УСКОВ Валерий Иванович
УСКОВ Валерий Иванович
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола
Родился 22 апреля 1933 года в Свердловске. Отец – Усков Иван Мелентьевич (1900–1949), агроном, общественный деятель. Мать – Соколова Ольга Владимировна (1902–2000), врач. Супруга – Челобова Наталья Николаевна, более 25 лет была диктором на Центральном телевидении, работала на телевидении в Японии, на Кубе, в Чехословакии и Польше.
Родители Валерия Ускова – представители первого поколения советской интеллигенции, оказались в Свердловске после окончания Пермского университета (отец учился на биологическом, мать – на медицинском факультете). Иван Мелентьевич был родом с Севера, из города Вохма. Из-за отсутствия дорог там не было крепостного права, а добраться можно было только зимой, когда замерзали реки и на пересечении торговых путей устраивались ярмарки. Дед Валерия Ускова – Мелентий Иванович Усков, как и многие в Вохме, до революции жил и работал на земле, имел дом, угодья, лошадей, сенокосилки. В общем, был весьма состоятельным человеком. В доме была большая библиотека. Когда московский краснопресненский продотряд вошел в Вохму, шел митинг, на котором выступал отец Валерия Ускова – активный комсомолец, всем сердцем принявший революцию. Искренность выступления поразила командира отряда, фамилия которого была тоже Усков. Они подружились, пошли в дом деда. «Красный» Усков сказал комиссарам об отце Валерия – это мой брат! Тогда большевики ничего не тронули. Фотография «красного» Ускова с гвоздикой хранится в семейном архиве. Но потом приехали новые люди, угнали скот. Дед, вытащив декреты Ленина, продотрядовцев «припер к стенке». Те – потребовали денег. Он отдал деньги, а когда наутро они явились снова, дед сказал: «Дайте час – я уйду сам!» Обошел трехэтажный дом, закрыл ставни, поклонился Вохме, взял три серебряные ложки (они и сегодня сохранились) и с бабушкой ушел в никуда. Скитался по России, «незаконно» жил в Ленинграде, войну встретил в Старой Руссе. Немцы человеку «из бывших» предложили стать хозяином электростанции. Он ушел к партизанам, а вскоре был захвачен немцами и расстрелян. Отвергнутый большевистской Россией, он умер за Россию...
Отец Валерия Ускова выучился на агронома, испытал на себе всю тяжесть коллективизации, потом стал видным общественным деятелем. Он свято верил в социализм, светлое будущее. Многие черты Ивана Мелентьевича спустя годы нашли свое отражение в образе героя Петра Вельяминова в картинах Валерия Ускова «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень».
Мать Валерия Ускова – Ольга Владимировна – родилась на реке Чусовой. В юности работала пионервожатой, увлекалась астрономией и физикой, преподавала математику в вечерней школе. Но родители (особенно бабушка) не разделяли ее увлечения «антирелигиозными» науками, и она решила стать врачом. Она была прекрасным диагностом, в Пермском университете ее учили личные врачи Николая II, который был сослан в Екатеринбург, а его врачи – в Пермский университет.
Детство Валерия Ускова прошло в родном Свердловске. Атмосфера в доме была творческая. Родители, учась в Пермском университете, играли в студенческом театре, отец сам сочинял пьесы, а живя в Вохме, создал там комсомольский театр. Среда, как говорится, располагала к театральной стезе, но сомнения в выборе профессии взяли верх. В 1950 году, окончив с золотой медалью школу, Валерий Усков вместе со своим двоюродным братом Владимиром Краснопольским-Ледовым поступили в Уральский государственный университет имени Горького.
Замечательный тандем российского кино В. Усков – В. Краснопольский сложился сам собой. Они вместе со дня своего рождения: вместе росли, ходили в один детский сад, в одну школу № 40, 10 лет сидели за одной партой и мечтали о кинорежиссуре. В школе оба занимались в драмкружке, а еще в первых классах организовали кукольный театр, куда сбегались дети со всей округи. Свердловск, город военных заводов и атомной бомбы, был закрытым городом. Они воспитывались на родной истории и культуре, искренне веря старшим товарищам, строившим социализм. И это не могло не наложить отпечаток на все их последующее творчество. Но путь во ВГИК 17-летним мечтателям был заказан: туда принимали абитуриентов постарше, людей с жизненным опытом, в основном фронтовиков. В университете их пути впервые разошлись: Валерий выбрал журфак, Владимир – историко-филологический факультет. Через несколько лет ВГИК снова сплетет их жизненные тропинки в одну творческую дорогу, теперь уже навсегда. (За более чем 40-летнюю работу в кино режиссерами поставлено свыше 20 картин. Все созданные ими фильмы В. Краснопольский и В. Усков снимали в соавторстве, их творчество неразрывно.)
Окончив в 1955 году университет, Валерий Усков работал журналистом в «Кировской правде», самарской газете «Волжский комсомолец», печатался в «Комсомолке», «Советской культуре». Но мечта о кино была сильнее, и он устроился на Свердловскую киностудию сначала редактором, затем – ассистентом режиссера. Готовиться во ВГИК ему помогал ссыльный режиссер Леонид Леонидович Оболенский – ученик Кулешова и Эйзенштейна, бывший преподаватель ВГИКа. Именно от него он получил первое понятие о режиссуре.
В 1957 году Валерий Усков и Владимир Краснопольский поступили во ВГИК на факультет кинодокументалистики, в мастерскую народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Ильи Петровича Копалина – одного из первых советских режиссеров – лауреатов «Оскара», получившего эту награду за фильм «Разгром немецких войск под Москвой». По художественному кино им преподавали такие великие мастера, как Леонид Трауберг, Иван Пырьев, Сергей Герасимов. Помимо корифеев каждый день со студентами работала Вера Тихоновна Романова – педагог по актерскому мастерству. «Удивительный человек, блистательный педагог, – говорит о ней Валерий Иванович, – она на первом же занятии сбила с нас, молодых, прыть “гениев” и “знатоков жизни”. Мы вдруг поняли, какой огромный путь нам предстоит пройти...»
И.П. Копалин прожил жизнь, как говорится, на переднем крае. С кинокамерой в руках он стал очевидцем, свидетелем и участником истории России, встречался с Владимиром Маяковским, Федором Шаляпиным, Георгием Жуковым. Его рассказы о прожитом и пережитом волновали и помогали глубже постигать прошедшее. Именно И.П. Копалин ввел своих учеников в большое кино, в то кино, где не было игры, выдуманного сюжета, но была сама жизнь, события, факт, – кино документальное. Он научил их смотреть на эту жизнь и порой видеть то, чего другие не замечают. Илья Петрович впервые усадил Ускова и Краснопольского за монтажный стол. Будучи учеником и другом Дзиги Вертова, он открыл им немало монтажных секретов этого прославленного режиссера-документалиста. Здесь, в монтажной, они впервые ощутили силу и волшебство монтажа, постигали киноязык: на их глазах сухие, протокольные кадры превращались в яркое эмоциональное зрелище. И.П. Копалин постоянно повторял ученикам слова Дзиги Вертова: «Твоя фамилия стоит в титрах. Ее впервые прочтут миллионы зрителей. Это не только почетно, но и ответственно». Это они запомнили на всю жизнь.
Илья Петрович давал ученикам полную свободу творчества. Самой первой их работой стал мюзикл «На веселой волне» с участием артистов свердловских театров и эстрады, который они сделали после 1-го курса по образу и подобию «Карнавальной ночи». Фильм с большим успехом шел на Свердловском телевидении и был растиражирован по телестудиям СССР. В университете они активно участвовали в студенческой самодеятельности, устраивали концертные программы, делали живую газету – прообраз КВН. Это они использовали в своем мюзикле.
На 3-м курсе Валерию Ускову и Владимиру Краснопольскому предложили снять курсовую работу на Центральной студии документальных фильмов, что само по себе было честью для студентов-вгиковцев, которым обычно предоставляли учебную студию. Сценарий был о народных дружинниках и назывался «На страже порядка». Однако, побывав в комсомольском штабе, они решили сделать фильм не о дружинниках, а о тех, с кем они борются, изменили сценарий и сняли документальный фильм «Тени на тротуарах» (1960). Это был первый документальный фильм, который рассказывал о неприглядных сторонах советской действительности: ворах, жуликах, хулиганах, жестоких уличных драках. В фильме была и такая сцена, когда задержанного вора везут по Москве и камера показывает город как бы его глазами, из-за решетки: Садовое кольцо, тоннель под Маяковской... За одну ночь Москву оклеили черными рекламными афишами фильма, на которых стояли имена Ускова и Краснопольского.
Картина сдавалась тяжело. На худсовете режиссерам устроили настоящий разнос («Зачем такое кино?!»), требовали переснять весь материал. Фильм спасла известная журналистка Галина Шергова, которая участвовала в худсовете. После разноса она сказала: «Ребята, ничего не меняйте, фильм не корежьте, а только сделайте другой дикторский текст, я вам сама напишу. Надо изменить интонацию фильма». И она поменяла закадровый текст, сдвинулись акценты. Картина вышла на всесоюзный экран и имела большой зрительский успех. Скромная курсовая работа оказалась в центре общественного внимания, стала предметом жарких дискуссий. Живо откликнулась на фильм центральная пресса: журналы «Искусство кино», «Советский экран», «Литературная газета», газеты «Известия» и «Советская культура». Еще на худсовете своих учеников горячо поддержал И.П. Копалин, а когда появились первые рецензии, он прислал им поздравительную открытку. Они хранят ее до сих пор...
И.П. Копалин любил театр. Поэтому на его курсе серьезно занимались актерским мастерством. Он сам учился в театральной школе, руководил и выступал в «Синей блузе». Игровое кино также было ему не чуждо. Ускову и Краснопольскому навсегда запомнилась искренность и непосредственность, с которой мастер смотрел их первый мюзикл «На веселой волне». И.П. Копалин ощутил тягу своих учеников к игровому кино и благословил их. И они перешли к Леониду Захаровичу Траубергу, а потом к Ивану Александровичу Пырьеву.
Новую постановку молодые режиссеры получили в 1963 году. По окончании ВГИКа всем выпускникам выделяли на дипломную работу некую сумму на короткометражку. Усков с Краснопольским, естественно, сложились и, объединив возможности, сделали полнометражный фильм «Самый медленный поезд» по сценарию выдающегося советского писателя Ю. Нагибина. Этот фильм стал событием в кинематографической жизни страны. Он посвящен Великой Отечественной войне, но не боям и сражениям, а жизни в тылу, где общность добрых и хороших людей цементировала будущую победу. На Всесоюзном кинофестивале картина была удостоена приза за многообещающий режиссерский дебют. Фильм «Самый медленный поезд» положил начало длительному сотрудничеству режиссеров с композитором Л.В. Афанасьевым, который стал автором музыки ко всем их последующим работам.
«Самый медленный поезд» снимали на Свердловской киностудии, после чего Ускова и Краснопольского пригласил на киностудию «Мосфильм» тогдашний глава Союза кинематографистов Иван Александрович Пырьев. Он заметил талантливых молодых режиссеров еще по курсовой институтской работе «Тени на тротуарах». В 1963 году И.А. Пырьев принял их в Союз кинематографистов. И.А. Пырьев стал для них учителем на всю жизнь, научил работать с актерами, снимать крупно лица, глаза, использовать много хорошей музыки, строить кинематографическую мизансцену...
Уже первые шаги в искусстве кинорежиссуры обнаружили способность В. Ускова и В. Краснопольского к работе над большими гражданскими темами, умение глубоко и эмоционально раскрывать самые сложные человеческие отношения. Новым творческим достижением режиссеров стал фильм «Таежный десант» (1966), показавший тяжелый труд комсомольцев, отправившихся осваивать просторы Сибири. Картина была бурно встречена молодежью, о чем свидетельствовали огромные потоки писем и живой отклик прессы. Строители Братской ГЭС и ЦК ВЛКСМ хотели выдвинуть фильм на Государственную премию. Однако прокатная судьба картины сложилась несчастливо: при первом просмотре члены Политбюро признали ее «порочащей советскую молодежь»: «Опять на экране неумытая, растрепанная молодежь! Что, нет ниток зашить дыры?..» (фильм начинался с того, что ехали погорельцы). Картину разрешили прокатывать только третьим экраном, а показ по телевидению запретили вовсе. Валерий Усков сохранил одно из «писем трудящихся», присланных тогда в Министерство культуры: «Нам не нужны такие фильмы. В Америке за него многое бы дали...».
С первых же фильмов молодые режиссеры всегда делали ставку на талантливых, тонких, а порой и неизвестных до встречи с этими режиссерами, актеров. Петр Вельяминов, Владлен Бирюков, Вадим Спиридонов, Нина Русланова, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков и многие другие, теперь прославленные актеры, начинали у В. Ускова и В. Краснопольского.
У них в фильмах актеры не играли, а жили. И имели возможность блестяще раскрыть свое дарование. Так, фильм «Неподсуден» (1969) по повести Льва Ющенко «Командир» имел огромный успех во многом благодаря прекрасной актерской работе Олега Стриженова. Социальная драма, посвященная проблеме доверия человека к человеку, всколыхнула зрителей. Критика, напротив, не жаловала мелодраму, считала жанром буржуазным, в прессе режиссеров поддержал только Лев Аннинский и те же зрители: Валерий Усков и Владимир Краснопольский получали буквально мешки писем. Этот фильм на долгие годы остался, да и остается сейчас, одним из самых популярных и любимых советских фильмов. Любовь к человеку, вера в человека, в его высокое предназначение – вот что отличает эту картину. По зрительским письмам и опросам, проведенным журналом «Советский экран», «Неподсуден» был признан лучшим фильмом года. То же происходило и с другими фильмами, поставленными режиссерами и вошедшими в золотой фонд отечественного кино- и телеискусства.
В 1967 году В. Усков и В. Краснопольский начинают работать для телевидения – на экраны выходит 40-минутная лента по сценарию Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной «Стюардесса» с Аллой Демидовой в главной роли. Картина получила приз за режиссуру на Международном фестивале телевизионных фильмов «Злата Прага». Фильм «Стюардесса» и серия теленовелл по рассказам Ю. Нагибина «Времена года» («Четвертый папа», «При дороге», «В апрельском лесу», «Дети лепят из снега», все – 1968 г.) были для режиссеров школой проникновения в особенности телеискусства, постижением магии крупного плана, непосредственного общения со зрителем, тонкого психологического рисунка. В фильме «Четвертый папа» свою первую роль сыграл 6-летний Антон Табаков, получивший почетный приз МКФ телевизионных фильмов в Праге.
Обращение к прозе Анатолия Иванова – значительный этап в творчестве В. Ускова и В. Краснопольского. 7-серийная картина «Тени исчезают в полдень» (1972) глубоко взволновала телезрителей правдивостью характеров и ситуаций, страстностью в раскрытии человеческих чувств и отношений, современным подходом к трактовке исторически важных проблем. Судьба картины не была простой. В фильме прошла тема тридцать седьмого года. Андропову не понравились многие сцены арестов, допросов. Режиссерам пришлось вырезать эти куски, чтобы спасти сериал, сгладить острые моменты. Снятые копии они сохранили на память с надписью: «Для себя и друзей».
Вторая крупномасштабная работа режиссеров для телевидения – 19-серийная эпопея «Вечный зов» (1976–1983) о династии братьев Савельевых. Как и «Тени исчезают в полдень», это – веха не только в творческой биографии режиссеров, но и значительное достижение отечественного телеэкрана. Фильм был горячо встречен зрителем, высоко оценен прессой. За фильм «Вечный зов» В. Усков и В. Краснопольский были удостоены Государственной премии СССР (1979).
«Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» – эти фильмы несколько поколений зрителей смотрят с неослабевающей любовью. Обе картины завоевали в разные годы Гран-при на Всесоюзных фестивалях телевизионных фильмов. Ни одна телевизионная передача тех лет, ни один фильм не собирали столько почты. Ее привозили мешками. И что особенно значимо, это были не просто восторженные отклики, а письма-размышления, письма-откровения. Причем героев фильмов зрители, как правило, воспринимали как реально существующих, живущих рядом с ними людей. Зрители писали не Петру Вельяминову, а председателю колхоза Захару Большакову, не Вадиму Спиридонову, а Федьке Савельеву, не Аде Роговцевой, а Анне и т. д. Марьин утес над рекой Светлихой стал местом настоящего паломничества, вошел во все местные туристические маршруты.
«Многосерийный фильм, – писал Валерий Усков в одной из статей, – позволяет с героями прожить долгую жизнь и накопить в деталях, поступках, порой кажущихся незаметными и незначительными, закономерность будущих действий и поступков, т. е. проследить процесс формирования личности во всех измерениях. Многосерийный фильм дает возможность увидеть, как писал А. Твардовский, “даль в человеке”. А это захватывающая возможность для кинорежиссера».
Созданные В. Усковым и В. Краснопольским фильмы «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» без сомнения можно считать национальным достоянием России. В 2000 году по заказу Первого канала режиссеры сделали новую (27-серийную) версию «Вечного зова», куда вошли вырезанные цензурой куски, устранив некоторые агитационные моменты и приведя картину к сегодняшним телевизионным стандартам (серии шли по 1,5 часа, теперь 52–53 минуты).
Снятый режиссерами в 1980 году по одноименному роману Г. Маркова фильм «Отец и сын» был удостоен премии Ленинского комсомола. Спустя несколько лет В. Усков и В. Краснопольский попробовали себя в жанре детектива, поставив по роману Джуда Уотена фильм «Соучастие в убийстве» (1987), в котором работали с немецкими и румынскими актерами. Он и сегодня восхищает отличными актерскими работами.
10 лет жизни посвятили режиссеры созданию киноэпопеи «Ермак» (1996). В этом фильме народность, присущая творчеству этих выдающихся мастеров, раскрылась наиболее полно. Первоначально картина задумывалась как совместный российско-американский проект. Было обязательное условие: Ермака должен играть американец. «Мы представили крупным планом его глаза – глаза Ермака, – вспоминает Валерий Усков, – и отказались от этой идеи раз и навсегда. Ермак-американец – это невозможно в принципе».
Фильм «Ермак» – это трагическое столкновение двух миров: русского и тюркского. Это драма коренных народов Сибири – остяков и вогулов, оказавшихся меж двух огней – Кучумом, потомком Чингисхана, пришедшим из Средней Азии, и Ермаком. «Ермак» – это напряженное размышление о зыбкой грани между свободой и рабством, о парадоксальном сближении палача и жертвы, героя и злодея в единой человеческой натуре. «Ермак» – это захватывающий рассказ о том, как наши предки собирали Россию, которую мы сегодня теряем. В картине с необыкновенной точностью воспроизведены атмосфера, быт и нравы времени. В переломное для страны десятилетие (1987–1997) режиссеры обратили свое внимание на исторический опыт русского народа, попытавшись переосмыслить его и провести параллели с новым временем. Это не могло не пройти незамеченным для кинематографической общественности. Фильм выдвигался на соискание престижной кинопремии «Ника» по четырем номинациям и вошел в тройку лучших фильмов года. На фестивале «Новое кино России» фильм «Ермак» получил Главный приз и Приз зрительских симпатий, на фестивале «Кинотавр» – Приз за выдающиеся достижения в крупномасштабной постановке.
В последние годы В. Краснопольский и В. Усков создали ряд мелодрам для киноэкрана: «Ночные забавы» (1993), «Воровка» (1995), а также популярные телесериалы «Сыщики-1» (2001), «Нина» (2001), «Две судьбы» (2002), «Провинциалы», «Сыщик без лицензии», «Подари мне жизнь» (все – 2003 г.). Фильм «Нина» был отмечен благодарственным письмом Государственной думы России. Телесериал «Две судьбы» – лауреат 2003 года – имел самый высокий телевизионный рейтинг. Зрители после просмотра буквально завалили режиссеров письмами с требованием рассказать, как сложились судьбы героев дальше. На экраны вышел фильм «Две судьбы–2» – продолжение «Двух судеб», а также новая работа В. Краснопольского и В. Ускова – российско-израильская картина «Под небом Вероны».
Валерий Усков всегда любил театр. Актеров для своих фильмов они с Владимиром Краснопольским подбирали, просматривая спектакли. А когда в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования наступила пауза на съемочной площадке, он пришел во МХАТ к Т.В. Дорониной, которая предложила ему поставить пьесу Виктора Розова «Ее друзья». Пьеса была написана Розовым в 1949 году, и сам автор не считал ее своей удачей и даже не включил в собрание сочинений. Ускову тема пьесы показалась хрестоматийной, и он сначала отказывался ее ставить. Т.В. Доронина на это сказала: «Сейчас все рухнуло, особенно – человеческие отношения. Надо начинать сначала». «Меня эта фраза поразила, – вспоминает В.И. Усков, – и я тогда внимательно перечитал пьесу. Мне открылась главная идея этой благородной, как и сам ее автор, пьесы. Эта работа дышит добротой и взаимопомощью. Идет вразрез с сегодняшним: “Это – ваши проблемы!”. Когда я ее ставил, я не выкинул ни одного слова – в этой розовской вещи не было ничего случайного!» (Как потом признавался В. Розов, Усков открыл ему его собственную пьесу.) Спектакль по сей день идет в театре с неизменным аншлагом. Взрослые вспоминают себя, для школьников этот спектакль – постижение законов дружбы, коллективизма. В спектакле «Ее друзья», как и в другой постановке режиссера на сцене МХАТ –
«В день свадьбы», заняты в основном молодые актеры.
Незадолго до смерти Олег Ефремов пришел во МХАТ имени М. Горького на спектакль Валерия Ускова «В день свадьбы», который он тоже когда-то ставил. После окончания спектакля они долго бродили по пустому фойе и разговаривали о постановке, о театре, о режиссуре, о жизни. «Эта встреча, – говорит Валерий Усков, – навсегда останется в моей памяти и в моей творческой жизни. Она была одним из главных событий. Нас соединил Виктор Розов. Соединил навсегда».
На картинах, созданных Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским, выросло не одно поколение россиян. Жизнь и деятельность этих двух режиссеров связаны с Россией, с ее народом, с их радостями и страданиями. В поле зрения режиссеров всегда была и остается судьба обычного человека, рассмотренная через призму судьбы и истории России. В их сердцах и душах родилась песня «Гляжу в озера синие». Слова песни «не знаю счастья большего, чем жить твоей судьбой, грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой» для них не просто слова, а суть и смысл их творчества.
Знание жизни, подлинный интерес и уважение к простому человеку позволили режиссерам найти верную ноту общения со зрителями, и те в свою очередь ответили им искренней любовью. За созданные этими мастерами картины раньше голосовали опустевшие во время показов улицы, сейчас голосуют рейтинги. Неслучайно все телеканалы по сей день включают в свою вещательную сетку отметившие 30-летие «Тени исчезают в полдень» и 25-летие «Вечный зов». На Санкт-Петербургском фестивале «Виват, кино России» режиссеры получили самый, как они говорят, дорогой им приз – «Приз немеркнущей зрительской любви».
В.И. Усков – народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, «Знак Почета».
Валерий Иванович увлекается русской литературой, его любимые авторы – А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Чехов, С. Есенин. Более 25 лет играет в большой теннис.
Живет и работает в Москве.