ШИРВИНДТ Александр Анатольевич (1934-2024)
Народный артист России, художественный руководитель Московского академического театра сатиры, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот», действительный член Российской киноакадемии «Ника», профессор
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 19 июля 1934 года в Москве. Отец — Ширвиндт Анатолий Густавович (1896–1962). Мать — Ширвиндт Раиса Самойловна (1898–1985). Супруга — Белоусова Наталия Николаевна (1935 г. рожд.), архитектор. Сын — Ширвиндт Михаил Александрович (1958 г. рожд.), телепродюсер, телеведущий. Внуки: Андрей (1981 г. рожд.), кандидат юридических наук, Магистр частного права, Master of Laws (LLM), преподаватель права в МГУ им. М.В. Ломоносова; Александра (1986 г. рожд.), искусствовед. Правнучки: Анастасия (2002) и Элла (2011).
Детство А. Ширвиндта прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе № 110.
Детские воспоминания А.А. Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлёв, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зелёная, Л. Утёсов... Театр заполнял его детский мир, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.
В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» О. Голдсмита.
Окончив училище с отличием, в 1956 году А.А. Ширвиндт был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Помимо них в театре было целое созвездие прекрасных актеров, как «старых мастеров» (В. Соловьёв, А. Вовси, А. Пелевин, В. Всеволодов, А. Шатов, В. Брагин), так и молодых талантов (В. Ларионов, М. Лифанова, Л. Лосев, Леонид и Римма Марковы, Г. Карнович-Валуа). Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная», который поставил Б. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Братьев Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу. Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это Тригорин в «Чайке» А. Чехова, Людовик в «Мольере» М. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алёшина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.
Последняя роль занимает особое место в творчестве А.А. Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» (Б. Поюровский). Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.
За время работы с А. Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера. В 1968 году вслед за А. Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной, куда перешли также актеры М. Державин, Л. Круглый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.
Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в театре имени Ленинского комсомола, он совместно с актерами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачёвым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Буровой, М. Менглет, Н. Палладиной начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.
«Капустники» сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики во многом благодаря его «редчайшей способности объединять людей, создавать атмосферу добра и веселья» (Б. Поюровский). Причем он был не только исполнителем и режиссером, но и автором (или соавтором) всех программ. Огромное количество «капустных» номеров было придумано вместе с Г. Гориным и А. Аркановым. Любовь к этому виду творчества А.А. Ширвиндт сохранил по сей день.
Уже в те далекие годы А. Ширвиндт принимал участие в организации и проведении юбилеев многих замечательных деятелей искусства, в том числе Р. Плятта и Л. Утёсова.
С 1970 года и по настоящее время А.А. Ширвиндт служит в Театре сатиры, где сыграл более 30 ролей. Он поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.
Первой ролью А.А. Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1970). Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, — «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского (Он, Родион, 1970), «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (Министр-администратор, 1971), «Ревизор» Н. Гоголя (Добчинский, 1972), «Таблетку под язык» А. Макаенка (Ломтев, 1972), «Чудак-человек» В. Азерникова (Заводское руководство, 1973), «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (Отец, 1973), «Клоп» В. Маяковского (Президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (Гектор, 1975), «Клеменс» К. Сая (Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник, 1976), «Горе от ума» А. Грибоедова (Молчалин, 1976), «Чудак» Н. Хикмета (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (Роберт Пила, 1982), «Крамнэгел» Л. Устинова (Мервин Шпиндельман, 1983), «Бремя решения» Ф. Бурлацкого (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (Негриш, 1986), «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского (Михалёв, 1995), «Счастливцев — Несчастливцев» Г. Горина (Несчастливцев, 1997), «Привет от Цюрупы» Ф. Искандера (Думающий о России, 1999), «Орнифль» Ж. Ануя (Орнифль, 2001), «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта (2001), «Мольер» («Кабала святош») М. Булгакова (Мольер, 2009), «Между светом и тенью» Т. Уильямса (2010), «Грустно, но смешно» (С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт, 2014).
С первых дней работы в Театре сатиры А.А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора инсценировки/сценария: «Нам — 50» совместно с Г. Гориным (совместная постановка с М. Микаэлян, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» совместно с Г. Гориным (1982), а также обозрения по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) — «Зритель» (сборная) (1992) и т.д.
Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил около 22 спектаклей, в том числе «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (совместно с А. Мироновым, 1973), «Недоросль» Д. Фонвизина (1978), «Ее превосходительство» С. Алёшина (1979), «Страсти Черноморья» Ф. Искандера (1988), обозрение к 60-летию со дня рождения Андрея Миронова «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым (2001), «Слишком женатый таксист» Р. Куни (2003), «Швейк, или Гимн идиотизму» по Я. Гашеку (2004), «Ни сантима меньше!!» Э. де Филиппо (2006), «Женщины без границ» Ю. Полякова (2007), автор сценической версии и режиссер спектакля «Свободу за любовь!?» по мотивам античных комедий Плавта (2007), «Кошмар на улице Лурсин» (PERDU Монокль) Э. Лабиша (2010), «Здравствуйте! Это Я! Андрюше — 70!» (2011), «Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Полиди, «Дураки» Нила Саймона (2013), «Грустно, но смешно» — С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт (2014), «Чемоданчик» Юрия Полякова (2015).
Во многих своих режиссерских работах А.А. Ширвиндт был занят и в качестве исполнителя: Отец в «Маленьких комедиях большого дома», Ведущий в «Нам — 50!», Вово в «Ее превосходительство», Ведущий в «Концерт для театра с оркестром...», Лектор в «Молчи, грусть, молчи...», Зенон Айба в спектакле «Страсти Черноморья».
Александр Ширвиндт — автор и режиссер-постановщик юбилейных вечеров актеров Театра сатиры Т. Пельтцер, Г. Тусузова, В. Токарской, В. Плучека, Г. Менглета, О. Аросевой, В. Васильевой, а также вечеров, посвященных 60, 70 и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу спектакля-обозрения «Молчи, грусть, молчи...», который на протяжении долгих лет шел с успехом на сцене театра.
Один из авторов и постановщик обозрений «Нам все еще смешно…» (2004, к 80-летию театра) и «Триумф на Триумфальной» (2009, к 85-летию театра). В 2015 году театр отметил свое 90–летие. Эта почтенная дата была отмечена труппой во главе с А.А. Ширвиндтом премьерой спектакля «Грустно, но смешно».
Особое место в творчестве А.А. Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще с «капустников» и вскоре переросла в профессию. Разговор со зрителем напрямую, без театральной сцены стал со временем необходимостью. «Я мечтал о хороших аудиториях и о дерзких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу», — признается А.А. Ширвиндт. Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Л. Мировым и М. Новицким, Л. Утёсовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Именно Александр Ширвиндт придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из милой зарисовки превратились в «национальных героинь», писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.
На эстраде А.А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола. Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.
Александр Ширвиндт много и с успехом снимается в кино. Его дебютом на экране стала роль Ухова в картине «Она вас любит» (1956). В дальнейшем он снялся в картинах: «Атаман Кодр» (1958), «Майор «Вихрь» (1959), «Приходите завтра» (1960), «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Крах» (1968), «В тринадцатом часу ночи» (1969), «Умеете ли вы жить?» (1970), «Какая у вас улыбка» (1974), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Небесные ласточки» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), «Мнимый больной» (1980), «Отпуск за свой счет» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Принцесса цирка» (1982), «Серебряное ревю» (1982), «Нежданно-негаданно» (1983), «Аплодисменты, аплодисменты» (1984), «Герой ее романа» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Миллион в брачной корзине» (1986), «Семь криков в океане» (1986), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Шантажист» (1987), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (ТВ-версия спектакля Театра сатиры, 1989), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Бабник» (1990), «Осада Венеции» (1991), «Чокнутые» (1991), «Русский регтайм» (1993), «Простодушный» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Привет, дуралеи!» (1996), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Возвращение мушкетеров» (2009), «Пестрые сумерки» (2009), «Марковна. Перезагрузка» (2010), «Мольер (Кабала святош)» (фильм-спектакль), (2013).
Снялся в 10 выпусках знаменитого «Фитиля» С. Михалкова. Александр Ширвиндт — частый гость на телевидении, хотя понятие «гость» к нему подходит меньше всего. Он — везде «хозяин»: в студии, на экране, в жизни. Александр Ширвиндт — постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались циклы его передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи» из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева — телепрограммы о М. Жарове, Л. Утёсове, Н. Богословском. Участниками «Театральных встреч» были В. Марецкая, Р. Зелёная, М. Миронова, А. Менакер, Р. Плятт, В. Канделаки, С. Кочарян, М. Табачников, Е. Копелян, З. Шарко, С. Юрский, К. Лавров, В. Комиссаржевский, Л. Варпаховский... Александр Анатольевич принимал участие в бенефисах В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Е. Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле А.В. Эфроса «Несколько слов в защиту господина Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме М.А. Захарова «Двенадцать стульев». Поставил телеспектакль «Чао» (1977). В качестве автора и режиссера он много работал и на радио. Со спектаклями и концертами объехал почти весь мир. Александр Анатольевич Ширвиндт уже многие годы преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года — профессор). Среди его выпускников большая плеяда известных актеров, таких как А. Миронов, Н. Гундарева, Л. Трушкин, Л. Ярмольник, А. Пороховщиков, А. Мордвинова, М. Голубкина, А. Макарский, А. Кравченко, С. Николаев, Е. Подкаминская, А. Барило и многие другие актеры страны (только в Театре сатиры их 18 человек!).
В 1993 году А.А. Ширвиндт сыграл роль Скотти в спектакле «Чествование» Б. Слэйда, поставленном его учеником — режиссером Леонидом Трушкиным на сцене Театра Антона Чехова.
Александр Анатольевич Ширвиндт — народный артист России, член Союза театральных деятелей, член Союза кинематографистов, действительный член Российской киноакадемии «Ника», действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба. Он — кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, награжден орденом Дружбы народов и почетным знаком «Общественное признание». Лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру» (2009), лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Лучшая импровизация» (2009), лауреат национальной актерской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова (2015).
В честь А.А. Ширвиндта назван астероид (6767) Shirvindt, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 6 января 1983 года. В его библиографии — четыре книги. В 1994 году вышла книга «Былое без дум», написанная А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Б. Поюровским, в 2006 — «SCHIRWINDT, стертый с лица земли. Книга воспоминаний», в 2013 — «Проходные дворы биографии», в 2014 — «Склероз, рассеянный по жизни».