ЯКИМОВ Виктор Иванович
ЯКИМОВ Виктор Иванович
Начальник Центрального академического театра Российской Армии, генерал-майор, профессор, академик РАЕН, почетный магистр Международной академии театра, Заслуженный работник культуры Украины
Родился 18 декабря 1941 года в селе Берека Харьковской области (Украина). Отец - Якимов Иван Петрович (1914-1974), железнодорожник, участник Сталинградской битвы. Мать - Якимова Екатерина Тимофеевна (1913-1999), работала в совхозе. Супруга - Виктория Васильевна (1951 г. рожд.), врач. Дочери: Ирина (1965 г. рожд.), Екатерина (1985 г. рожд.), Виталия (1994 г. рожд.). Сын - Сергей (1974 г. рожд.).
Детство Виктора выпало на суровые военные и послевоенные годы. В памяти остались мальчишеские игры в войну, посиделки в бабушкином доме, обычно полном гостей и никому не отказывавшем в приюте, и - удивительная, не объяснимая логически атмосфера доброты, готовности помочь.
В Береке, как и в каждом селе, значительными событиями были приезды кинопередвижки. Когда Витя приходил после сеанса домой и начинал бойко и красочно пересказывать события фильма, его дед, Петр Яковлевич, говорил почти пророческие слова: "Будешь ты, Витька, либо артистом, либо военным". Только внук решил не противопоставлять две эти профессии, а попытаться вплести в свою судьбу обе.
В школе, которую оканчивал Виктор Якимов, были хорошие педагоги. Способности юноши отметил и директор - Учитель с большой буквы, Анищенко Иван Осипович. Бывший священник, он посвятил педагогике всю свою жизнь без остатка, уйдя на пенсию в 83 года. Виктор стал прилежнее учиться, был избран секретарем комитета комсомола, бригадиром ученической бригады. Стал проявляться и интерес к творчеству: Виктор почувствовал красоту поэтического слова, участвовал в конкурсах чтецов, за победу на одном из них в городе Первомайске был премирован четырехтомником Льва Толстого.
В 1960 году Виктора Якимова призвали в армию. Служил он в радиотехническом полку в Заречье, что под Вологдой (Московский округ ПВО), получил военную специальность радиотелеграфиста.
Армейская служба дала новый толчок развитию его творческих способностей. В армии он создавал поэтические программы и выступал в них как чтец-исполнитель. Пригодились и организаторские способности: узнав, что где-то на складе без надобности пылится комплект музыкальных инструментов, Виктор Якимов сформировал из новобранцев духовой оркестр.
На службе Виктор почувствовал, что способен на большее, чем просто тянуть армейскую лямку. Он поступает на театральное отделение в Заочный народный университет имени Н.К. Крупской, обучение в котором позволило ему, во-первых, убедиться в серьезности своего интереса к миру творчества и, во-вторых, перейти от самообучения к накоплению систематизированных знаний в избранной сфере.
Вполне закономерным следующим шагом для молодого бойца - по инициативе и с благословения командира полка - стало поступление в 1960 году на театральное отделение факультета культурно-просветительской работы Львовского высшего военно-политического училища - единственного учебного заведения, готовившего военных работников культуры и военных журналистов. Творческой базой для курсантов был Львовский русский драматический театр Советской Армии. Учеба, сотрудничество и просто общение с замечательными актерами, такими как Народная артистка Украины Л.Ф. Калачевская, работа в театре в самых разных ее проявлениях захватили Виктора настолько, что перспектива когда-нибудь вернуться сюда дипломированным специалистом стала для него мечтой. Он даже поставил себе срок ее исполнения - 10 лет.
С момента окончания училища (1966) и до середины 1970-х годов В. Якимов занимал должности начальника солдатского, через полтора года - гарнизонного офицерского клуба в Карелии, по переводу стал начальником Дома офицеров в городе Выборге, а в 1972-75 годах по приглашению руководства родного училища преподавал на кафедре культуры. В 1970-х годах он выступил организатором и руководителем студии чтецов во Львове, автором и режиссером ряда театрально-зрелищных постановок, композиций на площадях и стадионах Ленинградского и Прикарпатского военных округов. Авторская композиция на стихи С. Есенина "Звени, звени, златая Русь!", исполненная Виктором Якимовым в 1975 году на республиканском конкурсе чтецов, принесла ему звание лауреата.
Желание продолжить образование привело его в знаменитый Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет (1969-77). Появляться на занятиях в институте, несмотря на заочную форму обучения, нужно было еженедельно, и еженедельной жертвой Виктора Якимова на "алтарь искусства" стало преодоление пешком 8-километрового расстояния до воинской части от полустанка Громово. Летом еще ничего, зато зимой - кругом заносы, сугробы. А возвращаться надо под утро, и сразу - на службу...
В 1975 году давняя мечта Виктора Ивановича исполнилась - его назначают начальником Львовского русского драматического театра Советской Армии, который он будет возглавлять на протяжении пяти лет. Стараниями главного режиссера (Заслуженный деятель искусств Украины А.А. Ротенштейн), труппы (в театре работали такие замечательные актеры, как Народный артист СССР Аркадьев, Народная артистка Украины Дегтярева, Б. Чинкин, А. Кравчук) и, в немалой степени, директора театр находился на хорошем счету в армии и был любим львовскими поклонниками Мельпомены.
В 1980 году последовало назначение в отдел культуры Главного политического управления СА и ВМФ старшим специалистом по драматургии и театрам Вооруженных Сил. Круг обязанностей подполковника Якимова расширили военно-шефская работа и организация культурно-художественного обслуживания войск СА за границей СССР и в отдаленных гарнизонах. В этом качестве он прослужил три с половиной года, приобретя опыт работы в столичном ведомстве "первой величины", полезные административные связи.
Год 1983-й - первое назначение В.И. Якимова на должность начальника Центрального академического театра Советской Армии. Хозяйство ему досталось обширное: два театра под одной крышей (Большая и Малая сцены с залами на 1500 и 500 мест соответственно), собственный театральный завод с несколькими цехами. В театре с полувековой историей были сформированы свои традиции. Но он справился и быстро стал в ЦАТСА, что называется, "своим". Главным режиссером тогда был Народный артист России Ю.И. Еремин. Так случилось, что расставались они с театром в один и тот же год - 1987-й, вот только Виктора Якимова судьба решит привести в главный армейский театр вновь - и надолго.
А пока В. Якимов возглавил в Главном политуправлении отдел культуры. По тогдашней "табели о рангах" он получил в 1989 году генеральское звание (в советские времена в сфере культуры были две генеральские должности - эта и начальник Центрального Дома Советской Армии; ныне обе полковничьи). Теперь в сфере его ответственности находились все направления культурной жизни в Вооруженных Силах - это и организация методических сборов в столице и регионах, и работа с творческими коллективами, и развитие военных музеев, и решение кадровых вопросов, и многие другие.
В этот период Виктор Иванович выступил инициатором создания факультета культурно-досуговой работы при Военном университете и перевода курсантов из оказавшегося за кордоном Львовского военно-политического училища (1992), разработчиком системы культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах РФ (1991-94, совместно со специалистами отдела культуры МО РФ), председательствовал на Большом художественном совете в Студии военных художников имени М.Б. Грекова (1987-94). В эти же годы он руководил авторским коллективом, разработавшим концепцию создания германо-российского Музея капитуляции фашистской Германии в войне 1941-45 годов (открыт в германском городе Карс-хосте в 1995 году). В.И. Якимов - инициатор и разработчик концепции "Армия и религия на современном этапе духовного формирования воинов" (1991-94).
"Второе пришествие" Виктора Якимова в театр Российской Армии, продолжающееся и по настоящий день, состоялось в 1995 году. В ту пору в театре сложилась критическая ситуация: он оказался втянутым в орбиту афер неких коммерческих структур, поведших себя весьма агрессивно. Своего пика кризис достиг в момент чрезвычайно болезненного ухода из театра главного режиссера Л.Е. Хейфица. Комиссию по разрешению кризиса поручили возглавить Виктору Якимову. В ходе анализа результатов работы комиссии присутствовавшие при этом ведущие актеры ЦАТРА выступили с предложением: "Верните нам Виктора Ивановича!.." Министр обороны идею поддержал. Сам Якимов раздумывал десять дней - а думать, понятно, было над чем - и решился.
Едва вступив в должность, он столкнулся с необходимостью распутывать гордиев узел накопившихся проблем. В новых экономических условиях паче творческих требовали скорейшего решения многие финансовые и бытовые вопросы - начиная буквально с отопления (в январе 1995 года зрителям приходилось сидеть в зале в верхней одежде). Генералу и его театру пришлось "входить в рынок" - приобретать экономические знания, заниматься (и довольно успешно) коммерцией.
Когда появились деньги, жизнь театра обрела необходимую точку опоры. Плодотворными оказались и обновленные творческие силы: главным режиссером ЦАТРА стал Народный артист России Б.А. Морозов - ученик А.А. Попова, сына создателя театра А.Д. Попова, который руководил им на протяжении четверти века; главным художником - Народный художник СССР И.Г. Сумбаташвили; заведующим литературной частью - профессор РАТИ Б.Н. Любимов. Пришли и новые актеры. Стали регулярно появляться новые спектакли, многие их которых уже несколько лет пользуются завидным успехом у зрителя: "Приглашение в замок" Ж. Ануя, "Много шума из ничего" и "Отелло" В. Шекспира, "Скупой" Ж.-Б. Мольера и другие. Ныне готовится масштабная постановка по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого.
Оставаясь руководителем театра армейского, Якимов старался и старается не упускать возможности организовать гастроли театра в воинских частях, в "горячих точках". Обычно он сам первым выходит на сцену, представляет артистов, читает стихи. Аплодисменты звездам ЦАТРА звучали в Вологде и Пскове, Томске и Ульяновске, Киеве и Днепропетровске, Чернобыле... Парадокс, но поездки по стране обычно оплачивает сам театр: покупает билеты, заказывает гостиницу - максимум же, что могут благодарные зрители, так это покормить гостей в своей столовой.
В истории театра - поездки в Афганистан и в Чечню. "Страшно было не за себя, - вспоминает Виктор Иванович о выступлениях в Кабуле и перелетах на вертолете в Шендан и Герат. - Я остро чувствовал ответственность за актеров". Нужно ли говорить о том, что когда ему предложили лететь в Герат на вертолете командования дивизии, он отказался и полетел вместе со своими подопечными?..
Когда в Ростове-на-Дону принимающая сторона Северо-Кавказского военного округа запланировала сухое протокольное мероприятие "знакомство с городом", Якимов решительно заменил его посещением военного госпиталя. Артисты выступили перед ранеными, а после концерта В. Зельдин и А. Покровская пошли по палатам - к тем, кто не мог прийти в зал, - и здесь, присев на край больничной койки, читали бойцам стихи, рассказывали театральные байки.
Сегодня Центральный академический театр Российской Армии во главе с В.И. Якимовым - это стабильно и плодотворно работающий коллектив, обходящийся без дотаций; это плеяда всенародно любимых актеров (Зельдин, Сазонова, Касаткина, Чурсина) и талантливая молодежь на сцене в пользующихся неизменным успехом постановках; это - как сказал министр обороны России Иванов - "интеллигентная визитная карточка Российской Армии".
В.И. Якимов - автор более 50 научных работ, статей, посвященных истории армейских и флотских драматических театров, состоянию современной драматургии и театральной практики, проблемам армейской культуры. Профессор, академик РАЕН (отделение "Проблемы развития регионов"). Секретарь творческого Союза работников культуры России, почетный магистр Международной академии театра. Председатель Государственной экзаменационной комиссии продюсерского факультета Российской академии театрального искусства (1999-2000). Член редакционных коллегий журналов "Театральная жизнь", "Воин России", "Культура и досуг".
Генерал-майор В.И. Якимов награжден орденами Почета (2000), "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени (1983), многими медалями, другими знаками отличия.
Увлекается поэзией, художественным словом, любит рыбачить, на природе с удовольствием занимается кулинарными приготовлениями. Но главным увлечением Виктора Ивановича остается работа - в театре он нередко проводит по 12-14 часов в день.
Живет и работает в Москве.