КОЗЛОВ Алексей Семенович
КОЗЛОВ Алексей Семенович
Народный артист России
Родился 13 октября 1935 года в Москве. Отец – Козлов Семен Филиппович. Мать – Толченова Екатерина Ивановна. Супруга – Абсалямова Ляля Абдурахмановна, преподаватель английского языка. Сын – Козлов Сергей Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника».
Алексей Козлов – коренной москвич, хотя, если строго разобраться, исконной москвичкой является только его мама Екатерина Ивановна, все предки которой проживали в Москве. Его прапрадед – Петр Ильич Виноградов – известный в Москве меломан, был протоиереем и заведовал ключами Успенского собора в Кремле. Прадед, Иван Гаврилович Полканов, обладавший прекрасным низким голосом, служил в том же соборе протодиаконом и женился на его дочери. От этого брака родилась бабушка Алексея Козлова – Ольга Ивановна Полканова. Она работала секретарем в Московском университете, позднее – в Ученом медицинском совете. Ее муж (дед А. Козлова) – Иван Григорьевич Толченов, был певцом, служил в Государственной хоровой капелле, пел на оперной сцене и в церковных хорах, одно время работал в популярном народном хоре Агреневой-Славянской, где иногда пела и бабушка. Перед революцией 1917 года, в возрасте 11 лет, там стала выступать и их дочь Катя Толченова, будущая мать Алексея Козлова. В 1920-е годы она поступила в Синодальное училище, попав в первый женский набор, а затем окончила Московскую государственную консерваторию. Она стала дирижером-хоровиком и преподавателем теории музыки. В начале 1930-х годов Екатерина Ивановна встретила будущего отца Алексея Козлова – Семена Филипповича, который учился в аспирантуре пединститута, готовясь стать кандидатом наук по психологии. Он попал в Москву, пройдя перед этим непростой жизненный путь. Будучи одним из 10 сыновей в большой зажиточной крестьянской семье, проживавшей в селе неподалеку от Самары, оказался на фронте в самом начале Первой мировой войны, был ранен и контужен, перенес тяжелейшую операцию. Находясь в армии, а затем в госпиталях, экстерном окончил среднюю школу, затем, уже в советское время, – институт в Самаре.
Вспоминая о своем довоенном детстве, Алексей Козлов говорит, что ему запомнилось не столько то, как они жили до войны, сколько сам момент крушения счастливой и беззаботной жизни, который ему пришлось пережить вместе со всеми детьми его поколения…
Летом 1941 года шестилетний Алексей с мамой находился в доме отдыха. Когда объявили о начале Великой Отечественной войны, дом отдыха мгновенно опустел. На случайной подводе им удалось добраться до станции. И здесь он впервые увидел лик войны: поезда, сплошь облепленные висящими людьми, панику и давку на вокзале в Москве. Детство закончилось. Он как-то сразу понял умом всю серьезность новой ситуации и осознал необходимость терпеть все, что ожидало впереди: эвакуацию, теплушки, заезд в окружение, бомбежки, голод.
После того как отец, будучи инвалидом Первой мировой войны, все-таки ушел добровольцем на фронт, Алексей с мамой и бабушкой были эвакуированы осенью 1941 года вместе со всеми семьями сотрудников МГПИ имени Ленина, где преподавал отец. Мама, простой музыкант-теоретик, проявила в эти годы поразительную энергию и приспособляемость, берясь за любую работу, организовывая людей вокруг себя. Что касается отца, то он по состоянию здоровья долго воевать не смог, его отправили обратно в тыл. Он нашел семью на Алтае, куда их занесло после мыканья по разным местам. В Москву они вернулись осенью 1943 года, к поступлению Алексея в школу.
В десятилетнем возрасте Алексей увлекся джазом, начал собирать пластинки – советские довоенные (с записями Л. Утесова, А. Цфасмана, А. Варламова, Э. Рознера, а также Р. Нобла, Д. Эллингтона, Братьев Миллс) и трофейные (Г. Миллер, Б. Гудмэн). Он учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Джазовое фортепиано осваивал самостоятельно, по слуху.
Поступив после школы в институт, Алексей Козлов немедленно внедрился в местный эстрадный оркестр в качестве барабанщика. Несколько позднее он случайно обнаружил в подвале институтского клуба довоенный саксофон, привел его в порядок и вскоре начал играть на студенческих вечерах со своим ансамблем в стиле кул. 1957–1959 годы прошли на «бирже» – особой толкучке лабухов и джазменов в районе Неглинной улицы, где Алексей Козлов набирался опыта и профессионализма на «халтурах». Здесь же ему удалось подобрать хороших музыкантов для серьезного джазового квинтета, который в 1960 году принял активное участие в концертной деятельности джаз-клуба в ДК энергетиков на Раушской набережной, организованного при поддержке Октябрьского РК ВЛКСМ (клуб был вскоре закрыт под предлогом борьбы со спекуляцией пластинками). В том же году квинтет А. Козлова участвовал в джазовом фестивале в городе Тарту (Эстония), а также в культурной программе Всемирного форума молодежи, проходившего в Москве.
В 1962 году Алексей Козлов окончил Московский архитектурный институт и до 1976 года работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики, занимался вопросами теории творческого процесса.
Осенью 1961 года на волне хрущевской «оттепели» и при участии нового поколения молодых инструкторов горкома ВЛКСМ открылось кафе-клуб «Молодежное» на улице Горького, давшее начало целому движению молодежных кафе в СССР в 1960-е годы. Именно сюда был приглашен для постоянной работы квинтет А. Козлова. В 1962 году в кафе проводился первый Московский фестиваль джаза, и из его лауреатов сформирован секстет, который разрешили выпустить в Варшаву для выступления на одном из крупнейших европейских джазовых фестивалей того времени – «Джаз-джембори». Выступление секстета, в состав которого вошли В. Сакун, А. Товмосян, Н. Громин, А. Козлов, И. Берукштис и В. Буланов, получило значительный резонанс в западном джазовом мире, а вскоре в Польше вышли две пластинки с записями секстета.
Информация об успехе московских джазменов дошла до партийных верхов, и у музыкантов появилась призрачная надежда на дальнейшие послабления. Но эту надежду перечеркнули события «черной пятницы» 18 ноября 1962 года – встреча Н. Хрущева с художниками в Манеже. В «Правде» появилась заказная статья, подписанная Вано Мурадели, где джаз вновь был причислен к опасному вражескому искусству, одному из видов идеологического оружия. Тем не менее борьба за выживание нового отечественного джаза продолжалась, перейдя с комсомольского уровня на уровень профессиональный. Московские фестивали джаза 1965–1968 годов проходили под покровительством Союза композиторов Москвы в лице таких его представителей, как А. Эшпай, А. Пахмутова, Ю. Саульский и В. Мурадели. Ансамбль А. Козлова был участником и лауреатом московских и таллинских фестивалей. С конца 1960-х годов фестивальное движение начало постепенно перемещаться на периферию. А. Козлова приглашали как участника, гостя или члена жюри джазовых фестивалей в Горький, Казань, Куйбышев, Воронеж, Донецк, Днепропетровск.
В 1963 году композитор В. Купревич, ставший музыкальным редактором звукового журнала «Кругозор», сделал попытку выпустить на гибкой пластинке запись квинтета А. Козлова. До этого момента джазмены послевоенного поколения к средствам массовой информации практически не допускались. Руководство Гостелерадио, отвечавшее за «Кругозор», в целях перестраховки и в надежде на отрицательный результат поставило В. Купревичу условие – получить положительную оценку музыки квинтета у Д. Шостаковича, в те годы возглавлявшего Союз композиторов РСФСР. Д. Шостакович внимательно прослушал запись, дал свое благословение, и пластинка вышла.
В 1966 году по приглашению Ю. Саульского А. Козлов начинает работать в профессиональном биг-бенде «ВИО-66», где проходит практику сайдмена, оркестровщика и композитора. В 1968 году он организует джаз-клуб в кафе «Ритм» на улице Готвальда, где и работает с новым квартетом (А. Пищиков, В. Васильков, Ю. Маркин) поочередно с ансамблем А. Зубова. После закрытия «Ритма» в 1969 году А. Козлов договаривается с администрацией нового кафе «Печора» на проспекте Калинина об устройстве там джаз-клуба, который на некоторое время становится центром московской джазовой активности. В 1971 году произошло загадочное ограбление служебного помещения в «Печоре», где хранились инструменты музыкантов. Некоторые факты (например, то, что были вынесены все инструменты, кроме одного – гитарного усилителя, принадлежавшего оркестру Гостелерадио) позволяли предположить, что ставший чересчур популярным клуб на правительственной трассе решили закрыть любым способом.
Лишившись своего саксофона, А. Козлов вынужден был на некоторое время перестать играть, что дало ему возможность пополнить свои знания о новых течениях в музыке, новых тенденциях в молодежной контркультуре. Так возникла идея создания джаз-рок ансамбля «Арсенал», первые выступления которого, сопровождавшиеся большим ажиотажем и преследованием властей, начались осенью 1973 года. В репертуар раннего «Арсенала» вошли как джазовая классика, так и последние образцы джаз-рока, а также сокращенный вариант оперы «Jesus Christ Superstar» в оркестровке А. Козлова.
Движение хиппи и новая молодежная рок-культура создали мощное противодействие коммунистической пропаганде, поэтому реакция соответствующих органов всех уровней была крайне жесткой. «Арсенал», сразу ставший неотъемлемой частью московского андерграунда, подвергся полному запрету и был лишен всякой возможности публичных выступлений, даже бесплатных. Несмотря на то что ансамбль состоял из профессионалов достаточно высокого класса – студентов и выпускников Московской консерватории и Института имени Гнесиных, ни одна концертная организация не рисковала связываться с опальным коллективом. В 1975 году четверых консерваторцев – членов ансамбля вызвали в партбюро, где им поставили условие: перестать посещать репетиции «Арсенала», иначе консерваторию им окончить не дадут. Подобное давление оказывалось и на других участников ансамбля. Лишь в 1976 году А. Козлову удалось убедить директора Калининградской областной филармонии взять «Арсенал» на работу.
С этого момента началось постепенное бескомпромиссное врастание «Арсенала» в культурную жизнь страны с целью получения доступа к таким средствам, как радио и телевидение, грамзапись и пресса, с целью пропаганды джаза и рок-музыки в СССР. В первый год официальной жизни ансамбля Министерство культуры СССР не раз предпринимало попытки его расформирования, тем более что с мест гастролей «Арсенала» стали поступать тревожные сигналы от начальников управления культуры облисполкомов, из партийных и других ведомств. Одним из факторов, способствовавших выживанию ансамбля, была ставка на высокий профессионализм, что позволило рассчитывать на поддержку ряда авторитетных деятелей культуры. Так, неоценимой оказалась помощь композитора А. Флярковского, занимавшего тогда пост заместителя министра культуры РСФСР и отменявшего неоднократные указы замминистра культуры СССР Кухарского о ликвидации исполнительских камерных ставок у музыкантов «Арсенала». Немаловажную роль сыграло выступление «Арсенала» в Спасо-хаузе – доме американского посла осенью 1976 года, посвященное 200-летию Независимости Соединенных Штатов. Концерт, на котором присутствовали дипломаты и высшие советские чиновники, был организован послом США У. Стесселом, пославшим специальное письмо министру культуры П. Демичеву с просьбой разрешить «Арсеналу» исполнить программу, иллюстрирующую историю американской музыки.
В 1978 году «Арсеналу» доверяют участие в «Джаз-джембори» в Варшаве, с 1979 года коллектив используется Министерством культуры РСФСР в официальных мероприятиях, таких как дни культуры в различных республиках СССР, фестивали искусств: «Киевская весна», «Мэрцишор» в Молдавии, «Белорусская осень» и других. Тем не менее «Арсенал» продолжал оставаться в «черных списках». Запрет на его выступления, спущенный сверху и осуществлявшийся через Главное управление культуры города Москвы, продолжал действовать, и ни одна московская концертная площадка не имела права их проведения. Лишь летом 1980 года, когда для культурной программы «Олимпиады-80» понадобилось нечто способное поразить воображение иностранных гостей, вспомнили про «Арсенал», и запрет был снят. После этого вышла первая пластинка «Арсенала», записанная еще в 1977 году во время гастролей в Риге.
Став официальным коллективом, «Арсенал» многократно исколесил территорию Советского Союза, пользуясь неизменным успехом. Начиная с 1980-х годов «Арсенал» много раз выступал за рубежом. Постепенно коллектив стал звучать по радио и показываться по TV. В конце 1980-х годов Алексею Козлову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1986 году он был принят в Союз композиторов СССР, стал руководителем секции рок-музыки, создал Ассоциацию «Пост-рок» при Союзе композиторов Москвы. Некоторое время Алексей Семенович являлся членом исполкома Союза композиторов Москвы, заместителем председателя исполкома по авторско-правовым вопросам. Сам перечень этих должностей говорит в пользу признания властями авторитета А. Козлова как музыканта и сферы его музыкальных пристрастий.
В советский период своего существования ансамбль «Арсенал» выпустил 6 сольных долгоиграющих пластинок, одна из которых – «Своими руками» – была переиздана канадско-американской фирмой «East Wind». Отдельные пьесы, записанные с фестивальных концертов, вошли в сборные пластинки.
Филармонический период жизни «Арсенала» закончился в конце 1990 года: музыкантам пришлось уволиться из филармонии, которая перестала оплачивать базу ансамбля в Москве, где между гастролями хранились многочисленные ящики с оборудованием. С развалом страны прекрасные музыканты остались без работы, идеально отлаженный механизм был разобран на детали. Но история «Арсенала» на этом не закончилась.
В 1994 году Алексей Козлов собрал новый состав «Арсенала» для участия в популярном телешоу «Лучшие из лучших». В феврале 1995 года «Арсенал» был признан лучшей джазовой группой в России и получил приз «Овация». В марте–апреле 1995 года «Арсенал» совместно с популярной певицей Тамарой Гвердцители участвовал в концертном турне по США. Один из концертов состоялся в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. 1995 год для Алексея Козлова ознаменовался и сотрудничеством с ансамблем Юрия Башмета.
В феврале 1997 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялась премьера сольной программы А. Козлова с симфоническим оркестром Московской филармонии (дирижер В. Барсов), включившая в себя новую версию музыки французских композиторов Г. Форе, К. Дебюсси и М. Равеля. Тогда же Алексей Семенович создал концертную программу с Государственным струнным квартетом имени Д. Шостаковича. Она построена на переосмыслении классических произведений разных жанров.
Среди других проектов А. Козлова – концертная программа со струнным «Твинз»-квартетом (выступление на концерте в День Российской Федерации в Ганновере на Всемирной выставке «Экспо-2000»), программа современной камерной музыки с пианистом Вячеславом Горским, программа с Мужским еврейским хором Хасидской капеллы, программы «”Арсенал” в прогрессив-роке» с вокалистом Валерием Каримовым (2001) и «На перекрестке жанров» с трио «Арс-Нова» и американским певцом Хью Уинном (2003). 13 февраля 2005 года Алексей Козлов выступил с ансамблем «Арсенал» в Праге по приглашению президента Чехии Вацлава Клауса.
А. Козлов – автор около 100 композиций, среди которых «Опасная игра» (1975), «Сюита в ля-бемоль мажоре» (1976), «Башня из слоновой кости» (1976), «Генезис» (1978), «Регтайм» (1978), «Тайна» (1980), «Незнакомка» (1982), «Небесный голос» (1983), «Загадочный сон» (1984), «Воспоминание об Атлантиде» (1988), «Живая вода» (1988), «Искушение» (1988), «Желтое небо» (1989), «В манере “пиццикато”» (1991), «Горы Киммерии» (1992), «Песня капель» (1992), «Юность героя» (1992), «Болеро» (1993), «Легенда» (1993), «Последняя любовь» (Памяти Заболоцкого) (1994), «Вальс во французском стиле» (1999), «День рождения» (2001), «От судьбы не уйдешь» (2004), «Вечный Монк» (2005), «Связь времен» (2006) и многие другие.
Дискография Алексея Козлова насчитывает более 40 альбомов, записанных фирмами «Мелодия», «Московские окна», «Арсенал», «Пролог-мьюзик», Polskie Nagrania, East Wind, Anima Vox, Solyd Records, Sintez Records, Boheme Music, JRC, Berg Sound. Среди них: «Jazz-Jamboree-62» (1962), «Арсенал» (1980), «Своими руками» (1982), «Created with Our Own Hands» (1984), «Второе дыхание» (1984), «Спорт и музыка-2» (1985), «Арсенал Алексея Козлова» (1991), «Неизвестный “Арсенал”» (1994), «Горы Киммерии» (1995), «Ностальгия» (1995), «Пионерские блатные» (1996), «Опаленные временем» (4 CD, 1998), «А. Козлов и Квартет им. Шостаковича» (1999), «Arsenal Live at the Forte Club» (2000), «Генезис» (2 CD, 2002), «Живые линии» (2003), «Седьмое воплощение» (2004), «Живая вода» (2005), «Опасная игра» (2005), «On Air» (2005), «Дворовая жизнь» (2005), «Джаз, рок и медные трубы» (2 DVD, 2005) и другие. В 2001–2002 годах А. Козлов выпустил на фирме «ИДДК» серию из 32 CD по истории джаза, а также серию «Инструменты в джазе» в формате МР-3.
А. Козлов – участник всех московских и большинства всесоюзных джазовых фестивалей, зарубежных фестивалей «Jazz Jamboree-62», «Jazz Jamboree-78», «Прага-65», «Надьканиж-71» (Венгрия), «Berliner Jazz Tage» (1980, Западный Берлин), «Братиславские джазовые дни» (1980), «Jazz Rally-94» (Дюссельдорф).
Композиторская деятельность А. Козлова не ограничивалась концертными программами и пластинками «Арсенала». За последние 30 лет им написана музыка к кинокартинам «Отпуск за свой счет», «Любочка», «Папашка и Мэм», «Русская рулетка», трехсерийной документальной ленте «Неру» (совместно с Индией), другим документальным и видеофильмам, а также к цирковым номерам (первая премия Госцирка в 1992 году за музыку к номеру «Баскетбол на батуте»).
А. Козлов активно сотрудничал с театрами, был музыкальным руководителем популярных спектаклей А. Васильева по пьесам В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо», написал музыку и участвовал как исполнитель в спектакле по пьесе В. Павлова «Джазмен» (антреприза Союза театральных деятелей), с которым выезжал в 1990 году на театральный фестиваль в Вудсток (США). Им также написана музыка к спектаклям «Лунин» Э. Радзинского (Театр на Малой Бронной), «Панночка» по «Вию» Н.В. Гоголя (Севастопольский Украинский драмтеатр), «Человек-невидимка» М. Розовского (Красноярский музыкальный театр).
Алексей Семенович является одним из пионеров отечественной электронно-компьютерной музыки, последователем Э. Артемьева, членом Международной ассоциации электронно-акустической музыки. В начале 1990-х годов он активно сотрудничал с фирмой «Ракурс» по внедрению новых музыкальных технологий для персональных компьютеров.
В 1993 году А. Козлов был приглашен Университетом города Оклахома-сити (США), где провел ряд лекций по истории джаза в СССР, а также мастер-класс по джазовой гармонии и импровизации. Выступал в штате Оклахома с местными музыкантами в методистских христианских церквах.
В 1995–1997 годах А. Козлов – руководитель импресарского бюро джазовой, рок- и поп-музыки Госконцерта. В 2000 году он создал свой сайт в Интернете – «Музыкальная лаборатория Алексея Козлова» (www: musiсlab.ru). Это – постоянно растущая виртуальная мини-энциклопедия и библиотека по ряду музыкальных направлениий (джаз, прогрессив-рок, соул, фанк, хип-хоп, нью эйдж, эйсид, джангл, драм-н-бейс).
В 2003 году А. Козлову присвоено звание народного артиста России.
Личность Алексея Козлова как типичного представителя культурного андерграунда СССР представлена в ряде отечественных и зарубежных изданий, в частности в романе Василия Аксенова «Ожог», в известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита «The Russians», где ему и ансамблю «Арсенал» посвящена часть главы 7 («The Youth»). Имя А. Козлова упоминается в книге американского историка Фредерика Старра «Red and Hot», в целом ряде зарубежных джазовых энциклопедий и словарей, изданных в Дании, Чехословакии, Польше, США (в частности, в «The New Grove Diсtionary Of Jazz» под редакцией Barry Kernfeld – St. Martin’s Press, New York), а также в отечественных музыкальных изданиях: А. Баташев «Советский джаз», сборник «Советский джаз» (под редакцией А. Медведева), А. Троицкий «Рок в СССР», Е. Федоров «Рок в нескольких лицах», в сборнике «Известные русские» под редакцией В. Никерова, в «Энциклопедии джаза» В. Фейертага и других. Его имя занесено в ежегодный международный справочник «The International Who’s Who» (Europa Publiсations Ltd., London). На крупнейшем музыкальном сайте в Интернете Allmusiс.сom есть две ссылки – «Alexey Kozlov» и «ARSENAL».
Алексей Козлов – автор книг «Козел на саксе» (М.: Вагриус), «Рок-музыка: истоки и развитие» (М.: Мега-сервис), сборника «Джаз, рок и медные трубы» (М.: ЭКСМО), куда включены биографические рассказы и публицистические статьи по вопросам культуры, истории стилей и социологии. Он также автор и ведущий телепрограмм «Весь этот джаз» (ОРТ, 1994) и «Импровизация на тему» (Московский канал, 1997), радиопрограммы «Джаз, рок и медные трубы» на радиостанции «Арсенал» (2002–2003). Является членом жюри по присуждению премии «Триумф».
Живет и работает в Москве.