ДОМОГАРОВ Александр Юрьевич
Народный артист России
Родился 12 июля 1963 года в Москве. Отец – Домогаров Юрий Львович (1915–1991). Мать – Домогарова Наталья Петровна (1928–2001). Сын – Домогаров Александр Александрович, студент Высшего театрального училища имени М.И. Щепкина (1989 г. рожд.).
Александр Домогаров родился в семье, имевшей самое непосредственное отношение к актерскому делу. Его отец, Юрий Львович, поступил во ВГИК, сыграл роль атамана Платова в фильме «Суворов», но после 2-го курса ушел на войну в составе первой фронтовой бригады театра Советской армии вместе с М. Глузским и А.Петровым. В 1942 году под Ржевом Ю.Л. Домогарова тяжело ранило, какое-то время он состоял на военной службе, в послевоенное время был директором «Москонцерта» и «Росконцерта». В 1970-х годах Юрий Львович был назначен управляющим «Союзаттракциона». В 1971 году он организовал первую в Москве Всемирную выставку аттракционов. В последние годы жизни работал директором Московского академического детского музыкального театра, был награжден более чем 20 орденами и медалями.
В школьные годы у Александра не возникало мыслей о театре, он мечтал стать гонщиком и участвовать в одном из аттракционов под названием «Бесстрашный рейс». После окончания средней школы № 4 и музыкальной школы № 22 имени Стасова Александр Домогаров выбрал МАДИ, но потом решил попробовать себя в актерской профессии и в 1980 году поступил в Высшее театральное училище имени М.И. Щепкина при Государственном академическом Малом театре на курс народного артиста СССР, профессора В.И. Коршунова. Его педагогами стали О.Б.Фомин, В.С. Сулимов, И.А. Ликсо, Е.М. Солодова.
В.И. Коршунов доверил третьекурснику Домогарову роль Родиона Раскольникова в дипломном спектакле «Преступление и наказание», а на 4-м курсе за успехи в учебе Александр получал именную стипендию имени Ленского.
Исполнение роли Раскольникова стало серьезной профессиональной заявкой, и в 1984 году, после окончания театрального училища, Александра Домогарова пригласили в труппу Малого театра, где он работал до 1985 года. С 1985 по 1995 год А. Домогаров – актер Академического театра Советской армии (ныне Центральный академический театр Российской армии – ЦАТРА).
За 10 лет работы в ЦАТРА А. Домогаров сыграл роли в спектаклях: Арман Дюваль – «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1984, режиссер А. Бурдонский), Директор – «Деревья умирают стоя» А. Кассона (1986, режиссер А.Бурдонский), Малькольм, Макдуф – «Макбет» У. Шекспира (1986, режиссер И.Унгуряну), Платон Зубов – «Имя странного Потемкина...» И. Друце (1988, режиccер И. Унгуряну), Витторио – «Моя профессия – синьор из общества» Дж. Скарначчи, Р. Тарабузи (1985, режиссер П. Хомский), Валерьян Олимпович – «Мандат» Н. Эрдмана (1988, режиссер А. Бурдонский), Ганя – «Идиот» Ф. Достоевского (ввод 1990, режиссер Ю. Еремин), Харви – «Шарады Бродвея» М. Орра, Р. Дэнема (1989, режиссер А. Бурдонский), Александр – «Павел I» Д. Мережковского (1989, режиссер Л. Хейфец), Робин Гуд – «Стрелы Робин Гуда» С. Прокофьева, И. Токмакова (ввод 1987, режиссер С. Арцыбашев, руководитель постановки А. Бурдонский), Звездич – «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1992, режиссер Л. Хейфец), Миловидов – «На бойком месте» А.Н. Островского (1994, режиссер Л. Хейфец).
В 1995 году состоялся дебют Александра Домогарова в Театре имени Моссовета в спектакле А. Арбузова «Мой бедный Марат» (постановка А. Житинкина). В этой притче о любви, лишенной временных и пространственных границ, Домогаров заставил зрителей сопереживать героям пьесы. Постановка имела успех, а творчество актера стало объектом внимания серьезной театральной прессы.
В 1996 году он сыграл главные роли сразу в двух спектаклях: Джеральда Крофта в психологическом детективе «Он пришел» Д. Пристли (режиссер А. Житинкин) и Дмитрия в социально-мистической драме А. Казанцева «Бегущие странники» (режиссер Л. Хейфец). В 1997 году состоялась премьера спектакля «Милый друг» по произведению Ги де Мопассана (режиссер А. Житинкин). Александр блестяще исполнил роль Жоржа Дюруа, еще раз подтвердив свой статус ведущего актера труппы, а дуэтные сцены с Маргаритой Тереховой стали основным стержнем спектакля. Терехова говорит: «Домогаров мне нравится, и я с радостью играю вместе с ним в спектакле “Милый друг”… и хотя он совсем не блондин с пышными усами, каким описан Дюруа в романе Мопассана, зрители сразу приняли спектакль с восторгом. А спектакль не может нравиться, если плох герой». «Милый друг» стал поворотным спектаклем в творческой судьбе актера. За исполнение роли Жоржа Дюруа Александр Домогаров получил престижную театральную премию «Чайка» и назван лучшим актером театрального сезона 1996/97 года.
Сыграв множество ролей романтических красавцев, Домогаров стремится реализовать себя в психологически сложных образах. В 1999 году в Театре на Малой Бронной вышел спектакль «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» Г. Бламстейна (режиссер А. Житинкин) – своеобразное раздумье по поводу человеческих взлетов и падений. На сцене божественный Вацлав показан не в зените своей славы, а в последние годы жизни – сумасшедшим, больным и… все равно прекрасным. Движением рук, поворотом головы, голосом актер создает образ гения балета, передает изменчивое состояние больной психики и богатейшей фантазии своего персонажа. Игра Александра Домогарова находила восторженный прием у зрителей. За роль Нижинского он был награжден премией Фонда Дягилева при ЮНЕСКО. Актер получил статуэтку из бронзы – Нижинский в знаменитой позе Фавна. За игру в этом спектакле Домогаров стал лауреатом театральной премии газеты «Московский комсомолец», а газета «Культура», подводя итоги сезона, в числе лиц года назвала и его в номинации «Взлёт». В том же 1999 году состоялась премьера комедии «Мужской сезон» Н. Демчик (продюсер Ю. Малакянц, режиссер П. Штейн), в которой Александр сыграл роль Арсения в дуэте с замечательной актрисой Любовью Полищук.
В 2001 году на сцене краковского драматического театра «Багатела» состоялась премьера спектакля «Макбет» У. Шекспира, поставленного Валдемаром Смигасевичем. Александр Домогаров сыграл Макбета на польском языке, с польской труппой и польским режиссером. В 2001 году за эту работу актер стал лауреатом премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучшая роль в зарубежном спектакле». В 2002 году спектакль показали в Москве, и столичная публика по достоинству оценила его игру.
Следующей работой актера в Театре имени Моссовета стала роль, о которой он давно мечтал – Сирано де Бержерака в героической комедии Э. Ростана (2001, режиссер П. Хомский). По мнению Домогарова, «Сирано де Бержерак» – единственная пьеса о великой любви, ведь настоящее чувство истинно только тогда, когда человек жертвует всем и ничего не ждет взамен. Александр сознательно уродует своего героя, а поэтический текст – знаменитые остроты – проговаривает легко, без пафоса. Внешность не играет роли – важны только ум, талант и обаяние личности. Импровизационная легкость, пластичность, чувство стиля и верно найденная интонация отличают работу актера – спектакль получился романтическим, красивым, по-настоящему театральным, зрелищным и поэтическим.
В 2005 году на сцене Театра имени Моссовета состоялась премьера музыкальной драмы «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (постановка П. Хомского по мотивам американского мюзикла Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса «Джекил и Хайд»), в котором Домогаров сыграл и спел одновременно две главные роли: мистера Джекила и доктора Хайда. Этот прием, довольно банальный для кино, почти невыполним в театре. В кульминационный момент спектакля (диалог Джекила и Хайда) актеру не могут помочь ни грим, ни сценические эффекты, – только талант и мастерство, мгновенное психологическое перевоплощение, интонация, жест, мимика. Премьере предшествовали два года репетиций, занятия пением, работа с хореографом.
Александр Домогаров считает себя театральным актером и признаётся, что понимание профессии пришло к нему в Театре Советской армии, а истинное осознание – в Театре имени Моссовета. Актер выбирает пьесы, которые ему по-настоящему близки, и знает, зачем и с чем выйдет на сцену. Домогарову дороги все спектакли, потому что каждый из них – это образ, созданный им самим, пропущенный через себя и наделенный личной интонацией. Александр Домогаров не любит в театре представления, он создает на сцене жизнь, навсегда запомнив слова народного артиста СССР О.И. Борисова, что роль, которую сыграл неоднократно, по большом счету, еще не сыграна. С каждым спектаклем у нее появляется новый, неповторимый оттенок. Работа над ролью – это живое явление, постоянная смена эмоций, впечатлений в ракурсе жизненного опыта.
Александр Домогаров много и успешно снимается в кино и работает на телевидении. Большой опыт работы в театре позволяет ему на съемочной площадке отказаться от дублеров – даже самые сложные трюки актер исполняет сам. Домогаров благодарен С.С. Дружининой за то, что в его жизни появился фильм «Гардемарины-3» (1992). В 1993 году Борис Бланк – режиссер, отличающийся своеобразным прочтением темы и необычным изобразительным рядом, предложил ему сняться в картине «Если бы знать…» по пьесе В. Мережко (фантазия на тему чеховских «Трех сестер»). Сначала Александр отказался от участия в фильме, но потом все-таки принял предложение режиссера и считает, что Соленый – его самая характерная роль в кино.
Большой удачей для Домогарова стала встреча с классиком мирового кино Ежи Гофманом, снявшим его в роли народного героя Ивана Богуна в фильме «Огнем и мечом» (1999, по роману Г. Сенкевича). На съемках Гофман перевернул сознание Александра, и у них сразу сложились замечательные отношения – как у отца с сыном. В одном из интервью Гофман сказал, что Александр Домогаров «несет в себе лучшие традиции русской актерской школы, уходящей корнями к Станиславскому». Герой Домогарова – Иван Богун был одним из романтических героев, борцов за правое дело, которые с конем и саблей составляли единое целое. Александр играл без дублера и сам озвучивал фильм. После выхода картины актер стал невероятно популярным в Польше, а роман Сенкевича начали иллюстрировать его портретами в образе Богуна. За исполнение этой роли в 2001 году Александр удостоен приза «Легионер» (участие российских актеров в зарубежных проектах) на фестивале актеров кино в Архангельске.
Следующей работой «польского периода» был фильм «На конец света» (1999) Магдалены Лазаркевич, где Домогаров сыграл русского художника. Магдалена Лазаркевич сказала, что потрясена сотрудничеством с Александром Домогаровым: «Он показал себя человеком увлеченным, страстным, умеющим сосредоточиться. Его занимает замысел в целом, а не только своя роль. Он обладает мощным творческим началом и талантом». Российские зрители увидели картину в Москве на фестивале «Лики любви».
Затем вышли фильмы «Волна преступлений» Кшиштофа Ланга и «Одна июньская ночь» (2001) Анджея Вайды. На польском телевидении Александр принял участие в двух проектах: документальном фильме «Москва глазами Саши» (2003, режиссер Анна Ференц), где актер рассказал о столице, ее культурных и исторических достопримечательностях, а также снялся в качестве ведущего в сериале «Музей Варшавского восстания 1944 года».
Фильмы с участием Александра Домогарова не сходят с экранов телевизоров. Журналист Серегин, ведущий криминальное расследование, из «Бандитского Петербурга» режиссера Владимира Бортко, а также следователь по особо важным делам Александр Турецкий в «Марше Турецкого» Михаила Туманишвили – герои рейтинговых сериалов. Одна из последних работ актера – картина «Грех» Бориса Бланка по пьесе Максима Горького «Старик», где Домогаров играет беглого каторжника Мастакова.
В творческом активе Александра Домогарова более 40 картин, среди них: «Михайло Ломоносов» (1985), «Крест Милосердия» (1984), «Наследство» (1984), «Лиха беда начало» (1985), «Асса» (1987), «И свет во тьме светит» (1988), «Муж и дочь Тамары Александровны» (1988), «Делай – раз!» (1990), «Кровь за кровь» (1991), «Месть шута» (1993), «Шейлок» (1993), «Королева Марго» (1995-1997), «Графиня де Монсоро» (1997), «Белый танец» (1999), «На конец света» (1999), «Что сказал покойник» (1999), «Ныряльщик» (1999, Швеция – Норвегия), «Бандитский Петербург» (2000–2004), «Империя под ударом» (2000–2001), «Марш Турецкого» (2000–2003), «Игра на вылет» (2001), «Саломея» (2001, 1-ая часть), «Волна преступлений» (2003, Польша), «Медовый месяц» (2003), «Идиот» (2004), «Волкодав» (2004), «Одна июньская ночь» (2004), «Зачем тебе алиби?» (2004), «Музей Варшавского восстания 1944 года» (2004, Польша), «Женский роман» (2005), «Узкий мост» (2005), «Звезда эпохи» (2005), «Потерявшие солнце» (2005), «Сатисфакция» (2005), «Темный инстинкт» (2006), «Граф Монтенегро» (2006), «Грех» (2006), «Волкодав из рода серых псов» (2006).
Александр Домогаров сотрудничает с телевидением. Он был участником международного спортивно-игрового проекта «Форт Баярд» (2002), ведущим программ «Последний герой» (2002–2004), «Сердце Африки» (2005), «Только для мужчин» (2005–2006), некоторое время вел передачу «Жди меня» (2005). В 2004 и 2005 годах актер сам стал героем передач – о его творчестве рассказали Виталий Вульф в авторской программе «Мой серебряный шар», а также Борис Берман и Ильдар Жандарев, снявшие трехсерийный телевизионный фильм «Лицо Домогарова».
Александр – ведущий и участник Международного фестиваля Булата Окуджавы «Арбат» (2003, Краков, Польша). В 2003–2003 годах – ведущий и участник Фестиваля актерской песни «Бодайбо» (Вроцлав, Польша) и фестиваля «Русский шансон». Вел IX Международный кинофестиваль «Лики любви». В 2004 году А. Домогаров стал участником эстафеты Олимпийского огня. В 2005 году – в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне он в составе российской делегации во главе с Президентом России В.В. Путиным принимал участие в официальной церемонии, посвященной освобождению Советской армией узников концлагеря в Освенциме. Выступал в концертных программах перед ветеранами и служащими армии в госпиталях, воинских частях.
А.Ю. Домогаров – непременный участник общественных и благотворительных мероприятий, проводимых Союзом театральных деятелей РФ, Союзом кинематографистов и Центральным домом актера имени А.А. Яблочкиной, участник кинофестивалей, пропагандист актерской песни. Его имя часто можно увидеть на афишах благотворительных концертов и вечеров в помощь Домам ветеранов сцены, жертвам террористических актов и детским домам.
А.Ю. Домогаров – народный артист РФ (2007), заслуженный артист РФ (2000). Лауреат фестиваля «Созвездие–2000» в номинации «Лучший российский артист в зарубежном фильме». По опросу журнала «Харперс Базар», он – обладатель премии «Самый стильный артист 1999 года». Является одним из учредителей именной стипендии «Благодарность» для студентов Щепкинского училища.
Александр Домогаров отлично фехтует и сидит в седле. В его арсенале роли отменных наездников: Паши Горина из «Гардемаринов», графа де Бюсси из «Графини де Монсоро», Ивана Богуна из «Огнем и мечом». Александр коллекционирует холодное оружие, ему нравится вид клинка, лежащего на ладони – когда оружие становится продолжением руки. Если есть время, занимается спортом, предпочитает горные лыжи и надеется, что впереди у него – серьезные и интересные работы.