ЛУНГИН Павел Семенович
ЛУНГИН Павел Семенович
Народный артист России, лауреат Каннского кинофестиваля, лауреат премий Академии кинематографических искусств «Золотой орёл» и «Ника», лауреат Национальной премии общественного признания достижений граждан Российской Федерации «Россиянин года»
Родился 12 июля 1949 года в Москве. Отец – Лунгин Семён Львович (1920–1996), драматург, киносценарист. Мать – Лунгина (Маркович) Лилиана Зиновьевна (1920–1998), переводчица. Супруга – Лунгина Елена, искусствовед. Сын – Александр (1971 г. р.), выпускник исторического факультета МГУ, сценарист. Сын – Иван (1979 г. рожд.), художник.
Дом Лунгиных – Семёна Львовича и Лилианы Зиновьевны – был одним из самых открытых в Москве. Владимир Войнович вспоминает: «…Там всегда с утра до вечера толклось много разного народу, приходили, пили, ели, общались, каждому находилось доброе слово… Если взять самых знаменитых людей того времени в литературе, театре, кино, то всех можно было здесь встретить...».
Отец Павла Лунгина, Семён Львович, – известный театральный драматург и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР, в соавторстве с Ильёй Нусиновым написал сценарии к таким фильмам, как «Жил певчий дрозд» (1972, режиссер О.Д. Иоселиани), «Агония» (1974, новая редакция – 1981, режиссер Э.Г. Климов). Их сценарии легли в основу любимых и знаменитых картин: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!» (1964, режиссер Э.Г. Климов), «Внимание, черепаха!» (1970, режиссер Р.А. Быков), «Розыгрыш» (1977, режиссер В.В. Меньшов), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979, режиссер Н.Б. Бирман).
Не все фильмы сразу выходили в прокат. Советская цензура, внимательно следившая за культурой, даже в детских фильмах умудрялась замечать скрытые политические аллегории. Так, в комедийной ленте о пионерском лагере «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!», поставленной тогда еще студентом ВГИКа
Э. Климовым, усмотрели пародию на самого Никиту Сергеевича Хрущева. Картина «Внимание, черепаха!» (режиссер Р. Быков) была закончена в год, когда советские танки вошли в Чехословакию, и, посмотрев эпизод, где дети спасают черепаху из-под гусениц танка, редакторы сказали: «…Ясно, ясно, на что намекаете... Древняя, маленькая, на «ч» начинается — а ее танками!» И разрешения выхода фильма на экраны удалось добиться с большим трудом. Потом была «Агония», которую выпустили в прокат лишь через семь лет после завершения.
Семён Львович преподавал, читал лекции по драматургии во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Его студенты с большим уважением и теплом отзывались о своем педагоге, вспоминали, как Семён Львович говорил: «Вы думаете, вы пишете сценарий? Нет, вы пишете свою судьбу. – И добавлял: – Покурим!..»
Мать – Лунгина (Маркович) Лилиана Зиновьевна – известный переводчик с французского, немецкого и скандинавских языков. Она переводила К. Гамсуна, Г. Бёлля, Г. Ибсена,
М. Фриша, Ф. Мориака, Б. Виана, Ф. Дюрренматта. А ее блистательные переводы книг шведской писательницы А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи – длинный чулок», «Приключения Эмиля из Леннеберги» стали классикой детской литературы. Первое издание «Малыша и Карлсона» на русском языке вышло в 1967 году. С тех пор эта книга переиздавалась бесчисленное количество раз. А фразы из «Малыша и Карлсона» – «спокойствие, только спокойствие», «пустяки, дело житейское», «лучший в мире истребитель пирогов», «так я не играю» – давно стали фольклорными. Такой популярности, как в нашей стране, у писательницы не было нигде в мире – и в этом заслуга Лилианы Зиновьевны.
До 14 лет Лилина Зиновьевна вместе с матерью жила в основном в Европе, где отец занимался закупкой оборудования для Советского Союза. Во Франции девочка принимала участие в спектаклях кукольного театра, организованного матерью. В 1930-х годах семья вернулась в СССР. Лилиана Зиновьевна окончила знаменитый ИФЛИ, училась в аспирантуре, преподавала, позже вела семинар молодых переводчиков.
Павел Лунгин и его младший брат Евгений выросли в окружении творческих людей, в атмосфере искусства, что определило их дальнейшую творческую жизнь.
После окончания московской средней школы в 1966 году Павел Лунгин поступает на отделение структурной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В 1971 году, получив диплом специалиста по математической и прикладной лингвистике, устраивается математиком-программистом в Институт социологических исследований. Но остается там недолго. Сказались гуманитарный склад характера, пример отца, увлеченность драматургией, появившаяся еще в студенческие годы. В 1973 году Павел становится редактором отдела науки в «Литературной газете», работает там, как бы «на подступах» к драматургии.
Сценарный дебют состоялся в 1975 году. По сценарию Павла Лунгина на Киностудии имени М. Горького режиссер В.А. Горлов поставил картину «Все дело в брате». А в 1980 году Павел поступает на сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров, в мастерскую Г.Н. Данелии и М.Г. Львовского.
До 1989 года Павел Семёнович работает сценаристом на ведущих студиях страны. За эти годы по его сценариям поставлено в общей сложности 10 фильмов. В том числе приключенческие картины «Конец императора тайги» (1978, режиссер В. Г. Саруханов) и «Непобедимый» (1983, режиссер Ю.А. Борецкий) с Андреем Ростоцким в главной роли. Картины имели широкий зрительский успех, стали лидерами проката.
В 1983 году П.С. Лунгин пишет пьесу для театра по произведению Е.С. Вентцель «Вдовий пароход», которая стала московским дебютом известного театрального режиссера Г.Н. Яновской.
Но главным для Павла Лунгина остается кино. После написания сценария к киноленте «Попутчик» (1986) он решает заняться режиссурой самостоятельно. Правда, осуществить мечту Павлу Семёновичу удается только в 1990 году, когда он пишет сценарий «Такси-блюз».
Сценарий картины попал в руки влиятельного французского продюсера М. Кармица. Он вложил в картину часть средств, в производстве также приняли участие киностудия «Ленфильм» и Госкино. Одну из главных ролей в картине исполнил Пётр Мамонов – артист, с которым Павел Лунгин вновь встретится через 15 лет, чтобы снять еще одну этапную картину – фильм «Остров». Оператором фильма «Такси-блюз» выступил Д. Евстигнеев (премия за лучшую операторскую работу Киноакадемии «Ника»).
Дебют Павла Лунгина в режиссуре оказался громким. Картину отобрали в конкурсную программу самого престижного киносмотра в мире – Международного Каннского кинофестиваля, где Павел Лунгин получил приз за лучшую режиссуру. Картина принесла автору известность на Западе и в России.
В 1990-е годы деньги на кинопроизводство Павлу Лунгину оказалось легче найти во Франции. Он переезжает в Париж, хотя часто бывает в России.
В этот период у Павла Семеновича выходит несколько документальных картин: «ГУЛАГ – секрет счастья» (1991), «Подпольный пионер» (1993), «Ницца: маленькая Россия» (1993), «Эскимосы: ненужный народ» (1994), «Владимир Маяковский» (1998) – все они были показаны по французским и немецким телеканалам. А также художественные фильмы: «Луна-парк» (1992), главную роль в картине исполнил замечательный актер Олег Борисов; следующий фильм «Линия жизни» (1996) получил Гран-при кинофестиваля «Mystfest» (г. Турин, Италия).
В 2000 году выходит фильм «Свадьба» и снова приносит ряд наград своему создателю. Среди самых престижных призов – специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Каннах «За лучший актерский ансамбль» (М. Миронова, Н. Коляканова, М. Башаров, M. Гoлубкинa, A. Пaнин, И. Pутбepг, A. Ceмчeв, В. Cимoнoв, M. Гoлуб).
Как не раз высказывался в своих интервью Павел Лунгин, он – актерский режиссер, очень любит импровизационный метод работы с актерами. Видит их не в качестве инструмента, а восхищается игрой и талантом, старается превращать съемочную площадку в место творчества, а не рутинной работы. Среди актеров, которых он выделяет и с удовольствием приглашает в свои картины, – П. Мамонов, С. Гармаш, К. Хабенский, М. Миронова,
Н. Коляканова.
Знаковой можно назвать и следующую картину Павла Лунгина – «Олигарх» (2002), снятую по роману Ю. Дубова «Большая пайка». В ней режиссера, как всегда, интересовала «хроника меняющегося времени»: картина рассказывала о том, как и откуда появились первые российские капиталисты, отражала общественный слом, когда «интеллигенция изменила своим идеалам, показывала неизбежное столкновение свободных предпринимателей с охранительной машиной государства».
«Олигарх» стал первым фильмом в постперестроечной России, который собрал в прокате больше миллиона долларов.
В 2003 году на экраны выходит трагикомедия «Бедные родственники» по сценарию Г. Островского и получает все главные призы Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий» (Г. Островский), «Лучшая мужская роль» (К. Хабенский). А российские кинокритики присвоили С. Гармашу премию «Белый слон» как лучшему актеру второго плана.
В 2004 году Павел Лунгин создает в России собственную продюсерскую кинокомпанию – «Студию Павла Лунгина», которая за первые годы работы спродюсировала несколько заметных телевизионных и кинопроектов. Так, событием стал показ по телеканалу НТВ сериала «Дело о мертвых душах» (2005) по мотивам произведений Н.В. Гоголя, сценарий к которому написал Ю. Арабов; фильм «Жестокость» (2007, режиссер Т. Любакова), на котором Павел Лунгин впервые выступил исключительно в качестве продюсера. «Жестокость» была отобрана для участия в конкурсе Открытого Российского фестиваля «Кинотавр-2006».
Самым успешным фильмом кинокомпании стал «Остров» (2006), снятый Павлом Лунгиным по сценарию Д. Соболева. Зрительский успех некоммерческого фильма стал главной сенсацией года. А по признанию критиков и зрителей, – одной из лучших работ режиссера и лучшим фильмом года.
«Остров» удостоен шести наград Национальной академии киноискусства «Золотой орёл-2006» («Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (П. Лунгин), «Лучшая операторская работа» (А. Жегалов), «Лучшая сценарная работа» (Д. Соболев), «Лучшая мужская роль» (П. Мамонов), «Лучшая мужская роль второго плана» (В. Сухоруков); премии кинокритиков «Белый слон» за «Лучшую мужскую роль»; премии «Белый квадрат» за «Лучшую операторскую работу 2006 года»; шести премий Национальной киноакадемии «Ника-2006» («Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа звукорежиссера», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана»). Международное киносообщество также выразило свое признание картине, фильм «Остров» закрывал программу 63-го Международного кинофестиваля в Венеции. Фильм принимал участие в Неделях русского кино в Нью-Йорке и Париже, в Лондонском кинофестивале, фестивале в Монреале (Канада) и фестивале независимого кино в городе Санданс (США). Он признан лучшим христианским фильмом 2006 года, открывал Фестиваль духовного кино в Риме, его создатели удостоены грамот Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Павел Семёнович принимает активное участие в общественной кинематографической жизни. Он не раз выступал в средствах массовой информации, обращая внимание на необходимость государственного регулирования в современном российском кинематографе; выражал обеспокоенность тем, что кинематографом зачастую пытаются заниматься дилетанты, далекие от искусства, таким образом вводя экономическую цензуру вместо идеологической цензуры советских времен.
Как сказано в одной из рецензий, посвященной творчеству Павла Лунгина, «…для фильмов режиссера Павла Лунгина характерно ощущение какой-то забытой светлой правдивости». В каждой работе предметом интереса и размышления режиссера является человек – то состояние человека, когда в нем просыпается душа, когда что-то позволяет ему совершить поступок или принять сложное, «невыгодное» решение. Может быть, в таком творческом методе и кроется секрет того, почему каждую новую работу режиссера с нетерпением и вниманием ждет зритель.
В свободное время Павел Лунгин очень любит путешествовать, увлекается дайвингом. Одной из своих слабостей считает пристрастие к хорошей и вкусной еде.