ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич (1928–2013)
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и РФ
Родился в Москве 25 апреля 1928 года Мать – Ольга Михайловна Иванова, родилась в Таганроге. Отец – Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в Воронеже. Супруга – Ирина Леонидовна Сергеева. Дети: Елена (1961 г. рожд.), Алексей (1961 г. рожд.), Антон, (1969 г. рожд.).
Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1948–1952 годах – учеба в Театральном училище имени Б.В. Щукина. После его окончания пришел на работу в Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова. Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться – счастья не видать». Эта работа стала как бы эскизом к театральному шедевру – спектаклю «Дамы и гусары». Тридцатилетний артист сыграл старого майора в отставке с таким комедийным блеском и такой трогательной наивностью, что мгновенно полюбился зрителям и спектакль продержался в репертуаре более 20 лет, что даже для стационарного театра явление неординарное.
В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П. Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей – Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей.
1960–1980-е годы – звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Если сегодня это старик Панталоне – очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной сказке «Принцесса Турандот», которая позволяет пользоваться большим количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона Чехова в документальной драме Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье». При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и актер создает характер, адекватный великому русскому писателю.
Венчает галерею Яковлевских персонажей конца 1960-х годов герой комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Глумов. Вот уж где во всем блеске проявился талант Яковлева. В одном образе актер создает одновременно несколько характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно-послушный чиновник с Крутицким, то грозный обличитель государственной машины с Городулиным и, наконец, истинный Глумов, гениальный авантюрист, обвинивший общество, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться победителем.
В 1975 году в спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича «Господа Глембаи» Яковлев вновь поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного срыва, но природное чувство стиля и абсолютный вкус не позволили артисту перейти эту грань.
В 1983 году режиссер Р. Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого «Анна Каренина». Каренин у Яковлева – прежде всего человек любящий, страдающий, мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о всепрощении. Трудно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более 70, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» – странный персонаж, живущий в мире своих фантазий, не желающий возвращаться в реальный мир, загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически-гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последние по времени роли – Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые» и Сорин в чеховской «Чайке». Яковлевский Дудукин – очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует красивый и музыкальный голос Юрия Яковлева.
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Яковлев начал сниматься с 1956 года, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью. Такими оказались: поручик Ржевский из «Гусарской баллады» (1962), Стива Облонский из экранизации романа Л. Толстого «Анна Каренина» (1968), писатель Потапенко из картины «Сюжет для небольшого рассказа» (1970, СССР–Франция), Иван Васильевич из одноименной комедии Л. Гайдая (1973), Ипполит из «Иронии судьбы» (1975), Брюханов из дилогии «Любовь земная» (1975) и «Судьба» (1978), Девятов из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1980). Экран приблизил к огромной аудитории изумительный талант выдающегося артиста Юрия Яковлева.
Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных, – это князь Мышкин из экранизации И. Пырьевым романа Ф. Достоевского «Идиот» (1958). Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многих миллионов зрителей. Ю.В. Яковлев снялся также в фильмах «Ветер» (1959), «Человек ниоткуда» (1961), «Выстрел» (1967), «Крах» (1969), «Король-олень» (1970), «Юлия Вревская» (1978), «Идеальный муж» (1981), «Карнавал» (1982) и многих др.
Ю.В. Яковлев – народный артист СССР (1976), кавалер орденов Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1978), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996). Юрий Яковлев удостоен Государственной премии РСФСР в области театрального искусства – премии имени К. Станиславского за спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (1970), Государственной премии СССР за кинодилогию «Любовь земная» и «Судьба» (1979), Государственной премии России за спектакль «Без вины виноватые» (1994), премии «Хрустальная Турандот» (1998) и премии Деловых кругов «Кумир» за высокое служение искусству (1999). Как победитель конкурса-смотра «Золотые маски» он награжден знаком «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, «Неоконченный диалог», 1976), а также Золотой медалью имени А.П. Довженко за фильм «Судьба» (1978).
В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Ю.В. Яковлева «Альбом судьбы моей».
Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно А.П. Чехова, предпочитал классическую музыку, очень любил и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. Любил спорт: хоккей, футбол, гимнастику, фигурное катание.
Скончался 30 ноября 2013 года.