КАМБУРОВА Елена Антоновна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, основатель и художественный руководитель Театра музыки и поэзии
Родилась 11 июля 1940 года в городе Новокузнецке. Отец – Камбуров Антон Семенович (1908 г. рожд.), инженер. Мать – Захарова Лидия Марковна (1911 г. рожд.), врач. Брат – Камбуров Владимир Антонович, инженер.
Детство Елены Камбуровой прошло на Украине, в городе Хмельницком, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. В юности она мечтала стать драматической актрисой, серьезно увлекалась поэзией, однако после школы, не будучи слишком уверенной в твердых основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года оттуда ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии Б.Е. Захавы и ученицы Е.Б. Вахтангова, выдающейся актрисы Ц.Л. Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актерское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.
На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады. Высшее образование получила позднее, окончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А.В. Луначарского. Однажды преподаватель училища С.А. Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Н. Матвеевой «Ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.
1960-е годы – время необычайного подъема интереса к поэзии, поэтические вечера собирали тогда целые стадионы слушателей.
И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьезном и сокровенном.
С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Поэзия – один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли и образа. Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Судьба свела ее с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар – песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Л. Критской на стихи Ю. Левитанского. Вместе с Ларисой Критской на фирме «Мелодия» записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. В него вошли песни Л. Критской на стихи Ю. Левитанского, песни М. Таривердиева и Ю. Саульского на стихи Г. Поженяна, Ю. Кима и другие.
В результате работы с композитором М. Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна (среди которых ставшая своего рода автографом певицы песня «Я такое дерево...» – о праве на собственную индивидуальность, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств) и цикл на стихи А. Вознесенского по мотивам романа Э. Хемингуэя под названием «Прощай, оружие» (позднее записанный и вышедший отдельной пластинкой с одноименным названием), в котором гражданская тематика и тема войны решаются на уровне отдельной человеческой личности. Возможность лирического решения гражданской тематики, отношение к войне не как к героической, но как к трагической теме Елена Камбурова воплотила в цикле песен о Гражданской войне – так называемых комсомольских песен, за который в 1986 году она была удостоена премии Московского комсомола.
Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Ее пение – это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для нее, в ее жанре, с учетом ее индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений. Так, вместе с композитором Владимиром Дашкевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ века. Среди них – цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, на стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра: одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», а другая – «Сохрани мою речь» – на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима, в начале 1990-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П.И. Чайковского. А в 1970-е годы публичное исполнение стихов поэтов Серебряного века с эстрады в условиях их негласного запрета требовало смелости, мужества.
Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а ее концерты – глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву – ее выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить и темы, затронутые в них, по-прежнему актуальны. Вместе с В. Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила второй авторский диск – «Послушайте», где собраны песни Дашкевича на стихи Ф. Тютчева, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Маяковского и других. Булат Окуджава отозвался об исполнительнице так: «Природа позаботилась о ее вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью ее переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова». В 1986 году на фирме «Мелодия» записан третий диск Камбуровой под названием «Да осенит тишина» (в это же время в ее концертном репертуаре появляется программа с тем же названием), в котором певица предложила слушателям взгляд на русскую историю через песню: это хронологически и тематически выстроенный цикл песен, включающий в себя и русские народные песни, и авторские баллады на исторические темы (в этой работе принял участие ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского).
Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия ее песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна. Репертуар певицы невероятно разнообразен, он отражает многогранность ее таланта и широту поэтических и музыкальных вкусов: в нем и песни Окуджавы и Матвеевой, с которых она начинала, и оригинальные, тонкие музыкальные интерпретации поэзии Серебряного века – стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, Г. Иванова и более близких к нам по времени Ю. Левитанского, Д. Самойлова, А. Тарковского. Это и песни, в основе которых тончайшая лирика поэтов Польши, Латинской Америки, Франции. Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках – французском, английском, польском, испанском, греческом, иврите.
Среди зарубежного репертуара Елены Камбуровой следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия – Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре и других, их творчество, их понимание песенного жанра как жанра музыкально-поэтического спектакля очень близки по духу певице. Как посвящение французским единомышленникам Елена Камбурова выпустила отдельную программу «Ты видишь, я помню...», в которой звучат песни Франции от средневековья до наших дней. Камбурова поет и классику – песни Ф. Шуберта, П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского (вокальные циклы «В детской» и «Песни и пляски смерти»), легко и убедительно разрушая сложившиеся у нас стереотипы относительно возможного их исполнения.
Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство – те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром»; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в 100 кинофильмов и мультфильмов – Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди ее работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Мой нежно любимый детектив» и другие. Певица появляется и в кадре: среди ее актерских работ роли в таких фильмах, как «Монолог» (режиссер А. Симонов, 1970), «Театр неизвестного актера» (режиссер Н. Рашеев, 1970), «Клоун» (1980), «Мой театр» (режиссер Г. Карюк, 1989), «Поворот сюжета» (1990), «Реквием» (1990), «Мой нежно любимый детектив».
Камбурова не ограничила себя жанром концертных выступлений – она одержима идеей песенного спектакля со всеми театральными атрибутами – декорациями, костюмами, реквизитом, сложной световой партитурой. Первым опытом в этом направлении стал спектакль «Игра снов» (режиссер В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как она может переходить в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, так наряду с «Игрой снов» существует и озорной, лукавый спектакль по страницам американских мюзиклов.
В 1992 году Елена Камбурова создала Театр музыки и поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов, и стала его художественным руководителем. «Наш театр сегодня – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала, – говорит певица. – Традиция – это конкретные люди. И те, кто вместе со мною сейчас, мои союзники, соратники, и те, с кем мы пока еще не знакомы, кого подарит нам завтрашний день. И мы будем уже вместе путешествовать в эту страну, которая дает возможность жить не только в соответствии с днем сегодняшним, но и в согласии с ритмами, вибрациями Времени Вечного».
Московский театральный критик Павел Руднев так отзывается о работах Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой: «Крохотный, хрупкий, похожий на кукольный домик с драгоценностями, этот театр сегодня занимает нишу одного из самых ярких камерных сцен столицы – разумеется, из числа традиционных. Театр Елены Камбуровой сегодня превращается в маленькую замечательную сказку с правдой о том, как надо строить театр. Елена Камбурова строила театр не для себя, а для идеи – соединить актерство и песню. И то и другое на профессиональном уровне. Театр Елены Камбуровой пронизан музыкой – драматической, сугубо не шансонной. Здесь музыка стала самодостаточным режиссером для целого репертуара. В этот театр с видом на Новодевичий монастырь хочется ходить и ходить».
Среди работ театра – спектакль-посвящение «Здравствуйте, Жак Брель» о жизни и творчестве великого шансонье (режиссер А. Бордуков, 2000), моноспектакль Елены Камбуровой «7 тетрадей учителя русской словесности Юлия Кима, им заполненных собственноручно» (режиссер О. Кудряшов, 2001), «Роман в письмах» по одноименному произведению А. Пушкина (режиссер И. Ларин, 2002), «P.S. Грезы» – концерт-фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана (режиссер И. Поповски, 2003), «Капли датского короля» – посвящение Булату Окуджаве (режиссер И. Поповски, 2003), «Абсент» – концерт-галлюцинация по французской музыке ХIХ–ХХ веков (режиссер И. Поповски, 2005), «Антигона» Софокла (режиссер О. Кудряшов, 2006), «Точка слева» – по произведениям Туве Янссон (режиссер А. Марченко, 2006), «Никто» – по повести Н. Берберовой «Аккомпаниаторша» (режиссер В. Михельсон, 2006), «Счастливые дороги» – по поэме А. Пушкина «Цыганы» (режиссер З. Бузалковска, 2006).
Спектакль «Антигона», премьера которого состоялась в 2006 году, занимает в репертуаре театра особое место. Режиссер спектакля Олег Кудряшов предложил Елене Камбуровой по сути впервые сыграть в драматическом спектакле, причем все главные роли трагедии. О своем замысле он говорит так: «У немецкого писателя Августа Шлегеля есть замечательное определение: “Трагедия – это борьба между конечным внешним бытием и бесконечным внутренним призванием”. Я вспоминаю эту мысль всегда, когда думаю о Елене Камбуровой. О ее верности своему призванию, о ее какой-то несгибаемой внутренней творческой доминанте, способности оставаться самой собой, как бы ни менялись время и обстоятельства, о ее категорической неспособности предать, пусть даже на йоту, то, во что она верит, что любит. Именно эти ее качества определили мое предложение Елене попробовать сыграть трагедию Софокла “Антигона”. Я не ставил целью попытку реконструкции античной трагедии, мне хотелось прежде всего выразить свое уважение, восхищение уникальной актерской и человеческой сущностью. Для меня ее жизнь и работа в какой-то степени сродни поступку и подвигу Антигоны».
Певица много гастролирует по стране и за рубежом: с успехом проходят ее концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле.
Певица выпустила 5 альбомов на фирме «Мелодия»: «Прощай, оружие» (цикл М. Таривердиева по мотивам Э. Хемингуэя, 1970), «Поет Елена Камбурова» (1975), «Сказки об Италии» (1981), «Послушайте» (1982), «Да осенит тишина» (1987) и 9 компакт-дисков: «Капли датского короля» (Богема-мьюзик, 1999); «Волшебная скрипка» (Богема-мьюзик, 1999); «Дрема» (русские колыбельные, Inner Circle Records, USA, 1997); «Синий троллейбус» – песни Булата Окуджавы (Inner Circle Records, USA, 1998); «Любовь и разлука» («Пролог-мюзик», 1996); «Дорога» (Богема-мьюзик, 2000); «Песни из кинофильмов – 1» (Богема-мьюзик, 2001); «Песни из кинофильмов – 2» (Богема-мьюзик, 2001); «Романс о жизни и смерти» («ВсяЭтаМузыка Продакшн», 2004).
Е.А. Камбурова – народная артистка России (1995), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), член Союза театральных деятелей России. Награждена орденом Дружбы (2006) и орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени (2005).
Елена Антоновна мечтает о появлении в Москве приюта для бездомных животных. Собаки и кошки, живущие у нее дома всегда, с детских лет, – родом с улицы.
Живет и работает в Москве.