и оперной труппой Кировского театра, позволившие не только знакомить зарубежную публику с лучшими произведениями русской музыки, но и повышать исполнительский уровень оркестра, хора и, конечно, солистов, чьи имена стали известны всему миру.
Многогранная деятельность Валерия Гергиева, его авторитет в кругу мирового музыкального искусства, завоеванный количеством и качеством дел, были направлены на достижение главной цели — укрепление славы и репутации Театра оперы и балета имени С.М. Кирова в мире современного музыкального искусства. Для Гергиева не было выбора — была неподдельная и искренняя преданность и России, где он родился, где создавали свои великие произведения русские композиторы, преданность Ленинграду — Санкт-Петербургу, центру российской культуры, с которым были связаны его образование и музыкально-художественные приоритеты, а также своему родному Кировскому театру, в 1992 году переименованному в Мариинский, в возрождение которого он верил без всяких оговорок, свято, всем сердцем. Менее 10 лет потребовалось В.А. Гергиеву для того, чтобы искусство Кировского театра приобрело высокую международную оценку и восторженное признание.
В 1996 году Валерий Гергиев Указом Президента РФ Бориса Ельцина был назначен художественным руководителем—директором Мариинского театра. С тех пор коллектив Мариинки обрел новую, еще более динамичную жизнь, о которой стало известно повсеместно. За прошедшие годы благодаря усилиям В.А. Гергиева, его художественному и административному таланту театр стал одним из ведущих коллективов мира, а мариинский оркестр заслужил единодушное признание критики как интерпретатор русской и западноевропейской классики.
Заданный маэстро Гергиевым сверхдинамичный темп творческой жизни труппы позволил театру в кратчайшие сроки невероятно расширить репертуарную афишу. Число премьерных спектаклей, поставленных за один сезон, достигало цифр 4, 6, а в 2004–2005 годах — 7 , в 2002–2003 годах — 9. И это только оперы!
В 2000-е годы заметно расширился и балетный репертуар театра, на сцене которого наряду с выдающимися спектаклями прошлых лет были восстановлены отреставрированные по сохранившимся балетным «стенограммам» классические постановки М. Петипа и балеты М. Фокина, появилась коллекция шедевров Дж. Баланчина, балеты на музыку Стравинского, а также новые хореографические версии «Щелкунчика» и «Золушки». За время руководства театром Валерию Гергиеву удалось вырастить в Мариинском плеяду певцов мирового уровня, с огромным успехом выступающих сегодня в оперных театрах по всему свету.
Новой гордостью оперной труппы театра стала Анна Нетребко. После исполнения ею одной из лучших своих ролей на мариинской сцене — партии Наташи («Война и мир», режиссер А. Кончаловский, 2000) о таланте Нетребко узнал весь мир. Эту партию певица исполняла на сценах мадридского театра «Реал», миланского «Ла Скала», Лондонского королевского оперного театра «Ковент-Гарден», на Московском Пасхальном фестивале и других сценах.
Развивая идею высокопрофессиональной артистической смены и преемственности традиций, в театре по предложению Валерия Гергиева создали Академию молодых певцов (1998) и Молодежный филармонический оркестр (1999).
Талантливая молодежь стала получать уроки мастерства в процессе каждодневной работы театра. Включаясь в слаженную систему театрального дела, академия и Молодежный оркестр сделались для Мариинки важным, необходимым подспорьем. География гастрольных выступлений труппы Мариинского театра под руководством В. Гергиева охватила Старый и Новый Свет. Имя Мариинского стало известно во всех странах Европы, в Латинской Америке и США, в Китае, Японии и Австралии.
Совместно с Михаилом Пиотровским, возглавляющим один из крупнейших музеев мира, Валерий Гергиев объединил в творческий союз два бесценных достояния не только российской, но и всей мировой культуры — Государственный Эрмитаж и Мариинский театр. Они осуществили ряд уникальных культурных акций, получивших большой общественный резонанс.
В 2003 году, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга и 220-летия Мариинского театра, В.А. Гергиев приветствовал гостей торжеств на XI фестивале «Звезды белых ночей», составив самую обширную праздничную программу.
В сезоне 2004/05 года В.А. Гергиев стал инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни». Под руководством маэстро состоялись концерты в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.
В 2005 году, в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, он организовал по образцу молодежных оркестров мира Объединенный молодежный оркестр стран-участниц Второй мировой войны, в который пригласил молодых талантливых музыкантов из оркестра Мариинского театра, а также оркестров стран СНГ, Европы и Америки.
Открытие нового Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это — единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ.
21 августа 2008 года в Цхинвале, на заполненной до отказа площади в центре города, Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в память жертв среди мирного населения в войне. На церемонии закрытия Олимпийских зимних игр в Ванкувере (2010) во время российской презентации он дирижировал оркестром, находящимся на Красной площади в Москве, по прямому телемосту.
В 2010 году Ученым советом СПбГУ Валерий Гергиев избран деканом нового факультета искусств СПбГУ. С 2013 года он является председателем Всероссийского хорового общества, а также руководителем Национального молодежного оркестра США, основанного в Нью-Йорке по инициативе Карнеги-холла. Он — учредитель благотворительного Фонда Валерия Гергиева.
В мае 2013 года воплотился великий проект руководителя Мариинки. Открылась новая сцена, Мариинский-2, оснащенная современными и совершенными технологиями, ознаменовавшая наступление новой эпохи в истории театра. Благодаря уникальным возможностям новой сцены Мариинский театр стал театрально-концертным комплексом, не имеющим аналогов в России.
Валерий Абисалович Гергиев первым в новейшей российской истории удостоен звания Героя Труда Российской Федерации (2013).
В 2014 году Детский хор России, созданный по инициативе В.А. Гергиева на базе Всероссийского хорового общества, впервые выступил с программой в Мариинском-2, а затем принял участие в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.
В 2015 году В.А. Гергиев оставил пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра и стал главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. Сотрудничество с лондонским коллективом не прекратилось — работа над записью дисков продолжилась.
В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобожденной армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящен памяти казненного боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера, Героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.
Художественные достижения маэстро по достоинству оценены публикой, прессой, музыкальной общественностью в России и за рубежом. Обширная дискография дирижера включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.
В.А. Гергиев — Герой Труда Российской Федерации, народный артист России, народный артист Украины, народный артист Северной Осетии — Алании, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель Республики Казахстан, пятикратный лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ, премии Президента РФ, Государственной премии имени К. Хетагурова (Северная Осетия), обладатель почетного звания «Артист Мира ЮНЕСКО», обладатель титула «Дирижер года» по версии «International Classical Music Awards».
Он — лауреат многочисленных отечественных и зарубежных наград. Это — Всероссийская театральная премия «Золотая маска» (многократно), высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (многократно), премия имени Д.Д. Шостаковича, специальная премия компании «Philips Electronics», российская оперная премия «Casta Diva», Царскосельская художественная премия, независимая российская премия в области литературы и искусства «Триумф», премия «Национальная гордость России», российская премия «За труды и Отечество», премия Шведской королевской музыкальной академии «Polar Music Prize», премия имени Герберта фон Караяна, премия Фонда американо-российского культурного сотрудничества (American-Russian Cultural Cooperation Foundation), премия «Record Academy Award» (Япония), приз «Academie du disque lyrique» (Франция), «Хрустальный приз» (Швейцария) и многие другие.
Награжден золотой медалью Героя Труда РФ, Благодарностью Президента РФ, орденами «За заслуги перед Отечеством II, III и IV степени, Дружбы, Александра Невского, Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Святого Месропа Маштоца (Армения), «Почётный кавалер» (Италия), «L’Ordre des Arts et des Lettres» (Франция), Почётного легиона (Франция), Восходящего солнца (Япония), Святого князя Владимира (Украина), Ярослава Мудрого V степени (Украина), Данакер (Республика Кыргызстан), Командорским знаком ордена Финского Льва (Финляндия), Крестом первого класса «За заслуги» (Германия), медалью «За доблестный труд» (Татарстан), званием Рыцаря ордена Нидерландского Льва (Нидерланды) и другими.
Почетный гражданин городов Санкт-Петербурга, Владикавказа, Беломорска, Тулузы и Лиона, почетный консул Люксембурга в Санкт-Петербурге, почетный дирижер Роттердамского филармонического оркестра.
В рамках проекта «Кто есть кто в современном мире» Международным Объединенным Биографическим Центром признан «Человеком века» (2009). Валерий Абисалович является футбольным болельщиком. Среди российских клубов он поддерживает санкт-петербургский «Зенит» и владикавказскую «Аланию».