БАШМЕТ Юрий Абрамович
Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат премии «Grammy», художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, профессор
Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства. Он — первый в истории альтист, который начал выступать с сольными концертами, а также самый гастролирующий классический музыкант в мире.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец — Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта. Мать — Кричевер Майя Зиновьевна, филолог. Супруга — Башмет Наталья Тимофеевна, скрипачка. Дочь — Башмет Ксения Юрьевна, пианистка. Сын — Башмет Александр Юрьевич, экономист. Брат — Башмет Евгений Абрамович, музыкант. Внуки: Грант, Майя, Филипп.
Как говорил педагог, народный артист Украинской ССР П.С. Столярский: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». Именно таким человеком была мать Юрия Башмета, Майя Зиновьевна, о которой сам он говорил: «Моя мама — божественный проводник. Через материнскую любовь она внушала мне уверенность в будущем».
Отец, Абрам Борисович, обладал прекрасным слухом, голосом красивого тембра, любил петь. Он, так же как и мать, сделал все, чтобы приобщить сына к музыке. А потом до глубокой старости занимался архивом Юрия Башмета, который пополнял с 1970 года. Помимо этого, он читал лекции в русском и еврейском обществах, писал газетные статьи. Постоянно посещал концерты, не пропускал ни одной театральной премьеры.
Юрий Башмет вырос во Львове, куда в 1958 году перевели работать его отца из Ростова-на-Дону. Неподалеку от дома находилась консерватория, в учебный отдел которой устроилась работать мать Юрия, Майя Зиновьевна. По воспоминаниям Абрама Борисовича, именно благодаря маме Юрий с малых лет находился в музыкальном окружении. Музыку в семье Башметов очень любили, и дома всегда звучали пластинки. Юрий рассказывал, что у его матери был безупречный музыкальный вкус, и вспоминал, как она точно оценивала его выступления.
Юрий Абрамович считает себя «человеком львовской национальности, потому что во Львове были первые звуки музыки, первый концерт, первый бокал и первый поцелуй». Именно там он получил музыкальное образование и сделал первый шаг к будущей всемирной славе. Сначала Юрий самостоятельно освоил игру на гитаре, а потом ему подарили небольшую скрипку. Абрам Борисович вспоминал, что поначалу сын даже испугался этого инструмента, поскольку на уме у него была исключительно гитара и он всеми силами старался играть под популярных в то время «битлов».
Мать Юрия настояла на том, чтобы сын поступил в музыкальную школу, но случился невиданный парадокс — мальчику сказали, что у него нет слуха! Однако следующая попытка поступления оказалась удачной, и Юрий сразу же стал выделяться среди других учеников. Юрий Башмет с благодарностью вспоминает своего первого педагога — Нину Леонидовну Вишневскую. Его отец всю жизнь хранил у себя школьное сочинение сына о смысле жизни, в котором тот писал, что в будущем представляет себя не кем иным, как музыкантом, причем солистом.
Интересен тот факт, что родители, отдавая сына обучаться игре на скрипке, изначально руководствовались соображениями экономии, поскольку купить, например, фортепиано им было просто не по карману, а скрипка с нотами, футляром и смычком обходилась всего в 10 рублей.
Играя на скрипке, маленький Юрий с завистью поглядывал в окно на ребят, гонявших во дворе футбольный мяч. Сам он позже объяснял это так: «Мама, стремясь защитить сына от влияния улицы, заняла меня музыкой». Надо отметить, что мать никогда насильно не принуждала Юрия к занятиям скрипкой. Когда ему было 10 лет, она достала билеты на концерт знаменитого скрипача — американца Иегуди Менухина. После этого концерта Юрий пришел домой окрыленный — в нем родилось желание играть по-настоящему. Этот ключевой эпизод своей творческой судьбы Юрий Абрамович нередко приводит в многочисленных интервью.
Учась в 8-м классе, Юрий впервые сыграл на альте — этот инструмент требовал от музыканта особенных физических данных: длинных пальцев, твердой руки, сильной растяжки. Юрий был единственным альтистом, попавшим на киевский конкурс струнников музыкальных десятилеток, и более того — он занял первое место, играя на альте в конкурсе скрипачей. Во время учебы в музыкальной школе у юноши проявлялись феноменальные способности: он за полчала успевал выучить материал, на который его коллегам по специальности требовалось целых четыре.
Отец Юрия Абрам Борисович вспоминал: «Если преподаватели видели, что из ученика не получится хорошего скрипача, его переводили учиться на альт. Этот инструмент тогда называли «золушкой». Забегая наперед, без хвастовства могу сказать: историческая миссия Юрия в том, что именно он вывел альт на мировую сцену, сделал его сольным, поставил наравне со скрипкой, фортепиано и виолончелью. А в то время мы не знали, что такое альт, колебались, соглашаться ли вообще на это предложение. И тогда один из студентов консерватории, который бывал у нас дома и немного учил Юру играть на гитаре, сказал ему: «Хочешь, чтобы у тебя было время для игры на гитаре, иди на альт, появится больше свободного времени, потому что альт — значительно проще скрипки».
Если раньше альт характеризовали как нечто промежуточное между скрипкой и виолончелью, то Юрий Башмет в середине 1970-х годов назовет альт тем центром, к которому тянутся и скрипка, и виолончель.
Во время учебы в Львовской средней специальной музыкальной школе-десятилетке мать возила Юрия в Москву на прослушивания, а параллельно организовала дополнительные занятия с репетитором по сольфеджио и гармонии. Все это принесло плоды, когда Башмет блестяще сдал специальность на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию. На поступлении именно в это учебное заведение настояла мать Юрия, и дело было не только в первоклассных московских педагогах, но и в возможности регулярно бывать на концертах выдающихся музыкантов, набираться опыта, оттачивать свое исполнительское мастерство.
В Московской консерватории Юрий проучился с 1971 по 1976 год, где познакомился со своей будущей супругой Натальей, которая была его однокурсницей. Любопытно, что на брак Башмета благословил Мстислав Ростропович, человек, с которым его свяжет многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом Ростроповичем, как на сцене, так и в жизни, станет для Юрия Абрамовича огромной радостью, а оба его оркестра станут непременными участниками фестивалей Ростроповича.
Первым преподавателем Юрия по классу альта в Московской консерватории был профессор Вадим Борисовский, а после его смерти, с 1972 года, — профессор Фёдор Дружинин. Под его руководством Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории в 1976–1978 годах.
В 1972 году Юрий Башмет приобрел альт работы миланского мастера Паоло Тесторе 1758 года, на котором играет и по сей день. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). Уже тогда о Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте.
Конец 1970-х — начало 1980-х годов стали этапом стремительного восхождения солиста на вершину музыкального Олимпа. Гастроли по Германии 1976 года в составе Московского камерного оркестра, основанного Р. Баршаем, открыли дорогу активной концертной деятельности Юрия Башмета. География выступлений артиста охватывает весь земной шар — это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии.
С 1980 года Юрий Башмет начал проводить мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподавать на летних курсах в Академиях Киджана (г. Сиена, Италия) и в г. Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.
Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1985 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.
В 1986 году Юрий Абрамович создал камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Башмет как художественный руководитель оркестра подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция).
Однако впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Юрий Абрамович отказался от руководства оркестром и оставил коллектив, предоставив музыкантам право выбора либо остаться, либо вернуться с ним в Россию. Вскоре ансамбль прекратил существование, а в настоящее время его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.
В 1992 году Юрий Башмет сформировал камерный ансамбль, дав ему прежнее название «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты — выпускники и аспиранты Московской консерватории. Без этого коллектива невозможно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран и континентов, в которых ансамбль провел множество концертов. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург. Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича (переложение для камерного оркестра и солирующего альта А. Чайковского) и квинтета И. Брамса (солист Юрий Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала STRAD как «лучшая запись 1998 года».
В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France, Оркестр de Paris и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в культурной жизни страны.
Юрий Башмет — уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии, во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера.
Его сольные концерты, а также выступления с выдающимися музыкантами-исполнителями, такими как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Аргерих, М. Майский, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирали полные залы, вызывая жгучий интерес публики.
С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории, являясь с 1988 года ее доцентом, а с 1996 года — профессором. В 1996 году Юрий Абрамович создал и возглавил Экспериментальную кафедру альта в Московской консерватории, на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.
Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию им. Д.Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.
Юрий Башмет — участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), Лондоне (памяти принцессы Дианы); концертах, сборы от которых направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям с ограниченными возможностями.
Юрий Абрамович ведет широкую просветительскую работу, являясь автором и ведущим телевизионной программы «Вокзал мечты», ставшей лауреатом ТЭФИ-2005 и ТЭФИ-2007 в номинации «Музыкальная программа». Выпуск «Вокзал мечты. Мстислав Ростропович» получил Гран-при VIII Международного телекинофорума «Вместе» 2007 года.
С 2002 года Юрий Башмет является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Стиль Маэстро, при внешней мягкости жеста, отличается строгой манерой ведения музыки, в которой нет ничего нарочито-театрального, но за которой безоговорочно следуют солисты и оркестранты, отзываясь на малейший внутренний импульс дирижера. Выступления оркестра за рубежом неизменно вызывают всплеск восторженных отзывов.
Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Юрия Башмета, а его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».
В 2008 году Юрий Башмет вместе с ансамблем «Солисты Москвы» стал лауреатом премии «Grammy». Впервые за всю 50-летнюю историю этой престижной премии ее был удостоен российский камерный ансамбль.
В программах Юрия Башмета — музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для него написаны и ему посвящены свыше 50 произведений для альта. В огромном репертуаре музыканта есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них — «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Концертная симфония для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке, Концерт С. Губайдулиной и «Styx» Г. Канчели.
Юрий Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Сгреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он — регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).
Его вклад в миротворческую деятельность трудно переоценить. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его в ряд самых великих имен XX века и начала третьего тысячелетия.
Высочайшей оценкой таланта стало назначение Юрия Абрамовича Башмета художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который на протяжении 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве. Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл.
Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее Москвы и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.
После смерти Святослава Рихтера Юрий Башмет стал его преемником в руководстве фестивалем. Помимо этого, маэстро с 1997 года возглавляет один из крупнейших музыкальных фестивалей «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), а также Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.
За 10 лет своего существования Зимний международный фестиваль искусств в Сочи обрел узнаваемое лицо и стал важным культурным событием не только для города, но и для страны в целом — событием, заметным уже во всем мире. С 2011 года фестиваль в Сочи вошел в Европейскую ассоциацию фестивалей.
Международный музыкальный фестиваль в Ярославле, артистическим директором которого является Юрий Башмет, привлекает к участию ведущих российских и зарубежных музыкантов. Среди них — Сэр Джеймс Гелвей (Великобритания), Кристоф Барати (Венгрия), Клаудио Ванделли (Италия), секстет солистов Берлинской филармонии, Майю Кишима (Япония), Вадим Репин (Россия), Елизавета Леонская (Австрия). Постоянные участники фестиваля: Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Концерты фестиваля проходят не только в Ярославле, но и в Мышкине, Рыбинске и Гаврилов-Яме.
Именем Юрия Башмета названа Детская музыкальная школа №1 в Новокуйбышевске. Он руководит Детской музыкальной академией стран СНГ, которая впервые проводилась летом 2011 года в Самаре и городах Самарской области. В работе академии приняли участие 47 детей из стран СНГ, с которыми занимались ведущие европейские педагоги. Занятия в рамках детской академии проводятся по следующим специальностям: скрипка, альт, виолончель, кларнет, фортепиано, гитара и флейта.
Молодежная музыкальная академия в Минске — еще один ежегодный проект, проводящийся при активном участии всемирно известного музыканта. Созданная в 2009 году минская академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов и совместных концертов. Среди педагогов — ведущие профессора российских и европейских консерваторий, и, кроме того, сам Юрий Башмет также делится опытом с подрастающими музыкантами.
С 2011 года под творческим руководством Юрия Абрамовича проводится Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Хабаровске. Высокая посещаемость концертов фестиваля показывает огромное желание публики прикоснуться к высокому искусству.
Помимо концертов в рамках фестиваля ежегодно проводятся творческие встречи и мастер-классы именитых музыкантов.
Другая яркая страница в книге фестивалей, проводимых Юрием Башметом, — Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Республике Сейшельские Острова. Большой успех концерта Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» на Сейшелах продемонстрировал огромный интерес, который есть во всем мире к русскому исполнительскому искусству, вновь доказав, что именно лучшие образцы русской культуры и искусства показывают истинное лицо России за рубежом.
Юрий Башмет также — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, президент Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже.
Симфонические абонементы Юрия Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий артиста. Русская музыка — Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Прокофьев, Шостакович; европейская классика — Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное творчество — Шнитке, Губайдулина, Канчели — все эти шедевры предстают перед многотысячной аудиторией в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайны музыкального языка и артистической свободы. Гастрольные туры маэстро с оркестром «Новая Россия» по городам Сибири и Урала, Поволжья, Золотого кольца явились прекрасной демонстрацией огромного интереса соотечественников к творчеству великого артиста.
В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Финалистов конкурса, которые вошли в состав оркестра, отбирали в течение семи месяцев по всей стране. В прослушиваниях приняли участие более 400 учащихся детских музыкальных школ, детских школ искусств и музыкальных училищ со всей России. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.
В 2014 году под руководством Ю.А. Башмета, который с 2009 года являлся первым послом XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи, была записана и исполнена вся музыкальная программа торжественной церемонии открытия Игр, и параллельно были даны 10 фестивальных концертов в Сочи.
Летом 2015 года в регионе Просекко (Италия) с успехом прошел III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.\
Компания «Красный квадрат» сняла документальный телефильм под названием «Круговорот Башмета», премьера которого состоялась в сентябре 2015 года на «Первом канале». Съемочная группа побывала вместе с великим альтистом на концертах, гастролях, репетициях, пообщалась с его семьей, друзьями и коллегами.
Исполнительское искусство Юрия Абрамовича Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло свое признание в самых различных наградах и регалиях у себя на Родине и за рубежом.
Юрий Абрамович Башмет — Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР, народный артист России, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, четырехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации, обладатель званий «Человек года», «Ревнитель просвещения».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почёта, орденом Святого преподобного Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию», орденом Изящных искусств и словесности и орденом Почётного легиона (Франция), орденом Великого князя Литовского Гядиминаса (высший орден Литовской Республики), орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «За заслуги» III степени (Украина), орденом Франциска Скорины (Беларусь), орденом Почёта (Армения), памятной медалью «Патриот России» и другими наградами.
Музыкант является лауреатом многочисленных премий: первая премия на конкурсе альтистов в Мюнхене, премия «Award-1993» — «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»), вторая премия на Международном конкурсе альтистов в Будапеште, премия «Sonnings Musikfond» (Копенгаген) — одна из самых престижных в мире; премия Американской академии звукозаписи «Grammy» вместе с ансамблем «Солисты Москвы» за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля», премия «Овация» вместе с ансамблем «Солисты Москвы», Общенациональная премия «Олимп».
Юрий Абрамович Башмет — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (заведующий кафедрой альта), почетный академик Лондонской академии искусств, почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, почетный профессор Музыкальной академии Киджана (Италия), член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».
Ю.А. Башмет — создатель, художественный руководитель и главный дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
С 1994 года он является учредителем ежегодной Международной премии имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, артистический директор Международных музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Эльба — музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи; фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Минске (Беларусь), Хабаровске и Пензе; руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в городе Новокуйбышевске (Самарская область) и Юношеской музыкальной академии стран СНГ в Минске (Республика Беларусь).
Автор книги «Вокзал мечты», автор и ведущий одноименной телепрограммы.
По выражению известного британского издания «The Times», «Юрий Башмет, без сомнения, — один из величайших ныне живущих музыкантов».