УСАТОВА Нина Николаевна
УСАТОВА Нина Николаевна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ
Родилась 1 октября 1951 года на станции Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края. Отец – Усатов Николай Иванович, участник Великой Отечественной войны. Мать – Усатова Пелагея Степановна. Сын – Николай (1988 г. рожд.), студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
Детские воспоминания Нины Николаевны расцвечены волшебными красками природы Алтайского края. Местечко, где она родилась, располагалось на берегу красивого озера, по берегам которого на поверхность земли выходят отложения соли и марганца. На закате вода в озере окрашивалась в малиновый цвет. Отсюда и название станции – Малиновое Озеро. Вокруг до горизонта расстилались такие просторы, что казалось, будто вся жизнь сосредоточена на этом степном полустаночке. Далеко в степи паслись отары овец, огромными колониями цвели ирисы и маки.
Отец Нины в то время работал в лесничестве (был егерем и объездчиком), мать воспитывала четырех дочерей. Нина с детства знала, что такое простой крестьянский труд: и дрова рубить, и сено косить, и коров доить умела. Очень любила она придумывать истории обо всем, что видела вокруг, а замечательные истории о животных, которые рассказывали детям дед и отец, запомнились на всю жизнь.
Дедушка с бабушкой были раскулачены и направлены в Курганскую область строить узкоколейку. Вслед за ними уехала вся семья. Эти места, где теперь покоится прах ее предков, Нина Николаевна считает своей родиной.
Н.Н. Усатова играла в школьных спектаклях, не пропускала ни одного фильма, которые привозили по выходным на станцию. Прекрасные старые советские фильмы, такие как «Судьба человека», «Простая история», по-настоящему волновали сердце и душу. Особенно глубокое впечатление производили на Нину, утверждали в желании стать актрисой героини Нонны Мордюковой.
В 1969 году, окончив среднюю школу № 30 города Кургана, Нина Усатова отправилась в Москву за своей мечтой. Поступить в Щукинское училище при Вахтанговском театре удалось далеко не сразу. Но Нина не унывала. Она сменила несколько профессий: работала и сновальщицей 6-го разряда на суконной фабрике «Красный Октябрь», и директором Дома культуры, где сама топила печи, и вновь и вновь готовилась к вступительным экзаменам.
В 1975 году, с пятой попытки, Нину Усатову наконец приняли на режиссерский факультет Московского высшего театрального училища имени Б.В. Щукина (руководитель курса М.Р. Тер-Захарова). Окончив училище в 1979 году, она отправилась на практику в город Котлас Архангельской области для защиты дипломного спектакля, сыграла в местном театре 12 ролей, но вскоре перебралась в Ленинград и стала актрисой Ленинградского государственного молодежного театра. Театр еще только готовился к открытию. Молодые актеры достраивали его буквально своими руками: забивали гвозди, красили стены и пол, а параллельно репетировали первые спектакли.
В Ленинградском молодежном театре Нина Усатова работала 10 лет, сыграла немало ролей, запомнившихся зрителям. На репетиции молодой труппы нередко приходили знаменитые мастера театра и кино драматурги А. Володин и А. Герман. В театре по их пьесам шли спектакли «Диалоги», «Дульсинея Тобосская», «Монологи», «Все наши комплексы», в которых играла Нина Усатова. Общение с этими людьми, сотрудничество с талантливыми режиссерами театра В. Малыщицким и Е. Падве стало прекрасной школой для актрисы. На вечера приходили А.Г. Битов и А.М. Городницкий.
В 1989 году Н.Н. Усатова становится актрисой Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.
Сыграв первую роль в спектакле «Женитьба Бальзаминова», поставленном дебютантом Дмитрием Астаховым, она сразу обрела свое место в прихотливом раскладе актерских индивидуальностей БДТ. Ее пышнотелая Демьяна Белотелова, будто сошедшая с кустодиевских полотен красавица, раскачиваясь в гамаке, предавалась томной неге в ожидании своего женского счастья, которое невесть почему запаздывало. Но, завидев объект обожания, попрыгунчика Мишеньку Бальзаминова (артист А. Толубеев), приходила в чрезвычайное возбуждение и в своих шуршащих пышных кринолинах становилась похожей на огромного ярко окрашенного жука, плотоядно пытающегося овладеть ускользающей добычей. Героиня Островского явлена была актрисой во всем блеске театральности, озорно и напористо.
Совсем иная роль – в спектакле «Семейный портрет с посторонним» (режиссер А. Максимов) – стала для Нины Усатовой бенефисной на многие годы. Именно эта роль открыла череду деревенских тружениц, сыгранных актрисой в театре и кино. Добрые, мудрые и простодушные, с какой-то обыденной жертвенностью готовы они брать на себя каждодневные неблагоприятные хлопоты и, кажется, все тяготы мира. В них может вовсе и не быть смирения, безропотной покорности, но готовность к полной самоотдаче – ближнему ли, пригрезившейся мечте или идее – всегда ощутима. И живет в них неизбывная потребность одарить счастьем окружающих (а порой и заставить их быть счастливыми по бабьему своему усмотрению).
Сила усатовских героинь не всегда побеждает жестокость мира. В спектакле «Коварство и любовь» (режиссер Т. Чхеидзе) она играет мать, не сумевшую защитить от беды свою дочь. Предощущение катастрофы Усатова несет в себе с первого же появления: матушка Миллер умна сердцем и потому не ошибается.
Даже комедийные персонажи в исполнении Нины Усатовой обладают завидной цельностью натуры. За справедливой правдой-матушкой мчалась куда-то вдаль в «Кадрили» одинокая бабенка Макеевна, не найдя себе пары, став пятой-лишней в любовной круговерти молодящихся соседей. Сумела ли она сыскать правду, кто знает, но уж верно не угомонилась.
Любимы зрителями и с успехом идут во многих городах страны спектакли-антрепризы с участием Нины Усатовой «Любовь – не картошка» (по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонним») и «Мужчина, постойте!» (по пьесе Н. Птушкиной, режиссер В. Крамер).
В кино Нина Усатова дебютировала в 1981 году, первой ее ролью стала портниха в телевизионном фильме «Куда исчез Фоменко». Действительно заметными стали ее ранние экранные работы – лента Сергея Овчарова «Небывальщина» (1983, первая премия на кинофестивале «Дебют-85») где она сыграла лубочную, кустодиевски-прекрасную жену Незнама, и фильм Валерия Рыбарева «Свидетель» (1986), где ей досталась трагическая роль директора детдома. Эти две работы очертили границы широчайшего диапазона, между которыми способно было уместиться все что угодно – от фарса до трагедии, от лубка до гиперреализма. Счастливая оригинальность фактуры Усатовой и поразительная актерская органика позволяли ей легко «входить» в любые возрастные категории – и совсем молодых белолицых красавиц, и зрелых матрон, и немолодых русских баб.
Ролей Нины Усатовой, сыгранных в 1980-х годах, было немало, и самых разных: по режиссерской «номенклатуре», по времени действия фильмов, по тематике, по жанрово-стилистическим особенностям, по составу исполнителей. Она снималась «в одной упряжке» с лучшими из лучших актеров – от гениального и прославленного Олега Борисова до гениального же, но мало известного широкой публике Юрия Дубровина. Накапливался профессиональный опыт, шел, нарастая, какой-то загадочный внутренний процесс становления. И вот, звездный час пробил.
В 1988 году на экраны вышла кинокартина Александра Прошкина по сценарию Эдгара Дубровского «Холодное лето пятьдесят третьего», где Нина Усатова сыграла роль Лиды. Фильм стал одним из лидеров проката (41,8 миллиона зрителей), был признан лучшим фильмом года, завоевал призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988), «Нику-88», имел награды на зарубежных киносмотрах.
Актерская работа в «Холодном лете пятьдесят третьего» принесла Нине Усатовой тот уровень реальной популярности, который зовется славой. Ее глухонемая Лида (роль, лишившая актрису на экране одного из самых важных профессиональных инструментов – голоса) стала той российской Мадонной, на которой издревле стояла Русь: самозабвенной матерью, жертвенной защитницей, заступницей, мученицей и героиней одновременно, при этом без каких-либо внешних героических черт. Сила духа этой простой, Богом обиженной женщины проявлялась в формах совершенно прозаических. Но от того, с каким отчаянием мучительного безмолвия пыталась Лида «докричаться» до проплывающей мимо возможности спасения, безнадежно и немо жестикулируя, сжималось сердце. А всплеск горя, страшное рыдание немой женщины над телом убитой бандитами дочки заставляли вспомнить трагедийный уровень знаменитой итальянки Анны Маньяни.
Именно после «Холодного лета пятьдесят третьего» Усатова становится в отечественном кино 1990-х годов едва ли не единственной актрисой, не знающей съемочных простоев. Вместе с востребованностью приходит и признание. В 1992 году за роль в фильме «Чича» (режиссер В. Мельников) Нине Усатовой присужден первый приз фестиваля актеров кино «Созвездие». В 1995 году на фестивале «Кинотавр» она получает приз за лучшую женскую роль (фильм «Мусульманин», режиссер В. Хотиненко) и приз «Бриллиантовая звезда» – лучшей актрисе фестиваля.
Нина Усатова – самобытнейший талант русской актерской школы. Ее героинь отличают невероятная стойкость и жертвенность, потрясающие надежность и терпение, немедленная и вечная готовность взять на себя весь груз ответственности за эту нелепую жизнь и сохранять при этом веру и оптимизм. Роль Матери в фильме «Мусульманин» нельзя назвать главной, и по метражу она не большая. Но в ней актрисе удалось с ярчайшей достоверностью и силой изобразить горькую судьбу русской бабы – не некрасовский, а современный ее вариант. Оценивая итог работы над ролью, Нина Николаевна отметила, что подсознательно наделила свою героиню некоторыми характерными чертами и жестами своей матери, которая всегда была для нее образцом нравственности, кротости и интуитивной чуткости.
Впрочем, вкус актрисы к ролям комическим, острохарактерным в 1990-е годы тоже не забыт: ее Вера в картине Юрия Мамина «Окно в Париж» (1993) стала, быть может, самой яркой женской комедийной работой десятилетия. Как умеют орать усатовские «халды»! Как восхитительно они активны и деятельны, какие находят формы выражения переполняющих их чувств, когда не хватает слов в их лексиконе! Что бы ни делали на экране героини Усатовой, как бы ни были одеты и причесаны, злятся они или страдают, любят или ненавидят, – они всегда вызывают безусловное доверие. Усатова способна внутренне абсолютно оправдать любой нелепости абсурд и любой силы чувство.
Большим творческим успехом Нины Усатовой стала работа в фильме Валерия Огородникова «Барак» (1999), за которую в 2000 году актриса получила Государственную премию РФ и премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль». Также в 1999 году выходят такие фильмы с участием Нины Усатовой, как «Кадриль» Виктора Титова, «Женская собственность» Дмитрия Месхиева.
В 2004 году завершена работа над фильмом Валерия Огородникова «Красное небо. Черный снег» (по мотивам рассказа новосибирского писателя Василия Коньякова «Не прячьте скрипки в футляры»). Кинокартина рассказывает о простом человеке, который способен страдать. Это история любви и страсти на фоне страшной войны, когда завтра может не наступить. Фильм снимался и монтировался несколько лет. Художники и декораторы выстраивали 1943 год от рынка и хлебного магазина до палаты военного госпиталя. Работая над своей ролью – ролью начальника госпиталя, хирурга, Нина Усатова, старалась добиться наибольшей достоверности в исполнении. Она консультировалась с военными врачами и тщательно репетировала сцены у операционного стола, где рядом с ней в кадре ассистентом был настоящий хирург, который под маской незаметно подсказывал ей, что нужно делать. Но труднее всего, по признанию актрисы, было сыграть женщину с «железным» характером, умеющую даже в самых тяжелых ситуациях (в одном из эпизодов прямо между операциями ей приносят похоронку) скрывать свои эмоции.
Нина Усатова – блестящий мастер эпизода. Она обладает талантом всего в нескольких характерных жестах и интонациях создать яркий и полный психологический портрет своего персонажа, так, что зритель легко угадывает и его прошлое, и будущее – все, что остается за кадром. Такова ее роль в фильме Павла Лунгина «Остров» (2006), где всего за несколько минут она заставляет зрителя испытать целую гамму чувств от снисходительной улыбки до острого сострадания к своей героине.
На первый взгляд героини Нины Усатовой кажутся похожими друг на друга, ведь актриса, обладающая столь яркой, характерной, привлекательной внешностью, просто не может уйти от самой себя и, являя всем своим обликом некий национальный архетип русской женщины, действительно воплощает из фильма в фильм самые разные его вариации. Эти вариации бывают подчас разительно (чуть ли не диаметрально) несхожими, хотя Усатова, как и все современные исполнители, фактически не пользуется гримом. Лишь извлекает «изнутри себя» разные краски, оттенки психологического грима и умело смешивает их на мольберте экрана.
Но каким бы ни был портрет, все равно перед нами – простая русская баба, истинно народный характер.
Нина Усатова снялась более чем в 70 фильмах и телевизионных сериалах. Среди них: «Голос» (1982), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Ольга и Константин» (1984), «Вот моя деревня…» (1985), «Обида» (1986), «При открытых дверях» (1986), «Байка» (1987), «Прощай, шпана замоскворецкая…» (1987), «Садовник» (1987), «Холодное лето пятьдесят третьего» (1988), «Серая мышь» (1988), «Фонтан» (1988), «Штаны» (1988), «Под небом голубым…» (1989), «Софья Петровна» (1989), «Анекдоты» (1990), «Бес» (1991), «Ой, вы, гуси…» (1991), «Чекист» (1991), «Прощальные гастроли» (1992), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Окно в Париж» (1993), «Огненный стрелок» (1994), «Прибытие поезда» (1995), «Роковые яйца» 1995), «Мусульманин» (1995), «Американка» (1997), «Три женщины и мужчина» (1998), «Зал ожидания» (сериал, 1998), «Женская собственность» (1999), «Барак» (1999), «Страстной бульвар» (1999), «Кадриль» (1999), «Поклонник» (1999), «8 Марта» (2000), «Next» (сериал, 2001), «Дикарка» (2001), «По ту сторону волков» (2002), «Закон» (сериал, 2002), «Next-2» (сериал, 2002), «Прощальное эхо» (сериал, 2002), «Кавказская рулетка» (2002), «Next-3» (сериал, 2003), «Особенности национальной политики» (2003), «Бедная Настя» (сериал, 2004), «Стервы, или Странности любви» (сериал, 2004), «Двенадцать стульев» (2004), «Парк советского периода» (2004), «Гибель империи» (сериал, 2005), «Дело о “Мёртвых душах”» (2005), «Волкодав» (2006), «Остров» (2006).
Н.Н. Усатова – народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2000), лауреат фестивалей «Созвездие» (1992), «Кинотавр» (1995), премий «Золотой овен» (1994), «Юнона» (1996), дважды удостоена национальной кинематографической премии «Ника» – в номинации «Лучшая актриса года» (1995) и в номинации «Лучшая женская роль» (кинокартина «Барак», 2000). Награждена призами «Бриллиантовая звезда» фестиваля «Кинотавр» (1995), «Золотой витязь» (1995).
В 1998 году Нине Николаевне Усатовой вручен приз «Признание» IV Всероссийского кинофестиваля «Виват, кино России!» – за создание галереи выдающихся образов российской женщины на киноэкране.
В Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова Нина Николаевна – член художественного и попечительского советов.
В редкие свободные дни любит отдыхать в своем маленьком домике в деревне, топить печку, слушать тишину, треск дров и пение птиц.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.