РОЩИН Михаил Михайлович (1933-2010)
Лауреат премии имени К.С. Станиславского, лауреат премии Правительства Москвы
Родился 10 февраля 1933 года в Казани. Отец – Гибельман Михаил Наумович (1908 г. рожд.). Мать – Ефимова-Тюркина Клавдия Тарасовна (1911 г. рожд.). Супруга – Бутрова Татьяна Валерьевна (1952 г. рожд.), кандидат искусствоведения. Дети: Татьяна (1956 г. рожд.), Наталья (1966 г. рожд.), Дмитрий (1973 г. рожд.), Алексей (1985 г. рожд.).
Довоенное детство Михаила Рощина прошло в Севастополе, в Крыму. Оно было счастливым и незабываемым. Наверное, поэтому он до сих пор так близко к сердцу принимает все, что там происходит. Другие впечатления детских лет были не столь радужными: война, эвакуация, эшелон, бомбежки навсегда оставили свой жестокий след в памяти. Когда сейчас затевается спор, кого считать ветераном войны, а кого – нет, Рощин горячо доказывает, что даже ребенок, находившийся тогда в утробе матери, – участник войны.
Спустя много времени, уже зрелым мужчиной, он напишет одну из своих лучших пьес под названием «Эшелон» (1975), где попытается воссоздать эти детские впечатления и рассказать о женщинах, которые с достоинством вынесли на своих плечах все тяготы войны.
«Будь проклята война – наш звездный час!» – с болью восклицает автор этой пьесы, обошедшей многие сцены мира. Ее ставили во МХАТе и в «Современнике», в Хьюстоне и в Будапеште...
Но все это будет потом. А после войны семья перебралась в Москву, откуда родом была мать. Жили дружно и весело на Рогожской заставе. Школьные друзья, оказавшись самыми верными и надежными, сохранились на всю жизнь. Когда мальчику было 16 лет, умер отец, оставив мать с тремя детьми. Все круто переменилось, и после окончания школы Рощин пошел работать фрезеровщиком на завод – он, старший, должен помогать матери, которую любил и боготворил всегда. Она была незаурядной женщиной, душой настоящего московского дома, куда постоянно с удовольствием приходили все – и уже знаменитые, и еще безвестные приятели сына. До конца своих дней с нежностью вспоминал ее Олег Ефремов, любил заскочить на огонек (благо Таганка рядом) и спеть для нее свою новую песню Владимир Высоцкий – впоследствии также друзья уже ставшего писателем Рощина.
Он всегда про себя знал, что будет писателем. Никогда не хотел стать ни летчиком, ни моряком, что было странно для севастопольского мальчика. Делал себя сам, очень рано начал всерьез читать, и читал много, запоем, учась писательству. С детства часто болел, что, как полагают, тоже порой формирует писателя. Еще работая на заводе, опубликовал в газете «Московский комсомолец» свой первый рассказ, конечно, робкий и беспомощный, но принесший столько радости и давший уверенность в себе. Школа на Таганке, друзья, первая любовь, завод, контора связи Минчермета – все шло в копилку памяти, все будет описано потом в повестях и рассказах: «Воспоминание», «Шура и Просвирняк», «Морская торговля», «Мой учитель Гриша Панин», «Бабушка и внучка», не говоря уже о принесшей самую большую известность пьесе «Валентин и Валентина» (1971).
В 1953 году М. Рощин поступил в Литературный институт имени Горького.
В конце 1-го курса женился на любимице всего института Наталье Лаврентьевой, которая училась на выпускном курсе, и они решили уехать из Москвы работать в провинцию. М. Рощин перевелся на заочное отделение, и они оба стали литсотрудниками районной газеты небольшого приволжского города Камышина Сталинградской области, где строился в то время текстильный комбинат. Писали много и обо всем: очерки, фельетоны, передовицы, ответы на письма читателей – выполняли всю рутинную газетную работу, что, несомненно, стало хорошей журналистской школой. Кроме того, оказавшись вдали от столицы, они окунулись в самую гущу жизни со всеми ее непридуманными проблемами. Несмотря на загруженность в газете, Михаил Рощин продолжал писать и «для себя», и уже в 1956 году в Сталинградском издательстве у него вышла первая книга рассказов – «В маленьком городе». В 1957 году он вернулся в Москву, на свой курс, уже будучи автором книги и имея за плечами существенный опыт журналистской работы. В 1958 году оканчивает институт, и в это же время трагически погибает в автокатастрофе его жена.
В 1958–1960 годах Михаил Рощин работает редактором отдела очерка и публикации в журнале «Знамя», много ездит по стране, печатается; в 1960–1963 годах – редактор отдела прозы легендарного в ту пору «Нового мира», которым руководил А. Твардовский; с 1965 по 1967 год М. Рощин заведует отделом литературы в редакции новаторского журнала «РТ» («Радио и телевидение»). В 1966 году становится членом Союза писателей СССР.
Первая пьеса-комедия «Седьмой подвиг Геракла», которую сразу же по прочтении захотел ставить главный режиссер Театра имени
К.С. Станиславского Б. Львов-Анохин, написана в 1963 году, но поставлена только 25 лет спустя. В 1988 году постановку этой пьесы на сцене «Современника-2» осуществил Михаил Ефремов, хотя собирался ее ставить еще Ефремов-старший в бытность свою в «Современнике». Что же пугало строгих цензоров в этой комедии на мифологический сюжет? В ней рассказывалось о том, как Геракл пришел в якобы процветающую, благополучную страну Авгия – Элиду, провонявшую, однако, дерьмом никогда не чищенных авгиевых конюшен, в страну, где все подчинила себе богиня лжи Ата. Пьеса не теряет, к сожалению, своей злободневности и по сей день.
В следующей пьесе – «Дружина» (1965) действуют захватившие в маленьком южном городке власть дружинники, своего рода «отряд особого назначения», который подменил собой милицию и как хочет расправляется с людьми: унижает, диктует нормы поведения и, потихоньку измываясь, убивает в людях все человеческое. Присвоенная власть опьяняет и дает ощущение вседозволенности. Изо всех сил ей пытаются противостоять молодые герои пьесы, приехавшие в город. Но косвенно эта ржа разъедает и их души, склоняет к тому или иному внутреннему компромиссу. «Дружина» до сих пор так и не увидела света рампы. Правда, в 2000 году обе пьесы были наконец опубликованы в двухтомнике избранных произведений Рощина, выпущенном издательством «Пик».
М.М. Рощин начинал с пьес острых, социально значимых и в то же время пронизанных лиризмом. Этой высоко взятой ноте он не изменял и дальше. Однако ощутить себя автором театральным позволила ему только третья пьеса – сказка «Радуга зимой». В 1968 году ее поставил в Ленинградском ТЮЗе З. Корогодский.
Пьеса «Валентин и Валентина» не нуждается в представлении, как и комедия «Старый Новый год», которую теперь непременно показывают по ТВ практически каждый год 13 января. Это стало такой же хорошей традицией, как показывать в новогодний вечер фильм «С легким паром» Э. Рязанова. Хотя и «Старый Новый год», до того как его поставил в 1973 году во МХАТе Олег Ефремов, пролежал около 7 лет.
Не было, пожалуй, города в стране, где имелся бы драмтеатр и не шла бы пьеса «Валентин и Валентина». Она была необыкновенно популярна, с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. Первыми ее поставили почти одновременно, в 1971 году, «Современник» (режиссер В.Фокин) и МХАТ (режиссер О. Ефремов), а уже вслед за ними – Г. Товстоногов, Р. Виктюк и другие. По пьесе был снят и фильм (режиссер Г. Натансон, 1987).
Вообще Рощина ставили много. Шутка ли сказать: 5 пьес шло только на сцене «Современника», 5 пьес – на мхатовской сцене. Он сотрудничал с лучшими режиссерами – это О. Ефремов, А. Эфрос, Г. Волчек, В. Фокин, Р. Виктюк, В. Плучек, Г. Товстоногов, З. Корогодский. В его пьесах переиграли почти все выдающиеся актеры страны, многим из них они принесли известность. Стоит только назвать таких актеров, как А. Калягин, Е. Евстигнеев. В. Невинный, К. Райкин, В. Гафт, А. Миронов, А. Папанов, А. Вертинская, М. Неелова, Т. Лаврова, А. Покровская, О. Волкова, Е. Васильева, М. Зудина, и в памяти всплывают созданные ими ярчайшие образы. Персонажи пьес Рощина отличались удивительной достоверностью, подлинностью без бытовизма, умением истово любить и так же страстно ненавидеть. Они жили и продолжают жить в обществе. Зачастую не зная того, люди в реальной жизни разговаривают репликами из пьес Михаила Рощина.
Широко ставились помимо названных и пьесы «Спешите делать добро», «Ремонт», «Муж и жена снимут комнату», «Перламутровая Зинаида», «Галоши счастья», не говоря уже о многочисленных инсценировках и авторизованных переводах. Дважды выходили отдельными изданиями сборники драматических произведений Рощина: «Пьесы» (М.: Искусство, 1980) и «Спешите делать добро» (М.: Советский писатель, 1984). Будучи по-настоящему театральным автором Михаил Рощин, конечно, не мог не быть женатым на известных актрисах – и Лидия Савченко, и Екатерина Васильева оставили заметный след в его жизни. Однако получилось так, что Рощин-драматург несколько затмил Рощина-прозаика. Он всегда продолжал писать повести и рассказы, и его книги «С утра до ночи» (1968), «24 дня в раю» (1971), «Река» (1978), «Рассказы с дороги» (1981), «Южная ветка» (1982), «Чертово колесо в Кобулети» (1984), «Полоса» (1987), «На сером в яблоках коне» (1988), «Избранное» (1988), несмотря на немалые в ту пору тиражи, мгновенно расходились, становясь библиографической редкостью. Большинство из них посвящены молодым героям, становлению личности человека, вступлению в жизнь, конфликтам с далеко не идеальной действительностью и конечно же любви. Рощин потрясающе тонко пишет о любви, продолжая бунинскую традицию в русской литературе. Будучи сам человеком влюбчивым и внушавшим это чувство, Рощин и в своей прозе раскрывает собственный восторг перед жизнью, жажду любви, преклонение перед женщиной. А с каким пониманием русской природы и с каким упоением русским языком написаны многие его рассказы! Стоит вспомнить хотя бы «Бунин в Ялте», «Синдром Сушкина», «Сад», «Июль», «Раиска». Его проза привлекает кинематографистов, известны экранизации его повестей «Роковая ошибка» (режиссер Н. Хубов), «Шура и Просвирняк» (режиссер Н. Досталь).
В 1978 году, когда М. Рощин летел на премьеру своей пьесы «Эшелон» в Хьюстон, где ее ставила Г. Волчек, ему в самолете стало плохо, и вместо премьеры он очутился на операционном столе. Операцию на сердце ему делал сам знаменитый доктор Дебейки. Это тоже стало своеобразным опытом, который ждет еще своего отражения в задуманной и только частично опубликованной в «Новом мире» книге об Америке «На открытом сердце».
Несмотря на то и дело одолевавшие его хвори, Рощин был человеком деятельным и неуспокоенным. Вместе с А. Казанцевым он с 1993 года, когда один за другим закрывались подобные печатные издания, стал издавать журнал «Драматург», а в 1998 году создал Центр драматургии и режиссуры, снискавший популярность у публики и театрального люда как место, где находит пристанище все новое и неординарное. Рощин был одним из организаторов и на протяжении многих лет руководителем семинара молодых драматургов «Фестиваль в Любимовке». Регулярно ведет мастер-класс на ежегодном Форуме молодых писателей России, проводимом Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. И самое главное – продолжает основное дело своей жизни – пишет, не потеряв вкус к этому занятию. В 2000 году он закончил новую пьесу «Серебряный век», которая была поставлена в Театре имени Моссовета и вошла в одноименный 2-й том избранных произведений писателя, выпущенных издательством «Пик», где 1-й том – «Сад непрерывного цветения» – включает рассказы и дневниковые записи писателя, так называемые «Блоки». Повести же вышли в другом издательстве под обложкой «Избранное» (М.: Терра, 1999), а затем «Роковая ошибка» (М.: Олимп, 2002) и «Моя самая платоническая любовь» (М.: АСТ, 2004). И еще одно знаменательное событие: появление в серии «Жизнь замечательных людей» книги «Иван Бунин» (М.: Молодая гвардия, 2000), которую, как говорит сам Рощин, он «писал один год и всю жизнь». Своеобразие ее в том, что это не просто еще одно жизнеописание, это книга писателя о писателе, о творчестве, секретах ремесла, о бесконечно дорогой им обоим России. На выходе и собрание сочинений Михаила Рощина, 5 томов, с трудом вмещающих его пьесы, статьи, прозу.
М.М. Рощин награжден орденом «Знак Почета» (1984), лауреат премии имени
К.С. Станиславского (1999), премии Правительства Москвы (2002), премии имени академика А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2003). Национальный комитет общественных наград РФ наградил писателя орденом Петра Великого I степени «за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства» (2006). Являлтся членом Союза писателей Москвы, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России.