КОНКИН Владимир Алексеевич
КОНКИН Владимир Алексеевич
Заслуженный артист Украинской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат международных кинофестивалей и конкурсов
Родился 19 августа 1951 года в Саратове, в семье служащих. Отец – Конкин Алексей Александрович (1910–1989), был главным ревизором Приволжской железной дороги. Мать – Кустова Любовь Петровна (1912–1997), работала в издательстве «Желдориздат». Супруга – Конкина Алла Львовна. Сыновья: Святослав Владимирович, Ярослав Владимирович. Дочь – Софья Владимировна. Внуки: Глеб, Дарья и Варвара.
Когда родился Владимир, отцу было уже 42 года, а матери 40. Во время войны старший сын Конкиных серьезно заболел и ушел из жизни в возрасте 17 лет, когда маленькому Володе было всего 2 года. Естественно, все внимание и любовь родителей переключились на него. Отчасти то, чего будущий актер достиг в жизни, развивалось и крепло благодаря атмосфере духовности в семье, которую мальчик впитывал с самого раннего детства. Отец еще в юности занимался художественной самодеятельностью, играл Платона Кречета, позже, во время войны, принимал участие в армейской художественной самодеятельности – делал скетчи, писал маленькие пьесы на злобу дня. Не забыл Алексей Александрович свое увлечение и в мирное время, даже когда вышел на пенсию.
С детства с родителями Володя приезжал в Москву. И не столько в «Детский мир» или в магазин «Пионер», что, безусловно, тоже посещалось семьей Конкиных, потому что нужно было покупать необходимые детали для конструирования, но главное то, что все вместе ходили в театры, Третьяковку, Пушкинский дом. Много лет отец выписывал журнал «Огонек», в котором были замечательные репродукции классической живописи из всех музеев.. Он аккуратно вынимал все это из журналов, и в доме хранились целые альбомы по искусству. Сурикова от Васнецова Володя мог отличить уже в 6 лет, что редкость для ребенка такого возраста.
Любовь Петровна была очень склонна к театру и эту любовь прививала сыну с детства. Будущему актеру навсегда запомнилось его первое посещение Саратовского академического театра оперы и балета в 6 лет – он увидел балет «Лебединое озеро». В те времена приводить в театр дошкольника было не принято. Володина мама считала иначе и решила сделать по-своему. Она купила сыну школьную форму «на вырост», подвернула все, что только возможно, потому мальчик был небольшого роста, и повела на первый спектакль, который произвел на него неизгладимое впечатление – прекрасный балет, музыка Чайковского, которую он до этого слышал по радио и на пластинках, звучала совершенно иначе в исполнении симфонического оркестра.
В школьные годы Конкин даже и не мечтал об актерской карьере. Он учился в исторической школе при Саратовском университете, имел несколько небольших публикаций. В 1967 году одна из них отмечена серебряной медалью на гуманитарной олимпиаде в Ленинграде, в которой принимали участие ребята, уже поступившие в университеты, и часть десятиклассников. Владимир написал работу о Степане Разине и о том, что он творил в Саратове. Сама история выбора данной темы необычайно интересна. Она началась с того, что прабабушка по маминой линии Ольга Даниловна забыла точную дату своего рождения и попросила Володю, который увлекался историей, пойти в архив загса и уточнить. В то время архив располагался в подвалах бывшего монастыря, который уже перестал быть духовным учреждением, и во время войны туда на хранение свозили все архивные материалы. Юному и обаятельному историку разрешили поработать одному. Нужную книгу он так и не нашел, зато обнаружил уникальные документы о Степане Разине, которые до этого никому не попадали в руки.
В результате этого посещения написана уникальная работа, за которую автор получил серебряную медаль. Получить золотую ему опять помешал возраст. В те времена школьники не могли получать более высоких наград. Но зато она давала право без экзаменов поступить в университет на исторический факультет. И если бы в 10-м классе Володя случайно не встретил своего бывшего приятеля Сережу Литовченко, который похвастался тем, что собирается поступать в театральное училище, все могло бы сложиться иначе.
Мысль о театральном внесла смятение в душу Владимира. Ведь еще в младших классах он читал стихи, помогал проводить школьные вечера; если намечалось какое-нибудь мероприятие, то все помнили о том, что в 99-й школе есть мальчик с хорошей памятью, который очень быстро учит стихи о Ленине, партии и очень громко и с выражением их читает. Кроме того, Володя всегда очень любил театр, практически все театральные гастроли в Саратове не проходили мимо его внимания. Уже в 10-м классе он сам приезжал в Москву и ходил на премьеры в «Современник», прорывался в театр на Малой Бронной. Но серьезно там себя не видел. Эта мимолетная встреча с товарищем оказалась поворотной в его судьбе…
В декабре 1967 года Владимир Конкин приходит в Саратовский Дом пионеров, где находился театр «Молодая гвардия», которым в то время руководила Наталья Иосифовна Сухостав, потрясающая женщина, давшая первые уроки театрального мастерства таким известным актерам, как Олег Табаков, Галина Яцкина, замечательный клоун Геннадий Ротман, Владимир Богин из Малого театра. К сожалению, он пришел в театр поздно, на тот момент все роли были уже распределены, молодые актеры готовили к выпуску новогодний спектакль, и Наталья Иосифовна не могла привлечь его к участию. Но все-таки у судьбы были другие планы на счет Володи, и сложилось так, что за несколько дней до премьеры заболел главный герой, исполняющий роль Ивана-дурака, и режиссер буквально за два дня вводит в спектакль Конкина. После входа на сцену он окончательно делает свой выбор в пользу театрального училища, но свою любовь к истории актер пронес через всю жизнь и до сих пор считает, что именно она помогает ему в актерской карьере, потому что накопленные знания позволяют более реально вжиться в образ, прочувствовать атмосферу эпохи.
В 1968 году, после окончания средней школы, Владимир поступает в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова, во время учебы успешно играет роли молодых и веселых героев. В 1972 году Конкин с отличием оканчивает училище. На тот момент его амплуа определено как «лирический герой-простак».
Молодого актера приглашают в Харьковский театр юного зрителя на главную роль Нигласа в спектакле «Свой остров» Каугвера. Главным режиссером ТЮЗа тогда являлся Валерий Витальевич Петров. Конкин приезжает в Харьков и начинает работать над спектаклем 6 апреля 1972 года, а спустя месяц, 4 мая, происходят два события, перевернувших всю его жизнь, как личную, так и творческую. Первое – телеграмма из студии Довженко, от съемочной группы фильма «Как закалялась сталь», где артисту предлагали приехать на кинопробы. Второе – тоже телеграмма, но от супруги – у актера родились близнецы Святослав и Ярослав. Это был поворотный день в судьбе Владимира Алексеевича. Вскоре он уезжает в Киев.
Можно сказать, что зачастую жизнь состоит из какой-то цепи счастливых случайностей. Когда актер приехал на Киностудию имени Довженко, то узнал о том, что второй режиссер фильма, Олег Фиалко, ездил по городам в поисках новых лиц. Находясь в Саратове, он зашел в театральное училище, где как раз вывешивали стенд с фотографиями выпускников. Его взгляд привлекла фотография Владимира Конкина… А через некоторое время Конкин получает приглашение режиссера фильма Николая Павловича Мащенко сняться в маленькой роли Лещинского, друга Тони Тумановой.
В Киеве Владимира Конкина попросили прочитать что-нибудь по собственному выбору. Стихотворение Маяковского «Барышня и Вульворт» поразило Мащенко, и он тут же переутвердил его на одну из центральный ролей – Дмитрия Цветаева. В тот момент путь до Корчагина был еще далек и не все так просто складывалось. Но актер был счастлив, что приступает к работе вместе с такими талантливыми людьми: Корчагина играл Николай Бурляев, Тоню Туманову – Наталья Бондарчук, Риту Устинович – Наталья Сайко.
В один из дней, приехав из Харькова, Владимир попадает не на съемочную площадку, а сразу на киностудию, прямо в кабинет к Мащенко. Тогда еще актер не мог даже предположить, чем закончится этот разговор, и был просто поражен новостью – режиссер решил пробовать его на роль Павла Корчагина. Они проговорили всю ночь, а наутро Владимир пошел на кинопробу.
Крупный план для актера – самая тяжелая съемка, потому что нельзя спрятаться за красивым жестом или умелой мизансценой, нельзя солгать. Нужно чувствовать роль, вжиться в нее и быть предельно искренним, иначе сразу проскользнет фальшь, которую почувствует зритель. Кинопроба актеру удалась. В результате она целиком вошла в фильм как пролог картины – сон Павла Корчагина.
Когда педагоги Саратовского театрального училища узнали о том, что их выпускник начал сниматься в фильме «Как закалялась сталь» в роли Павки, они решили, что это водевиль, название которого только похоже на оригинал. Но фильм принес актеру огромнейшую популярность. Премьера состоялась в ноябре 1973 года, потом фильм показывали в Германии, на Кубе, в Чехии, Польше и других странах. Картина вышла на экран, ее увидели, приходили десятки тысяч писем, но впоследствии произошла обратная метаморфоза: актера стали считать социальным героем, как будто забыв о том, что в нем остались все те же лиричность, веселость, подвижность, способность к пению.
После удачного дебюта в ноябре 1973 года В. Конкина приглашает главный режиссер Ю.А. Завадский в труппу Московского академического театра имени Моссовета, где он проработал сезон, сыграв главные роли в трех спектаклях.
Через год Владимир Алексеевич уезжает в Киев и 5 лет работает на студии Довженко. За этот период он снялся в 10 художественных фильмах, среди которых наиболее любимы зрителями «Аты-баты, шли солдаты» режиссера Л. Быкова (Государственная премия УССР имени Т.Г. Шевченко, 1977), «Место встречи изменить нельзя» режиссера С. Говорухина, вышедший на экраны страны в ноябре 1979 года. Главная роль Владимира Шарапова приносит ему всенародную любовь и признание.
На эту роль режиссер пригласил Конкина благодаря его первой работе, в которой увидел сочетание героизма и интеллигентности. В «Месте встречи...» герой Конкина составлял антитезу герою Высоцкого. Дуэт Жеглова и Шарапова привнес в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и внутреннюю конфликтность, естественно возникшую при сочетании очень разных индивидуальностей двух звезд. Причем в ту пору Конкин был звездой официальной, а Высоцкий – неофициальной, что придавало фильму столь актуальную в 1970-х годах аллюзионность.
В том же 1979 году главный режиссер Московского театра имени М.Н. Ермоловой Владимир Андреев приглашает актера в свою труппу. У Владимира Конкина сохранилось трепетное отношение, благодарность и любовь к Владимиру Андрееву и его супруге Наталье Селезневой, которые искренне принимали участие в судьбе его семьи. В труппе театра он прослужил до декабря 1985 года, сыграв главные роли, полюбившиеся зрителям. Среди них: Ваганов в спектакле «Товарищи-граждане» В. Шукшина, В. Ульянов в спектакле «Казанский университет» Д. Валеева, Кристофору в спектакле «Эксцентричный детектив» П. Шеффера и др.
С 1986 года актер работал во многих театрах-студиях Москвы, а в 1994–1996 годах – в драматическом театре «Содружество актеров Таганки», где сыграл главные роли в спектаклях «Враги» М. Горького (Захар Бардин), «Иванов» А.П. Чехова (Иванов).
Из 35 спектаклей, сыгранных актером, наиболее памятны зрителям: «Свой остров» Р. Каугвера (Ниглас), «Товарищи-граждане» В. Шукшина (Ваганов), «Эксцентричный детектив» П. Шеффера (Кристофору), «Старший сын» А. Вампилова (Бусыгин), «Адам и Ева» М. Булгакова (Дараган), «Враги» М. Горького (Барадин), «Императрица» Е. Греминой (Потемкин), «Театральный анекдот» Н. Коляды (Василий), «Лев зимой» Дж. Голдмена (Генри), «Королева Голливуда» Т. Уильямса (Лот), «Энергичные люди» В. Шукшина (Курносый), «Золотой слон» А. Копкова (Мочалкин).
С 1997 года по настоящее время В.А. Конкин играет главные роли в 8 антрепризных спектаклях с постоянными гастролями по СНГ и за рубежом. За последнее время он снялся в фильмах «Сармат» (в главной роли следователя Федулова), «Время жестоких» (в главной роли помощника президента Ильина).
В общей сложности Владимир Конкин снялся в 46 картинах, среди которых: «Как закалялась сталь» (1973), «Она его ждет» (1973), «Романс о влюбленных» (1974), «Марина» (1974), «Побег из дворца» (1975), «Переходим к любви» (1975), «Зимний ветер» (1975), «Поэма о рабочем классе» (1976), «Аты-баты, шли солдаты» (1976), «Талант» (1977), «Путь к Софии» (1977), «Кавказская повесть» (1978), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Лючия ди Ламмермур» (1980), «Беспечное счастье» (1980), «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна» (1981), «Повесть о молодых супругах» (1982), «В.И. Ленин – страницы жизни» (1983), «Обыкновенная история» (1983), «Рассказы о партии» (1983), «Отцы и дети» (1984), «За ночью ночь идет» (1984), «Тетя Маруся» (1985), «Багратион» (1985), «Певучая Россия» (1986), «Апелляция» (1987), «Нетерпение души» (1987), «Дубровский» (1988), «Гражданский иск» (1988), «Мудромер» (1988), «Лифт для промежуточного человека» (1990), «Последняя осень» (1990), «Исчадье ада» (1991), «А спать с чужой женой хорошо?» (1992), «Мы не вернемся» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Принцесса на бобах» (1996), «Опять надо жить» (1999), «Романовы. Венценосная семья» (2000), «Служба счастья» (2001), «Ночь на кордоне» (2001), «Приключения мага» (2002), «Оперативный псевдоним» (2003), «В круге первом» (2005). Владимир Конкин дублировал многие сотни зарубежных фильмов.
Владимир Конкин – лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии МВД (1999), заслуженный артист Украинской ССР (1974, за роль Павла Корчагина), награжден многочисленными медалями, призами и дипломами кинофестивалей и международных конкурсов. Он член Союза кинематографистов (с 1975 г.), Союза театральных деятелей (с 1982 г.), Гильдии актеров кино России (с 1989 г.). За 32 года творческой деятельности он провел тысячи творческих встреч и концертов по всей стране – артист любим и уважаем зрителями. К его жизни и творчеству проявляют постоянный интерес средства массовой информации, телевидение и радио.
Владимир Алексеевич никогда не идет на компромиссы и не соглашается на сценарии, в которых не хочет играть, потому что считает, что актеры – это врачеватели душ и своими ролями должны подавать руку тем, кто в этом нуждается. Пусть это сказка, но в каждой сказке есть свой смысл…
Живет и работает в Москве.