КАЗЕНИН Владислав Игоревич (1937-2014)
Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, председатель Союза композиторов России
Родился 21 мая 1937 года в Кирове. Отец - Казенин Игорь Викентьевич (1909-1966), окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, работал директором Кировского музыкального училища, руководителем концертно-эстрадного бюро в Кирове, долгое время возглавлял Свердловский театр музыкальной комедии, затем Куйбышевский театр оперы и балета. Мать - Казенина Валентина Николаевна (1910 г. рожд.), более 50 лет проработала на железной дороге инженером службы пути, удостоена звания "Почетный железнодорожник", награждена орденами и медалями. Супруга - Казенина Алина Дмитриевна (1937 г. рожд.). Сын - Казенин Алексей Владиславович (1962 г. рожд.).
Первые уроки игры на фортепиано будущему композитору дал отец. Причем он не просто обучал юного музыканта технике исполнения, но старался пробудить в нем творческую фантазию. Например, называл две-три ноты и предлагал сыну сымпровизировать определенное настроение, состояние, образ. Занятия музыкой Владислав продолжил в Кировской детской музыкальной школе (1944-1947) под руководством опытного педагога Р.К. Эппель. В 1945 году состоялось его первое выступление перед публикой - на концерте юных музыкантов на сцене Драматического театра он исполнил в сопровождении Кировского симфонического оркестра фортепианный Концерт ре мажор И. Гайдна.
В годы Великой Отечественной войны в Кирове часто гастролировали многие известные музыканты, певцы, композиторы из Москвы и Ленинграда. Среди них были Э. Гилельс, Л. Оборин, Д. Ойстрах, Л. Утесов, К. Шульженко и другие, которые стали постоянными гостями в доме Казениных. Встречи с этими яркими творческими личностями оставили неизгладимый след в душе Владислава, что во многом определило его дальнейший творческий и жизненный путь.
В 1947 году, когда семья переехала в Свердловск, Владислав поступил в музыкальную школу при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, в фортепианный класс к Б.С. Маранц. Он начал также посещать кружок по композиции. Вел его Н.М. Хлопков, который прежде всего старался развить у своих учеников образное мышление, предлагая им сочинять программные пьесы, представляющие картины окружающего мира. Многие товарищи Владислава Казенина по этому кружку впоследствии тоже стали композиторами (Э. Лазарев, В. Биберган и др.).
В 1955 году В.И. Казенин поступил в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, где занимался по классу композиции у Н.М. Хлопкова и по классу фортепиано у профессора Е.В. Ваулина, а затем у И.З. Зетеля. Его учителями были также Н.М. Пузей, В.Н. Трамбицкий, Л.Б. Никольская, А.Г. Фридлендер, Л.Л. Христиансен. На последних курсах консерватории студенты создали молодежную секцию при Уральском отделении Союза композиторов РСФСР, председателем которой был избран В.И. Казенин. Помимо него в состав секции вошли композиторы Н. Берестов, С. Манжигеев, М. Кесарева, В. Биберган, Е. Гудков, Д. Смирнов, Г. Курина, музыковеды Н. Вильнер, Л. Марченко. Целью секции было не только творческое содружество молодых композиторов, но и встречи с широкой аудиторией слушателей. С концертными поездками они объездили весь Урал. Общение со слушателем - творческое и человеческое, по мнению В.И. Казенина, заложило в них "правильные, нужные художнические принципы". В 1961 году В.И. Казенин стал делегатом первого (учредительного) съезда композиторов Российской Федерации в Москве.
За период учебы в консерватории Владислав Игоревич написал немало разнообразных по жанру произведений: "Фантастическое шествие" для симфонического оркестра (1958), поэму "Памяти Юлиуса Фучика" для оркестра, две сонаты, цикл пьес "Акварели", прелюдии, токкату для фортепиано, сонату для альта, романсы на стихи А. Блока и Н. Рыленкова, Балетную сюиту, поставленную в концерте на сцене Кремлевского театра в Москве. Будучи студентом он создал и свою первую музыкальную комедию - "Мы большие друзья" (либретто И. Риф), премьера которой состоялась в Свердловском Театре музыкальной комедии в 1960 году.
После окончания консерватории В.И. Казенин остается там в качестве педагога теоретических предметов (1961-1968) и одновременно работает в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского. Много внимания уделяет совершенствованию своего мастерства, поискам собственного стиля в музыке. Важную роль в этом сыграло его участие в семинарах молодых композиторов под руководством замечательных музыкантов Б.Л. Клюзнера и Р.С. Бунина. Постепенно складывается круг поэтов, с которыми он особенно охотно сотрудничает, - Ф. Лаубе, Л. Ошанин, В. Дагуров, Я. Гальперин. Возникает и творческое содружество с певцами, талантливо доносящими до слушателя романсы и песни композитора (Е. Поликанин, С. Лукашова, В. Алиев, А. Калайда, Л. Белобрагина, Л. Карпихин, З. Тутов, Т. Виноградова, А. Сафиулин, М. Фальков, М. Коледовая, Г. Занина, Г. Радионов, К. Моргунова, А. Красюк и др.).
В.И. Казенин работает в самых разных жанрах музыкального искусства, среди которых инструментальная, вокальная (песни, циклы романсов), симфоническая, камерная музыка, музыка для театра и кино (документального, художественного, мультипликации). Академические жанры и массовые в равной степени привлекают композитора еще со студенческой поры, смена жанров помогает ему полнее ощутить жизнь, ее многообразие.
В творческом багаже В.И. Казенина - сочинения для оркестра (увертюры, сюиты, поэма, оратория "Ради жизни на Земле"); сольные произведения для фортепиано (цикл прелюдий, три сонаты, пять эскизов, сюита "Пушкин", этюды, токката), камерные ансамбли с фортепиано (соната для альта и фортепиано, пьесы для скрипки и фортепиано, диалоги для виолончели и фортепиано), "Музыка флейты", "Разговоры - споры - сплетни" для дуэта блок-флейт и др.).
"Стремление к образной конкретности, мелодическая изобразительность, артистизм - наиболее характерные черты таланта В.И. Казенина" (Р. Щедрин). Они во многом предопределили пристрастие композитора к его любимому жанру музыкального театра. Первая оперетта - "Мы большие друзья" (1960) написана еще в студенческие годы по лирической комедии в стихах И. Риф о студенческой дружбе, о красоте и ясности человеческих отношений, о праве каждого на мечту, на счастье. Находясь под впечатлением разрушительного землетрясения в Ташкенте, в 1975 году В.И. Казенин создал оперетту "Рай в шалаше" (по пьесе А. Локтева и Л. Палея), премьера которой состоялась в 1983 году в Ташкентском театре музыкальной комедии. В этой оперетте, как и в последующих своих сочинениях для музыкального театра - "Внук знаменитости" и "Когда полюбит клоун" (по пьесе Л. Куксо, премьера в городе Красноярске, 1980), композитор ставит серьезные нравственные проблемы. В 1981 году в Ростовском Театре оперетты состоялась премьера мюзикла Казенина "Дядюшкин сон" (1981), написанного в содружестве с К. Васильевым по одноименной повести Ф. Достоевского.
Среди произведений В.И. Казенина для музыкального театра - сказки "Голый король" (1962), "Русские потешки"(1983), "Приключения Чипполино" (1985), оперетты "Мы ищем таланты" (1973), "Человек с улицы" (1973), "Черноморская жемчужина" (премьера - в г.Сочи, 1985), "Верю тебе" (по пьесе Иршина, стихи Ф. Лаубе, премьера - в г.Саранске, 1989), "Карнавал свободы" (1985), "Люблю ли тебя, я не знаю" (1986), "Ночь весеннего равноденствия" (1986), мюзиклы "Забывчивый жених" (по пьесе К. Васильева по Ф. Достоевскому, премьера - в Омском музыкальном театре, 1986), "Карнавал свободы" (по пьесе Ф. Лаубе, премьера - в Томском театре музыкальной комедии, 1987), "Золотая леди" (по пьесе Г. Шимановского, премьера - в Магаданском музыкальном театре, 1991).
В 1997 году в Омске состоялась премьера балета В.И. Казенина по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". В 2000 году балет был показан в Москве на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1999 году в Омске впервые была показана музыкальная драма В.И. Казенина "Любина роща" (по пьесе Котова).
Для музыки композитора характерно сочетание современного стиля с русским национальным колоритом, в ней ощутимы традиции И. Стравинского, С. Прокофьева. Особое место в творчестве В.И. Казенина занимает образ Родины. Его привлекают поэзия, картины и образы родного Урала (цикл романсов "Лирическая тетрадь" на стихи уральских поэтов, музыка к документальным и научно-популярным фильмам об Урале - "Уральские были", "Человек из легенды" и др.), суровая, но живописная природа Дальнего Востока и Сибири (песни "Енисей", "Залив Терпения", "Дорога на Тюмень" и др.). Неповторимым своеобразием северной природы и встречами с людьми этого края навеян цикл "Шаги по планете" на стихи Л. Смирнова. С юбилеем выдающегося литературного памятника русской культуры связан вокальный цикл композитора "Воспоминание о "Слове о полку Игореве"" на стихи Л. Васильевой, который обращен к бедам и печалям войны. Образ Ярославны - символ любви и верности, пронесенный через столетия, - как бы предостерегает молодое поколение от новых войн. В удивительно поэтичных миниатюрах вокального цикла "Моя Россия" (на стихи советских поэтов) нарисованы В.И. Казениным русский пейзаж, картины народного гулянья, портрет простой русской женщины-матери, символизирующей образ Родины. Своеобразным лирическим гимном России стала песня В.И. Казенина "Моя Россия" (стихи Ф. Лаубе).
Композитора привлекает и такая типичная черта русского характера как склонность к юмору, которым полны страницы его произведений разных жанров: музыка к кинофильмам "Здравствуйте, я ваша тетя", к спектаклю "Мистерия буфф", песни "Балалайка", "Понедельник день тяжелый", песни из вокального цикла "Веселые и грустные песни" на тексты Р. Бернса в переводе С. Маршака и др. В своих произведениях В.И. Казенин отражает очень широкий круг образов современников, значительные события в жизни страны (например, строительство нового Ташкента после землетрясения - оперетта "Рай в шалаше", тема освоения космоса - Третья соната для фортепиано "Памяти Юрия Гагарина" и т.д.).
Лирический дар композитора нашел отражение в его романсах на стихи советских поэтов (1971), вокальных циклах: "Семь настроений" на стихи Э. Нийт (1963), "Строки Мандельштама для голоса и флейты" на стихи О. Мандельштама (1991), "Опустевшие избы" и "Жизненные зарисовки" на стихи А. Скулякова (2001), песнях "В мире есть любовь" и "Звездочка полярная" (обе на стихи В. Дагурова), "Верю в неизбежность" и "Березовая роща" (обе на стихи Ф. Лаубе), "Любовь" (стихи И. Шаферана), "Песня двух сердец" (стихи А. Братова) и многих других, которые отличаются мелодичностью, естественностью выражения чувства, отсутствием драматического пафоса.
Одной из важнейших тем в творчестве В.И. Казенина стала тема войны и мира, народа, сражающегося за счастье своих детей. Эти героические страницы истории находят отражение в его симфонической поэме "Памяти Юлиуса Фучика", вокальных циклах "Шаги по планете" и "Голоса павших", музыке к фильмам "Ветераны", "Художники Малой земли", документальным киноэпопеям "Великая Отечественная" Р. Кармена (фильмы "На восток" и "Последнее сражение войны", 1979) и "Всего дороже" - 8 серий (1981, совместно с Я. Френкелем), оперетте "Верю тебе". Тема войны и мира воплощена и во многих песнях В.И. Казенина. Среди них - "Память" (стихи Ф. Лаубе), "Мы победим" ("Парад Победы") и "Фронтовые друзья" (обе на стихи Я. Гальперина), "Шесть минут" (стихи Б. Шифрина), песенный цикл "Герой детства" (стихи Ф. Лаубе) и другие. С песнями героико-патриотического содержания непосредственно смыкается кантата В.И. Казенина для солистов, хора, оркестра на стихи советских поэтов "Посвящение солдату", первая часть которой - "Парад Победы" - на стихи Я. Гальперина известна по фильму "Великая Отечественная". Скорбным памятником павшим в годы Великой Отечественной войны стали Три вокализа для хора a capella, созданные композитором к 40-летию Победы над фашистской Германией.
В.И. Казенин с удовольствием пишет музыку для детей: вокальный цикл "На выставке детских рисунков" (стихи М. Садовского), пьесы для фортепиано "Акварели", опера "Путешествие в страну "Мультфимию", музыкальная комедия "Приключения Чипполино" (премьера - в Омском музыкальном театре, 1988), цикл песен "Приключения Чипполино", "Песни и пьески для детей", музыка к художественным фильмам "У Валерки день рожденья" (1968), "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" (1973), "Чудо с косичками" (1974), к мультфильмам "Незнайка за рулем", "Буренушка", "Лень", "Беда", "Приключения Ивашки", "Утенок, который не умел играть в футбол", "Серебряное копытце", "Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка" и другим.
В.И. Казенин активно сотрудничал с различными театрами, являясь автором музыки к спектаклям для детей и юношества разных лет, в том числе Свердловскими ТЮЗом ("Город на заре", "Дубровский", "Фабричная девчонка", "Мистерия-буфф") и Театром кукол ("Веселые музыканты", "Снегуркина школа", "Военная тайна", "Бабушкины сказки", "Ай, болит"), Московским театром кукол ("Дорога верности", "Женитьба Бальзаминова").
В.И. Казенин много работал в кино, его музыка звучит более чем в 100 фильмах, в том числе художественных, - "Святая ложь", "Чипполино", "Понедельник - день тяжелый", "Здравствуйте, я ваша тетя", "Косолапая балерина", "Снегопад", "Родник", "Аэропорт со служебного входа", "Ожидание" и др., многочисленных документальных и научно-популярных фильмах. В.И. Казенин - автор музыки к спектаклю Московского драматического театра "Уходя, оглянись", спектаклям Рязанского драматического театра "Дуэль" и "Завтра в семь". В 1975-1978 годах Владислав Игоревич вел телепередачи "Вечера советской музыки" и "Новости музыкальной жизни" на 1-м и 2-м каналах Всесоюзного телевидения.
С избранием В.И. Казенина в 1966 году ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов (СК) РСФСР началась его активная общественная деятельность. В 1968 году он переехал в Москву, где работал главным редактором Всесоюзного бюро пропаганды советской музыки СК СССР. В 1971 году В.И. Казенин стал ответственным секретарем Правления Московской композиторской организации. В 1973 году его избрали секретарем Правления СК РСФСР, а в 1979 году - заместителем председателя СК РСФСР и членом Правления СК СССР. В 1986 году В.И. Казенин вошел в Правление Советского фонда культуры, а через год был назначен на должность заместителя Министра культуры СССР (1987-1990).
С 1990 года В.И. Казенин возглавляет Союз композиторов России. Он является членом комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства - председателем комиссии по музыке и хореографии (1990), членом Коллегии Министерства культуры РФ (1990) и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996).
В.И. Казенин - Народный артист России (1996), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью "За трудовое отличие" (1976), медалью имени А.В. Александрова (1988), почетным знаком "За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР" (1975).
В.И. Казенин - участник многочисленных Международных фестивалей музыки, в том числе в Маниле (Филиппины), Бостоне (США), Зелена Гура (Польша), Токио (Япония), Софии (Болгария), Дуйсбурге (Германия), Всесоюзных фестивалей музыки в Ташкенте, Алма-Ате, Джамбуле, Кишиневе, Киеве, Днепропетровске, Вильнюсе, Таллинне, Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. Он стал организатором и постоянным участником музыкальных фестивалей в различных городах и регионах России: "Утро Родины" (Сахалин), "Ленинградская весна", "Кубанская весна", "Московская осень", "Панорама музыки России" и многих других. Владислав Игоревич удостоен звания лауреата I премии на Всероссийском конкурсе песни в Сочи (1978), Диплома I степени на конкурсе "Ради жизни на Земле" (1985) к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне за музыку к музыкальной комедии "Я тебе верю" (Ростовский театр музыкальной комедии), лауреата Конкурса спортивной песни (1993). В.И. Казенин - один из организаторов и участник Музыкальных академий "Новое передвижничество" (1990-2000) в различных городах России. Владислав Игоревич возглавлял жюри Международного конкурса ансамблей имени Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса советской песни в Сочи, входит в состав жюри Международного конкурса "Янтарный соловей" (Калининград), является заместителем председателя жюри Международного конкурса композиторов имени С.С. Прокофьева, членом оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Владислав Игоревич увлекался живописью, имел большую коллекцию картин (пейзажи, натюрморты) российских художников и дымковской игрушки. Давний футбольный болельщик, постоянный подписчик газет "Футбол" и "Футбол - Хоккей" (с 1960 года собрал все номера). Предметом особой гордости В.И. Казенина были таблицы футбольных соревнований, которые он вел с 1948 года.