ЩЕРБАКОВ Борис Васильевич
ЩЕРБАКОВ Борис Васильевич
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР
Родился 11 декабря 1949 года в Ленинграде. Отец – Щербаков Василий Захарович (1916–1972). Мать – Щербакова Мария Михайловна (1918–1996). Супруга – Бронзова Татьяна Васильевна, актриса, выпускница Школы-студии МХАТа, с 1972 по 1989 год сыграла на сцене МХАТа 43 роли в спектаклях: «Дульсинея Тобосская» А.М.Володина, «Иванов» А.П.Чехова, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Кремлевские куранты» Н.Ф.Погодина и другие. С 1989 года – заведующая режиссерским управлением, с 1991 года работала заведующей труппой МХАТа. Снялась в фильмах: «Нина», «Сыщики», «На углу у Патриарших», «Трое из КГБ», «Ближний круг», «Союз без секса» и других. Сын – Щербаков Василий Борисович (1977 г.рожд.), окончил юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, в декабре 2006 года защитил диплом на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская В.Я.Лонского).
Родители Бориса были людьми мягкими и добрыми. Они познакомились в блокадном Ленинграде. Мария Михайловна была регулировщицей на «Дороге жизни», а Василий Захарович возил грузы на полуторке в осажденный город. После войны они поженились. В мирное время Василий Захарович трудился таксистом, а Мария Михайловна работала на военном заводе намотчицей трансформаторов.
В детстве Борис с отцом часто ходил в Парк культуры, где проводились викторины и соревнования. На одном из таких праздников Василий Захарович отлично сплясал чечетку, и им вручили приз – огромный таз, в котором впоследствии купали младшую сестру Бориса. Этот забавный эпизод, словно взятый из популярного фильма «Неподдающиеся», остался в памяти актера. Однажды в одном иностранном журнале Борис увидел маленький мопед и стал мечтать о таком же. Тогда Василий Захарович купил в комиссионном магазине самокат на надувных шинах, приварил к нему раму от велосипеда, поставил диски на заднее колесо, а Боря накопил на мотор. Когда все было готово, и Борис проезжал по гавани на этом самокате, прохожие смотрели на него как на восьмое чудо света.
Борис Щербаков рос очень живым, озорным мальчишкой. Он не был заводилой, но мог поучаствовать в каких-нибудь небольших «аферах» – например, залезть во время урока в школьную радиорубку и включить на полную громкость популярную музыку. Занимался легкой атлетикой, большим теннисом, футболом, летом помогал дяде-леснику по хозяйству.
Семья Щербаковых из пяти человек жила в 16-метровой комнате в коммунальной квартире с видом на Финский залив. Борис часто рыбачил с отцом, видел порт, корабли, мечтал стать капитаном и путешествовать по экзотическим странам. Гораздо позже, будучи актером, он прикоснулся к своей мечте, сыграв роль моряка – капитан-лейтенанта Гусева в пьесе «Валентин и Валентина» М.М. Рощина.
Когда Борис Щербаков учился в 6-м классе, в школу пришли представители актерского отдела «Ленфильма», чтобы отобрать ребят для съемок в детской приключенческой картине «Мандат» (1963). Так в 11 лет Борис впервые попал на киностудию и был утвержден на главную роль, оставив позади себя сотни других мальчишек. Роль Глебки Прохорова определила его жизненный путь. Семья Бориса жила не богато. За два месяца съемок мальчик получил солидный гонорар, и это стало настоящим событием, а процесс съемок настолько его увлек, что Борис твердо решил стать артистом.
После окончания школы в 1967 году Щербаков хотел поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, но не прошел третий тур. Педагоги посоветовали ему подготовиться получше и приходить на будущий год. Чтобы не терять время, Борис Щербаков поступил в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской, на факультет «Режиссер народных театров». Там были очень хорошие преподаватели. Постигая азы режиссуры, ребята придумывали этюды по репродукциям живописцев-классиков. Борис поставил этюд по «Игрокам» Федотова, и это стало его первым режиссерским опытом. Кроме того, Щербаков начал выходить в массовых сценах в Большом драматическом театре у Г.А.Товстоногова и целый сезон учился актерскому мастерству, наблюдая игру великих мастеров – Е.З.Копеляна, О.В.Басилашвили, К.Ю.Лаврова, Т.В.Дорониной, П.Б.Луспекаева, С.Ю.Юрского и других.
После окончания 1-го курса Щербаков узнал, что в Москве Павел Владимирович Массальский проводит набор в Школу-студию МХАТа. Учиться у П.В. Массальского было его мечтой, поэтому Борис решил, не сдавая летнюю сессию, попытать счастья в столице. Во время учебы в институте культуры он сыграл одного из отроков царя Берендея в эпизоде картины Павла Кадочникова «Снегурочка» и заработал целых 75 рублей, которые решил потратить на билет.
Приехав в Москву, Щербаков узнал, что экзамены закончены, курс набран, а театр уехал на гастроли. Но в Школе-студии Борису посчастливилось застать заседание кафедры актерского мастерства. С юношеским максимализмом он ворвался в аудиторию, где находились В.К. Монюков, В.Я. Станицын, В.И.Богомолов, В.П.Марков, и, от волнения перепутав имя педагога, закричал: «Пал Масалич! Я хочу у вас учиться!» Все настолько опешили, что разрешили Борису почитать. Он выбрал монолог Чацкого, стихотворения К.М.Симонова, басни. Читал долго – у Бориса было время, чтобы показать свои способности. Преподаватели заинтересовались, а В.З. Родомысленский – первый ректор Школы-студии МХАТа, прекрасный человек, умевший создать в институте домашнюю атмосферу и трепетно относившийся к студентам, которые называли его «папа Веня», сказал: «Присылайте документы».
Так в 1968 году Борис Щербаков начал учиться в Школе-студии МХАТа. Увидев новичка на занятиях и впервые услышав его фамилию, однокурсники решили, что он родственник Петра Ивановича Щербакова – известного артиста театра «Современник». Впоследствии Борис действительно познакомился с этим удивительным человеком, снявшись с ним в картине «Берега в тумане», – Петр Иванович играл генерала Кутепова, а Щербаков – лейтенанта.
Начиная с 1-го курса студенты принимали участие во всех массовых сценах спектаклей МХАТа: «Третья Патетическая» и «Кремлевские куранты» Н.Ф.Погодина, «Дни Турбиных» М.А.Булгакова, «Синяя птица»
М.Метерлинка, «Три толстяка» Ю.К.Олеши. На сцене играли П.В.Массальский, А.К.Тарасова, А.Н.Грибов, М.М.Яншин, В.Я. Станицын, Б.Н.Ливанов. Это была хорошая школа – массовые сцены вырабатывали у студентов уважение не только к своей будущей профессии, но и ко всем работникам театра.
Каждые выходные Борис ездил в Ленинград. Нужно было подрабатывать, и на 1-м курсе он устроился работать в метро – с помощью специальной машины мыл фойе на станции «Проспект Маркса», а потом подрабатывал в шашлычной на Неглинной, которую не только убирал, но и сторожил. Времена были трудные, но студенческие годы знаменитый актер вспоминает как самые светлые.
Не считая массовки, первый раз Б.Щербаков появился на сцене МХАТа в спектакле «Дульсинея Тобосская» по пьесе А.М.Володина с О.Н.Ефремовым и Т.В. Дорониной в главных ролях. Обстоятельства сложились так, что один из актеров не смог приехать на спектакль, и Бориса срочно вызвали на замену. Он нашел оригинальный выход – взял пьесу, вложил ее в старинную книгу и вышел на сцену.
Когда Борис оканчивал учебу, художественным руководителем МХАТа был О.Н.Ефремов. Уже на 4-м курсе Щербаков получил свою первую роль Саньки в спектакле «Сталевары» Г.К.Бокарева. В 1972 году, после окончания Школы-студии МХАТа, Б. Щербакова приняли в труппу прославленного театра. О.Н.Ефремов пригласил в театр и нескольких выпускников его курса, в том числе Татьяну Бронзову – будущую супругу актера. Весной первого сезона работы в театре, 3 марта 1973 года, они поженились, а в 1977 году у них родился сын Василий.
Первой работой Бориса Щербакова на сцене МХАТа стала роль рабочего Рябцова в спектакле «Враги» М.Горького, где он выходил на сцену с легендарным А.Н.Грибовым. Более 30 лет
Б.В. Щербаков посвятил этому театру, ставшему для него вторым домом, жизнью и воздухом. За время работы во МХАТе им сыграно более 40 ролей, многие из которых были центральными: Виктор Крохин («Уходя, оглянись», Э.Я. Володарского), Мамыш-Улы («Волоколамское шоссе» В.С.Щацкова по повести А.А.Бека), Валентин («Валентин и Валентина» М.М.Рощина), Якорев («Последние» М.Горького), Михайло Гурман («Украденное счастье» И.Франко), Спиридон («Бурная ночь»
И.-Л.Караджале, за эту роль Б.Щербаков признан лучшим актером сезона 1983 года и получил Московскую театральную премию), Гена («Тамада» А.М.Галина), Коля-Володя («Перламутровая Зинаида» М.М.Рощина), Бартоджей («Портрет» С.Мрожека), Черкун («Варвары» М.Горького), Влас («Дачники» М.Горького), Гена («Нина» А.Д.Кутерницкого), Любкин («Суперфляй» В.С.Розова по мотивам романа Н.В.Нарокова), Немов («Олень и шалашовка» А.И.Солженицына, за эту роль в 1993 году Б.Щербаков получил премию журналистов от газеты «Вечерняя Москва»), Сарынцев («И свет во тьме светит» Л.Н.Толстого, за эту роль в 1999 году Б.Щербакову присуждена премия имени И.М.Смоктуновского), Граф де Гиш («Сирано де Бержерак» Э.Ростана) и других. В спектаклях, поставленных О.Н.Ефремовым по пьесам А.П.Чехова, Б.Щербаковым сыграны Боркин («Иванов»), Тригорин («Чайка»), Лопахин («Вишневый сад»).
В 1986 году Борис Щербаков вместе со своим другом режиссером Михаилом Апарцевым написал и поставил пьесу «Дорогие мои, хорошие» о судьбе Сергея Есенина. Эту идею в свое время одобрил О.Н.Ефремов и разрешил ставить спектакль на малой сцене. Борис создал моноспектакль, и эта постановка переросла в нечто особенное – кроме звукоряда он использовал видеоряд. Постарался сделать постановку более музыкальной, и самое главное – стал непосредственно общаться со зрителями. Роль Сергея Есенина Б.В.Щербаков играл во МХАТе 11 сезонов. Спектакль шел с аншлагами на малой сцене с 1986 года, получил премию на Мюнхенском театральном фестивале в 1987 году и неоднократно был показан на гастролях по городам Германии, где неизменно проходил с большим успехом.
В 2002 году Б.В.Щербаков ушел из МХАТа и начал играть в антрепризах: «Свободная пара» Дарио Фо, «Не отрекаются, любя» – последнем спектакле с участием Н. Гундаревой (в постановке Татьяны Догилевой, спектакль признан лучшим на театральном фестивале «Амурская осень», а Б.Щербаков получил первую премию в номинации «За исполнение мужской роли», 2005) и «Искушение» (спектакль выдвинут на премию союзного государства Россия- Белоруссия в области искусства и литературы, 2007). У Бориса Щербакова всегда были замечательные партнерши: Ирина Акулова, Елена Проклова, Ирина Мирошниченко, Елена Майорова, Любовь Полищук, Мария Аронова.
Сразу после окончания Школы-студии МХАТа Щербаков начал сниматься в кино – студентам категорически запрещалось уезжать на съемки во время учебы. В 1972 году вышел фильм «Тихие берега». С тех пор актер снялся в десятках картин самых разных жанров – от военных лент до детективов, от производственных и фантастических фильмов до комедий. Борис Васильевич не любит отказываться от ролей, так как уверен: если актер утверждает, что роль ему не подходит, значит, расписывается в своей актерской беспомощности.
В 1984 году вышла картина «Берег», снятая выдающимися режиссерами В.Наумовым и А.Аловым по роману Ю.В.Бондарева. В основе сюжета фильма – история любви советского лейтенанта Вадима Никитина и немецкой девушки Эммы, необычная судьба которых послужила поводом для философского осмысления большого периода истории. За роль Вадима Никитина в 1985 году
Б.В. Щербаков удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Картина «Берег» стала вехой в его жизни, а общение с великим мастером В. Наумовым продолжилось и на съемках картины «Десять лет без права переписки» (1990).
В общей сложности артист снялся более чем в 90 фильмах. Среди них: «Берега» (1973), «Я служу на границе» (1974), «Шаг навстречу» (1975), «Долгие версты войны» (1975), «Одиннадцать надежд» (1976), «Такая она, игра» (1976), «Трасса» (1978), «Подарок черного колдуна» (мультфильм, 1978), «И снова Анискин» (1978), «Исчезновение» (1978), «Задача с тремя неизвестными» (1979), «День свадьбы придется уточнить» (1979), «Следствие ведут знатоки. Дело №14. Подпасок с огурцом» (1979), «Старый Новый год» (1980), «Через тернии к звездам» (1980), «От зимы до зимы» (1981), «Крик тишины» (1981), «Белый ворон» (1981), «День рождения» (1982), «Случай в квадрате 36-80» (1982), «Экзамен на бессмертие» (1983), «Гостья из будущего» (1984), «Я за тебя отвечаю» (1984), «Полевая гвардия Мозжухина» (1985), «Берега в тумане» (1985), «Битва за Москву» (1985), «Петр Великий» (1985), «Валентин и Валентина» (1986), «Завещание» (1986), «Воскресный папа» (1986), «Без срока давности» (1986), «Выкуп» (1986), «Лиловый шар» (1987), «Выбор» (1987), «Слушать в отсеках» (1987), «Пилоты» (1988), «Отцы» (1988), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988), «Торможение в небесах» (1989), «Закон» (1989), «Криминальный квартет» (1989, за роль Сараева удостоен премии МВД, 1990), «Воры в законе» (1989), «”Каир-2" вызывает “Альфу”» (1990), «Плащаница Александра Невского» (1991), «Влюбленный манекен» (1991), «Взбесившийся автобус» (1991), «Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа» (1991), «По прозвищу “Зверь”» (1991), «Дом свиданий» (1991), «Мужской зигзаг» (1992), «Одна на миллион» (1992), «Непредвиденные визиты» (1992), «Тихий Дон» (1992), «Монстры» (1993), «Старые пластинки» (1993), «Приговор» (1993), «Кодекс бесчестия» (1993), «Третий не лишний» (1994), «С ума сойти!» (1994), «Жених из Майами» (1994), «Белый праздник» (1994), «Волшебник Изумрудного города» (1994), «Авантюра» (1995), «Петербургские тайны» (1995), «Импотент» (1996), «Барханов и его телохранитель» (1996), «Привет, дуралеи!» (1996), «Королева Марго» (1997), «Примадонна Мэри» (1998), «Когда все свои» (1998), «Юкка» (1998), «Хочу в тюрьму» (1998), «Ультиматум» (1999), «Поклонник» (1999), «Досье детектива Дубровского» (1999), «День святого Валентина» (2000), «Люди и тени» (2001), «Ростов-папа» (2001), «Любовница из Москвы» (2001), «Удар Лотоса» (2001), «Часы без стрелок» (2001), «Сыщики» (2001), «Кодекс чести» (2002), «Русские амазонки–2» (2003), «Солдаты» (2004), «Стервы, или Странности любви» (2004), «Звезда эпохи» (2005), «Девять неизвестных» (2006), «Любовь как любовь» (2006).
Борис Щербаков снимался в американской версии телефильма «Петр Первый» (Полковник Нечаев) и итальянской версии фильма «Тихий Дон» (Степан). Своими любимыми киноработами Борис Васильевич считает роли лейтенанта Вадима Никитина в картине А. Алова и В.Наумова «Берег», оперуполномоченного Сараева из боевика А. Муратова «Криминальный квартет», Михаила из социальной ретро-драмы В. Наумова «Десять лет без права переписки» и Сергея Авдеева из комедии Анатолия Эйрамджана «Жених из Майами».
В 1994 году Борису Щербакову присвоено звание народного артиста России. Он является помощником председателя Комитета по вопросам семьи и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Ф.Лаховой.
Б.В.Щербаков пробует себя и в кинорежиссуре, и в написании сценариев. Им сняты 24 серии телефильма «Сыщики», где он играет главную роль Калапушина. Работая над «Сыщиками», Борис Васильевич впервые почувствовал, что такое режиссерский труд и понял, насколько он может быть сложным.
Среди его увлечений – чеканка и резьба по дереву. По мнению артиста, такое хобби потрясающе отвлекает и восстанавливает душевное равновесие. Особый объект вдохновения и восхищения – Санкт-Петербург.