ГОСТЮХИН Владимир Васильевич
Народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственных премий СССР, РФ, Белорусской ССР, премии Президента Республики Беларусь, премии Ленинского комсомола, лауреат национальных и международных кинофестивалей, кино- и телефорумов
Родился 10 марта 1946 года в Свердловске (Екатеринбург). Отец – Гостюхин Василий Павлович (1910–1990), участник Великой Отечественной войны, воевал в звании старшего лейтенанта, в должности политрука роты. Руководил Домом культуры в поселке Покровское Свердловской области, стоял у истоков создания Уральского народного хора; далее работал в Свердловске служащим. Мать – Зайкова Александра Ивановна (1910–1967), служащая. Супруга – Проличь Алла Григорьевна (1966 г. рожд.), актриса Минского театра-студии киноактера. Дочери: Ирина (1972 г. рожд.), Маргарита (1982 г. рожд).
Путь в искусство Владимира Гостюхина был нестандартным. Родители с детства приучали сына к труду, и работать Володя начал рано. Однажды Владимир вышел на сцену Свердловского радиотехникума, где учился.
После знакомства со сценой мир вокруг предстал в совершенно ином свете. Гостюхин стал читать русскую классику (до сих пор помнит наизусть всего Есенина), ходить в местный театр и на спектакли гастролировавших в Свердловске столичных трупп, пытливо оглядываться вокруг, стараясь понять, что же это за штука – жизнь. Он самозабвенно занимался в кружке самодеятельности при Доме культуры радиотехникума. Рискнул поехать в Москву – и не прогадал: поступил в ГИТИС, выучился на артиста. В 1970 году его призвали в армию, но до этого Владимир успел попасть в кино: Марлен Хуциев снимал для очередного юбилея Победы телефильм «Был месяц май», в котором Гостюхин сыграл рядового.
Срочную службу Гостюхин служил в Таманской дивизии. После демобилизации, помыкавшись какое-то время по московским сценам, устроился мебельщиком-реквизитором в Театр Советской армии. Проработал там 6 лет: таскал мебель и, конечно, мечтал о выходе на сцену.
Как-то раз заболел один из ведущих актеров, игравший в спектакле «Неизвестный солдат» старшину Бокарева. Гостюхин эту роль знал, поскольку всегда присутствовал на спектаклях, «примерял» роли на себя, репетировал их в мебельном цеху. В этом спектакле он мог бы сыграть любого героя, и старшина получился у него без всякой дополнительной подготовки. Позволили играть, хотя платили как участнику массовки: два пятьдесят. Гостюхин и этому был рад.
Так продолжалось 3 года. Случайно (или по велению судьбы?) на спектакль пришла Светлана Климова, второй режиссер Василия Ордынского. Второй режиссер – это особая профессия в кино: он не монтирует фильмы и не летает на фестивали, зато подбирает, рекомендует актеров. Тогда на «Мосфильме» Ордынский делал телесериал по «Хождениям по мукам» А. Толстого. Гостюхин получил интересную роль анархиста Красильникова, которую и невозможно было сыграть без бешеного темперамента.
Позже начинающий актер В. Гостюхин «попал в партизаны» Великой Отечественной. Перспективного актера «засекла» Лариса Шепитько. Восхождение Гостюхина началось с «Восхождения» – знакового фильма 1977 года по повести Василя Быкова «Сотников», ставшего событием кинематографа военной тематики.
По фильму Рыбак был ротным старшиной. Гостюхину довелось выступить в этом звании снова – в картине «Старшина» режиссера
Н. Кошелева по сценарию А. Миндадзе. Его старшина – кадровый военный – привлекал прямотой характера, честностью и добросердечием. К теме Великой Отечественной Гостюхину еще предстояло вернуться.
В фильме «Родник» режиссера А. Сиренко по повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» В. Гостюхин играет роль крестьянина Касьяна. Образ сотворен Владимиром Гостюхиным настолько конкретизированно, что вырастает в обобщающий характер, символ. В Касьяне–Гостюхине – скрытая сила и незаурядность. Актер умело проносит сквозь весь фильм ощущение значимости своего героя.
«Актеров я искал таких, которые могли бы сродниться с героями не только благодаря таланту, но и глубокой, корневой связи с ними, – рассказывал Аркадий Сиренко. – Нужно было точное социальное попадание в выборе исполнителя. Им стал Владимир Гостюхин».
Фронтальная композиция в фильме – сидят у своего дома, из сухого, крепкого дерева, Касьян и его жена, двое детей, мать (замечательная белорусская актриса Стефания Станюта). Словно бы семейная фотография. Такие фотокарточки затем оставались в тысячах домов, чтобы напомнить о довоенном времени, когда все еще были живы. Нет, понимаем мы отчетливо, – не вернуться Касьяну в село, он будет «зарыт в шар земной», по слову фронтового поэта С. Орлова.
Идут самые первые дни войны. Касьян – шлемоносец. Вот он у калитки в последний раз бросает взгляд на семью. Видит ребенка: тот весело играет с курицей. Деталь? Да, самая что ни на есть жизненная деталь. А увидит ли отец еще раз свое дитя? Впереди у Касьяна – первые страшные бои при отступлении своих войск. Кадр для киноклассики, этот прощальный взгляд мирного человека...
Как умело Гостюхин косит траву, как чинит сапоги, как кормит коня – актер на экране живет, представляет кормильца, человека труда и земли. Старуха мать достала из печки каравай хлеба – сыну в дорогу. И опять, опять фильм выходит на былинный уровень, обладает эпическим дыханием. Касьян думал идти в старых сапогах, ведь все равно солдату положено обмундирование. Нет, жена и мать заставляют надеть новые: воин должен быть справным, не заботиться о мелочах. Сама глубинная Русь собирается и поднимается на войну! Фильм «Родник» получил главный приз на фестивале молодого кино, а В. Гостюхин – приз за лучшую мужскую роль.
В 1980 году Гостюхин снялся в интереснейшей, значительной для своего времени картине «Охота на лис» режиссера В. Абдрашитова. Актер неоднозначно решал образ своего героя Виктора Белова – передовика производства, крепкого семьянина, мастера спорта по «охоте на лис».
Гостюхин поразительно достоверно, объемно вылепил характерную фигуру периода застоя. Актер обозначает некое прозрение личности, понявшей бессмысленность «охоты». Нужно искать себя в себе. Как жить дальше?
В самом деле – ну что делать-то, мужики?..
Экранизация знаменитого лесковского «Левши» получилась веселой, поучительной. Создатель фильма С. Овчаров, сценарист и режиссер, озорно соединяет лубок с народным балаганом, условность передвижного кукольного театра с привычной натуральностью кинематогра-фической среды.
Актер сугубо психологического плана, что называется, реалистической школы, Гостюхин в экранизации лесковского сказа блещет выдумкой, на «ты» с условностью. Его донской атаман Платов может проехать на деревянном коне по Европе, разостланной, как большая школьная карта, на полу павильона киностудии. Однако иной раз он весьма психологичен, даже подтекст имеется. На экране атаман Платов краснонос, железный кулак воздевает, дикой крепости табак-самосад на Величество выдыхает. Слуга императора, ему только иноземного врага, француза какого-нибудь, с плеча рубить.
В фильме полно потешек. Платов, если бежит куда-то, цокает своими сапогами, как подкованная лошадь. Если курит трубку, то на послевоенный наш паровозик похож. Одним словом, громила и солдафон неотесанный. Только элементарно все было бы в картине при таком самодуре и царском сатрапе. Возникают печальные кадры, когда Платов и симпатичен, и смекалист. А ближе к финалу фильма этот выдающийся герой Отечественной войны 1812 года и жалость нашу вызывает. Атаман, покровитель кузнеца-кудесника Левши, лишен уже силы – не только как вождь славного казачества, а как смертный человек. Больной одинокий старик, он умирает без присмотра, без священника...
Фильм «Левша» не льстит, не очерняет, не издевается над атаманом. Настрой картине задает чудесный эпиграф из Достоевского: о гордости русского быть русским, о принадлежности его, пусть необъяснимой, к Отечеству.
Волею судьбы Гостюхин осел в Минске, стал штатным актером студии «Беларусьфильм». Полюбил белорусов, хоть считает себя русским художником. На Минской студии Н. Бурляев поставил фильм «Всё впереди» по одноименной повести Василия Белова. Гостюхину досталась роль нарколога Иванова – вот где актер проявил, утвердил гордость русского быть русским. Быть гражданином мира его не устраивает. «Мы погибнем только тогда, когда будет погублено крестьянство», – твердит он с экрана. Чуточку фанатичный, прямолинейный, его нарколог (хоть и сам однажды крепко выпил) понимает и воспринимает мир как свое Отечество. Надо быть с народом, верить в него, спасать народ от наркотиков и водки. Да, доля публицистичности присуща фильму «Всё впереди», но сколько праведной страсти, душевной искренности вкладывает актер в свою работу. Гостюхин верен своей идеологии духа.
В 1990 году судьба свела Гостюхина с Никитой Михалковым. Вместе с Ниной Руслановой актер снялся в фильме «Автостоп». Дальше была «Урга» – великий фильм Михалкова и актера Гостюхина. Три месяца снимали в степи, ели непривычную пищу, ездили на лошадях. По сюжету герой Гостюхина – шофер Сергей – вместе со своим другом монголом, пастухом, приезжает из степи в город. Они заходят в китайский ресторан – отметить приезд, отпраздновать встречу. Эта сцена в ресторане становится для картины почти ключевой. Ей отведено достаточно много экранного времени, а главное – она проясняет характер героя. Эта сцена – соло актера Владимира Гостюхина. Там он поет вальс-реквием «На сопках Маньчжурии» – плач по русским солдатам, когда-то умиравшим здесь. Его автор, штабс-капитан Илья Шатров, военный капельмейстер, в трагические недели русско-японской войны там, в Маньчжурии, был на передовой вместе со своим оркестром. Сцена в ресторане тревожит генетическую память.
В «Урге» не было профессиональных актеров, только Гостюхин и Л. Кузнецова. Но в сцене ресторана Михалков занял монгольских профессиональных артистов (съемки велись в городе Хухот – столице Внутренней Монголии Китая). И вот они потом подходили к Гостюхину и благодарили за игру: им был близок такой стиль исполнения.
К стыду своему, Гостюхин до съемок не знал слов вальса Шатрова. «Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну...» Теперь на встречах со зрителями актер поет этот вальс (Гостюхин вообще поет замечательно, особенно любит «Ой, мороз, мороз...»), читает стихи Есенина.
Когда Михалков задумывал свой фильм «Утомленные солнцем», то главная роль – комдива Котова – предназначалась Гостюхину. Но в связи с тем, что в картине снималась дочь Никиты Сергеевича, режиссер сыграл сам.
В середине 1990-х годов актер бросается с головой в политику, в общественную жизнь, драматически переживая развал своей страны. Он снимается в Минске в картинах «Сын за отца не отвечает» и «Шляхтич Завальня», почти потеряв контакты с «Мосфильмом» и «Ленфильмом», лишь в 1994 году снявшись в фильме «Мещерские» по произведениям
И. Бунина.
Появление В. Гостюхина в телесериале «Дальнобойщики» вызвало большой зрительский интерес на всем постсоветском пространстве. Актер также снялся в фильме режиссера
И. Таланкина «Незримый путешественник», где сыграл камердинера царя Александра I. Вернулся к С. Овчарову – замечательная, веселая, с озорством работа в «Сказе про Федота-стрельца» по стихотворной пьесе Леонида Филатова. Знаковым для себя Гостюхин считает фильм «Прикованный» белорусского режиссера
В. Рыбарева (картина снималась на «Ленфильме», в России).
Заметные работы Владимира Васильевича в фильмах 1980-х годов: «Моонзунд», «Без солнца» («На дне») и «Смиренное кладбище». Другие роли: 1973 – эпизод («Великие голодранцы»), Мишка («Моя судьба», телефильм); 1977 – Иван («В профиль и анфас», новелла «Волки»); 1978 – Боборыкин («Предварительное расследование»), Иван Жаплов («Случайные пассажиры»), Лагутников («Время выбрало нас», телефильм); 1979 – отец Юры («Чужая компания»); 1980 – Иван Батрак («Возьму твою боль»); 1981 – Егор («Белый ворон»); 1982 – Лукин («Грибной дождь»), Литовар («Чужая вотчина»); 1983 – Бойчук («Магистраль»), Крынин («Такая жесткая игра – хоккей»), Нортон («Лунная радуга»), Меженин («Берег»); 1985 – Фетисов («Контракт века»), майор Мак-Набс («В поисках капитана Гранта», телефильм); 1986 – Виктор Николаевич («Зина-3инуля»), Новик («Знак беды»); 1988 – Кузнецов («Наш бронепоезд»), Степанов («Большая игра», телефильм); 1989 – Акиплеша («Похищение чародея»); 1992 – Мухин («Америкэн бой»), А.В. Горбатов («Генерал»), 1999 – роли в фильмах «Незримый путешественник» и «Святой и грешный»; 2002 – роль отца героя (фильм «Война»); 2004 – «Весьегонская волчица», «Ночь светла»; 2005 – «Первый после бога»; 2006 – «Тихий Дон» (телевизионная версия). Его киногерои созданы широкими, щедрыми красками, наделены цельностью, человечностью и мужеством.
С 1981 года В. Гостюхин работает в Минске, в Театре-студии киноактера при киностудии «Беларусьфильм». Он сыграл главную роль в первом спектакле театра «Вся его жизнь». С 1994 года с неизменным успехом идет спектакль «Миленький ты мой», где Владимир Гостюхин продемонстрировал великолепный талант не только актера, но и режиссера. Он также поставил спектакль «Голоса» Михаила Ворфоломеева. В. Гостюхину дважды довелось заниматься кинорежиссурой: им снят фильм «Ботанический сад» и телеверсия спектакля «Миленький ты мой».
В. Гостюхин – народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии СССР (за роль Меженина в фильме «Берег» В. Наумова, 1985), Государственной премии РФ (за роль Сергея в фильме «Урга» Н. Михалкова, 1993), Государственной премии Белорусской ССР (за роль в фильме «Возьму твою боль», М. Пташука, 1983), лауреат премии Президента Республики Беларусь, лауреат премии Ленинского комсомола (за фильм «Время выбрало нас»
М. Пташука, 1981), академик Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры. Он удостоен множества наград, премий на престижных кино- и театральных фестивалях. Среди них – призы за лучшую мужскую роль на международных кинофестивалях в Сан-Ремо (1982, за роль Виктора Белова, фильм «Охота на лис») и Сопоте (1990, за роль Кузнецова, фильм «Наш бронепоезд»), специальный приз Постоянного комитета Союзного государства «Вместе» (2002), приз за лучшую мужскую роль (телесериал «Дальнобойщики») V Евразийского телефорума-2002, главные призы Международного форума «Золотой витязь» в номинации «Лучший камерный спектакль» и «Лучшая мужская роль» (2003) и другие. Владимир Гостюхин награжден медалью Франциска Скорины. В 1988 и 1989 годах признавался лучшим актером СССР на кинофестивале «Созвездие» в Калинине.
Увлечения: общение с друзьями, спорт, баня и здоровый сон.
Живет и работает в Минске.