ХОМСКИЙ Павел Осипович
ХОМСКИЙ Павел Осипович (1925-2016)
Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Латвийской ССР, художественный руководитель Государственного академического театра имени Моссовета, профессор
Родился 30 марта 1925 года в Москве, в семье служащего. Отец – Хомский Осип Павлович (1892–1952), работал юрисконсультом в Министерстве лесной и бумажной промышленности. Мать – Хомская Берта Исидоровна (1895–1986), юрист, избиралась народным судьей. Супруга – Киндинова Наталья Арсеньевна (1939 г. рожд.). Дети: Хомская Наталья Павловна (1959 г. рожд.), Громова Екатерина Павловна (1966 г. рожд.), Хомская Любовь Павловна (1975 г. рожд.). Внуки: Анна, Варвара, Эстер, Михаил.
До 1941 года Павел Хомский учился в московской средней школе. После начала войны, в конце июня 1941 года, он уехал с комсомольской бригадой на строительство оборонительных укреплений в Смоленскую область. В период этой работы над ними был выброшен вражеский десант, и бригада оказалась в тылу врага.
Строительную бригаду, в которую входил Павел Хомский, преобразовали в ополчение и под командой опытного старшины отправили на прорыв окружения. Комсомольцам не раз приходилось вступать в перестрелки, довелось пережить и встречу с танками. Многие из них погибли, а оставшиеся вышли на свою территорию. Здесь всех достигших призывного возраста зачислили в действующую армию, а не достигших, в том числе и 16-летнего Павла Хомского, отправили по домам.
Павел уехал к родным в город Томск, где в это время его отец работал заместителем директора завода. Сдав экстерном экзамены за 10-й класс, он поступил в театральный институт, эвакуированный в Томск из блокадного Ленинграда. После окончания 2-го курса Павла призывают в Красную армию, некоторое время он пробыл в военном училище, а затем подал рапорт об отправке на фронт. Рапорт удовлетворили и направили Хомского в учебный артиллерийский полк в город Горький. Артиллерист-наводчик Павел Хомский воевал на Западном фронте.
Узнав из личного дела, что Хомский был студентом актерского факультета Ленинградского театрального института, командование части определило его в армейский театр эстрады и миниатюр, который часто выезжал на фронт и обслуживал воинские части Московского военного округа. В этом театре Павел прослужил до конца войны, а после демобилизации в 1945 году продолжил свое театральное образование в Московской оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского.
В 1947 году, после окончания обучения, Хомский поступил на работу в Оперно-драматический театр имени К.С. Станиславского в Москве, но через год уехал в Рижский театр русской драмы. В Риге Павел Хомский работал одновременно и как актер, и как второй режиссер с художественным руководителем театра А.А. Ефремовым. Здесь он поставил свои первые самостоятельные спектакли: «20 лет спустя» М. Светлова и «С любовью не шутят» Кальдерона. Эти постановки получили хорошие отзывы критиков и снискали успех у зрителей.
Вскоре Павла Хомского пригласили в Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР в качестве штатного режиссера, а в 1957 году назначили главным режиссером театра. Параллельно он учился на театроведческом факультете ГИТИСа имени Луначарского. Павел Хомский стал самым молодым главным режиссером в Советском Союзе, а вскоре получил звание «Заслуженный артист Латвийской ССР».
За время работы в Рижском ТЮЗе Хомский поставил около 40 спектаклей, в том числе «Мертвые души» Н. Гоголя, «Крошка Доррит» Ч. Диккенса, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Отверженные» В. Гюго, «Юность отцов» Б. Горбатова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Три толстяка» Ю. Олеши, «В добрый час» В. Розова, «Эмиль и берлинские мальчишки» Э. Кестнера, «В поисках радости» В. Розова и другие.
В 1959 году он вернулся в Рижский театр русской драмы, но уже в качестве главного режиссера. Здесь поставил спектакли «Иркутская история» А. Арбузова, «Океан» А. Штейна, «Земной рай» О. Василёва, «Хотя и осень» Г. Приеде, «Голый король» Е. Шварца и другие.
В столице Латвии часто гастролировали московские и ленинградские театры. Однажды руководство Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, посмотрев работы молодого режиссера, пригласило Хомского на постановку сначала пьесы А. Зака и И. Кузнецова «Два цвета», а затем пьесы В. Пановой «Проводы белых ночей». В обоих спектаклях главные роли исполняла замечательная актриса, основательница театральной династии Нина Ургант. Спектакли прошли успешно, и Хомский получил предложение стать главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В Ленинграде Хомский проработал 5 лет. За это время он поставил спектакли: «Один год» Ю. Германа, «Перед ужином» В. Розова, «Два вечера в мае» Г. Полонского, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Постановки Хомского не раз вызывали неудовольствие партийного руководства города. Ему дважды выносили строгий выговор, в том числе за постановку пьесы В. Розова «В дороге», которую сам Хомский до сих пор считает одной из своих лучших режиссерских работ.
Отношения Хомского с обкомом партии обострились настолько, что ему пришлось уйти из театра и вернуться в Москву, где он после двух поставленных в Московском ТЮЗе спектаклей получил назначение на должность главного режиссера. За период с 1965 по 1973 год он осуществил постановки 16 спектаклей, в том числе: «Будьте готовы, ваше высочество» Л. Кассиля, «Грозовой год» А. Каплера, «Звезда» Э. Казакевича, «Под каштанами Праги» К. Симонова, «За тюремной стеной» Ю. Германа, «Мой брат играет на кларнете» А. Алексина, «Мужчина 17 лет» И. Дворецкого, «Варшавский набат» В. Коростылева, «Том Кенти» С. Михалкова, «Тебе посвящается» М. Бременера, «Наташа» М. Берестинского, «Тень» Е. Шварца, «Эй, ты – здравствуй!» Г. Мамлина, «Как дела, молодой человек?» Ш. Тота, «Дорогой мальчик» С. Михалкова, «Побег в Гренаду» Г. Полонского. Во время работы в Московском ТЮЗе, П.О. Хомский удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1973 году Ю.А. Завадский приглашает Хомского на должность режиссера-постановщика в руководимый им Академический театр имени Моссовета. С тех пор судьба Павла Хомского неразрывно связана с этим театром. В 1985 году его назначают главным режиссером, а в 2000 году – художественным руководителем. Уже более 30 лет режиссура Павла Хомского определяет творческий облик этого прославленного московского театра, на сцене которого он поставил более 40 спектаклей. Здесь же удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1980).
В первые же годы поставленные П.О. Хомским в Театре имени Моссовета спектакли отличались глубоким раскрытием характеров, своеобразием постановочных решений. В них проявились многообразные способности режиссера, его чувство стиля произведения, тонкое понимание жанра, умение работать с пьесой и с актерами. Этим отличались созданные П.О. Хомским спектакли по пьесам Т. Уильямса «Царствие земное» и П. Устинова «На полпути к вершине». Он мастерски решает творческие и публицистические задачи в постановках таких спектаклей, как «День приезда – день отъезда» и «Превышение власти» В. Черныха, «Черный гардемарин» А. Штейна, «Комната» Э. Брагинского.
В этот же период режиссер осуществил несколько постановок по произведениям русской классики – роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» в его же сценической редакции и пьесе «Егор Булычов и другие» М. Горького. Творческим открытием стала постановка спектакля «Цитата» по пьесе Л. Зорина – стихотворной сатирической комедии. Здесь проявилось умение П.О. Хомского оригинально сочетать гротеск и подлинность существования персонажей, находить театральный эквивалент поэтической метафоре.
Время неумолимо призывало режиссера к участию в дискуссиях о путях духовного развития страны. В его постановке выходят спектакли «Завтрак с неизвестными» В. Дозорцева, «Максим в конце тысячелетия» Л. Зорина, активно и целенаправленно отражающие актуальные проблемы жизни нашего общества. В работе над ними созрела идея обращения к истокам духовности, выраженным сегодняшним, современным языком. Режиссер обратился к знаменитой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера и Т. Райса. Музыкальный спектакль – первый западный мюзикл, поставленный на российской сцене в авторской версии Хомского, стал оригинальной вариацией евангельской притчи и вызвал огромный интерес зрителей. Спектакль держится в репертуаре театра уже более 14 лет и идет с неизменным аншлагом.
Постановки П.О. Хомского по произведениям русской и зарубежной классики – «Белая гвардия» М. Булгакова, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма и Ж.П. Сартра, «Ошибки одной ночи» О. Голдсмита, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда – также стали большими удачами. Постановка «Фомы Опискина» Ф. Достоевского вновь вернула режиссера к прозе великого писателя.
Многие годы П.О. Хомский плодотворно трудится и практически выпускает по два спектакля в сезон. Как мастер комедии он проявил себя в спектакле «Скандал? Скандал… Скандал!» («Школа злословия») Р. Шеридана и «Утешитель вдов» А. Маротта и Б. Рандоне. Драма «Куколка», впервые поставленная им на российской сцене, открыла театральной публике неизвестное произведение Т. Уильямса. Новой победой театра стал спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта. Благодаря режиссуре Хомского на сцену Театра имени Моссовета вернулся спектакль «Ученик дьявола» Б. Шоу, поставленный в 1930-е годы Ю.А. Завадским.
Разнообразие творческих устремлений П.О. Хомского – уникально. Павел Осипович удивляет прежде всего характером и направленностью своего творчества, умением работать с актерами различных художественных школ, использовать их дарование и подчинять своей режиссерской воле. Так случилось и в спектакле «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана (2001), где «сошлись» в яркой романтическо-героической комедии такие разные и крупные индивидуальности, как А. Домогаров, О. Кабо, С. Виноградов. То же произошло и в нетрадиционной постановке «Короля Лира» У. Шекспира (2003) – впервые постановщик в работе встретился со знаменитым и популярным, имеющим свой «почерк» М. Козаковым.
В апреле 2005 года на сцене Театра имени Моссовета состоялась премьера нового музыкально-драматического спектакля «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» по повести Р. Стивенсона и мюзиклу Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса с А. Домогаровым в главной роли. В отличие от многих западных мюзиклов, наводнивших в последнее время театральные подмостки, Павел Хомский не калькирует известную бродвейскую постановку, а создает собственную сценическую версию, ориентированную на российского зрителя.
Помимо уже упомянутых работ на сцене Государственного академического театра имени Моссовета П.О. Хомский в разные годы поставил спектакли: «Бабье лето» З. Чернышевой, «Возможны варианты» В. Азерникова, «Успех» О. Никича и Е. Григорьева, «Суд над судьями» Э. Манна, «Операция “С Новым годом”» А. Германа и П. Хомского, «Проходная» С. Коковкина, «Торможение в небесах» Р. Солнцева, «Школа неплательщиков» Л. Вернейля и А. Берра, «Игра» Я. Кесслера и А. Невского, «Кубик для президента» Г. Подлубного, «Роковая опечатка» Л. Зорина, «Мораль пани Дульской» Г. Запольской.
Всего же в творческом багаже П.О. Хомского около 100 постановок. Свыше 10 постановок осуществлены им в разных театрах. Помимо приведенных выше это: «Здравствуйте, дядюшка!» Г. Эфтимиу и «Эти странные новые люди» Ю. Яковлева в Театре имени Ермоловой, «Молодая гвардия» А. Фадеева и «Альпийская баллада» В. Быкова в Центральном детском театре, «Дядя Ваня» А.П. Чехова в Таганрогском драматическом театре, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского и «Моя профессия – синьор из общества» Скарначчи и Трабузи в Центральном академическом театре Советской армии, «Крамнэгел» П. Устинова в Театре сатиры, «Пять вечеров» А. Володина в Московском ТЮЗе, «Танго жизни» О. Левицкого в Еврейском камерном театре и «Женский стол в Охотничьем зале» В. Мережко в Государственном русском театре в городе Майкопе.
Участник и лауреат многих театральных фестивалей, П.О. Хомский осуществлял постановки не только в театрах России, но и за рубежом. Он с успехом в разные годы ставил спектакли в парижском театре «Люсернер» («Медведь» и «Предложение» А. Чехова, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского), в Барселоне, в театре «Ромеа» – «Белая гвардия» М. Булгакова, а в Хартфорде (США) – «Чеховские рассказы».
Опыт, накопленный в общении с такими выдающимися мастерами сцены, как Р.Я. Плятт, В.П. Марецкая, Ф.Г. Раневская, Л.В. Марков, Г.С. Жженов, С.Ю. Юрский, Г.Г. Тараторкин, Г.Л. Бортников, В.И. Талызина и другие, П.О. Хомский использовал в воспитании актерской и режиссерской смены. С 1969 года он преподавал в Российской академии театрального искусства (РАТИ–ГИТИС). Прекрасный театральный педагог, профессор, он умел выявить актерскую индивидуальность, помочь ей оформиться и раскрыться в полную силу. Среди его учеников такие известные и популярные актеры, как О. Остроумова, М. Филиппов, Ю. Еремин, А. Абдулов, С. Садальский, Д. Бозин, Е. Крюкова, Е. Редникова и многие другие. П.О. Хомским выпущены национальные студии: калмыцкая, марийская, балкарская.
Павел Осипович активно занимался общественной деятельностью в качестве председателя Московской секции режиссеров драматических театров Союза театральных деятелей РФ, члена Экспертного совета Комитета по культуре в Правительстве Москвы по реализации инновационных проектов в области театрального искусства «Открытая сцена». Им опубликованы многочисленные статьи, посвященные различным аспектам театрального искусства, в отечественной периодической печати, в том числе в газетах «Правда», «Советская культура», «Советская Россия», «Вечерняя Москва», журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Искусство кино», «Молодежная эстрада» и других изданиях.
П.О. Хомский награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета и Дружбы народов. Отмечен Благодарностью Президента РФ, почетной грамотой Правительства Москвы, знаком отличия «За безупречную службу городу Москве», высшей российской общественной наградой – знаком ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество».