ГЛУШЕНКО Евгения Константиновна
ГЛУШЕНКО Евгения Константиновна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международного и Всесоюзного фестивалей
Родилась 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Отец – Глушенко Константин Иванович (1924 г. рожд.). Мать – Глушенко Ольга Анатольевна. Супруг – Калягин Александр Александрович (1942 г. рожд.), председатель Союза театральных деятелей, народный артист России. Сын – Калягин Денис Александрович (1980 г. рожд.). Дочь – Калягина Ксения Александровна.
Когда Женя была ученицей ростовской средней школы, мама ей сказала: «Занималась бы ты в каком-нибудь кружке, ну хотя бы в драматическом». Девочка послушалась и в 10-летнем возрасте начала ходить в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Когда пришла пора выбирать профессию, стала подумывать о педагогическом институте. Театр она любила, но он казался ей недосягаемым. Мама говорила: «Ты – артистка? Не смеши меня». Но руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская сказала: «Если бы Женя захотела, я бы подготовила ее...»
Ехать в Москву учиться на артистку она побоялась, и Тамара Ильинична сказала: «Знаешь, что? Давай-ка ты сначала здесь поступи, а там видно будет». В общем, Женя смалодушничала и осталась в Ростове, став студенткой 1-го курса местного театрального училища. Вытерпела год, а потом все-таки сбежала в столицу. Тем более, что там проживала двоюродная бабушка, а у той сын был артистом цирка. Вместе с двумя приятелями из драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы.
Так получилось, что экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных, Женя успешно их сдала и была зачислена. Все очень удивлялись, как это девочка из южного города Ростова с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Объяснялось это просто. К тому времени она уже год училась на актрису в Ростове, где и сценической речью занимались, и дыхание ставили, да она и самостоятельно трудилась над правильным литературным произношением.
Руководителем ее курса был известнейший актер и директор Малого театра Михаил Царев. Этот факт сыграл в судьбе Евгении Глушенко важную роль. После окончания училища она поначалу не получила распределения. «На вас нет заявок, вы никому не нужны», – говорили ей.
И тут режиссер Костромского театра предложил поехать к нему, сразу же назвав конкретные роли, которые Евгении предстояло там сыграть, но... Через неделю ее пригласили в Государственный академический Малый театр и предложили роль Лизы в «Горе от ума».
И после этого каждый год она получала роли в новых спектаклях театра. Среди первых ее работ – Корделия в «Короле Лире» У. Шекспира и Таня в спектакле «Картина» по книге Д. Гранина. Всего за годы работы в Малом Евгения Глушенко сыграла роли в более чем 20 спектаклях, в том числе: «Стакан воды» Э. Скриба (Паж, 1974), «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (Девушка, 1974), «Не все коту масленица» А.Н. Островского (Девушка, 1974), «Признание» С. Дангулова (Гостья на приеме, 1974), «Конек-горбунок» П.П. Ершова (Конек-горбунок, 1975), «Касатка» А.Н. Толстого (Раиса, 1975), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (Лиза, 1975), «Беседы при ясной луне» В.М. Шукшина (Женя, 1976), «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (Берта, 1977), «Головокружение» Г. Саркисяна (Зепюр, 1978), «Мамуре» Ж. Сармана (Эстель, 1982), «Рядовые» А. Дударева (Лида, 1984), «Красавец-мужчина» А.Н. Островского (Зоя Окоемова, 1985), «Холопы» П.П. Гнедича (Лиз, 1987), «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева (Марья Петровна, 1990), «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна (Ефросинья Федоровна, 1991), «Горячее сердце» А.Н. Островского (Матрена Харитоновна, 1992), «Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше (Сюзанна, 1994), «Пир победителей» А.И. Солженицына (Глафира Бербенчук, 1995).
В кино Евгения Глушенко особенно не стремилась, считая себя сугубо театральной актрисой. Случилось так, что ее подруга пробовалась на роль в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ассистент режиссера спросил, нет ли у нее знакомой молодой актрисы на роль Платоновой. Та дала телефон Глушенко.
В «Неоконченной пьесе для механического пианино» она сыграла глупышку. Милую, очаровательную, и... раздражающую своей чрезмерной наивностью. Но движение характера в фильме неожиданно: «глупышка» оказалась мудрой. Да еще в такой ситуации, в которой и умница могла бы спасовать. Сложная роль была сыграна ею настолько органично, что в лице Глушенко режиссер обрел идеальное воплощение своего замысла. У Евгении фильм вызвал двойственное чувство. Фильм ей нравился, а она сама себе – нет. После премьеры фильма Глушенко не понимала, почему ее хвалят.
Случайности и совпадения вообще сыграли большую роль не только в ее актерской, но и человеческой судьбе. На съемках «Неоконченной пьесы...» она познакомилась с Александром Калягиным, и спустя год они стали мужем и женой.
Успех в михалковском фильме открыл перед Глушенко дорогу в кинематограф. Ее стали приглашать и другие режиссеры. Роль Тони Болотниковой в фильме «Впервые замужем», поставленном Иосифом Хейфицем на киностудии «Ленфильм» по мотивам рассказа Павла Нилина, стала новым подтверждением таланта актрисы, создавшей трогательный образ молодой женщины с нелегкой судьбой, которая сумела сохранить в себе доброту, человечность и большую веру в то, что и она найдет свое счастье. За эту роль она была удостоена приза на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе в 1980 году.
Поставленный режиссером С. Микаэляном фильм «Влюблен по собственному желанию» – история двух героев, где блестящий дуэт Олег Янковский – Евгения Глушенко разыгрывает коллизию: нескладная библиотекарша Вера и опустившийся спортсмен Игорь заключают соглашение – она попробует вернуть его обществу, а он научит ее, как стать красивой. Игоря к Вере притягивают ее глубокая порядочность, доверчивая прямота и не виданная им ранее отзывчивость. Именно эти качества совершают чудо: оттаивает душой, нравственно выпрямляется Игорь; преображенная любовью Вера становится прекрасной. Образ Верочки интересен, отличается безупречной психологической точностью исполнения. Е. Глушенко в этом фильме успешно освоила «пространство комедии» – пусть даже серьезной. Участие в фильме «Влюблен по собственному желанию» принесло актрисе приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Западном Берлине.
После первых фильмов в кинокарьере Е. Глушенко наступил некоторый спад, поскольку после главных, центральных ролей с достаточно яркими характерами ей стали предлагать неинтересные сценарии. Играть одно и то же по второму, третьему разу она не хотела. Кроме того, было много работы в театре, поэтому желания сняться в любой роли, в любом эпизоде, лишь бы засветиться, никогда не возникало.
В 1996 году Евгения Глушенко снялась на телевидении в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания». По собственному признанию, играть роль секретарши мэра города, не очень удачно прописанную в сценарии, она согласилась только лишь после того, как узнала, что с ней вместе будут сниматься Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Михаил Боярский, Вера Глаголева, Нина Усатова.
Далее была еще одна работа – «Три женщины и мужчина» по сценарию Виктора Мережко (1998). Всего за годы кинематографической карьеры Е.К. Глушенко, помимо упомянутых картин, снялась в фильмах «Профиль и анфас» (1977), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Не ждали, не гадали» (1982), «Уникум» (1983), «Зина-Зинуля» (1986), «Жизнь Клима Самгина» (1986), «Полицейский и вор» (1997), «С новым счастьем» (1999), в телефильме «Женщинам, которым повезло» (1990) и других.
С 1996 года Евгения Константиновна Глушенко – актриса Центрального академического театра Российской армии. Она пришла туда вместе с режиссером Борисом Морозовым, с которым до этого последние годы работала в Малом театре. Театр Российской армии принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е. Глушенко с успехом играла в спектакле «Сердце не камень» (1997) по пьесе А.Н. Островского. Ее героиня Вера Филипповна – женщина, в душе которой схлестнулись два противоположных понятия: чувство долга и естественное женское стремление к любви, к мужской ласке. Актриса играет так, что напряжение, в котором она почти постоянно находится, выражается не отчаянным заламыванием рук и не громкими всхлипами и криками, оно – в дрожании голоса, в неуловимых изменениях лица... Свою роль она играет как будто одним лицом, от которого весь спектакль невозможно отвести глаз. Она играет также в спектаклях
«На дне» А.М. Горького (Василиса, 1998), «Отелло» У. Шекспира (Эмилия, 1999).
С апреля 2000 года Е.К. Глушенко – вновь актриса Государственного академического Малого театра. Среди блестящих работ Глушенко последних театральных сезонов – Купавина («Волки и овцы» А.Н. Островского, 2001), Зинаида Савишна («Иванов» А.П. Чехова, 2001), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье – лучше», 2002; за эту роль Евгения Константиновна получила Государственную премию РФ) и бенефисная роль – Жозефина Понтиу из «Корсиканки» И. Губача. В октябре 2005 года Малый театр выпустил новый спектакль с участием Глушенко – мольеровский «Мнимый больной». Евгения Глушенко выступила в роли Белины, вероломной супруги главного героя.
Е.К. Глушенко – народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 г.) и Союза театральных деятелей (с 1989 года). Награждена орденом Дружбы.
Жизненная опора для Евгении Константиновны – ее семья. На досуге она читает, слушает классическую и современную музыку, часто посещает музеи и выставки. Стремится побольше бывать на природе с семьей и друзьями.
Живет и работает в Москве.