КИМ Юлий Черсанович
КИМ Юлий Черсанович
Лауреат Государственной литературной премии имени Б. Окуджавы
Родился 23 декабря 1936 года в Москве. Отец – Ким Черсан (1904–1938). Мать – Всесвятская Нина Валентиновна (1907–1974). Супруга – Луговая Лидия Михайловна (1947 г. рожд.). Дочь – Ким Наталия Юльевна (1973 г. рожд.).
Когда Юлию было два года, в семью пришло горе: был репрессирован и расстрелян отец, сослана мать. Вернувшись из ссылки в 1946 году, мать поселилась в городе Малоярославце Калужской области, затем уехала с сыном в Ташауз (Туркмения) на заработки.
В 1959 году Юлий Ким окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина и в течение пяти лет работал учителем русского языка и литературы в средней школе поселка Ильпырский Карагинского района Камчатки. В 1962 году Юлий Ким возвратился в Москву, преподавал в средней школе № 135, затем – в физико-математическом интернате № 18 при МГУ (1965–1968). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.
В 1965–1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948–1999) – внучке репрессированного командарма И.Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Юлий Ким был вынужден оставить педагогическую и существенно ограничить концертную деятельность и с тех пор профессионально занимается сочинением пьес, а также песен для театра, кино и телевидения. В 1969 году из-за невозможности публиковаться под собственным именем он берет себе псевдоним – Ю. Михайлов.
Будучи студентом пединститута, Юлий Ким начал писать песни на свои стихи. Его первые концерты в Москве состоялись в начале 1960-х годов. Молодой автор и исполнитель быстро вошел в число наиболее популярных и любимых бардов. Его песни стали звучать в кинофильмах, а вскоре он начал и специально сочинять для кино и телевидения. В 1968 году получил первые предложения написать песни для театральных спектаклей. С 1970 года Юлий Ким сотрудничает с композиторами В. Дашкевичем, Г. Гладковым, А. Рыбниковым и другими.
В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья». В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями – «Рыба-кит», которая на многие годы становится хитом у бардовской братии. Одновременно был снят фактически существовавший запрет с литературной и театральной критики на обсуждение в печати творчества Юлия Кима.
Ранние песни Юлия Кима проникнуты юмором и доброжелательной иронией. Автор как бы с кем-то постоянно перемигивается, переглядывается, перекликается. Даже первые его – камчатские – песни были «ослепительны и пятнисты, как оттаивающая тундра, как расписанная солнечными бликами сопка, как пенный гребешок волны камчатского берега» (Л. Анненский).
В песнях диссидентского цикла автор остается неуязвимым под защитой остроумного иносказания, смысл которого, впрочем, достаточно прозрачен, причем текст – это скорее обманное движение, ловушка. В действительности убийственен сарказм, а не пафос: Ким не гневается и, кажется, вообще избегает проявления чувств.
В песнях для театра, кино и телевидения он развивает традиции литературной стилизации. Речитативность, оперность, частушечный говор, романсовые интонации, разговорные аппликации – все это мастерски организуется в песню «Перечень жанров от частушки до молитвы и партнеров от Свифта до Горина – вовсе не литературоведческое обоснование песни, а та же песня. Надо только вслушаться. Надо уловить в этой пестроте лейтмотивы. В этом столпотворении фигур – линии постижения» (Л. Аннинский).
К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований виниловых и лазерных дисков, аудио- и видеокассет с записями авторских песен, среди которых: «19 октября» (1994), Собрание из трех дисков «Театр Юлия Кима» (1996), Собрание сочинений из семи дисков (1997–1998).
Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Юлий Ким – автор книг «Я – клоун» (1989), «Творческий вечер» (1990), «Летучий ковер» (1990), «Московские кухни» (1990), «Волшебный сон» (1990), «Своим путем» (1995), «Еврей Апелла» (1997), «На собственный мотив» (1998), «Собранье пестрых глав» (1998), «Мозаика жизни» (2000), «Путешествие к маяку» (2000), «Сочинения» (2000), «Моя матушка Россия» (2004), «Однажды Михайлов» (2005).
Перу Юлия Кима принадлежат три киносценария. По двум из них на Студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссером М. Юзовским поставлены кинофильмы «После дождичка в четверг» (1985) и «Раз, два – горе не беда» (1989), к которым Ю. Ким написал также тексты песен (на музыку Г. Гладкова и Р. Гринблата). Помимо этого он является автором песен, романсов, вокальных номеров или их текстов еще более чем к 40 кино- и телефильмам, среди которых: «Улица Ньютона, дом 1» (режиссер Т. Вульфович; «Ленфильм», 1963), «Похождения зубного врача» (режиссер Э. Климов; «Мосфильм», 1965), «Бумбараш» (режиссеры Н. Рашеев, А. Народицкий; композитор В. Дашкевич; Студия имени А. Довженко, 1972), «Точка, точка, запятая...» (режиссер А. Митта; композитор Г. Гладков; «Мосфильм», 1973), «Двенадцать стульев» (режиссер М. Захаров; композитор Г. Гладков; ЦТ, Т/о «Экран», 1976), «Маяковский смеется» (режиссеры С. Юткевич, А. Каранович; композитор В. Дашкевич; «Мосфильм», 1976), «Про Красную Шапочку» (режиссер Л. Нечаев; композитор А. Рыбников; «Беларусьфильм», 1977), «Красавец мужчина» (режиссер М. Микаэлян; композитор В. Дашкевич; ЦТ, Т/о «Экран», 1978), «Обыкновенное чудо» (режиссер М. Захаров; композитор Г. Гладков; ЦТ, Т/о «Экран»,1978), «Голубой карбункул» (режиссер Н. Лукьянов; композитор В. Дашкевич; «Беларусьфильм», 1979), «Короли и капуста» (режиссер Н. Рашеев; композитор В. Дашкевич; Студия имени А. Довженко, 1979), «Пять вечеров» (режиссер Н. Михалков; «Мосфильм», 1979), «Сватовство гусара» (режиссер С. Дружинина; композитор Г. Гладков; ЦТ, Т/о «Экран», 1979), «Ярославна, королева Франции» (режиссер И. Масленников; композитор В. Дашкевич; «Ленфильм», 1979), «Дульсинея Тобосская» (режиссер С. Дружинина; композитор Г. Гладков; «Мосфильм», 1980), «Сказка странствий» (режиссер А. Митта; композитор А. Шнитке; «Мосфильм» при участии студий ЧССР и СРР, 1983), «Пеппи Длинный Чулок» (режиссер М. Микаэлян; композитор В. Дашкевич; «Мосфильм», 1984), «Формула любви» (режиссер М. Захаров; композитор Г. Гладков; «Мосфильм», 1984), «Дом, который построил Свифт» (режиссер М. Захаров; композитор Г. Гладков; ЦТ, Т/о «Экран», 1985), «Роковые яйца» (режиссер С. Ломин; композитор В. Дашкевич; «АДА-фильм»; «Трилобит», Чехия, 1995).
Юлий Ким является автором либо соавтором свыше 20 пьес, мюзиклов, либретто, постановок и композиций. Среди них: «Как вам это понравится» (Московский драматический театр на Малой Бронной; режиссер П. Фоменко, 1969), «Странствия Билли Пилигрима» (Центральный академический театр Советской армии; режиссер М. Левитин, композитор В. Дашкевич, 1975), «Фламандская легенда» (Рок-опера; «Ленконцерт», ВИА «Поющие гитары»; режиссер С. Илюхин; композитор Р. Гринблат, 1977), «Иван-царевич» (Московский академический театр имени Вл. Маяковского; режиссер Е. Каменькович, 1982), «Старший сын» (Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; режиссеры М. Дотлибов, М. Кисляров; композитор Г. Гладков, 1983), «Ной и его сыновья» (Московский драматический театр имени К.С. Станиславского; режиссер А. Товстоногов, 1985), «Клоп» (Фолк-опера; Кемеровский театр оперетты; режиссер Ю. Чернышев; композитор В. Дашкевич, 1986), «Волшебный сон» (Московский академический театр имени Вл. Маяковского; режиссер Е. Каменькович; композитор Г. Гладков, 1987), «Московские кухни» (Московский театр-студия «Третье направление»; режиссер О. Кудряшов; композитор Ю. Ким, 1989), «Страсти по Бумбарашу» (Московский театр под руководством О. Табакова; режиссер О. Машков; композитор В. Дашкевич, 1993), «Безразмерное Ким-танго» (Театр «Эрмитаж»; режиссер М. Левитин, 1997), «Как Иван Чонкин самолет сторожил» (Норильский Заполярный драматический театр; режиссер А. Зыков; композитор В. Дашкевич, 1997), «Кто Царевну поцелует?» (Московский театр юного зрителя; режиссер Б. Рабей, 1997), «Золотой тюльпан Фанфана» («У Никитских ворот»; режиссер М. Розовский, 1998), «Страсти по Митрофану» (Театр имени Моссовета; режиссер Б. Щедрин, 1998), «Где орех Кракатук?» (Норильский Заполярный драматический театр; режиссер А. Зыков, 1999), «Красная Шапочка» (Московский академический театр имени Вл. Маяковского, 2005), опера «Ревизор» (Камерный музыкальный театр под руководством Б. Покровского, композитор В. Дашкевич, 2005–2006) и другие. Во многих из них Юлий Ким выступил также как автор или соавтор музыки, песен, вокальных номеров, текстов песен. Юлий Ким – автор перевода с французского текстов к мюзиклу «Нотр Дам» (2002).
Песни (или тексты песен) написаны им также к пьесам: «Одной любовью меньше» (Калининский ТЮЗ; режиссер Р. Виктюк, 1969), «Бумбараш» (Горьковский ТЮЗ; режиссер Б. Наравцевич; композитор В. Дашкевич, 1971), «Тиль» (Московский театр имени Ленинского комсомола; режиссер М. Захаров; композитор Г. Гладков, 1973), «Май не упусти» (Центральный детский театр; режиссер Л. Эйдлин; композитор В. Дашкевич, 1974), «Мизантроп» (Ленинградский академический театр комедии; режиссер П. Фоменко; композитор А. Николаев, 1978), «Две стрелы» (Театр-студия М. Розовского, 1979), «Когда мы отдыхали» (Московский театр миниатюр; режиссер М. Левитин; композитор В. Дашкевич, 1979), «Принцесса и эхо» (Государственный академический центральный театр кукол; режиссер В. Кусов; композитор Г. Гладков, 1983), «Суд над судьями» (Московский государственный академический театр имени Моссовета; режиссер П. Хомский; композитор В. Дашкевич, 1983), «Не покидай меня, весна» (Московский театр-студия «Третье направление»; режиссер О. Кудряшов; композитор Г. Гладков, В. Дашкевич, 1986) и ко многим другим. Эти пьесы, постановки, мюзиклы идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Тамбова, Вильнюса, Омска, Красноярска, Норильска и других городов России и стран ближнего зарубежья.
Юлий Ким – лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000), лауреат Царскосельской премии за общий вклад в дело культуры (2003). Он является членом Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Русского Пен-центра (1997).
Основным делом своей жизни Юлий Черсанович считает работу над текстами песен и исполнение их под гитару. Он ведет интенсивную концертную деятельность, в частности, наряду с Россией выступал в США, Германии, Франции, Израиле, Дании и многих других странах. В концертах поет как песни, сочиненные для собственного исполнения, так и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку других композиторов.
Песни Юлия Кима сразу угадываются по особой интонации, в которой сочетаются ироничность и безмятежность, разумный скепсис и умение подчеркнуть мысль, спрятав эмоции. В Юлии Киме удивительным образом сохранилась детская наивность чистой души, вера в человека, в чудесное свойство доброты. Все это проявляется и на сцене, где обаяние его неординарного и какого-то домашнего артистизма неотразимы, а элемент исполнительской импровизации совершенно очевиден. Залом он владеет безраздельно. При этом искус самолюбования, восторг от собственной персоны для него абсолютно неприемлемы: творчество всегда выше успеха. Юлий Ким – человек активной общественной позиции. Известны его многочисленные интервью и выступления в печати по актуальным вопросам российской общественной жизни. В свободное от работы время любит бывать у друзей, посещать памятные ему места.
Живет и работает в Москве.