ДОСТАЛЬ Владимир Николаевич
Заслуженный работник культуры РСФСР, президент гильдии продюсеров России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», вице-президент FIAPF–международной федерации ассоциаций кинопродюсеров
Родился 15 апреля 1942 года в городе Ашхабаде (Туркмения). Отец – Досталь Николай Владимирович (1909–1959). Мать – Досталь Джахантаб – дочь Али (1918–1946). Супруга – Досталь Мариам Захаровна, выпускница факультета журналистики, генеральный директор ТОО «МД-Трейдинг». Дочь – Досталь Дария Владимировна, выпускница ВГИКа, киноактриса. Сын – Досталь Николай Владимирович выпускник ВГИКа, заместитель генерального директора кинокомпании «МакДос». Внуки: Борис и Екатерина.
Мать Владимира Николаевича была чистокровной персиянкой. Ее дед считается основоположником и одним из руководителей религиозного движения в Персии, целью которого было объединение всех существующих религиозных течений. Бабушка Досталя по линии отца была русская, а дед – чех. Поэтому Владимир Николаевич считает, что у них с братом Николаем в крови течет наполовину иранская и по четверти – чешская и русская кровь.
Владимир родился в творческой семье: – отец был кинорежиссером, а мать – солисткой филармонии, играла на виолончели. Николай Владимирович во время войны ушел на фронт, попал в плен, близким даже приходили сообщения, что он пропал без вести. К счастью, его освободили, и летом 1945 года он вернулся домой. Со своей будущей супругой Николай Владимирович Досталь познакомился в Ашхабаде, в 1945 году она переехала в Москву, в 1946 году родила Николая, но через несколько месяцев умерла. Володе в то время исполнилось всего 4 года, и детей стала воспитывать сестра отца.
После войны Николай Владимирович сразу попал на кинематографическое поприще, работал с В.М. Петровым над картиной о Сталинградской битве, снял фильмы «Мы с вами где-то встречались» (1954), «Дело “Пестрых”» (1958), часто ездил в экспедиции.
С 1949 по 1959 год Владимир учился в школе, когда он оканчивал 10-й класс, отец уехал на съемки картины «Все начинается с дороги» и трагически погиб. После его смерти «Мосфильм» взял Владимира и Николая под свою опеку – там ребята чувствовали себя, как дома, а впоследствии начали работать. Спустя полгода после смерти отца Володя уже поехал в первую экспедицию – в Ростов-на-Дону помощником режиссера картины «Первое свидание» (1959, режиссер-постановщик И. Бабич). С этого фильма начался его путь в кинематограф.
В 1968 году Владимир Досталь окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов (режиссерское отделение – мастерская Л. Трауберга). Во время учебы он встретился с потрясающим педагогом и режиссером Георгием Данелия, которого по сей день считает своим учителем. В 1986 году В.Н. Досталь заочно окончил экономический факультет ВГИКа по специальности «экономика кинематографии – организатор производства».
По мнению Владимира Николаевича, в кинематографе существует масса профессий, которым нельзя научить, – это дается человеку свыше. Около 17 лет он работал с выдающимся мастером Сергеем Федоровичем Бондарчуком, которого тоже считает своим учителем. Начинал у него ассистентом режиссера картины «Война и мир» (1963–1967), а впоследствии в качестве второго режиссера принимал участие в съемках фильмов «Ватерлоо» (1968), «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977).
В жизни Владимира Досталя есть еще один удивительно талантливый человек, в значительной мере повлиявший на его мировоззрение и творческий путь, – это Эльдар Рязанов. С этим замечательным режиссером Досталь работал над картинами «Гусарская баллада» (ассистент режиссера, 1962), «Зигзаг удачи» (второй режиссер, 1968), «Невероятные приключения итальянцев в России» (второй режиссер, 1973), «О бедном гусаре замолвите слово» (второй режиссер, 1982).
Помимо упомянутых фильмография Владимира Досталя включает следующие картины: «Укрощение строптивой» (режиссер-постановщик С. Колосов; помощник режиссера, 1960), «Казаки» (режиссер-постановщик В. Пронин; помощник режиссера, 1961), «Весна на Одере» (режиссер-постановщик Л. Саков; второй режиссер, 1967), «Человек в штатском» (режиссер-постановщик В. Журавлев; второй режиссер, 1972), «Здесь, на моей земле» (режиссер-постановщик В. Досталь, режиссер Чемодуров, 1979), «Избранные» (режиссер-постановщик С. Соловьев; второй режиссер и исполнительный продюсер, 1980), «Февральский ветер» (режиссер- постановщик В. Досталь, 1981).
С 1982 по 1986 год В.Н. Досталь работал заместителем генерального директора киностудии «Мосфильм» по производству, с 1987 по 1998 год – генеральным директором (президентом) и продюсером киноконцерна «Мосфильм». Одновременно, с 1987 по 1991 год, он – заместитель председателя Госкино СССР, с 1993 по 1996 год – заместитель председателя Госкино РФ. В общей сложности с 1959 по 1998 год Владимир Досталь работал помощником и ассистентом режиссера, вторым режиссером, режиссером-постановщиком, заместителем генерального директора, а затем и генеральным директором киностудии (киноконцерна) «Мосфильм», 40 лет своей жизни посвятив родной киностудии.
Владимир Николаевич сделал для «Мосфильма» очень много. Руководить киностудией он начал в очень сложный период, когда в ее штате состояло 5 тысяч сотрудников, и нужно было любым способом сохранить и поддержать кинопроцессы – «Мосфильм» того периода снимал 12–13 картин в год. В. Досталь принимал активное участие в создании закона о поддержке кино, и в тот период это стало немаловажным событием.
В течение 11 лет Владимир Досталь демократично управлял «Мосфильмом», в правление которого входили Ю. Райзман, С. Бондарчук, В. Наумов, Г. Данелия, С. Колосов, С. Соловьев, В. Меньшов, В. Черных – все руководители студий бывших творческих объединений. Они собирались вместе и много говорили о кинематографе, искусстве в условиях рынка, вели длительные дебаты, которые оказались весьма полезны в дальнейшей работе.
В 1995 году Владимир Николаевич начал создавать гильдию продюсеров. Все началось еще с тех времен, когда в течение 3 лет он работал с С. Бондарчуком за границей – в 1968 году они снимали картину «Ватерлоо». Владимиру Досталю исполнилось всего 26 лет, но уже тогда он впитал суть рыночной системы в кинобизнесе, которую и в настоящее время считает единственно правильной. По мнению Владимира Николаевича, российскую киноиндустрию можно поднять лишь развив сеть проката. На сегодняшний день знаменитому продюсеру катастрофически не хватает опытных режиссеров и сценаристов – на телевизионную продукцию возник большой спрос, а условия создания сериала очень жесткие, и новичок не может быстро войти в предлагаемые обстоятельства.
В 1998 году Владимир Досталь покинул «Мосфильм» и стал заниматься самостоятельной деятельностью. С 1998 по 2000 год В.Н. Досталь – вице-президент ЗАО «Медиа-Мост», с 1998 по 2001 год – член совета директоров ЗАО «Медиа-Мост», генеральный директор ЗАО кинокомпании «Кино-Мост» и генеральный директор
ЗАО «Золотой экран», с 1998 по 2002 год – генеральный директор ООО «Мост-Видео», с 2001 года по настоящее время – генеральный директор кинокомпании «Дом-Фильм», с 2001 года по настоящее время – генеральный директор кинокомпании «МакДос».
В.Н. Досталь – продюсер следующих художественных и телевизионных фильмов: «По прозвищу зверь» (1987), «Мигранты» (1988), «Цареубийца» (1991), «Россия, которую мы потеряли» (документальный фильм, 1992), «Ширли-Мырли» (1995), «Полицейские и воры» (1997), «Дети понедельника» (1997), «На бойком месте» (1998), «Классик» (1998), «День полнолуния» (1998), «Досье детектива Дубровского» (1999), «Прикованные рыцари» (1999), «Рейнджер из атомной зоны» (1999), «Катерина Ивановна» (фильм-спектакль, 1999), «Россия. XX век» (1999), «Президент и его внучка» (1999), «Новые бременские» (мультфильм, 1999), «Старые клячи» (2000), «Фортуна» (2000), «Бандитский Петербург» («Барон») (2000), «Бандитский Петербург–2» («Адвокат») (2000), «След оборотня» (2001), «Идеальная пара» (2001), «Крот» (2001), «Сыщики» (2001), «На углу у Патриарших» (2001), «Бандитский Петербург–3» («Крах Антибиотика») (2001), «Гражданин начальник» (2001), «Крот–2» (2002), «Под крышами большого города» (2002), «Агентство “Золотая пуля”» (2002), «Кукла» (режиссер-постановщик В. Попков, Б. Небиеридзе, 2002), «На углу у Патриарших» (2002), «Сыщики–2» (2002), «Шут Балакирев» (2002), «Право на защиту» (2002), «Стилет» (2003), «Захват» (режиссер-постановщик Э. Уразбаев, А. Бородянский, 2003), «Бандитский Петербург–4, 5, 6» (режиссеры-постановщики В. Фурман и А. Бенкендорф, 2003), «Литовский транзит» (режиссер-постановщик Э. Кубилиус, 2003), «На углу у Патриарших» (режиссер-постановщик В. Дербенев, 2004), «Сыщики–3» (2004), «Стилет–2» (2004), «Конвой PQ-17» (2004), «Я тебя люблю» (2004), «Штрафбат» (2004), «Богатство» (2004), «Пепел «Феникса» (2004), «Иванов и Рабинович» (2004), «Шахматист» (2004), «Кровавая паутина» (2004), «Время жестоких» (2004), «Легенда о Тампуке» (2004), «МУР есть МУР!» (2004).
Идут съемки фильмов: «Бандитский Петербург»–7,8,9,10, «Очарование зла», «Сыск его величества», «Сыщики–5», «Девять жизней Нестора Махно», «Плата за любовь», «Я песне отдал все сполна», «Столыпин. Невыученные уроки», «Кровавый круг», «В ночь на 13-е», «Театр мертвецов», «Фаворит», «Гражданин начальник–2».
Брат Владимира Досталя – Николай Досталь как актер снялся в фильмах «До свидания, мальчики!», в киноальманахе «Морские рассказы» и в других картинах. В начале 1960-х годов он работал ассистентом режиссера на киностудии «Мосфильм», в 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году – Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где учился в мастерской Георгия Данелия. В качестве режиссера он дебютировал в 1985 году полнометражной картиной «Человек с аккордеоном». В 1991 году Николай Николаевич Досталь по своему сценарию поставил фильм «Облако-рай», удостоенный нескольких премий на кинофестивале в Локарно, в том числе и приза «Серебряный леопард». На счету режиссера такие картины, как «Шура и Просвирняк» (1987), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Полицейские и воры» (1997), «Штрафбат» (2004). Николаю Досталю невероятно дорога его работа в телевизионном проекте «Штрафбат», где прекрасная драматургия сочетается с великолепным замыслом и игрой актеров – последнюю серию картины смотрело около 67 миллионов телезрителей. «Штрафбат» – это художественный образ, а не документальное воспроизведение фактов, и, по мнению Владимира Досталя – продюсера фильма, практика показала, что именно художественная сторона картины нашла отклик в сердцах зрителей.
В свободное время Владимир Досталь читает сценарии или книги, которые могут стать основой будущих фильмов. Его хобби – кино. Несколько раз в неделю он посещаете бассейн, а из литературы в настоящее время интересуется мемуарами. Своим кумиром считает Алексея Баталова – Владимиру Николаевичу близок его образ артиста и человека… Волею судьбы он был знаком со многими выдающимися актерами: В. Станицыным, А. Кторовым, Б. Ливановым И. Смоктуновским – и преклоняется перед их великим талантом.
Владимир Досталь любит классический джаз, ему удалось побывать на концертах Эллы Фицджералд и Луи Армстронга и услышать эту потрясающую музыку в неповторимом живом исполнении.
В.Н. Досталь занимался активной деятельностью в творческих союзах, организациях, ассоциациях и гильдиях.
Награжден орденом Дружбы народов (1986), медалью «За трудовую доблесть» (1974), удостоен премии «Кинотавр» в номинации «Приз среди фильмов для избранных» за 1991 год. Заслуженный работник культуры РСФСР (1977).