ГРАЧ Эдуард Давидович
ГРАЧ Эдуард Давидович
Народный артист СССР, лауреат премии Правительства Москвы, художественный руководитель камерного оркестра «Московия», профессор
Родился 19 декабря 1930 года в Одессе. Отец – Грач Давид Израилевич (1901–1977). Мать – Грач Эвелина Анисимовна (1904–1980). Супруга – Василенко Валентина Павловна, постоянный творческий партнер Э. Грача, концертмейстер его класса в Московской консерватории. Дочь – Елена. Сын – Евгений, скрипач, концертмейстер Лондонского оркестра. Внук – Денис, студент университета.
Эдуард Грач родился в интеллигентной семье: Давид Израилевич имел два высших образования – юридическое и экономическое. Мальчик рано научился читать, интересовался географией. Родители сосредоточили все свое внимание на воспитании сына, приобретали для него игры и книги. В 1937 году Одесса взорвалась от сообщения о победе советских скрипачей на
1-м Международном конкурсе в Брюсселе. Шестилетний Эдик долго перечитывал заметки, а затем аргументировал свою просьбу купить ему скрипку: «Я тоже хочу стать лауреатом!»
Дирижер Оскар Фрид как-то сказал о своем отце, что «считает его большим музыкантом, потому что он умел слушать музыку». Эвелина Анисимовна Грач не только умела слушать, но и любила музыку всем сердцем, а когда узнала о неординарных музыкальных способностях сына, сделала все, что от нее зависело, чтобы дать Эдуарду соответствующее образование.
Чувствуя в ребенке яркое сочетание интеллектуальных качеств с быстро развивающейся настойчивостью в достижении цели, родители повели его в музыкальную школу имени П.С. Столярского – истинную колыбель выдающихся скрипачей. Там Эдуард Грач по совету самого П.С. Столярского оказался в руках Михаила Гольдштейна – одаренного человека, композитора, скрипача, склонного к журналистике, который занялся подготовкой юного музыканта. А уже с 1-го класса школы Грач учился у Столярского и Вениамина Зиновьевича Мордковича – и то, что происходило на его уроках, мальчик запомнил навсегда. «Я очень обязан ему, – говорит Эдуард Грач, – он вставал на колени, чтобы лучше рассмотреть расположение моих пальцев на смычке».
За первые три года учебы он достиг невероятных успехов – то, что другим детям давалось в результате упорного труда, для Эдуарда казалось забавой. Присущая ему энергия, активность, блестящие музыкальные данные вылились в некий марафон, итогом которого стало исполнение на экзамене за 3-й класс концерта № 22 Виотти (этот концерт был обязательным на 1-м Международном конкурсе в Брюсселе в 1937 году).
Но 22 июня 1941 года началась война – Одессу бомбили, а Эдуарду с мамой пришлось эвакуироваться. Они проделали мучительный путь в поисках родственников. Два месяца жили под Воронежем, потом в Уфе, Средней Азии (Кызыл-Орда), наконец, прибыли в Новосибирск. Уцелели чудом: до и после них следовавшие эшелоны подверглись бомбардировке и сильно пострадали. За время скитаний не могло быть и речи о занятиях на скрипке. Эдуард Грач мог бы расстаться с инструментом навсегда, но удивительный случай предоставил новый шанс к неожиданному повороту в судьбе музыканта.
В Новосибирск из Киева эвакуировался замечательный педагог, влюбленный в скрипку и в своих учеников, И.А. Гутман. Эдуард начал заниматься в его классе, и Иосиф Аронович вновь вдохнул в мальчика любовь к инструменту и уверенность в своих силах.
Несмотря на все тяготы военного времени, концертно-театральная жизнь Новосибирска била ключом. В городе работали такие коллективы, как Ленинградский симфонический оркестр с дирижерами Е. Мравинским и К. Зандерлингом, Ленинградский драматический театр имени А.С. Пушкина, квартет имени А.К. Глазунова. В 1944 году, занимаясь в 6-м классе музыкальной школы, Грач выступил с первым сольным концертом, который привлек внимание многих музыкантов сложной программой. Мнения профессионалов сводились к единому: Эдуарду нужно уехать в Москву и продолжить учебу в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По командировке от Новосибирского обкома партии и его первого секретаря М.В. Кулагина, который опекал Эдуарда, вместе с мамой юный музыкант был направлен в Москву.
После прослушивания у одного из корифеев отечественной скрипичной школы А.И. Ямпольского Эдуарда Грача зачислили в его класс. Это событие стало невероятным счастьем для юного музыканта, которое продолжалось в течение 12 лет – сначала в музыкальной школе-десятилетке, а затем в консерватории и аспирантуре (после смерти А.И. Ямпольского Э. Грач оканчивал аспирантуру у другого выдающегося музыканта – Д.Ф. Ойстраха).
Ямпольский работал у себя дома, в уютном классе, располагающем к музыкальным исповедям. Казалось, если ненароком тронуть стены этой комнаты, из них польется чудесная музыка – там буквально все дышало ею. Эдуард Грач всегда шел на урок, как на праздник, несмотря на невероятное волнение. В ЦМШ юного музыканта все педагоги приняли доброжелательно, а спустя короткое время мальчика отобрали для участия в документальном фильме о школе «Юные музыканты», где он исполнил Скерцо-тарантеллу Венявского.
В 1948 году Эдуард Грач окончил Центральную музыкальную школу с высокой оценкой по специальности (5+). Исполненная им программа была очень сложной, и при поступлении в консерваторию талантливому скрипачу предложили поступить сразу на 2-й курс. Однако Грач отказался, так как хотел лишний год позаниматься в классе А.И. Ямпольского.
Уже на 1-м курсе консерватории Эдуард накопил разнохарактерный репертуар, и Абрам Ильич начал постепенно вводить его в орбиту концертной деятельности. На концертах класса он выступал с такими скрипачами, как И. Безродный, Л. Коган, Ю. Ситковецкий (эти четверо составляли 3-е отделение классного вечера А.И. Ямпольского). Вскоре Грач принял участие в конкурсе на лучшее исполнение Фантазии на русские темы Римского-Корсакова, победитель которого получал право сыграть это сочинение в Большом зале Московской консерватории. Именно в этом качестве Э. Грач впервые вышел на прославленную сцену.
В 1949 году Эдуард Грач принял участие в конкурсе музыкантов-исполнителей 2-го Международного фестиваля демократической молодежи и студентов в Будапеште, получив золотую медаль и разделив 1-е место среди скрипачей с И. Ойстрахом. Кроме того, в рамках фестиваля он выступил с Московским молодежным симфоническим оркестром под управлением К. Кондрашина – коллектив завоевал первую премию, Гран-при, золотую медаль, а Московской консерватории присудили Большую медаль Международного союза студентов за отличную подготовку кадров. Эдуарду Грачу в то время исполнилось всего 18 лет.
В конце 1949 года состоялись первые зарубежные гастроли молодого лауреата в Албанию с группой артистов, среди которых были В. Барсова и П. Норцов. Общение с такими блестящими музыкантами, как Д. Ойстрах, Е. Гузиков, Д. Цыганов, К. Мострас, Л. Цейтлин, А. Гедике, Г. Нейгауз, внесло свои коррективы в становление личности музыканта. В 1950 году, будучи студентом 2-го курса, в концертном зале Центрального дома Советской армии Эдуард Грач вместе с Н. Штаркманом исполнил Крейцерову сонату Бетховена, на исполнительском собрании кафедры Ямпольского с Верой Горностаевой сыграл сонату Баха, музицировал со знаменитым профессором консерватории А.Ф. Гедике, исполнив арию Генделя в сопровождении органа.
В 1951 году Эдуард Грач принял участие в 3-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, исполнив концерт для скрипки с оркестром Д. Кабалевского (дирижер Г. Дугашев; это было первое зарубежное исполнение концерта композитора) и блестящее соло в «Испанском каприччио» Римского-Корсакова в качестве концертмейстера оркестра. Редкое по индивидуальному своеобразию и эмоциональной наполненности звукоизвлечение скрипача способствовало его выдвижению в качестве исполнителя на Всесоюзный конкурс смычковых инструментов, который прошел в Москве в декабре 1951 года, где ему довелось играть более чем на 100 скрипках. От исполнительского мастерства музыканта и его умения распознать душу скрипки во многом зависела судьба каждого инструмента.
В 1953 году Эдуард Грач окончил консерваторию – его государственный экзамен включал в себя произведения Баха, Сибелиуса, Франка, Изаи, Вайнберга. Скрипача сразу зачислили в аспирантуру, а география поездок по стране и за рубеж заметно расширилась.
После фестиваля в Будапеште Э. Грач вошел в число победителей Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1955). На конкурсе скрипач сразу занял положение лидера соревнования, публика неистовствовала и приходила в восторг от одного только упоминания его имени, а Э. Грач получил премию города Парижа. Прославленный скрипач Генрик Шеринг признался совсем еще молодому исполнителю: «Я всю жизнь буду помнить ваш звук». К тому времени 25-летний аспирант Московской консерватории имел сложившуюся исполнительскую индивидуальность, внушительный концертный стаж и международное признание.
Еще одним значительным этапом в жизни музыканта стало участие в Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве (1962). В острейшей конкурсной борьбе Грач в третий раз в своей жизни завоевал звание лауреата крупнейшего мирового состязания среди исполнителей. А в 1965 году родился новый камерный ансамбль – трио известнейших солистов, завоевавшее признание одного из лучших камерных коллективов страны, – Э. Грач, Е. Малинин и Н. Шаховская. За короткий срок музыканты приобрели огромную известность, а камерные концерты стали сочетаться с сольными и симфоническими.
Кроме того, Э. Грач воплотил в жизнь исполнение цикла из 8 концертов – «Шедевры скрипичной камерной музыки», а также цикл «Все 10 сонат Бетховена». Еще в студенческие годы он увлекся камерным исполнением, его партнерами стали пианисты Г. Гинзбург, С. Нейгауз, Б. Давидович, Е. Светланов, скрипачи И. Безродный, В. Жук, Р. Файн, М. Яшвили, виолончелист С. Кнушевицкий, клавесинист А. Волконский, певица З. Долуханова, органисты Г. Гродберг и О. Янченко, гитарист А. Иванов-Крамской, гобоист А. Любимов.
Неутолимая творческая жажда и невероятная жизненная энергия постоянно стимулировали в Эдуарде Давидовиче поиск нового. В 1979 году он впервые встал за дирижерский пульт, возглавив Камерный оркестр Марийской АССР, с которым сыграл «Времена года» Вивальди и аккомпанировал в концерте для скрипки с оркестром Брамса своему сыну, тогда студенту Московской консерватории по классу профессора И.С. Безродного.
Год спустя Эдуард Давидович впервые взял в руки альт. С легкостью профессионала он чередует произведения для альта и скрипки в одном концерте, свободно переходя с одного инструмента на другой. По признанию самого музыканта, он обратился к игре на альте из-за второй части Концертной симфонии для скрипки и альта Моцарта, так как каждый раз, играя это сочинение, испытывал чувство ревности из-за того, что не может сыграть и на альте тоже. В 1980 году, когда подрос сын-скрипач, Эдуард Грач осуществил свою давнюю мечту, появившись на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского с альтом в руках. О своей игре на этом инструменте он сказал: «Исполнитель должен быть хватким, уметь приспосабливаться к любой мензуре, чувствовать ее и точно интонировать. Теперь я испытываю все большую потребность играть на изумительном по волшебству и богатству тембров и красок инструменте, что очень обогащает внутренний мир моих ощущений».
С 1989 года Эдуард Давидович преподает в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В своем классе он воспитал целую плеяду замечательных скрипачей. Среди них лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, а некоторые из них – солисты Московской государственной академической филармонии: А. Баева, Н. Борисоглебский, Е. Гречишников, Е. Гелен, Г. Казазян, К. Акейникова, Ю. Игонина, Н. Токарева, М. Тертерян, Е. Рахимова, Л. Семенова, А. Притчин, Квун Хюк Чжу (Корея), Пань И Чун (Китай), Э. Куперман, О. Сидарович и многие другие. Можно смело сказать, что Эдуард Грач создал свою скрипичную школу – школу Грача, у которой крепкие корни и традиции, воспринятые мастером от своих педагогов П.С. Столярского и А.И. Ямпольского. Экспертной комиссией газеты «Музыкальное обозрение» Эдуард Грач признан лучшим педагогом России в 1995, 2002 и 2003 годах.
27 декабря 1990 года в Малом зале Московской консерватории состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения А.И. Ямпольского, на котором Э. Грач впервые вышел на сцену в качестве художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра «Московия». Этот день явился днем рождения оркестра. Все скрипачи в составе коллектива, сейчас уже по традиции, – воспитанники Э. Грача, представители одной скрипичной школы. Абсолютное взаимопонимание дирижера и оркестрантов, единство исполнительской манеры, органичность и естественность звучания поразили слушателей с первых же концертов. Ныне этот коллектив по праву можно назвать оркестром солистов.
Репертуар «Московии» разнообразен, он включает в себя произведения Вивальди, Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Мендельсона, Грига, Чайковского, Шостаковича, Шнитке, Крейслера, Сарасате, концертные миниатюры Гаде и Андерсена, Чаплина и Пьяццоллы, Ваксмана и Людвига, Керна и Джоплина, а также обработки и переложения других композиторов. Талантливый коллектив завоевал широкую популярность как в России, так и за рубежом – в Италии, Франции, Германии, Польше, Греции, странах бывшей Югославии, на Кипре, в Египте, Китае. «Московия» является постоянным участником Дней культуры России и Москвы в странах бывшего СССР и за рубежом, неоднократно представляла свое искусство в Санкт-Петербурге, Туле, Пензе, Орле, Мурманске и других городах России, участвовала в фестивале «Белые ночи» в Архангельске и ежегодно выступает на фестивале имени М.И. Глинки в Смоленске. Настоящим событием в музыкальной жизни Москвы стали концерты оркестра Э. Грача на фестивалях «Русская зима», «Московские звезды», в абонементных концертах Московской филармонии, в ежегодных абонементах в Большом зале Московской консерватории «Играет и дирижирует Эдуард Грач», а в Малом зале – «Скрипичное искусство. Эдуард Грач и его ученики». Российское телевидение осуществило съемку многих концертных программ оркестра, вошедших в фильмы «С любовью к музыке», «Эдуард Грач – бенефис из Большого зала консерватории» и ряд других.
С 1990 года творческий путь Э.Д. Грача связан с пианисткой заслуженной артисткой России В.П. Василенко, являющейся концертмейстером его консерваторского класса и составляющей с ним вдохновенный дуэт в жизни и творчестве.
В память о своем замечательном учителе в 1996 году Э. Грач стал организатором и президентом Международного конкурса скрипачей имени А.И. Ямпольского. Три конкурса (Дубна–1996, Пенза–1999 и –2002) прошли с большим успехом и стали ярким событием в музыкальной жизни России. В 2006 году этот конкурс пройдет в Москве. Э.Д. Грач является председателем жюри и членом многих международных конкурсов, регулярно проводит мастер-классы в Германии, Израиле, Англии, Франции, Голландии, США, Венгрии, Китае, Корее, на Тайване и в других странах.
На сегодняшний день репертуар Эдуарда Давидовича и его оркестра включает музыку от Вивальди до Пьяццоллы и Шостаковича, в нем более 700 произведений. На счету Грача тысячи концертов, выступления с ведущими отечественными и зарубежными оркестрами под управлением таких мастеров, как К. Цекки, Ф. Конвичный, П. Ардженто, Т. Ханникайнен, К. Мазур, К. Зандерлинг, К. Иванов, С. Самосуд, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, Н. Ярви, Д. Кахидзе, Д. Китаенко. Смычку Эдуарда Грача подвластна музыка как старинных манускриптов, так и романтических, классических и современных масштабных полотен и миниатюр. Яркий, сочный, красивый звук, который отличает его игру, эмоционально открытая и искренняя манера скрипача и дирижера создает исполнительский комплекс высочайшего класса.
Эдуард Грач является первым интерпретатором огромного количества сочинений современных авторов, в том числе посвященных музыканту – это концерты и пьесы А. Бабаджаняна, Ю. Крейна, Н. Ракова, К. Хачатуряна, Р. Щедрина. Свой первый скрипичный концерт Андрей Эшпай посвятил Эдуарду Давидовичу. В 1990 году А. Эшпай преподнес своему другу юбилейный подарок – Третий скрипичный концерт, премьеру которого, как и сам опус, он посвятил 60-летию музыканта. Для «Московии» А. Эшпай написал «Lamento» и «Токкату», также исполненные оркестром под руководством Э. Грача.
Артист из года в год радует любителей музыки новыми творческими и исполнительскими свершениями. Музыкальная и техническая безупречность, уникальная скрипичность, волшебная дирижерская палочка, феноменальные данные Эдуарда Грача позволяют говорить о нем как о музыканте «Божьей милостью». Он не только влюблен в музыку, но и фанатично предан ей, отдавая все свои силы без остатка любимому делу.
Но хобби Эдуарда Давидовича – спорт. Еще в 1945 году он увлекся футболом и находит, что сопереживания перипетиям спортивного зрелища дают ему своеобразный отдых. Он всегда болеет за московское «Динамо», а в 1966 году даже попал в группу советских болельщиков, отправившихся на чемпионат мира в Лондон. После этой незабываемой поездки Эдуард Грач сблизился с семьей Льва Яшина, всегда посещал матчи с его участием, а Яшин с супругой посещал концерты Грача.
Э.Д. Грач – народный артист СССР, профессор Московской государственной консерватории, солист Московской государственной филармонии, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Московия», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат премии Правительства Москвы (2004), академик Итальянской академии музыки Monti Azzuri, почетный профессор Шанхайской и Сычуаньской консерваторий (Китай), почетный профессор Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).
Живет и работает в Москве.