ГАРМАШ Сергей Леонидович
ГАРМАШ Сергей Леонидович
Народный артист России, обладатель национальных премий «Золотой орёл» и «Ника», лауреат международных кинофестивалей
Родился 1 сентября 1958 года в Херсоне. Отец – Гармаш Леонид Трофимович (1933 г. рожд.). Мать – Гармаш Людмила Ипполитовна (1935 г. рожд.). Супруга – Тимофеева Инна Германовна (1963 г. рожд.), выпускница Школы-студии МХАТа, актриса театра «Современник». Дочь – Гармаш Дарья (1988 г. рожд.). Сын – Гармаш Иван (2006 г. рожд.).
Родители Сергея не имели отношения к театру, но в молодости увлекались художественной самодеятельностью. Отец Сергея, Леонид Трофимович, родился в Луганской области, в 1950-е годы переехал в Херсон, после службы в армии работал водителем автобуса и заочно учился в Политехническом институте, впоследствии работал начальником колонны, затем возглавил большое автохозяйство, со временем стал директором клуба ДОСААФ. После выхода на пенсию трудится инженером по технике безопасности в Херсонском педагогическом университете. Мать, Людмила Ипполитовна, работала диспетчером на автобусной станции.
В 10-летнем возрасте Серёжа Гармаш был поражен, увидев фильм «Без вины виноватые» с Аллой Тарасовой и Владимиром Дружниковым. История матери и ее потерянного сына потрясла его. Тогда, в 1968 году, никому даже не могло прийти в голову, что спустя 15 лет Сергей станет учеником Школы-студии МХАТа, где преподавала великая русская актриса А.К. Тарасова и учился В. Дружников.
Об актерской профессии Сергей Гармаш не мечтал, в школьные годы хорошо успевал по гуманитарным предметам, но не отличался примерным поведением. Однажды придя на водную станцию, начал заниматься парусным спортом, полюбил его навсегда и собирался поступать в мореходку.
В выборе профессии помогла мамина интуиция. Когда сын окончил 8-й класс, Людмила Ипполитовна купила ему справочник абитуриента. Сергей стал искать условия приема в мореходные училища. Но, случайно открыв страницу, где значилось: «Днепропетровское театральное училище», сказал в шутку: «Я бы в артисты пошел!» Потом он уехал на соревнования, а мама, запомнив слова сына, поехала в Днепропетровск и подала его документы в театральное. Причем документы Сергея Гармаша приняли в виде исключения, так как самим фактом их приема являлось прохождение первого тура.
Сергей собирался сдавать общеобразовательные предметы, а о том, что нужно выдержать экзамен по мастерству актера, узнал только в училище. На ходу выучил басню – у него всегда была отличная память, вспомнил что-то из школьной программы и … прошел первый тур. Но комиссия предупредила Сергея, что если он и на следующий тур приедет с такой подготовкой, о поступлении не может быть и речи. Это «зацепило» Гармаша – дома он выучил отрывки из А.П. Чехова и С. Есенина и стал студентом.
Первый семестр показался Сергею тяжелым. Он не любил этюды и получил тройку по мастерству актера. Во втором семестре студенты начали ставить драматические отрывки, первой ролью Сергея Гармаша стал 55-летний купец из «Гибели Алмазова» Л. Ошанина. На 2-м и 3-м курсах ребята играли акты из пьес, а в период дипломных работ полнометражные спектакли кукольного театра: «Ищи ветра в поле», «Голубой щенок», «Я – цыпленок, ты – цыпленок». Выбранная профессия начала задевать Сергея за живое, и к 4-му курсу он уже был «серьезно отравлен театром».
В 1977 году Сергей Гармаш окончил Днепропетровское театральное училище по специальности «актер драматического театра и театра кукол» и по распределению уехал работать в Херсонский театр кукол, где сразу попал в группу, находившуюся на гастролях. Сергею дали текст, и всего за два дня он ввелся в спектакль «Два мастера». Группа состояла из пяти актеров, водителя и администратора. В театре не было стационарной сцены, поэтому труппа постоянно гастролировала. Это было время, полное романтики: молодые исполнители ездили в пансионаты и пионерские лагеря Черноморского побережья, сами устанавливали декорации, готовили куклы и реквизит. Работа казалась им легкой и веселой, хотя играли по три-четыре спектакля в день.
Через некоторое время Сергей ввелся в другую группу (тогда в театре еще не было стационара, а существовали три рабочие группы, которые гастролировали или устраивали спектакли в различных клубах города). Гармаш начал играть в спектакле, который ему очень нравился, – «Стойкий оловянный солдатик», а затем приступил к репетициям в пьесе «Звонкий голос молота». Сергей Гармаш вспоминает о работе в кукольном театре с нежностью: «Там – тайна непостижимая. Попробуй сделать так, чтобы в руке кукла ожила, сердечко забилось. Через деревяшку передай радость, печаль».
В Херсонском театре кукол Сергей Гармаш работал с февраля по ноябрь 1977 года, потом его призвали в армию, и он оказался в стройбате в районе города Бологое Калининской (ныне Тверской) области, по делам службы ездил в командировки на Печору.
В 1980 году Сергей демобилизовался и приехал в Москву, решив поступать в высшее театральное училище. Сначала он «провалился» в Щепкинском училище, три дня бродил по Москве, изменил весь репертуар, решив прочитать что-то из старого, и за один день прошел на второй тур в Щукинское и ГИТИС, а также на конкурс в Школу-студию МХАТ.
С. Гармаш выбрал Школу-студию МХАТа, и начался один из лучших периодов его жизни. Он учился на курсе выдающего мастера И.М. Тарханова, сына и племянника великих М.М. Тарханова и И.М. Москвина, где преподавали А.И. Степанова, В.Н. Богомолов, Е.В. Родомысленский, А.М. Комолова, О.Ю. Фрид, М.А. Лобанов, В.А. Пешкин. Когда студенты занимались на 1-м курсе, ушел из жизни знаменитый ректор Школы-студии МХАТа В.З. Родомысленский. Курс Гармаша оказался последним, который принял Вениамин Захарович. Сергей учился отлично, получал повышенную стипендию – армия дала ему возможность соскучиться по учебе и вырастила жажду к занятиям. Спустя годы Сергей Гармаш признается, что если бы ему представилась возможность что-то повторить в своей жизни, он выбрал бы первый год учебы в Школе-студии МХАТа.
Во время дипломных спектаклей Сергей играл Симеонова-Пищика и Лопахина в «Вишневом саде» А.П. Чехова, небольшую роль Молочника в спектакле «Наш городок» по Т. Уайльдеру, Жука в пьесе «На бойком месте» А. Островского. В спектакле по произведениям И.С. Тургенева, который состоял из двух одноактовок и назывался «Разговор на большой дороге» и «Завтрак у предводителя», Гармаш сыграл ключевую роль Ямщика, его партнерами по сцене стали Игорь Верник (Лакей) и Сергей Чурбаков (Барин). В «Старшем сыне» по А. Вампилову Гармаш играл эпизодическую, но любимую им роль Прохожего, а также был занят в литературной композиции по стихам Р. Гамзатова.
В годы учебы Сергею Гармашу посчастливилось играть в массовых сценах спектаклей
А. Эфроса «Эшелон» и «Тартюф». Он был занят в массовке знаменитого спектакля О.Н. Ефремова «Так победим», постановках МХАТА «Три толстяка», «Мятеж», «Волоколамское шоссе». Студенты выходили на одну сцену с блестящими актерами – Г.С. Епифанцевым, П.Г. Черновым, Л.В. Харитоновым, Л.Ф. Золотухиным, Ю.Г. Богатыревым, А.А. Вертинской, А.А. Калягиным. Гармаш застал фантастическую плеяду педагогов – это В.К. Манюков, О.Е. Ефремов, В.П. Маркова, Е.Н. Морес, С.С. Пилявская, А.А. Попов, Е.А. Евстигнеев, А.В. Мягков, А.Б. Покровская, видел на сцене мэтров МХАТа – М.П. Балдумана, А.П. Кторова, М.И. Бабанову, А.И. Степанову.
В 1984 году Сергей Гармаш окончил театральное училище, и этот год стал для него особенным. Однажды на дипломный спектакль Школы-студии МХАТа пришел режиссер А.К. Симонов и пригласил Гармаша на кинопробы. Алексей Симонов вспоминает: «Серёжу я нашел на дипломных экзаменах Школы-студии МХАТ. Смотрел спектакль “Старший сын”, он играл там роль Прохожего, выходил на сцену в кепке, с высоко поднятым воротником. Я поинтересовался: что делает этот молодой человек в других спектаклях? Мне посоветовали посмотреть его в одноактных пьесах Тургенева. Там Гармаш играл Ямщика. На него была надета шапка, а все лицо заклеено бородой. После этих встреч с актером-невидимкой я пошел за кулисы и сказал, что буду пробовать его немедленно. Почему? Потому что в этих ролях, где его почти не видно, из него перла такая поразительная достоверность существования, какую у студентов видишь редко. Гармаш уже был социально достаточен. В нем уже все было. И буквально первые же пробы это подтвердили. Сергей фантастически органичен, и органика его не связана со стабильным однонаправленным существованием… Он органично достоверен в самых разных своих проявлениях. Это поразительная штука! В фильме есть эпизод, когда Урин “срывается”, коллектив его осуждает, и какое парадоксальное, неожиданное решение нашел Серёжа простым вещам – было безумно интересно, и снято с первого дубля. Работать с ним было одно удовольствие… Все мое дальнейшее наблюдение за Сережиной жизнью показало, что я не только не ошибся применительно к своей картине, но и применительно к самому Серёже, который оказался очень большим артистом». Картина «Отряд» (1984) стала первой актерской удачей Сергея Гармаша. После выхода фильма на экраны актер начал сниматься практически безостановочно.
В том же 1984 году, еще до начала съемок, Сергея Гармаша приняли в труппу театра «Современник», который всегда был для него пределом мечтаний – живой артерией, отделившейся от Школы-студии МХАТа. На показе Сергей читал монолог Мити Карамазова, главу под названием «Исповедь горячего сердца в анекдотах», которая стала его дипломной работой по сценической речи. Дочитав главу до конца, что на показе случается крайне редко, по реакции В. Гафта, Г. Волчек, И. Кваши, В. Фокина Гармаш понял, что его берут в театр.
В «Современнике» Сергей начал репетировать роль Эбера в спектакле «Вдова Капет» (1984–1985) по пьесе Л. Фейхтвангера, дебютировал в массовке спектакля «Дни Турбиных», ввелся в детскую сказку «Дороже жемчуга и злата» (1985) Галины Соколовой, где сыграл Царя духов. Но своим серьезным дебютом в театре актер считает роль Урки в спектакле по пьесе В.М. Шукшина «А поутру они проснулись» (1985), которую впервые сыграл на гастролях в Иркутске.
В 1987 году состоялась премьера спектакля «Случай в Виши», партнерами Гармаша по сцене стали Игорь Кваша и Валентин Никулин. Когда Г.Б. Волчек восстановила спектакль раннего «Современника» «Большевики» (1985, по пьесе М. Шатрова), Гармаш сыграл роль Загорского, которую в свое время исполнял О.П. Табаков. Сергей выходил на сцену вместе с Е.А. Евстигнеевым, игравшим Луначарского. Затем вышли спектакли «Плаха» (1988), «Титул» (1993). Настоящим событием стала премьера спектакля «Мурлин Мурло» (1990), где Гармаш блестяще сыграл роль Михаила.
Сергею Гармашу по-человечески очень близок образ Мити Карамазова. В 1995 году В. Фокин поставил спектакль «Карамазовы и ад», где Гармаш сыграл эту замечательную роль. Его партнерами по сцене стали Е. Миронов, А. Леонтьев, М.А. Глузский, И. Кваша. В 1997 году Г.Б. Волчек восстановила спектакль «Вишнёвый сад», Сергей Гармаш сыграл роль Лопахина и покорил всех. Лопахин – это отдельная страница в творчестве актера. Широкую русскую душу по достоинству оценили американские критики. Газета «Ньюс дей» 31 октября 1997 года напечатала рецензию Джонатана Менделла: «...Лопахина, которого играет великолепный Сергей Гармаш. Обратите внимание, какой он в первом действии – ни дать ни взять преданный и любящий пес, неуклюжий великан, до которого аристократам нет дела, или на то, как во втором действии он берет в свои руки безвольные, поникшие руки хозяйки поместья и бьет ими себя по лицу...».
Он легко доносит до зрителя искренность своих чувств, а способность разделить чужую боль присуща многим театральным персонажам в его исполнении. Сергей Гармаш – один из ведущих актеров «Современника». Его роли невероятно разнообразны: Баклаков («Риск» В. Гуркина, 1985), Отец Третьякова («Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланова, 1985), Молодкин («Балалайкин и К°» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1986), Кроль («Обратная связь» А. Гельмана, 1987), Варфоломей («Кабала святош» М. Булгакова, 1987), Свистунов («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1987), Байяр («Случай в Виши» А. Миллера, 1987), Охапыч («Смиренное кладбище» С. Каледина, 1988), Сатрапюк («Крутой маршрут» Е. Гинзбурга, 1990), Трёшкин («Кот домашний средней пушистости» В. Войновича и Гр. Горина, 1989), Михаил («Мурлин Мурло» Н. Коляды, 1990), Сергей («Титул» А. Галина, 1993), Старший брат («Карамазовы и ад» Н. Климонтовича, 1996), Первый министр («Ещё раз о голом короле» Л. Филатова, 2001), Очищенный («Балалайкин и Кє» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 2001), Капитан Лебядкин («Бесы» Ф.М. Достоевского, 2004), Ильин («Пять вечеров» А. Володина, 2006), Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 2007).
За все годы работы в «Современнике» в репертуаре актера появился единственный антрепризный спектакль, поставленный вне сцены родного театра, – это «Лунный свет, или Медовый месяц» режиссера Татьяны Догилевой.
1985 год принес актеру съемки сразу в нескольких картинах: «В стреляющей глуши», «Карусель на базарной площади», «Первый парень». В этот период Гармаш познакомился с Сергеем Соловьевым и начал сниматься в его картине «Чужая, Белая и Рябой», где играл Космонавта. Но сложилось так, что съемочной группе не дали разрешение работать в Звездном городке, Соловьёв переписал сценарий, и материал с Гармашом не попал в фильм. Несмотря на это, время работы с Сергеем Соловьёвым навсегда осталось в памяти актера, и в 1999 году он снялся в другой картине режиссера – «Нежный возраст», а в 2006 году – в фильме «Анна Каренина», где сыграл Левина.
В 1992 году Сергей снялся в картине «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского, в 1994 году на экраны вышел фильм «Волчья кровь». А в 1988 году – картина «Однажды в декабре», которую очень тепло восприняли критики, отметившие, что Сергей Гармаш пронзительно и достоверно передал человеческую боль. В 1989 году Сергей сыграл в картине Игоря Гостева «Беспредел». Роль уголовного авторитета Могола сразу запомнилась зрителям, фильм явился своеобразной «бомбой» для советского экрана, где откровенно и жестоко показана жизнь заключенных.
В 1990 году Сергей Гармаш познакомился с выдающимся режиссером В.Ю. Абдрашитовым и снялся в его картине «Армавир». Через некоторое время Абдрашитов вновь пригласил Сергея на съемки, хотя немногие актеры удостаивались чести сняться у этого режиссера дважды. Роль Фиделя в картине «Время танцора» (1997) стала одной из лучших в исполнении Гармаша. В.Ю. Абдрашитов вспоминает: «Пробы на “Армавир” были долгими. И Серёжа замечательно сыграл свою роль. На “Время танцора” пробы были очень быстрые. Я был уверен, что Сергей подойдет. Мы надели на него мундир, начали с самой сложной сцены, и стало понятно, что роль Фиделя – его. Сергей Гармаш – очень яркий и талантливый актер. Он безупречно сыграл в моей картине. Мне нравится то, что он делает в кино и театре, в театре особенно – Лопахин».
У Сергея Гармаша есть опыт работы за границей. Первый – картина английского производства «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1992), которую Иржи Менцель снял в Чехии. В 1995 году актер уехал в Германию и сыграл главную роль (муровца Андрея Бубку) в фильме немецкого режиссера Адольфа Винкельманна «Последний курьер». В.Ю. Абдрашитов уверен, что эта лента снята на лучшем мировом уровне, а роль оперативника-одиночки – лучшая работа Сергея, показавшая многогранность его таланта. Бубка Гармаша – воплощение настоящего мужчины. То, что роль удалась, подтверждают пять золотых призов, которые получила картина, и среди них золотой приз за лучшую мужскую роль 1996 года, премия имени Адольфа – Гриме 33 (самая престижная телевизионная премия Германии), приз Телевизионного фестиваля в Монте-Карло и другие. В 2000 году вышел фильм Сергея Соловьёва «Нежный возраст», в котором Гармаш сыграл небольшую роль отставного военного – школьного учителя по начальной военной подготовке. Но то, что удалось сделать Гармашу в этом фильме, поразило всех. Актер сыграл судьбу целого поколения. Народная артистка России Нина Усатова говорит: «У Сергея все по настоящему, и в каждой роли он настоящий. И он из тех актеров, которые не щадят себя. Я обожаю таких партнеров. Он в игре и тебе дает очень многое, и себя не жалеет. Вот когда актер выкладывается полностью – это, наверное, самое в нашей профессии благодарное дело. Это не остается и зрителями незамеченным, потому что зритель видит, как работает артист на сцене, и платит благодарностью, а партнер тем более».
Во время съемок сериала «Каменская», который полюбила вся страна, Сергей познакомился с режиссером Дмитрием Месхиевым и снялся в его картинах: «Механическая сюита» (2002, номинация на премию «Ника»), «Дневник камикадзе» (2003), «Линии судьбы» (2003) и «Свои» (2004). Картина «Свои» принесла три приза Московского международного кинофестиваля, в течение года завоевала более сорока призов на кинофестивалях мира. В 2004 году за роль в этом фильме Сергей Гармаш удостоен премии национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль».
В 2003 году вышел фильм В. Тодоровского «Любовник» (за роль в картине Сергей Гармаш номинировался на премию «Ника»), который стал этапным моментом в жизни актера, сыгравшего в прекрасном дуэте с Олегом Янковским. Валерий Тодоровский говорит: «Я большой поклонник Сергея Гармаша еще с первых серий “Каменской”. Он очень удачливый актер. Для него всегда найдется роль. Пусть небольшая, но она будет. Кроме того, Гармаш великолепно исполняет поставленные перед ним задачи, выкладываясь до конца. Любой кадр с ним – завершенное произведение искусства».
В 2005 году вышла картина П. Лунгина «Дело о мёртвых душах», а в 2006 году актер получил кинопремию «Белый слон» как лучший актер второго плана и приз кинокритиков «Золотой овен» за фильм «Бедные родственники» (номинация на премию «Ника»).
Без участия Гармаша не обходится ни один серьезный российский кинопроект, он работает с лучшими режиссерами страны. Сергей Гармаш – двукратный обладатель премии «Ника» за фильмы «Нежный возраст» (2001, за лучшую мужскую роль второго плана) и «Мой сводный брат Франкенштейн» (2005, номинация на приз национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» за роль второго плана). За картину «Нежный возраст» он награжден призом кинокритиков «Золотой овен» («Лучшая мужская роль второго плана»). Роль капитана милиции в «Ворошиловском стрелке» (1999, номинация на премию «Ника») принесла Гармашу диплом «Специальное упоминание жюри» на «Кинотавре». С.Л. Гармаш – обладатель театрального приза «Золотая чайка» за роль капитана Лебядкина в спектакле «Бесы» (2004).
В 2006 году актер снялся в фильме Н. Михалкова «Двенадцать» (ремейк картины С. Люмита «Двенадцать разгневанных мужчин»), который в 2007 году получил главный приз Венецианского кинофестиваля. В 2008 году Сергей Гармаш получил приз «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в картине. А также снялся в фильмах П. Чухрая «Русская игра» (по «Игрокам» Н.В. Гоголя), «18/14» – повествующей об одном из периодов жизни А.С. Пушкина, где Сергей Гармаш играет загадочную роль Воспитателя.
С. Гармаш отличается редкой одаренностью, удивительной глубиной актерского постижения самых разных характеров. В 2007 году в Варшаве состоялась премьера фильма польского режиссера, лауреата премии «Оскар» Анджея Вайды «Катынь» – первой в истории Польши картины, посвященной трагическим событиям весны 1940 года. Единственным русским актером, сыгравшим в фильме, стал Сергей Гармаш. Его герой, советский офицер капитан Попов, единственный персонаж с фамилией. Польским персонажам фамилии не давались сознательно, чтобы они были свободными от реальных биографий. Анджей Вайда сказал: «Важна роль капитана Попова, которого блестяще сыграл Сергей Гармаш… Этот образ сложился из двух историй. В одной – русский офицер, уходя на финский фронт, спас от ссылки польскую женщину, женившись на ней. Во второй – другой русский офицер, когда пришли забирать жен военнопленных поляков, спас женщину и ее дочку, накрыв их собственной шинелью».
В творческом досье Сергея Леонидовича Гармаша более 80 ролей в кино. Помимо упомянутых он снялся в следующих фильмах: «Следствие ведут знатоки. Дело № 19. Пожар» (1985), «Мой нежно любимый детектив» (1986), «Моонзунд» (1987), «Чёрный коридор» (1988), «Отцы» (1988), «Сталинград» (1989), «Наваждение» (1989), «Кому на Руси жить...» (1989), «А был ли Каротин?» (1989), «Хомо новус» (1990), «Повесть непогашенной луны» (1990), «По 206-й...» (1990), «Не стреляйте в меня, пожалуйста» (1991), «Пустельга» (1992), «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992), «Сам я – вятский уроженец» (1993), «Плащ Казановы» (1993), «Пистолет с глушителем» (1993), «Операция “Люцифер”» (1993), «Дети чугунных богов» (1993), «Мастер и Маргарита» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Летние люди» (1995), «Ермак» (1996), «Криминальный отдел» (1997), «Незримый путешественник» (1998), «Страстной бульвар» (1999), «Поклонник» (1999), «Каменская» (1999–2003), «Досье детектива Дубровского» (1999), «Нежный возраст» (2000), «По ту сторону волков» (2002), «Марш-бросок» (2002), «Кавказская рулетка» (2002), «Закон» (2002), «Бригада» (2002), «Линии Судьбы» (2003), «Женщины в игре без правил» (2003), «А поутру они проснулись» (2003), «72 метра» (2003), «Доктор Живаго» (2005), «Дело о “Мёртвых душах”» (2005), «Брежнев» (2005), «Охота на пиранью» (2006), «Бедные родственники» (2006), «Последний забой» (2007). Среди последних телевизионных работ Сергея Гармаша – сериалы «Гибель империи» (2005) В. Хотиненко, «Девять месяцев» (2006) Р. Гигинеишвили, «Принцесса и нищий» (2005) Д. Месхиева. В 2007 году Сергей Гармаш снялся в картинах «Трасса», «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука и «Буги на костях» В. Тодоровского.
Всё, что Сергей Гармаш делает на экране и на сцене родного театра «Современник», достоверно и талантливо. Всю свою творческую жизнь он занимается «капустниками» в театре. Гармаш уверен, что в актерской жизни успеха не может быть больше, чем неуспеха и говорит: «Я не употребляю слово “люблю” применительно к своим ролям, потому что это не мое слово… Просто есть то, за что мне, наверное, должно быть не очень стыдно».
Гармаш мечтает о море, о большой яхте, на которой отправился бы в путь по маршруту из фильма «Дети капитана Гранта». Его увлечение – чтение. Сергей хорошо знает русскую литературу, поэзию, с удовольствием читает зарубежных авторов – Ф. Кафку, П.Зюскинда, М. Павича,
М. Кундеру, А. Барикко. Любит отдых, рыбалку и встречи с друзьями.
Живет и работает в Москве.