ЛИОЗНОВА Татьяна Михайловна (1924-2011)
ЛИОЗНОВА Татьяна Михайловна (1924-2011)
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат всесоюзных и международных кинофестивалей, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России
Родилась в 1924 году в Москве. Отец – Лиознов Михаил Александрович. Мать – Лиознова Ида Израилевна.
Если бы Татьяна Лиознова сделала только один фильм, то и тогда ее имя вошло бы в историю мирового киноискусства! Этот фильм – «Семнадцать мгновений весны». К счастью, она – создатель и других, глубоких по содержанию, искренних по чувствам, правдивых, лирических, психологически достоверных и в то же время гражданственных кинокартин. Как и у большинства талантливых художников, ее жизненный путь усеян не только лепестками роз. Но тернии не помешали ей добиваться того, что считала главным в искусстве – быть понятной и нужной зрителям.
Татьяна Михайловна Лиознова родилась в семье весьма далекой от художественного творчества. Отец, инженер-экономист, в первые дни войны записался в ополчение и в том же страшном 1941 году был убит. Мать, с которой Таня прожила всю жизнь, хотя закончила всего три класса украинской школы, была интеллигенткой в высоком смысле этого слова, безусловно оказавшей влияние на интерес дочки-школьницы к литературе, музыке, изобразительному искусству, да и в конечном итоге на выбор профессии.
Распрощавшись со школой, Таня поступила – нет, не во ВГИК, а в Московский авиационный институт. Родители считали, что инженер – это хорошая, надежная специальность. Но после первого семестра Татьяна покинула МАИ.
Шла война. Как ей, вчерашней школьнице, выразить ту боль, которая жгла ее душу? Кино! Вот где таятся безграничные возможности для показа суровой военной действительности.
В 1943 году она поступила во ВГИК. Судьба уготовила ей подарок – она попала в мастерскую замечательных педагогов С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой, где впервые будущих режиссеров и актеров стали обучать вместе.
И тут – новая беда. После испытательного семестра она была отчислена из института. Педагоги посчитали, что ее жизненный опыт недостаточен для такой всеобъемлющей профессии, как режиссер.
Но уже в 19 лет бойцовые качества проявились в ее характере. В дверях института, преградив дорогу любимым педагогам, она упросила их посмотреть подготовленные ею учебные работы. Герасимов и Макарова вняли просьбе – и исключение из института было отменено.
Скоро, очень скоро после этого мастера «раскусили» студентку. А Сергей Апполинариевич стал для Татьяны Лиозновой вторым отцом.
Когда после окончания войны Герасимов начал снимать «Молодую гвардию», он привлек к этой работе вгиковцев. Лиознова, тогдашняя третьекурсница, стала его ближайшей помощницей, сначала в спектакле Театра киноактера, а затем и на съемках фильма как режиссер-практикант по работе с актерами.
В анналах ВГИКа сохранилась история курсовой работы Лиозновой. Она поставила «Кармен» П. Мериме. На студенческом спектакле оказался Александр Фадеев. Увидев в роли Кармен Инну Макарову, Фадеев сказал Герасимову: «Вот вам и Любка Шевцова». Поставленный Лиозновой в спектакле огневой, темпераментный танец Кармен–Любки вошел в фильм «Молодая гвардия».
Но вот с отличием окончен Институт кинематографии. В кармане диплом режиссера-постановщика. Лиознова была распределена на соседнюю со ВГИКом Киностудию имени Горького. Распределена... и уволена. Безработица, безденежье, на руках не очень здоровая мама. Кое-как сводили концы с концами. Как говорится, когда человек талантлив, он талантлив во всем. Маленький заработок давало шитье красивых платьев.
Потом С. Герасимов, всегда зорко следивший за судьбами учеников, позвал ее с еще одним безработным кинорежиссером – своим учеником С. Самсоновым на постановку спектакля «Седая девушка» в Театре имени Евг. Вахтангова. Татьяна Лиознова «впилась» в китайскую культуру, вместе со своим сокурсником В. Беляевым написала две пьесы-сказки по мотивам китайского и корейского фольклора. Их пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе, где с большим успехом играли будущие звезды – Ролан Быков и Лиля Князева.
В 1954 году, после боев с отделом кадров Госкино СССР, Лиознова была восстановлена на Студии имени Горького в качестве ассистента по реквизиту. Еще через год она – второй режиссер на картине «Земля и люди».
Но настойчивость, целеустремленность давали о себе знать. И почти через 9 лет после окончания ВГИКа она получила постановку.
«Память сердца» – фильм о войне, которая все еще стучала в ее сердце. Два героя картины – Тамара Макарова и Алексей Попов – создали образы глубоко лирические и в то же время раскрывающие высокую нравственную идею фильма.
Человек простой, понятный зрителям. Его судьба вызывала сострадание, желание прийти на помощь. Его жизнь соотносилась с жизнью страны.
Фильм «Евдокия» (1961) – киноповесть о женщине, заменившей мать пятерым сиротам.
В этой ленте Лиознова показала свое мастерство в работе с актерами Л. Хитяевой и Н. Лебедевым, блестяще исполнившими роли Евдокии и ее мужа Евдокима.
Ничто в жизни не проходит бесследно. Полгода, проведенные Лиозновой в МАИ, дали о себе знать в фильме «Им покоряется небо», посвященном светлой памяти летчиков, погибших при испытании новых машин. Герои картины – не только летчики. Это и конструкторы, инженеры, рабочие – создатели первого советского реактивного истребителя МиГ-9. Безошибочен выбор актеров. Н. Рыбников и В. Серов – летчики-испытатели, Е. Евстигнеев – главный конструктор, О. Жаков – ведущий инженер покоряли одержимостью, готовностью к риску. Фильм снят в сдержанной, как бы документальной манере, и потому соединение художественного начала с интереснейшими хроникальными кадрами полетов и авиакатастроф звучит органично. Этот опыт получит дальнейшее развитие.
Углубленное изучение материала, погружение в него – характерная особенность творчества Лиозновой. На картине об авиации она подружилась с консультантами фильма – заслуженными летчиками-испытателями и на долгие годы сохранила с ними дружбу. В 1963 году фильм получил главный приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале в Давиле (Франция).
Совсем в иной манере снят фильм «Рано утром» (1966). Сегодня этот сюжет может показаться бесхитростным, немного сентиментальным. Простые рабочие люди. Становление характеров юных героев – осиротевших Алеши и Нади, преодоление ими жизненных трудностей, приметы времени, детали быта делают эту скромную ленту человечной и доброй.
На вопрос: «Какой фильм больше всего запал вам в душу?» – многие зрители, особенно женщины, сегодня отвечают: «Три тополя на Плющихе».
На этот раз героиня фильма – деревенская женщина, имеющая хозяйство, мужа, детей, но лишенная главного – любви. Окружающие ее люди даже не понимают, что это такое – любовь. И она не понимала, пока не встретила в Москве, куда приехала продавать на рынке сало, таксиста Сашу.
А родился этот тонкий пронзительный фильм из песни А. Пахмутовой «Нежность». Эта песня легла на коротенький рассказ А. Борщаговского и возбудила творческую фантазию режиссера. Дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова – шедевр игры двух знаменитых артистов. А как поет эта крестьянка Нюра! С доронинскими придыханиями, чисто русским поохиванием. Как ее песня всколыхнула душу многое повидавшего московского таксиста. Вот-вот протянется между ними ниточка любви. Но чистота, целомудренность Нюры не позволяют ей прийти на свидание к Саше. Ниточка обрывается. И все же что-то меняется в Нюре, вернувшейся к грубому, охочему до денег мужу (В. Шалевич), не понимающим ее детям. Не затихает в ней мелодия песни «Нежность». На Международном кинофестивале в Аргентине в 1968 году фильм был удостоен первой премии – «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».
Как могла эта маленькая, хрупкая женщина поднять на небывалую высоту неподъемное? Откуда у нее взялись силы, появилась мужская хватка после поэтичной киноповести о женской судьбе снова, как в первой работе, обратиться к войне, к событиям весны 1945 года? Около 3 лет Лиознова создавала первый в истории советского телевидения (не говоря уже о кино) многосерийный фильм протяженностью в 14 часов.
Детектив ли «Семнадцать мгновений весны»? Пожалуй, в обычном понимании этого жанра – нет. Конечно, элементы детектива в фильме наличествуют, но смело можно сказать: 12-серийный телефильм – эпопея. Хотя сериал – экранизация романа Юлиана Семенова, главное в нем не приключенческий сюжет, а опасная и тяжелая работа нашего разведчика, волею судьбы и долга оказавшегося в гуще мировых событий, его участие в борьбе с агонизирующим механизмом Третьего рейха. Поединок Штирлица с гестаповцем Мюллером дан на фоне поединка советского народа с фашизмом.
Нет нужды пересказывать содержание картины. Ее смотрели и смотрят миллионы зрителей. Редко какое кинопроизведение вот уже 30 лет регулярно появляется на голубом экране.
И как всегда, в центре внимания Лиозновой – человек. В съемках участвовали около 200 актеров, и ни один образ, даже самый «короткометражный», проходной, не остался нераскрытым. Каким внутренним чутьем нужно обладать, чтобы герою-любовнику В. Тихонову предложить сыграть сдержанного, молчаливого и в то же время решительного Исаева – Штирлица, чтобы из Л. Броневого (никогда прежде не снимавшегося в кино) сотворить матерого, но не лишенного обаяния фашиста Мюллера, чтобы добродушного, с крестьянским лицом, Л. Дурова превратить в провокатора Клауса, чтобы так проникновенно раскрыть образы антифашистов – пастора Шлагга (Р. Плятт), профессора Плейшнера (Е. Евстигнеев), радистки Кэт (Е. Градова) и многих, многих других!
В сюжетные линии фильма вплелись подлинно документальные материалы. Много дней и часов провела Лиознова в фильмохранилищах, изучая и отбирая советскую и немецкую хронику. Поэтому стилистика фильма, операторское и художническое решения кажутся не постановочными, а жизненно-документальными.
Почему фильм называется «Семнадцать мгновений весны»? Сама Лиознова объясняет это так: «Я решила, что рассмотрю семнадцать дней на фоне происходящей весной сорок пятого борьбы, в рамках которых расскажу пусть о мгновеньях, пусть о часах, пусть о событиях в жизни Исаева».
Создав фильм, Лиознова совершила подвиг, потому что вложила в него свой талант, свою гражданскую ответственность, свою любовь к стране и народу. Фильм по заслугам был оценен и зрителем, и критикой. Ему была присуждена Государственная премия СССР.
Лиознова всегда мучительно долго, придирчиво выбирает сценарий новой работы. Нет, это не капризы, а требовательность, прежде всего к себе, желание не топтаться на месте, а двигаться дальше. Этим объясняется шестилетний перерыв после «Семнадцати мгновений весны».
Драматург А. Гельман написал злободневную пьесу, разоблачающую изъяны нашей жизни – очковтирательство, приписки, чиновнический произвол. Пьеса шла во многих театрах страны.
Но это не остановило Лиознову. Двухсерийный телевизионный фильм «Мы, нижеподписавшиеся» – это каскад блестящих актерских работ – Л. Куравлева, И. Муравьевой, Ю. Яковлева, О. Янковского, К. Лучко, ведущих в замкнутом пространстве железнодорожного вагона схватку за торжество правды. Интрига – подпишут или не подпишут акт о приемке хлебозавода члены комиссии облисполкома – держит зрителя в напряжении все две серии.
Но самое главное здесь – человеческие характеры, каждый из которых неповторим и является носителем определенной нравственной позиции. Как сказал однажды о Татьяне Лиозновой А. Гельман, «она с артистами нежно беспощадна».
Крутой поворот совершает Лиознова в следующей своей постановке («Карнавал»). Опять все для нее новое – жанр, стилистика, образы. «Карнавал» – музыкальная комедия, почти мюзикл, но с грустными интонациями, с крахом надежд. Еще работая над «Нижеподписавшимися», Лиознова «примеривала» будущий «Карнавал» на Ю. Яковлева, К. Лучко и, конечно, на И. Муравьеву – актрису пластичную, танцующую, владеющую голосом, умеющую с одинаковым мастерством петь, танцевать, кататься на роликах и при этом воплощать драматические ситуации, необходимые по роли.
Музыкальные пристрастия Лиозновой читаются во всех ее фильмах. Без отличной музыки, без проникновенной песни она не мыслит экрана.
И вкус ее в этом отношении безупречен.
Откровения героини – провинциальной девчонки, мечтающей завоевать Москву, выраженные в музыкальных монологах, в буффонадных танцах, органичны для сюжета. Татьяна Лиознова как-то обмолвилась: “Карнавал” чем-то похож на историю моей собственной жизни». Юная Таня Лиознова, как юная Нина Соломатина, бросилась в омут неизведанной творческой жизни. Но в отличие от своей героини выплыла, реализовала свой талант.
К сожалению, одна из работ Лиозновой оказалась вне поля зрения публики. В 1987 году по пьесе американского драматурга А. Копита она сняла телевизионный фильм «Конец света с последующим симпозиумом» – политический памфлет, направленный против атомной войны. В это время менялась внешняя и внутренняя политика, перестраивалась жизнь страны, и 3 серии этого телефильма были показаны всего один раз.
Много сил и времени отдала Татьяна Михайловна педагогической работе. Сначала она обучала студентов ВГИКа в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой, а с 1975 по 1980 год вместе с Л. Кулиджановым руководила актерско-режиссерской мастерской. Среди учеников профессора Т. Лиозновой ряд известных ныне кинематографистов.
Многие картины, поставленные Лиозновой, обладают уникальным качеством – они не стареют. Их с интересом смотрят и люди пожилого возраста, и молодежь. Каждое новое поколение находит в них созвучие своей жизни.
В 1984 году Т.М. Лиознова была удостоена звания народной артистки СССР. Она награждена орденами и медалями, ее картины отмечены призами на Всесоюзных и Международных киносмотрах.
Скончалась 29 сентября 2011 года в Москве.