КАЮРОВ Юрий Иванович
КАЮРОВ Юрий Иванович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР имени К.С. Станиславского
Родился 30 сентября 1927 года в городе Череповце Вологодской области. Отец – Каюров Иван Дмитриевич (1896–1941). Мать – Каюрова Ольга Алексеевна (1900–1977). Супруга – Каюрова Валентина Леонидовна (1928 г. рожд.), врач-стоматолог, работала в медицинской части Малого театра. Сын – Каюров Леонид Юрьевич (1956 г. рожд.), окончил актерский факультет ВГИКа; учился в классе Б.А. Бабочкина, а после его смерти в классе А.В. Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах «Несовершеннолетие», «Последний шанс», «Моя Анфиса». В телеспектакле «Ромео и Джульетта», поставленном А.В. Эфросом, неординарно сыграл Тибальда. Отслужив в армии, работал в Театре имени Ленинского комсомола, затем во МХАТе. В спектакле «Путь» А. Ремеза создал образ молодого Владимира Ульянова. Потом вдруг резко оборвал так ярко и интересно начавшуюся артистическую карьеру, избрав для себя другое поприще, иной путь. Теперь служит Богу, а не Мельпомене: окончил Духовную академию в Сергиевом Посаде, стал дьяконом.
Многие поколения семьи Ю.И. Каюрова крестьянствовали на русском Севере, на Вологодчине. Его мать и отец, родившиеся в сельских семьях, тоже начинали свою жизнь на Вологодской земле, под Белозерском, занимались сельскохозяйственным трудом. Но позднее на крутых поворотах истории страны оказались в Череповце, затем в Тихвине. Ивана Дмитриевича, ставшего советским служащим, в страшном 1937 году репрессировали. Посадили в бывший Тихвинский монастырь, приспособленный под тюрьму. Ольга Алексеевна, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца Юрия, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью на родину, в деревню под Белозерском, Иван Дмитриевич Каюров ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.
Став старшим мужчиной в семье, желая помочь матери, Юрий, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. И сам хотел успеть попасть на фронт. Увидев объявление о приеме в Куйбышевское подготовительное военно-морское авиационное училище, подал туда документы и был принят.
День Победы Юрий Каюров встретил в Куйбышеве, стоя на посту. И до сих пор помнит свои ощущения и мысли, захватившие его в ту великую для всей страны минуту. Все радуются, поздравляют друг друга, обнимаются, целуются, плачут от радости... Празднуют Победу, бурно проявляя свои чувства. А он, внутренне торжествуя и мечтая присоединиться к общему ликованию, являясь курсантом училища, назначенным в наряд, молчаливо и неподвижно стоит под ружьем.
Заканчивал военно-морскую службу Юрий Каюров в Ленинграде в должности комендора на борту легендарного крейсера «Аврора». В 1949 году он демобилизовался и сразу же понес заявление в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Решение стать актером, на первый взгляд необоснованное, на самом деле зрело давно. Как-то в один из дней увольнения от флотской службы Юрий попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист В.В. Меркурьев и режиссер И.В. Мейерхольд, дочь выдающегося режиссера В.Э. Мейерхольда, неожиданно увлекли молодого человека. Постепенно он стал задумываться о профессии актера.
В Ленинградский театральный институт Юрия Каюрова приняли сразу на второй курс (сказалась школа, пройденная в театральной студии). Так он попал в класс профессора
Е.И. Тимме, ведущей актрисы Театра имени
А.С. Пушкина, и профессора И.Е. Серебрякова, директора этого театра. Только что из армии, еще не слишком образованный, он оказался в совершенно новой обстановке, попал в удивительный и прекрасный мир. В послевоенную пору в Ленинграде, и в частности в театральном институте, еще были живы старые петербургские традиции, сохранялась высокая культура прошлого. В институте Каюров попал под опеку настоящих интеллигентов, к педагогам, чей высокий образовательный уровень, широчайшая эрудиция и профессиональное мастерство буквально ошеломили его.
Историю иностранной литературы преподавала профессор Левборг, фехтование – Иван Эдмундович Кох, технику речи – княгиня Куракина. Сама Елизавета Ивановна Тимме, прима бывшего Александринского театра, в прошлом великосветская дама, была не только замечательной артисткой и прекрасным педагогом, но удивительно добрым, чутким человеком, заботившимся о нуждах студентов. Каюров ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была его единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Н.Н. Качалова, мужа
Е.И. Тимме, передал ему сверток. Развернув его, Юрий увидел отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала первым концертным костюмом Юрия Каюрова.
Дипломной работой студента Каюрова стали роль старого цыгана, отца Маши в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, роль в пьесе
А.Е. Корнейчука «Платон Кречет», а также Пятеркин в «Вассе Железновой» М. Горького, который впоследствии стал одной из любимых ролей в репертуаре артиста Юрия Каюрова. После выпускных экзаменов в 1952 году его пригласили на работу в Саратовский драматический театр имени К. Маркса.
Саратов – город с богатыми театральными и литературными традициями. В драматическом театре ставили не только классику и произведения широко известных современных драматургов, но и пьесы местных авторов: Степанидина, Ульянинского и многих других. В одной из таких пьес и состоялся профессиональный дебют Юрия на сцене саратовского театра.
Спектакль о Радищеве назывался «Сын Отечества». Начинающему актеру дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь. Молодой артист начал фантазировать, придумывать своему персонажу судьбу, характер, обстоятельства, в которых тот находился. Обмотал вокруг тоненькой шеи шарф, заговорил хриплым голосом: ведь в Сибири холодно, караульный простудился. Придумал еще мелкие детали, черточки облика и характера изображаемого лица. В результате персонаж и весь эпизод ожили, публика смеялась, активно поддерживая дебютанта, коллеги тоже одобрили его работу. После первого выступления на молодого актера одна за другой посыпались роли. В провинции условия работы в театре жесткие: полтора-два месяца и новый спектакль должен быть готов.
За 15 лет работы в Саратове Каюров сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но также и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах А.Н. Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии»
В.В. Вишневского, Часовников в «Океане»
А.П. Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» М. Горького и многие другие.
В саратовском театре существовала прекрасная, можно сказать, уникальная труппа. Работали Вацлав Янович Дворжецкий, Аркадий Высоцкий, Карганов, Муратов, Сальников, Шутова... Замечательные артисты, настоящие профессионалы. Возглавлял труппу режиссер Николай Бондарев, который был и остается одним из самых любимых театральных режиссеров Юрия Каюрова за всю его профессиональную жизнь. Саратовский период своей творческой деятельности артист вспоминает с большой теплотой и благодарностью к коллегам, с которыми связала его работа.
В 1961 году Каюрову, тогда еще артисту провинциального театра, предложили сняться в роли молодого В.И. Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». После удачного кинодебюта последовало приглашение на ту же роль в телевизионный фильм «Сквозь ледяную мглу» (1965). Впоследствии Каюров будет неоднократно обращаться в театре и кино к образу вождя партии большевиков и первого главы Советского государства на разных этапах его политической биографии. В кино он воплотил этот образ в фильмах: «Шестое июля» и «Исход» (оба – 1968), «Кремлевские куранты» и «Почтовый роман» (оба – 1970), «Ленин в Париже» (1981; Государственная премия СССР, 1983) и других. Среди лучших ролей Ю.И. Каюрова в кино были Волжин в фильмах «Пропавшая экспедиция» (1975) и «Золотая речка» (1977), Лагун в картине «Пламя» (1975; серебряная медаль Довженко), Крыленко в фильме «Белый снег России» (1980) и другие. Снимался он также в картинах «Вдовы», «Моя Анфиса», телевизионных лентах «Инженер Прончатов», «И это все о нем», «Главный конструктор», «Взятка», «Петербургские тайны».
Когда Юрий Каюров еще работал в Саратове, как-то в отпуск он приехал в Москву. В это время в Малом театре гастролировал Ленинградский театр имени А.С. Пушкина. Желая увидеть новые постановки театра, на спектаклях которого он воспитывался в годы учебы в Ленинграде, Каюров обратился к администратору Малого театра за пропуском.
И вдруг услышал от него нечто совершенно неожиданное: «Ну где вы пропадаете, мы же вас разыскиваем!» Оказалось, в Малом театре заметили работу актера в роли Ленина в фильме «Сквозь ледяную мглу» и решили пригласить сыграть эту роль в спектакле «Джон Рид», автором и постановщиком которого был Е.Р. Симонов, в ту пору главный режиссер Малого театра. Так в 1967 году Юрий Каюров вступил в труппу Малого театра и с тех пор уже 30 с лишним лет он – ведущий артист этого старейшего драматического театра.
За это время он создал впечатляющую галерею великолепных, колоритных сценических образов в произведениях русской классики, а также в пьесах современных отечественных и зарубежных авторов, поставленных лучшими режиссерами, в разные годы работавшими в Малом театре: Б.А. Бабочкиным, Б.И. Равенских, Л.В. Варпаховским, Л.Е. Хейфецем, Б.А. Львовым-Анохиным, Б.А. Морозовым... Тяготение к крупной выразительной форме, к масштабному сценическому характеру, углубленный психологический реализм артиста Юрия Каюрова оказались близки искусству актеров Малого театра и его лучшим традициям. Вместе с тем в творческой индивидуальности актера и его сценической манере ощущалась определенная новизна, были заметны некие отличия, которые не противоречили художественному стилю Дома Островского, но внесли разнообразие, вдохнули свежую струю, обогатили идеями петербургской театральной школы и интересным полезным опытом, приобретенным Каюровым на саратовской сцене.
При максимальной самоотдаче, интенсивной внутренней жизни актера его внешнее сценическое поведение было глубоко продуманное, логически выстроенное, обычно довольно строгое и сдержанное. Каюров не склонен к бурным выплескам своего темперамента, к слишком яркой, броской, подчеркнуто театральной игре. Он чужд мелодраматизма, избегает сценических эффектов, слишком резких эмоциональных контрастов при исполнении роли. Его существование в образе на сцене рационально, но при этом всегда органично. Сценическая манера Каюрова утонченно-сдержанная, артистичная, можно сказать, элегантная, но вовсе не холодная, всегда одушевлена живым чувством и мыслью артиста. В его индивидуальности преобладает интеллектуальное начало, обостренный интерес к духовному миру персонажа, стремление к углубленному проникновению в его психологию. К тому же артист прекрасно владеет мастерством перевоплощения, приемами острой характерности.
Оценив самобытную творческую индивидуальность Каюрова, тонкий психологизм его искусства, высокую актерскую технику и свежий, оригинальный сценический почерк, руководство и режиссеры Дома Островского неоднократно предлагали ему исполнение классических ролей. В Малом театре Юрий Иванович создал замечательные классические образы в произведениях Островского, Горького, Чехова, Толстого. Первой классической ролью артиста, сыгранной им на сцене старейшего театра сразу после дебюта, был Васильков в комедии «Бешеные деньги», поставленной в 1969 году замечательным режиссером, тонким интерпретатором классических произведений Л.В. Варпаховским. Созданный Каюровым образ стал художественным открытием, новой страницей в истории сценического воплощения одного из самых неоднозначных, сложных характеров героев Островского.
В спектакле Васильков–Каюров один противостоял всем. Как «деловой человек», решительный предприниматель и практичный хозяин он был противопоставлен миру праздности и изысканной неги московских завсегдатаев гостиных и клубов. Человек трезвого расчета, ни при каких обстоятельствах не позволяющий себе «выйти из бюджета», энергичный, напористый, слегка неотесанный провинциал, Васильков казался инородным телом в окружении своих утонченных, изящных светских знакомых, неисправимых сибаритов и мотов. Но герой Каюрова отличался от всех не только своей внутренней и внешней организованностью, но и тем, что среди людей отстраненно-равнодушных, холодных и эгоистичных он был единственным человеком, способным на живое, горячее чувство. Несмотря на весь свой практицизм, во все, за что бы ни брался герой Каюрова, он вкладывал свою душу и сердце, а не только трезвый рассудок и расчет. И он действительно сильно и искренне любил Лидию, а не покупал ее ради украшения своего будущего салона. Артист подчеркивал непосредственность и страстность Василькова, его почти детскую доверчивость и простодушие, его непритворную искренность. В этом была новизна трактовки образа. Роль принесла актеру крупную удачу, стала важным этапом в его творческой биографии.
Вслед за Васильковым Каюров сыграл в пьесах Островского Кулигина («Гроза», 1974) и Лупачева («Красавец-мужчина», 1979). Мастерство перевоплощения, блистательное владение искусством психологического анализа и социального обобщения, умение создавать убедительные сценические портреты в конкретных жизненных и исторических обстоятельствах помогли Каюрову и в работе над произведениями М. Горького.
На сцене Малого театра артист воплотил четыре интересных, самобытных характера горьковских героев. В спектаклях, поставленных
Б.А. Бабочкиным, он сыграл обаятельного, умного, проницательного Рябинина («Достигаев и другие», 1971) и загадочного, окутанного тайной, держащего зрителей в постоянном напряжении Строгова («Фальшивая монета», 1972). В «Фоме Гордееве», поставленном
Б.А. Львовым-Анохиным (1981), и в «Зыковых» – спектакле режиссера Л.Е. Хейфеца – он создал великолепные по силе художественного воздействия монументальные образы «хозяев жизни», предпринимателей-капиталистов Якова Маякина и Антипы Зыкова.
Яркие, запоминающиеся образы создал Каюров и в произведениях А.П. Чехова и
Л.Н. Толстого. Сыгранные им роли чеховского профессора Серебрякова в спектакле «Леший» (1988), а затем в «Дяде Ване» (1996), а также толстовский Старик из романа «Воскресение» (1998) отмечены точным воспроизведением литературно-художественных, стилистических особенностей авторов и глубоким пониманием философии этих классических образов.
Искусный мастер перевоплощения, ярко раскрывающийся в классических ролях, Каюров не менее убедительно и достоверно выступает в современных произведениях. Как актер активной социальной темы, четко выраженной гражданской позиции, нередко склонный к публицистически острому обнажению мысли, он создал немало интересных работ на сцене саратовского театра, в кино и на телевизионном экране. За успешное участие в многосерийном телефильме «Наша биография» Ю.И. Каюрову была присуждена Государственная премия СССР (1983).
Социальную тему в своем искусстве артист с успехом развивал и на сцене Малого театра, воплотив в его постановках ряд замечательных образов наших современников, таких как капитан Сафонов («Русские люди» К.М. Симонова), Пальчиков («Вечерний свет» А.Н. Арбузова), художник Васильев в спектакле «Выбор» Ю.В. Бондарева (Государственная премия РСФСР, 1983) и другие.
Глубокие, емкие по содержанию и силе художественного воздействия, интересные своим необычным внешним рисунком, колоритные, артистично вылепленные образы создал Каюров и в произведениях иностранных авторов. Полоний («Убийство Гонзаго» Н. Иорданова, 1991), Херман Израэль («Король Густав Васа», 1999) – впечатляющие, яркие, убедительные работы мастера.
За последние годы Юрий Каюров создал ряд ярких сценических образов на сцене Малого театра в спектаклях «Горе от ума» (князь Тугоуховский), «Вишневый сад» (Фирс), «Иванов» (граф Шабельский), «Лес» (Карп) и в спектаклях филиала Малого театра «Старый добрый ансамбль» (Адольф), «Мария Стюарт» (лорд Шрузбери).
В течение последних нескольких лет Юрий Иванович является председателем Государственной экзаменационной комиссии в театральном училище имени М. Щепкина. Внимательно смотрит все дипломные спектакли будущих артистов, ставит оценки, вручает дипломы.
Ю.И. Каюров удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1979). Он – дважды лауреат Государственных премий СССР (1978, 1983), лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1984). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Почета (1998), Октябрьской Революции (1987), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1974).
Ю.И. Каюров – действительный член Петровской академии наук и искусств.
В свободное время Юрий Иванович увлекается чтением художественной литературы и классической музыкой.
День рождения Юрия Ивановича Каюрова приходится на день Веры, Надежды и Любови. Свою любовь он пронес через всю жизнь. С надеждой и верой в лучшее живет и работает сейчас. В одном из своих интервью артист замечательно сформулировал свое творческое кредо: «На сцену выхожу за тем, чтобы зритель, который приходит в наш театр, хотя бы в те часы, что находится в зале, ощутил в своей душе Любовь к нашему прекрасному миру, Надежду на лучшее и Веру, что не обманется в своих ожиданиях».
Живет и работает в Москве.