КРОЛЛ Анатолий Ошерович
Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, художественный руководитель оркестрового класса кафедры «Инструменты джазового исполнительства», председатель творческой секции джазовой музыки СМК, президент Гильдии джазовых исполнителей РМС, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, доктор искусств Международной академии наук Сан-Марино
Имя Анатолия Кролла — композитора, дирижера, пианиста и продюсера, одной из самых знаковых фигур российского джаза — хорошо знают и высоко ценят не только любители джаза, но и представители профессиональной музыкальной общественности.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 20 апреля 1943 года в Челябинске. Отец — Кролл Ошер Лейбович (1898–1964). Мать — Ческина Фаина Павловна (1904–1959). Супруга — Кролл Татьяна Михайловна (1951 г. рожд.). Сын — Кролл Олег Анатольевич (1971 г. рожд.), окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу фортепиано И. Бриля, работает в оркестре А. Кролла. Внуки — Антон Олегович (2005 г. рожд.), Анатолий Олегович (2009 г. рожд.).
В 1959 году Анатолий Кролл окончил Челябинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского по классу фортепиано (позже он экстерном окончит с отличием академию имени Гнесиных) и сразу начал свою профессиональную деятельность в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии (1959), Ульяновской филармонии (1960), а затем стал самым молодым дирижером — музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана (1960–1962), в котором работали в качестве солистов чрезвычайно популярные в то время вокалисты — Батыр Закиров и Луиза Закирова. С Государственным эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись первые грамзаписи Анатолия Кролла (1961–1962).
В 1963 году А. Кролл создает в Тульской филармонии знаменитый джаз-оркестр, который за 7 лет своего существования принес молодому музыканту широкую популярность и выпустил в свет целый ряд джазовых исполнителей, а также солистов-вокалистов: Валентину Пономарёву (ныне народная артистка России), Вадима Мулермана (ныне народный артист России), Владимира Макарова (1932–2008) — заслуженного артиста России.
Дирижерскую деятельность Анатолий Кролл активно совмещал с деятельностью джазового пианиста-солиста. Сенсационным было признано выступление на Первом Международном джазовом фестивале в Таллине в 1967 году джазового квартета А. Кролла. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько лауреатских наград: А. Кролл признан лучшим пианистом, а в целом квартет — лучшим джаз-ансамблем. Выступление квартета А. Кролла на Первом Международном джазовом фестивале Таллин-67 было показано по ЦТ и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А. Кролла Тульской филармонии называли джазовым университетом, в который мечтали попасть музыканты и певцы всей страны.
В 1971 году А. Кролл был приглашен в Москву в «Росконцерт», где возглавил созданный им большой джаз-оркестр «Современник». В нем не только продолжились традиции тульского оркестра, но и появились свои. Оркестр стал одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР. Много гастролировал по стране и за рубежом: побывал в Болгарии, Польше, Чехословакии, Германии, Франции, Индии.
«Современник» неоднократно становился музыкальной платформой для больших международных концертных программ: «Мелодии друзей», Фестиваль искусств в Индии, Фестиваль советской песни в Зелёной Гуре, Джазовый фестиваль в Праге. Оркестром записан целый ряд грампластинок инструментальной и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями. В музыкальном коллективе проходило становление таких блестящих исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников, сестры Елена и Татьяна Зайцевы.
В «Современнике» началась и в течение 6 лет формировалась творческая биография одной из одареннейших и ярчайших исполнительниц популярной песни и джаза Ларисы Долиной. Созданная Анатолием Кроллом специально для Ларисы Долиной «Антология джазового вокала» в течение нескольких лет с огромным успехом исполнялась на многих джазовых фестивалях и в концертных турне.
А. Кролл был художественным организатором первого приезда в СССР бывшего своего музыканта (контрабасиста джаз-оркестра Тульской филармонии), проживавшего в то время в США, популярного автора и исполнителя Вилли Токарева.
Традиционный фаворит московских джазовых фестивалей, музыкальный коллектив, давший путевку в музыкальную жизнь целой плеяде знаменитостей, собирающий аншлаги на любом выступлении, оркестр «Современник», руководимый Анатолием Кроллом (впоследствии Московский концертный оркестр), проработал в «Росконцерте» около 20 лет.
В 1991 году А. Кролл перешел на работу в театр «Темп» Союза театральных деятелей России в качестве художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей, создав также инструментальную группу солистов.
Под его музыкальным руководством и при участии инструментального ансамбля в 1992 году был успешно проведен конкурс актерской песни имени А. Миронова. Финалом работы А. Кролла в театре явилась его гастрольная поездка с коллективом в США.
Революционным поворотом в жизни дирижера и композитора А. Кролла явилось создание в конце 1992 года под патронатом Международного коммерческого союза Большого джаз-оркестра «МКС Биг-Бэнд», в который вошли лучшие джазовые музыканты Москвы: Арзу Гусейнов, Станислав Григорьев, Алексей Николаев, Эдуард Зизак, Олег Кролл, Владимир Мамыко, Михаил Топунов, а также вокалисты: Ирина Родилес, Светлана Панова, Анна Бутурлина и др.
Новый оркестр сразу завоевал передовые позиции в российском джазе. Он стал сенсацией Международного джазового фестиваля в Монтрё (Швейцария) в 1994 году, получив там сертификат «За выдающееся выступление», провел блистательные гастроли во Франции (1994), где стал первым российским джазовым коллективом, выступившим на ведущем телеканале Франции ТФ-I, в Швейцарии (1996) стал участником культурной программы Всемирного экономического форума в Давосе.
С большим успехом прошли выступления коллектива на международных джазовых фестивалях в Москве (1994–1998), «Блэк Си» в Сочи (1994), Минске (1995), Оренбурге (1995), Сибири (1996), Казани (1996), Самаре (1997). «МКС Биг-Бэнд» стал частым гостем на телевидении, радио, записал 4 лазерных диска. Оркестр подготовил и показал множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза. По мнению специалистов и музыкальной общественности, «МКС Биг-Бэнд» А. Кролла — один из самых ярких и высокопрофессиональных музыкальных коллективов в российском джазе за всю историю этого жанра.
Композитор Анатолий Кролл имеет значительную кинобиографию, которая началась в 1980-е годы и успешно продолжается до сих пор. Большинство его музыки в кино написано к фильмам выдающегося режиссера Карена Шахназарова, с которым их связывает крепкая многолетняя дружба («Мы из джаза» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1984), «Сны» (1994), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1997), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2004). Фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» признавались лучшими музыкальными фильмами года. В числе других работ в кино: музыка к кинофильму «Простодушный» (режиссер Е. Гинзбург, 1992), «Барханов и его телохранитель» (1996) и «Артист и мастер изображения» (2000) (режиссер В. Лонской). Во всех работах А. Кролла в кинематографе обязательно участвует и его оркестр, записывая музыку, а зачастую и снимаясь в них.
Чрезвычайно насыщенная многолетняя работа с биг-бэндом и в кинематографе на некоторое время вынужденно переместила А. Кролла преимущественно в область дирижирования и композиции, вытеснив Кролла-исполнителя. Такое положение вещей не вполне устраивало Анатолия Ошеровича, и в конце 2001 года он принимает категорическое решение о возрождении своей пианистической деятельности.
Эту творческую задачу он активно реализовал созданием ансамбля с символическим названием «Мы из джаза», посвятив рождение этого коллектива предстоящему вскоре 20-летию выхода на экраны культового фильма. Он пригласил в свой квартет самых одаренных и ярких музыкантов нового поколения. Основу репертуара группы составляли преимущественно авторские композиции Анатолия Кролла и его специальные аранжировки любимых мелодий джаза — шедевров джазовой классики.
Появление квартета «Мы из джаза» имело большой резонанс, и он сразу стал одним из самых востребованных джазовых ансамблей на всех российских и многих зарубежных фестивалях.
В 2005 году А. Кролл создает вторую версию ансамбля «Мы из джаза». Новый состав коллектива не только закрепил успех предыдущего, но и значительно развил его. Ансамбль «Мы из джаза» существует по сей день и признан одним из ведущих джазовых коллективов России.
Однако главной темой творчества Анатолия Ошеровича Кролла остается биг-бэнд.
В 2003 году, приняв предложение руководства Российской академии музыки имени Гнесиных о педагогической деятельности и передаче своего богатейшего многолетнего опыта молодым джазовым музыкантам, маэстро создает там джаз-оркестр «Академик-бэнд». Его сенсационный дебют состоялся в 2004 году на крупнейшем Московском международном фестивале «Российские звезды мирового джаза». Оркестр сразу же заявил о себе как об одном из лучших биг-бэндов Москвы и России. В его состав вошли лучшие молодые джазовые музыканты страны, многие из которых уже являлись неоднократными победителями престижных джазовых конкурсов и фестивалей. Почти каждый музыкант оркестра — одаренный солист-импровизатор, обладающий виртуозной техникой и яркой индивидуальностью. Репертуар оркестра имеет широкий диапазон — от шедевров джазовой классики до современнейших композиций.
«Академик-бэнд» А. Кролла покоряет своей мощной молодой энергетикой, неуемной страстью, тончайшей чувственной нюансировкой, необычайной ансамблевой слаженностью и виртуозностью. Оркестр является постоянным и неизменным участником всех крупнейших международных джазовых фестивалей в Москве и других городах, выступает с сольными концертами на лучших концертных площадках, таких как Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Московский международный дом музыки, Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных. Концертные выступления «Академик-бэнда» имели большой успех в Санкт-Петербурге, на родине А. Кролла в Челябинске, и многих других городах России, а также в столице Республики Беларусь Минске.
Пройдя уникальную творческую школу у своих педагогов в академии имени Гнесиных и у маэстро А.О. Кролла, молодые музыканты высоко востребованы в лучших джазовых коллективах не только России, но и дальнего зарубежья. Наиболее талантливые ученики Анатолия Ошеровича стали студентами ведущего джазового колледжа США «Беркли-скул» в Бостоне.
Музыкальная общественность называет детище Анатолия Кролла «оркестром XXI века».
Помимо собственных творческих коллективов А.О. Кролл активно сотрудничает с лучшими профессиональными джаз-оркестрами Москвы и всей России. Он неоднократно участвовал в создании новых концертных программ с биг-бэндами имени О. Лундстрема, И. Бутмана и другими.
Продолжаются творческие контакты и с Ларисой Долиной, Юрием Антоновым, Олегом Митяевым и другими звездами первой величины.
На протяжении многих лет Анатолий Кролл проводит в разных городах России проблемные семинары и конференции по вопросам оркестрового искусства, сопровождая их мастер-классами с оркестрами.
В 2004 году маэстро открыл еще одну страницу своей многогранной деятельности. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры Правительства Москвы, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Союза московских композиторов, Российского авторского общества, Российского музыкального союза (РМС) и Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП) он организовал несколько постоянно действующих крупнейших в Москве и России Международных джазовых фестивалей и конкурсов, а также создал ряд тематических концертных программ: «Российские звезды мирового джаза»; «Польские звезды мирового джаза»; «Шедевры симфоджаза»; «Джаз Московской осени» (в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень»); «Карнавалы джаза»; цикл «Российский джаз — великие имена»; фестиваль, посвященный женскому исполнительскому искусству в джазе, — «Очарование джаза» и другие.
Особое место среди музыкальных проектов Анатолия Кролла занимает фестиваль «Все цвета джаза». Учрежденный ООН и ЮНЕСКО, этот фестиваль является крупнейшим джазовым форумом в мире. «Все цвета джаза» проходят ежегодно 30 апреля во всех мировых джазовых столицах. В фестивале принимают участие все лучшие оркестры, ансамбли и солисты российского джаза. Каждый год после проведения очередного фестиваля Анатолий Ошерович получает благодарственные письма ЮНЕСКО за «внимательное отношение к мировой джазовой семье».
Все масштабные творческие мероприятия, организованные А.О. Кроллом, проходят на центральных концертных площадках Москвы, таких как Московский международный дом музыки (ММДМ), Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных, Большой зал Московской государственной консерватории, Концертный зал имени Чайковского, Московский дом композиторов, Большой концертный зал МГТУ имени Баумана, Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) и других.
Необычайно широкий резонанс приобрел созданный А.О. Кроллом в 2011 году на базе Российской академии музыки имени Гнесиных Международный конкурс молодых джазовых исполнителей «Гнесин-Джаз», проводимый ежегодно при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Российским музыкальным союзом и Национальным фондом поддержки правообладателей. Этот фестиваль-конкурс охватывает весь возрастной диапазон молодых джазовых исполнителей.
В марте 2017 года стартует организованный А.О. Кроллом Международный конкурс молодых джазовых исполнителей в области джазового вокала «Гнесин-Джаз-Голос».
А.О. Кролл является художественным руководителем джазового фестиваля «Какой удивительный мир» (Челябинск), Международного джазового фестиваля в Ростовской области, президентом фестиваля экологически чистой музыки «Взлетная полоса» в рамках культурной программы Международного авиасалона «АвиаМАКС» (Москва), а также возглавляет ряд других региональных джазовых проектов.
Активно работая в каждом из многих направлений своей деятельности, маэстро успешно продолжает второй полувек своего уникального многогранного творчества. Он организует и проводит большое количество крупных фестивалей и концертов, в которых принимают участие самые известные московские, российские и зарубежные джазовые коллективы и исполнители.
А.О. Кролл является художественным руководителем оркестрового класса кафедры «Инструменты джазового исполнительства» и членом Ученого совета российской академии музыки имени Гнесиных; доктором искусств Международной академии наук (МАН) — Сан-Марино; академиком Российской академии киноискусств «Ника»; почетным профессором Томского Государственного университета и Челябинской государственной академии культуры и искусства.
Творческая и организаторская деятельность Анатолия Кролла высоко оценена руководством России и города Москвы.
Он — заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1986), народный артист России (1998), кавалер ордена Почёта (2004), лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2007), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), кавалер ордена Дружбы (2014), кавалер польского ордена «Серебряный крест» (2014).
В 2003 году на «Площади Звезд» в Москве заложена именная звезда Анатолия Кролла.
Еще одна его именная звезда установлена в 2013 году в Екатеринбурге перед зданием Театра эстрады в честь 70-летия маэстро.
Анатолий Ошерович Кролл — член правления Союза московских композиторов (СМК) и председатель творческой секции джазовой музыки СМК; член Союза кинематографистов России (СКР) и член правления Гильдии композиторов СКР; член совета Российского музыкального союза (РМС) и президент Гильдии джазовых исполнителей РМС; член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО; член Комиссии Департамента культуры г. Москвы по премиям города Москвы; член Совета гуманитарной секции Сенаторского клуба Совета Федерации РФ; член президиума правления ЦДРИ; вице-президент Авторского совета РАО, член Конкурсной комиссии народной премии «Светлое прошлое», член Экспертного совета Международного Объединенного Биографического Центра.
Маэстро отмечен рядом российских и международных общественных наград. Он — лауреат народной премии «Светлое прошлое» (2003), кавалер ордена Петра Великого I степени с муаровой лентой, кавалер ордена Святого Иоанна Иерусалимского «За благородство дел и чистоту помыслов».
В 2013 году А.О. Кроллу была вручена медаль ЮНЕСКО «За большой вклад в сотрудничество Российской Федерации с Организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО». В 2016 году он был награжден дипломом и золотой медалью Европейской научно-промышленной палаты за большой вклад в культуру и образование.