КВАША Игорь Владимирович (1933-2012)
Народный артист России
Родился 4 февраля 1933 года в Москве. Отец – Кваша Владимир Ильич. Мать – Кваша Дора Захаровна. Супруга – Путиевская Татьяна Семеновна, врач. Сын – Кваша Владимир Игоревич, по образованию врач, но в настоящее время занимается бизнесом, увлекается реставрацией машин. Внуки: Настя и Миша.
Семья Игоря Кваши жила в Карманицком переулке. Отец преподавал в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева, перед войной защитил докторскую диссертацию, был заведующим кафедрой. С началом войны, несмотря на имеющуюся бронь, 4 раза подавал заявления с просьбой об отправке на фронт. В результате добился своего, и его призвали в армию. Там Владимир Ильич Кваша командовал саперной частью. Погиб в 1943 году под Ленинградом. Мать окончила медико-педологический институт, много лет проработала в школе для умственно отсталых детей. Она очень любила свою работу, для нее было важно, как человек формируется и потом живет в обществе. До войны Дора Захаровна работала с глухонемыми, а в конце жизни – с дефективными детьми.
Школа, где учился Игорь, находилась на Арбате – сначала в Плотниковом, а потом в Дурновском переулке. В те годы практиковалось раздельное обучение, и Игорь Владимирович вспоминает, как они с мальчишками хулиганили – устраивали драки, взрывали патроны. Можно сказать, что увлечение театром началось еще в детском саду, в Сибири, куда детей эвакуировали из Москвы в 1941году. Игорь Кваша уехал туда вместе с мамой, которая продолжала работать. Юный актер сыграл главную роль в постановке сказки «Морозко». Этот спектакль играли при полном аншлаге в городском театре и даже в госпитале перед ранеными. Уже спустя годы, учась в школе, Игорь читал стихи на школьных вечерах, а потом пошел в городской Дом пионеров на улице Стопани. Там была замечательная театральная студия, из которой вышло очень много известных людей – Ролан Быков, Владимир Андреев, Виктор Соколов, Борис Рыцарев, Лев Круглый. Все мысли Кваши занимал театр, точные науки его не воодушевляли. В Доме пионеров был очень дружный коллектив, и мальчик после уроков сразу мчался туда.
В театральной студии молодые актеры играли в очень хороших спектаклях. Ролан Быков и Владимир Андреев, уже учась в институте, приходили доигрывать в постановках, в которых когда-то принимали участие.
После окончания школы Игорь Кваша собрался поступать в театральный и хотел подавать документы сразу во все вузы, кроме Школы-студии МХАТ, поступать в которую просто не решался, испытывая особое благоговение и трепет. Пробовать будущий актер решил везде. Но сложилось так, что именно в 1951 году театральные педагоги сами решили искать таланты. Виктор Карлович Монюков, преподаватель Школы-студии МХАТ, пришел в Дом пионеров на улице Стопани и выбрал троих – Светлану Мизери, Станислава Корнеева и Игоря Квашу. Абитуриент Кваша, который прошел еще и в Щукинское училище, выбрал Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко, где и отучился 4 года, став впоследствии актером МХАТ имени М. Горького. Одним из педагогов Игоря Владимировича был О.Н. Ефремов, который сам в то время был еще очень молод, недавно окончил Школу-студию, стал актером Центрального детского театра и пришел на курс делать дипломный спектакль по пьесе «В добрый час!» Виктора Розова. Молодого преподавателя очень любили студенты. Ефремов умел создавать ощущение, что между ним и ребятами нет непреодолимой стены.
На курсе Кваша подружился с Галиной Волчек, Наталией Каташевой, Александром Косолаповым, Геннадием Павловым. Они вместе готовились к экзаменам, писали шпаргалки, говорили обо всем на свете... В один из таких дней 1957 года и зародился «Современник» – первый за три десятилетия театр, который возник не «сверху», а «снизу». Сначала молодые актеры работали по ночам, потому что днем были заняты в своих театрах и другого времени просто не оставалось. Собирались они уже после 11 часов вечера и начинали репетировать до 4–5 часов утра. Все были молоды, полны сил, энергии и веры в свое начинание. В человеческом организме все-таки есть непознанные свойства, потому что актеры спали всего по 3–4 часа в сутки, а вечером спешили в свой театр, чтобы снова начать репетицию.
Сначала учебную сцену предоставила Школа-студия МХАТ. Там и состоялась премьера спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова (1956), в которой Кваша сыграл небольшую, но заметную роль – солдата Володи, комиссованного по ранению. Постановка начиналась в 12 часов ночи, когда сцена уже была свободна. На первые два спектакля пригласили студентов.
После роли Шурика Горячева в спектакле «Два цвета» по пьесе А. Зака и И. Кузнецова (1959) критика заговорила о «лирическом герое» Кваши. В этом спектакле он сыграл чистого и нескладного парня, погибшего от руки бандита. Добавлялись новые роли – Первого министра в «Голом короле» Е. Шварца (1960), немецкого коммуниста Макса в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя (1962), Джимми Портера в «Оглянись во гневе» Д. Осборна (1965). Кваша – характерный актер, в 30 лет он сумел сыграть роль отца главного героя Лямина в «Назначении» А. Володина (1963) – желчного пенсионера, который постоянно ссорился с женой, в 35 – Луку в спектакле «На дне» по пьесе М. Горького (1968).
Среди других театральных работ И. Кваши – участие в спектаклях: «В поисках радости» В. Розова (Николай, 1957), «Никто» Э. де Филиппо (Джузеппе, 1958), «Четвертый» К. Симонова (Дик, 1961), «По московскому времени» Л. Зорина (Звавич, 1962), «Старшая сестра» А. Володина (Кирилл, 1962), «Без креста!» В. Тендрякова (Казачок, 1963), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (Сирано, 1964), «Обыкновенная история» В. Розова (по И. Гончарову; Поспелов, 1966), «Традиционный сбор» В. Розова (Пухов, 1967), «Декабристы» Л. Зорина (Пестель, 1967), «Народовольцы» А. Свободина (Провинциал, 1967), «Большевики» М. Шатрова (Свердлов, 1967), «С вечера до полудня» В. Розова (Ким, 1970), «Свой остров» Р. Каугвера (Рийпс, 1971), «Как брат брату» Д. Рейби (Дэвид, 1972), «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухаметжанова (Мамбет, 1973), «Балалайкин и К°» М. Салтыкова-Щедрина (Рассказчик, 1973), «Вишневый сад» А. Чехова (Гаев, 1976), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (Фарятьев, 1977), «Обратная связь» А. Гельмана (Окунев, 1977), «Доктор Стокман» Г. Ибсена (Стокман, 1979), «Спешите делать добро» М. Рощина (Мякишев, 1980), «Вечно живые» В. Розова (ввод; Бороздин, 1980), «Кабала святош» М. Булгакова (Мольер, 1981), «Три сестры» А. Чехова (Чебутыкин, 1982), «Дни Турбиных» М. Булгакова (Алексей, 1984), «Большевики» М. Шатрова (возобновление; Свердлов, 1985), «Близнец» М. Рощина (дед Анисим, 1986), «Случай в Виши» А. Миллера (Ледюк, 1987), «Мелкий бес» Ф. Сологуба (Передонов, 1988), «Крутой маршрут» Е. Гинзбурга (Доктор, 1989), «Вторая глава» Н. Саймона (Джордж, 1991), «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа (Саймон, 1992), «Титул» А. Галина (Пьетро, 1993), «Винздорские насмешницы» У. Шекспира (Фальстаф, 1995), «Карамазовы и ад» Н. Климонтовича (папаша Карамазов, 1996), «Вишневый сад» А. Чехова (возобновление; Гаев, 1996), «Играем… Шиллера!» (сценическая версия трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»; Лестер, 2000), «Балалайкин и К°» М.Е. Салтыкова-Щедрина (возобновление; Рассказчик, 2001), «Бесы» Ф.М. Достоевского (Степан Верховенский, 2004).
В сегодняшнем театральном репертуаре Игоря Кваши – Гаев в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Рассказчик в «Балалайкин и К°» М.Е. Салтыкова-Щедрина, папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам Ф.М. Достоевского, Фальстаф в «Винздорских насмешницах» У. Шекспира, Лестер в спектакле «Играем… Шиллера» (сценический вариант трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»), Пьетро в «Титуле» А. Галина, Саймон в «Трудных людях» Й. Бар-Йосефа, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
Есть у Кваши и режиссерские работы в театре. Это «Кабала святош» (1981) и «Дни Турбиных» (1984) М. Булгакова, «Кот домашний средней пушистости» В. Войновича и Г. Горина (1990), «Балалайкин и К°» М.Е. Салтыкова-Щедрина (2001).
Игорю Владимировичу Кваше дороги все роли, сыгранные им в театре. Практически невозможно выделить из них одну, любимую. Зачастую работу над спектаклем сравнивают с рождением. Может быть, для кого-то это покажется банальным, но ведь на самом деле актеру трудно сказать, что ему дороже из того, что он прочувствовал, о чем думал ночами, как вживался в образ, пытался жить мыслями другого человека и понять его поступки. Поэтому Игорю Кваше нравится играть и классику, и современные роли.
Кто бы мог подумать тогда, в далеком 1957 году, какая известность ждет театр «Современник», как он будет любим зрителем на протяжении многих лет! Его слава уже распространилась далеко за пределы России. В Америке театр гастролировал уже 3 раза, начиная с 1990 года. Тогда в Сиэтле проходили Игры доброй воли, и гастроли длились больше месяца. Спектакль «Три сестры» играли 32 раза подряд, «Крутой маршрут» – 19. Успех «Современника» был огромный. Во второй раз театр выступал в Нью-Йорке на Бродвее, гастроли также прошли с большим успехом, после чего труппу пригласили на следующий год.
В 1960-е годы Квашу часто приглашали сниматься, но он ставил во главу интересы «Современника». В кино некоторые режиссеры считали Игоря Владимировича в первую очередь мастером эпизода. Очень хорошо удавались актеру роли интеллигентных бандитов («Достояние республики», «Человек с бульвара Капуцинов»). Прекрасная роль у Элема Климова в фильме «Похождения зубного врача» – Игорь Кваша играет природного бунтаря, фанатика зубоудаления. Одна из наиболее значительных работ Кваши в кино – эпизодическая роль в «Степи» Сергея Бондарчука, экранизация рассказа Чехова. Иннокентий Смоктуновский и Игорь Кваша играют двух братьев. Это протест против существующей действительности, ярость от бездействия.
Знаменитый фильм М. Захарова по сценарию Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен» вышел на экраны в 1979 году. Это комическая фантазия о жизни, любви и смерти барона Мюнхгаузена – не экранизация знаменитого романа Р. Распэ, а совершенно оригинальное произведение, своеобразные вариации на сюжеты о жизни вполне реального немецкого барона, славившегося при жизни редкостной отвагой. Марк Захаров превратил сказку в настоящее сатирическое произведение, озвучив почти крамольные по тем временам мысли. Замечательные актеры, снявшиеся в фильме, создали незабываемые образы героев, которых любит уже несколько поколений зрителей. Небольшая, но блестящая роль Бургомистра в исполнении Игоря Кваши, который «тоже со многим не согласен», «но не позволяет себе срывов», сразу запомнилась миллионам зрителей. А незабываемая фраза персонажа относительно своих выходов на службу в магистрат «Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…» вызывала бурю эмоций и стала крылатой.
Но зритель любит не только прекрасные эпизодические роли Кваши. В 1971 году он снялся у А. Роома в фильме «Преждевременный человек» по «Якову Богомолову» М. Горького. Главный герой, инженер, – человек целеустремленный и энергичный.
Актер не раз играл исторических личностей: Маркса, Свердлова, Сталина. В роли Сталина Кваша снялся в 4-серийном телефильме «Под знаком Скорпиона». Его герой показан хитрым восточным игроком, спокойно расправляющимся с человеческими фигурками.
Игорь Владимирович долго не любил кино, не знал, как совместить его с театром. Но со временем съемки увлекли актера. В итоге он снялся приблизительно в 80 фильмах, среди которых: «Спешите делать добро» (1961), «В трудный час» («Под Москвой», 1961), «Год как жизнь» (1965), «Похождения зубного врача» (1965), «Строится мост» (1965), «Не самый удачный день» (1966), «Они живут рядом» (1967), «Штрихи к портрету» (1967—1970), «Любить» (1968—1990), «Любовь, любовь» (1966), «Достояние республики» (1971), «Преждевременный человек» (1971), «Жребий» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Повесть о неизвестном актере» (1976), «Принцесса на горошине» (1976), «Степь» (1977), «Дачный домик для одной семьи» (1978), «Сыщик» (1979), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Ты должен жить» (1980), «Шляпа» (1981), «Родился я в Сибири» (1982), «Утро без отметок!» (1983), «Утро обреченного прииска» (1985), «Вера» (1986), «Акселератка» (1987), «Клуб женщин» (1987), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «А был ли Каротин?» (1989), «Паспорт» (1990), «Ребро Адама» (1990), «Хищники» (1991), «Бездна, круг седьмой» (1993), «Сердца трех–2» (1993), «Веселенькая поездка» (1994), «Дом» (1995), «Под знаком Скорпиона» (1995), «Возвращение броненосца» (1996), «Превращение» (2002), «Одна женщина, один мужчина» (2002), «Остров без любви» (2002), «Третий вариант» (2003), «Марш Турецкого» (2003), «В круге первом» (2005).
С огромным удовольствием Игорь Владимирович вспоминаел свою работу на радио. Судьба оказалась благосклонна к актеру – ему посчастливилось работать с замечательными людьми, которые очень любят свою профессию. Кваше на радио предлагали хорошие материалы, он не читал к праздникам патриотические стихи, а имел возможность выбрать произведения по душе. Любимый автор актера – А.С. Пушкин. Его проза простая и прозрачная, она написана такими простыми фразами, что трудно сразу освоить этот стиль, приходилось много думать над ней, работать. Зато какое наслаждение доставляло Кваше чтение «Пиковой дамы»... Еще удавалось исполнить такие замечательные произведения, как «Облако в штанах» В. Маяковского, «Двенадцать» А. Блока, многое из М.Ю. Лермонтова, Г. Мопассана. И все это было сделано между репетициями спектаклей, так как молодость – это особая пора, когда можно успеть воплотить в реальность массу вещей, мечтать по ночам и работать над новыми идеями. Известный цикл поэтических передач, сделанных Игорем Квашой, – это еще и радиозапись романов «Белая гвардия» М. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
Но актер успевал работать и в поэтических программах на телевидении, записывал пластинки со стихами А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака. Многие его работы можно считать достижениями, так как в то время не все позволялось читать перед широкой аудиторией. Игорь Владимирович хотел включить в программу только раннего Маяковского, который был запрещен. В основном предлагали «Стихи о советском паспорте», «Пароход и человек». А эти произведения Кваша читать не хотел. К счастью, в то время главным редактором литературно-драматических программ на телевидении был Н.П. Карцов. Он сам увлекался Маяковским, защитил по нему кандидатскую диссертацию и просто обожал поэта. Поэтому именно Николай Карцов «пробил» огромную передачу «Ранний Маяковский». Игорь Владимирович был очень увлечен этой работой, приносил книги, сам придумал декорацию.
С телевидением у Игоря Владимировича до сих пор сохраняются теплые отношения. Наверное, нет человека, который бы не знал Квашу как постоянного ведущего передачи «Жди меня». А началось все с того, что Александр Любимов пригласил известного актера вести совсем другую общественно-политическую программу, но проект не удался. И только приблизительно через год Любимов вдруг опять позвонил и рассказал о проекте передачи «Жди меня». Идея показалась Игорю Владимировичу интересной и, главное, очень нужной людям. Так актер Игорь Кваша стал буквально родным каждому телезрителю, который сопереживает героям программы, ждет и надеется вместе с ними, радуется счастливому исходу.
Сама по себе программа очень трудная, если не сказать надрывная, а ее ведущий не умеет отстраненно относиться к чужому горю. Когда актер работает над ролью, он полностью входит в ситуацию. И здесь каждый раз нужно сделать то же самое, понять человека, прочувствовать его боль, ощутить счастье долгожданной встречи и горечь от потери дорогого человека. Игорь Владимирович плачет вместе со своими героями. В эти моменты он старается выйти из кадра, потому что ведущий должен быть беспристрастным. Программа «Жди меня» в то же время дает позитив, чувство удовлетворения, когда люди находят друг друга. Похожие передачи есть и в Германии, и в Испании, и в других странах. Но именно в Москве приобрели лицензию на «Жди меня», потому что для подобного рода телепрограмм очень важны ее содержание, формат, способ осуществления. Ведь главная цель передачи – это не только помочь в конкретной беде, но и сделать всех людей человечнее, добрее и внимательнее друг к другу. Недаром, когда в одном из интервью Игоря Владимировича спросили, какая самая положительная черта в характере человека, он ответил, что способность любить.
Конечно, за время существования программы многое изменилось. Сначала было два сыскных агентства, но их энтузиазма хватило ненадолго. Теперь в наличии имеется своя группа поиска. За 4 года она приобрела профессионализм и огромное число добровольных помощников, которые помогли отыскать очень многих людей не только в России, но и в Германии, во Франции, в Израиле и других странах.
И.В. Кваша награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2006).
Игорь Владимирович – многогранный человек. На одной из вечеринок у скульптора Геннадия Распопова у Кваши обнаружился талант художника. В тот вечер Кваша взял в руки кисть и нарисовал масляными красками портрет самого скульптора. Результат удивил многих. В конце года в мастерской Геннадия устроили вернисаж и конкурс работ. Присуждали места, не говоря, кто автор рисунка. В итоге картина Кваши заняла первое место. Уже позже близкий друг и художник Лев Збарский предложил Игорю Владимировичу сделать вместо него буклет о Ефремове, который готовило к выпуску бюро кинопропаганды. Самому Збарскому было некогда заниматься этой работой, и в результате появился буклет, который впоследствии занял в этом самом бюро первое место. В нем так и значилось: «художник И. Кваша».
Еще в институтские годы Игорь Владимирович начал занимался конным спортом, получил 2-й разряд. Любовь к лошадям привил ему отец, и умение обращаться с ними зачастую помогало во время съемок. В «Преждевременном человеке» и в «Человеке с бульвара Капуцинов» не дублер, а сам Кваша ездит верхом на лошади. Игорь Владимирович увлекался еще футболом, хоккеем, теннисом, поэтому его хорошие отношения со спортом очень часто помогали блестяще исполнить роль.