ЧУХРАЙ Павел Григорьевич
Народный артист РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Государственной премии Украины имени А. Довженко, лауреат российских и международных кинофестивалей, лауреат Национальной кинематографической премии «Ника»
Родился 14 октября 1946 года. Отец – Чухрай Григорий Наумович (1921–2001), народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств РСФСР (1962), лауреат Ленинской премии (1961), режиссер-постановщик фильмов «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Память» (1970), «Трясина» (1977). Мать – Пенькова (Чухрай) Ираида Павловна (1921 г. рожд.), преподаватель русского языка и литературы. Супруга – Зверева Мария Изольдовна, известный кинодраматург, автор сценариев более 10 художественных фильмов, награжденных на многих кинофестивалях, обладатель номинации Европейской киноакадемии в категории лучший европейский сценарий. Дочери: Дарья (1968 г. рожд.), окончила киноведческий факультет ВГИКа; Анастасия (1976 г. рожд.), выпускница экономического факультета университета, но изменила профессии экономиста и стала телевизионной ведущей – сначала была утренним лицом канала СТС, теперь ведет передачу «Гнездо» на телеканале «Домашний». Внучки: Анна и Анфиса.
Отец Павла – Григорий Наумович Чухрай – родился в городе Мелитополе Днепропетровской области. С первых дней Великой Отечественной войны Г.Н. Чухрай воевал в воздушно-десантных войсках, был четырежды ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Корни матери Павла Чухрая – Ираиды Павловны – происходят из ставропольских казаков – она родилась в деревне Черный Лес. Ее отец был счетоводом, погиб в 1941 году под Смоленском. Павел никогда не видел своего деда по материнской линии. Ираида Павловна училась в педагогическом институте, а с будущим супругом познакомилась в 1941 году. Григорий Наумович в то время служил десантником, они встретились и… потеряли друг друга. Спустя некоторое время Григорий Наумович решил разыскать Ираиду Павловну через газету «Комсомольская правда», направил туда письмо, которое было опубликовано. В 1944 году они снова нашли друг друга и 9 мая 1944 года поженились.
Вернувшись домой осенью 1946 года, Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии, на режиссерский факультет. Павел появился на свет, когда Ираида Павловна ехала к родителям супруга, где отчим Григория Наумовича – Павел Антонович Литвиненко – трудился председателем колхоза. По дороге Ираида Павловна почувствовала, что должна родить, и вышла в поселке Быково Московской области.
У Павла Григорьевича Чухрая до настоящего времени сохранилась фотография родильного дома – бревенчатого домика, где он появился на свет.
До 6 лет Павел Чухрай жил в украинском селе Каплуновка с бабушкой и дедушкой – среди природы, в обычном сельском доме.
В 1953 году после защиты дипломной работы Григорию Чухраю предложили остаться работать на «Мосфильме», но он решил поехать на Украину и получил направление на Киевскую студию художественных фильмов (ныне Студия имени Довженко). В Киеве семья 2 года жила в общежитии на территории киностудии. После деревни Павел сразу попал в новый мир, полный неведомых впечатлений, – шестилетним мальчиком он получил возможность во время съемок ходить по проекционным залам и павильонам.
В 1955 году по ходатайству Пырьева и Ромма Григория Чухрая перевели на «Мосфильм». Когда Павел с родителями переехал в Москву, первое время его не могли даже отдать в школу, так как у него не было прописки. Но со временем семья Григория Наумовича получила квартиру в коммуналке на Мосфильмовской улице, и это стало настоящим счастьем. Когда Павлу исполнилось 15 лет, в 1961 году, у него родилась сестра Елена, которая выросла практически у брата на руках. Впоследствии Елена Григорьевна Чухрай продолжила семейные традиции и окончила киноведческий факультет ВГИКа.
Еще в детстве Павел Чухрай решил посвятить себя кино, в 1962 году снялся в фильме Марка Донского «Здравствуйте, дети!».
После окончания 8-го класса он перешел в вечернюю школу и поступил работать на киностудию «Мосфильм». С 1962 по 1964 год Павел Чухрай работал радиомонтажником, осветителем и ассистентом оператора на «Мосфильме» и учебной киностудии ВГИКа. После двух лет работы он поступил на операторский факультет к профессору Б. Волчеку – известному оператору, который работал с М. Роммом. В свое время Григорий Наумович Чухрай учился у М. Ромма, поэтому для Павла эта атомосфера была близкой и знакомой с детства.
В 1969 году Павел Чухрай окончил операторский факультет ВГИКа и сразу поступил на режиссерское отделение института к Игорю Таланкину, сдав экзамены экстерном.
Он учился на прекрасном курсе, вместе с Родионом Нахапетовым и Кареном Шахназаровым. Во время учебы Чухрай продолжал параллельно работать на «Мосфильме» оператором по спецсъемкам у Николая Губенко, принимал участие в создании фильма «Если хочешь быть счастливым». Снимал с вертолета Сибирь, работал над кадрами, которые не требовали специальной большой экспедиции. Параллельно Павел подбирал актеров для эпизодов – занимался вещами, которые впоследствии пригодились ему в режиссерской работе. В 1971 году П. Чухрай в качестве оператора принимал участие и в съемках картины «Дом в пять стен».
В 1974 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа. Его режиссерским дипломом стал короткометражным фильмом «Вольному воля» (1974, по рассказу Вс. Иванова «Дите»).
В 30 лет, в 1977 году, режиссер снял свою первую картину «Ты иногда вспоминай» по повести В. Кунина «Местная анестезия», в которой снялся прекрасный актер Н.А. Крючков. Вторая работа П. Чухрая – «Люди в океане» (1980), в которой он выступил в качестве режиссера и сценариста. Картина сделана на пересечении жанров фильма-катастрофы и так называемого политического фильма. Картина «Люди в океане» имела зрительский успех и принесла режиссеру премию Ленинского комсомола (1981), золотую медаль имени А.П. Довженко (1981), специальный приз и диплом жюри «За патриотизм и человечность» на Кинофестивале молодых кинематографистов (Москва, 1980), приз XIV ВКФ за лучший военно-патриотический фильм (Вильнюс, 1981), специальный диплом на II Всесоюзной неделе-смотре фильмов молодых кинематографистов (Минск, 1981).
На возникшей волне общего интереса к молодежной проблематике Павел Чухрай снял и одну из своих лучших картин – «Клетка для канареек» по пьесе А. Сергеева «Случай на вокзале» (1983), в которой опять выступил в роли режиссера и сценариста. В камерной драме с двумя действующими лицами, единством времени и места действия чувствовалась неподдельная тревога за «молчаливое», «потерянное» поколение «восьмидесятников», а в сюжете с криминальными мотивами доминировала трогательная лирическая нота. Чухрай решил сложную режиссерскую задачу, вписав игровой актерский дуэт в почти документальную среду вокзала с его будничной суетой. Картина «Клетка для канареек» получила диплом и приз ЦК Украины «За талантливое решение темы нравственного становления молодого человека» и приз детского жюри на XVII Всесоюзном КФ (Киев, 1984). На кинофестивале в Польше в городе Кашолине фильм получил приз «За лучшую женскую роль».
В 1986 году вышел фильм Павла Чухрая «Зина-Зинуля» по пьесе А. Гельмана «Зинуля». Героиня картины – молодая, немногословная, честная и принципиальная Зина – удивительно прямой человек (исполнительница роли – Евгения Глушенко). Столкнувшись с мошенничеством, она всеми силами пытается отстоять правду. В фильме сыграли прекрасные актеры – Светлана Тормахова, Владимир Гостюхин, Александр Збруев, Виктор Павлов, Елена Майорова, Татьяна Агафонова, Шавкат Газиев.
В 1987 году на экраны вышел фильм «Запомните меня такой» по пьесе Р. Солнцева «Мать и сын». Картина получила Гран-при «Злата Прага» фестиваля телефильмов в Чехословакии, приз за режиссуру на МКФ в Токио (1987), приз за лучшую женскую роль на фестивале в Шанхае (КНР). В главных ролях снимались Ангелина Степанова, Олег Борисов, Ия Саввина, Елена Проклова. После пятилетней паузы режиссер снял картину «Ключ» (1992) для французского телевидения, а затем дебютировал в документальном кино фильмом «Сокол» (1993) о В. Жириновском.
Следующая картина Павла Чухрая – «Вор» (1997) вознесла режиссера на гребень международного зрительского успеха. Действие картины разворачивается в двух эпохах – в 1952 году шестилетний Саня и его мать Катерина (Е. Редникова) едут в поезде. Их случайный попутчик, офицер Анатолий (В. Машков), очаровывает и Катю, и Саню. Катя и Анатолий решают жить вместе. Сильный офицер заменяет Сане отца – он учит мальчика стоять за себя так, как сам понимает мужественность в соответствии с теми правилами, по которым живет. Но вскоре выясняется, что Толян – вовсе не демобилизовавшийся офицер, а профессиональный вор. Отныне в мальчике борются любовь и отвращение, вспышки ненависти и привязанность к этому безусловно обаятельному и роковому человеку...
Фильм сразу вошел в тройку самых кассовых фильмов России, имел успешный прокат в США, Франции, Италии и других странах Европы. Картина была номинирована на приз Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм», а также получила номинацию на приз Европейской киноакадемии «Феликс» как «лучший европейский фильм года». Фильм получил 5 наград «Ника» Российской киноакадемии (1998), в том числе за режиссуру и как лучший фильм 1997 года. На 54-м МКФ в Венеции (1997) – золотую медаль президента Сената, приз молодежного жюри, приз ЮНИСЕФ, почетный диплом «За гуманистический пафос» на КФ «III тысячелетие» (Рим, 1997), приз за режиссуру на КФ «Киношок» (Анапа, 1997). Успех картины объясняется не только своеобразным симбиозом жанров: ретро, мелодрамы и криминальной драмы, – но и прекрасной игрой актеров. 1950 – 1960-е годы – это время детства Павла Григорьевича Чухрая и его юности – поэтому и возникает непередаваемый эмоциональный контакт между режиссером и зрителями.
В 2001 году Павел Чухрай снял документальный фильм «Дети из бездны» о Холокосте для международного проекта, продюсером которого был Стивен Спилберг (5 картин из разных стран).
В 2004 году вышел новый фильм режиссера – «Водитель для Веры», в котором снялись Игорь Петренко, Алена Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина Юдина, Марина Голуб. На даче генерала в Крыму появляется новый водитель Виктор. Ему суждено перевернуть судьбы всех обитателей большого дома: дочь генерала Вера поначалу надменна с водителем, но вскоре безоглядно влюбляется в него. Генеральский адъютант плетет интриги, но любовь Веры и Виктора, его блестящая карьера, жизни многих людей – все становится разменной монетой в чьей-то большой игре. На фестивале «Кинотавр» фильм получил главный приз фестиваля «Золотая роза», а также призы за лучшую режиссуру, лучший сценарий и продюсерский проект. Фильм также был удостоен Гран-при «Выборгский счет» на кинофестивале в Выборге, Гран-при на кинофестивале в Анфлере (Франция), получил Национальную кинематографическую премию «Ника» в трех номинациях: «Открытие года» (Алена Бабенко), «Лучшая работа художника» (Ольга Кравченя), «Лучшая работа композитора» (Эдуард Артемьев). Богдан Ступка получил приз «Святой Георгий» Российской киноакадемии за лучшую мужскую роль.
Помимо съемок Павел Григорьевич Чухрай ведет программу «Великая иллюзия» на канале ТВЦ, рассказывающую об истории кино и знаменитых актерах, – у режиссера уже есть опыт ведения подобных телепередач в программах «Серпантин» и «Кинопанорама». Чухрая радует, что на телевидение наконец-то пришло многообразие: появились программы, рассчитанные на разные слои общества – для людей любого возраста, с разными интересами, и считает, что никогда не нужно забывать о таком понятии, как «национальная культура».
Для кинематографистов классика – добротный и интересный материал, позволяющий разобраться в глубинах человеческого естества, в психологии человека. И не так важно, происходят на экране события времен Ивана Грозного или наших дней: любовь, предательство, желание человека остаться человеком, несмотря на тяжелейшие обстоятельства, актуальны для любого времени.
Павел Чухрай никогда не старался снимать только тех актеров, с которыми общается постоянно. Но эта часть работы – одна из самых важных сторон профессии. И если Павел Григорьевич чувствует, что человек создан для картины и вписывается в видение режиссера, – складывается неповторимый творческий союз. Чухрай работал с Николаем Крючковым, Евгенией Добровольской, Олегом Борисовым, Ией Саввиной, Еленой Прокловой, Владимиром Машковым, Андреем Паниным, Богданом Ступкой, Евгенией Глушенко, Александром Збруевым – это прекрасные актеры, которых Павлу Григорьевичу хотелось бы снимать неоднократно. Работа с талантливыми людьми – это удовольствие для режиссера и счастье для фильма. Павел Чухрай дружен с Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Игорем Квашой… Тем не менее с ними ему пока не приходилось встречаться на съемочной площадке.
Павел Григорьевич Чухрай – народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии Украины имени А. Довженко, номинант призов Американской и Европейской киноакадемий, лауреат премии Ленинского комсомола (1981), премии имени Александра Довженко.
За рекламу для «РИКК-банка» (1995) режиссер удостоен серебряного и бронзового Льва Международного кинофестиваля рекламных фильмов в Канне. Он написал сценарии к фильмам: «Кто заплатит за удачу» (1980), «Люди в океане» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Классик» (1998). В разные годы Павел Григорьевич был секретарем Союза кинематографистов СССР, главой гильдии режиссеров.
В свободное время любит путешествовать, заниматься рыбной ловлей. Из классической музыки ему ближе всего Бетховен, Моцарт, Григ и Шопен. Павел Григорьевич вырос на песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Зачастую режиссера берут за душу и песни в исполнении Гарика Сукачева, и группы «Любэ», а еще он любит Рея Чарльза, Луи Армстронга и Эллу Фицджералд.