КОЧЕТКОВ Афанасий Иванович
КОЧЕТКОВ Афанасий Иванович
(1930-2004)
Народный артист РСФСР
Родился 9 марта 1930 года в деревне Балахоновка Самарской области, в большой крестьянской семье. Растила и воспитывала его мать – Любовь Прокофьевна Кочеткова (1899–1984). Отец – Кочетков Иван Васильевич (1899–1942), два старших брата и старшая сестра в годы войны ушли на фронт. В 1942 году отец погиб. Его могилу дети разыскали под Старой Руссой много лет спустя после победы. Подростком пережив трагедию войны, будущий актер навсегда сохранил в своем сердце память о ней и людях военного поколения, оказавших серьезное влияние на его формирование.
И еще на всю жизнь оставались с ним первые впечатления детства, связанные с красотой и величием родной земли. Широта и простор Заволжья, колдовские чары великой реки, непередаваемая прелесть летних деревенских вечеров, таинственная тишина заснеженного леса... Каждодневное непосредственное общение с природой вызывало ответный отклик в душе впечатлительного подростка. Поэзия и красота родного края будили воображение, рождали неожиданные мечты, как бы подталкивали к творческому поиску. Неслучайно, наверное, сразу два человека в этой сельской семье, повзрослев, посвятили себя служению искусству. Старший брат Виктор, вернувшись с фронта, стал профессиональным поэтом и критиком. (В настоящее время В.И. Кочетков – член редколлегии журнала «Наш современник»). Афанасий же свои детские и юношеские впечатления претворил в актерском искусстве. И до конца дней своих с благодарностью возвращался он к своим истокам, черпая в них вдохновение, заряжаясь энергией для творчества.
Правда, поначалу об актерской профессии он не помышлял, а, окончив школу в городе Туймазы на Южном Урале, отправился в Кишинев поступать в университет. Пять лет штудировал науки на факультете геологии, а в свободное время посещал студенческий театр. Там его увидел Дмитрий Журавлев, известный чтец-исполнитель, и посоветовал заняться театром профессионально. Доверившись авторитетному мнению, по окончании университета А.И. Кочетков уехал в Москву. Прошел творческий конкурс в Театральном училище имени М.С. Щепкина при Малом театре, но диплом геолога обязывал его три года отработать по специальности. Пришлось самой Вере Николаевне Пашенной, знаменитой актрисе Малого театра, заинтересовавшейся талантливым абитуриентом, хлопотать об его освобождении от отработки. Так он стал студентом училища имени М.С. Щепкина на курсе замечательных режиссеров и педагогов М.О. Кнебель и В.И. Цыганкова.
Окончив в 1956 году училище и вступив в труппу Театра-студии киноактера, А. Кочетков сразу же стал очень много сниматься в кино. (С 1960 г. он был членом Союза кинематографистов.). Первым режиссером, у которого А. Кочетков снялся в кино, стал В.П. Басов («Первые радости» и «Необыкновенное лето»). Затем одна за другой последовали большие, центральные роли: Смолярчук в киноленте «Над Тисой» (1958), Герасим в фильме «Муму» (1959), Довбуш в картине «Олекса Довбуш» (1960) и многие другие. Среди замечательных работ А.И. Кочеткова в кино также: Антонов («Одиночество»), Мостовенко («Сердце России»), Смуров («Первое свидание»), Роман («Длинный день»), Харитонов («Обыкновенная Арктика»), Антон («Поговорим, брат»), Дубодел («Люди на болоте»), Данила («Угрюм-река») и конечно же Максим Горький в фильмах «Маяковский начинается так», «Невероятный Иегудиил Хламида», «Я – актриса» (всего роль Горького он исполнил в 6 картинах). В творческом активе артиста около 100 центральных и эпизодических персонажей в фильмах русских, украинских и белорусских кинематографистов.
Но, конечно, работа в кино не исчерпывала всех творческих возможностей Афанасия Кочеткова. Незаурядный драматический дар артиста, его яркая самобытная индивидуальность, открытый, сильный темперамент, явно предназначенные для сцены, не могли не обратить на себя внимание крупных театральных режиссеров. А.А. Гончаров, которого А. Кочетков считал своим крестным отцом на профессиональной сцене, пригласил его в свой спектакль «Закон зимовки». Этот спектакль увидел замечательный режиссер Б.И. Равенских, в своем творчестве ориентированный на поэтический театр – театр больших обобщений, театр высокого поэтического звучания. В Кочеткове, сочетавшем естественность сценического существования и театральную яркость, почти житейскую обыденность и метафоричность, суровую простоту и героический пафос, Равенских сразу же увидел «своего» артиста и пригласил его в Театр имени А.С. Пушкина, которым он тогда руководил.
Годы работы в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (1964–1978) – интересный, плодотворный период творческой карьеры артиста. Он создал вызвавшие большой интерес зрителей и критиков трагически-экспрессивные образы шолоховских героев Макара Нагульного («Поднятая целина») и Андрея Соколова («Судьба человека»). Значительно расширил рамки своего артистического амплуа, сыграв в спектакле «Романьола» роль графа Гарденги – итальянца-аристократа, человека циничного, жестокого, изощренно-порочного, а в спектакле «Легенда о Паганини» – роль гениального скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Большой удачей была также сложнейшая роль Порфирия Сыроварова в спектакле «Метель» Л. Леонова – человека трагической судьбы, бывшего белогвардейца, затем героя Испании, сыгранного Кочетковым в тонах сдержанно-суровых и одновременно трагически напряженных.
В 1978 году Малый театр приступил к постановке «Короля Лира» У. Шекспира. На одну из центральных ролей трагедии – графа Кента руководство театра пригласило своего бывшего выпускника. Так Афанасий Кочетков вернулся в свою альма-матер. С 1978 года он был одним из ведущих артистов труппы Академического Малого театра.
Диапазон ролей, сыгранных народным артистом РСФСР (1976) Афанасием Ивановичем Кочетковым за два с небольшим десятилетия работы в Малом театре, чрезвычайно широк и многообразен. Он воплотил на сцене комедийных персонажей, таких, например, как Городничий в «Ревизоре» или Громилов в «Талантах и поклонниках», и создал трагические образы Кента в «Короле Лире», Тесея в «Федре»...
Играл роли публицистически острые, как Лисицын в «Вызове» и глубоко драматические, усложненно психологические, как Ванюшин в «Детях Ванюшина». Роли характерные (Поп в «Беседах при ясной луне») и героические (Старик в «Русских людях»). Роли современные (Иванов в «Так и будет», Шаня в спектакле «Старый добрый ансамбль» И. Губача, Знобин в «Ивушке неплакучей») и исторические (князь Василий Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче», Луп-Клешнин в «Царе Борисе»). Роли в произведениях русского и зарубежного классического репертуара: Стародум («Недоросль» Фонвизина), Силан («Горячее сердце»), Вишневский («Таланты и поклонники»), Большов («Свои люди, сочтемся» Островского), Варрина («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера), магистр Олаус («Король Густав Васа» Стриндберга), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского). Среди его ролей были Поливанов в спектакле «Картина» по Д. Гранину, суровый, непреклонный Дружина Морозов в «Князе Серебряном» по А.К. Толстому, гордый, свободолюбивый Перейденов в «Холопах» П.П. Гнедича.
Из всех людей, которых когда-либо ему приходилось встречать, наибольшее впечатление и влияние на Кочеткова оказал Василий Макарович Шукшин. Не только как писатель, актер и режиссер, но прежде всего как личность, человек, по мнению Афанасия Ивановича, более чем кто-либо выразивший поколение, к какому он принадлежал.
Скончался 25 июня 2004 года.