МАКАРОВА Инна Владимировна (1926-2020)
Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии
Первая роль, сделавшая актрису знаменитой, – Любовь Шевцова в «Молодой гвардии» и долгая актерская жизнь, наполненная прекрасными киноработами и сотрудничеством с великими актерами и режиссерами, огромная популярность и любовь зрителей. Макарова не просто играла – жила. Ее красота вдохновляла, мастерство поражало. Для многих она по-прежнему воплощает образ идеальной актрисы.
Родилась 28 июля 1926 года в городе Тайга Новосибирской области. Отец – Макаров Владимир Степанович, работал диктором, был членом Союза писателей СССР. Мать – Герман Анна Ивановна, литературный редактор-корреспондент, работала заведующей литературной частью театра «Красный факел» в Новосибирске. Первый супруг – Бондарчук Сергей Фёдорович (1920–1994), народный артист СССР, кинорежиссер. Второй супруг, с которым они прожили более 40 лет, – Перельман Михаил Израилевич (1924–2013), доктор медицинских наук, профессор, действительный член АМН СССР-РАМН, директор Научно-исследовательского института фтизиопульмонологии ММА имени Сеченова (1998–2013). Дочь – Бондарчук Наталья Сергеевна, актриса, кинорежиссер, заслуженная артистка России. Внук – композитор Иван Николаевич Бурляев. Внучка – актриса Мария Николаевна Бурляева. Есть правнуки.
Трудно сказать, что наталкивает людей на выбор профессии. Призвание? Окружение? Случай? Иногда все вместе, иногда что-то одно. Первое осознанное движение к будущей профессии у Инны Макаровой произошло в 4-м классе, в Новосибирске, где прошли ее детство и юность. В один из дней школьники узнали, что их одноклассник Мироша Бучин занял первое место на смотре юных талантов в Москве за чтение басни. Результатом этого неожиданного для многих успеха явилось создание в школе драматического кружка, и первой ролью, сыгранной маленькой Инной Макаровой на сцене, стала бессловесная роль поповны в инсценировке сказки «О попе и работнике его Балде». Потом последовали новые роли, традиционное волнение перед каждым выходом на сцену, первый успех, первые аплодисменты.
Увлечение театром захватывало все больше, и Инна Макарова выдержала сложные вступительные экзамены в драматический кружок в Доме художественного воспитания детей. Ее зачислили сразу в старшую группу.
Наступило лето 1941 года, началась Великая Отечественная война. В Новосибирск были эвакуированы из Ленинграда пушкинский театр, филармония, ТЮЗ. На репетициях драматического кружка стали появляться выдающиеся мастера сцены: Корчагина-Александровская, Юрьев, Николай Симонов. Инна Макарова уже тогда поняла, что ей уготована роль актрисы. Но сильнее всего ее манило кино. Ее кумиром была Любовь Орлова. Макарова хотела поскорее научиться играть, петь, танцевать не хуже главной звезды советского экрана. Инна окончательно решила, что нужно продолжать обучение актерскому мастерству. Это стало началом творческой жизни будущей звезды отечественного кинематографа.
Окончив 10-й класс, Инна вместе со своей старшей подругой отправила заявление во Всесоюзный государственный институт кинематографии, находящийся в эвакуации в Алма-Ате. Путешествие во взрослую, самостоятельную жизнь началось для нее в мягком вагоне скорого поезда 28 июля 1943 года.
Инна Макарова приехала на месяц раньше начала экзаменов. Она оказалась не одинока, и педагоги решили устроить предварительный просмотр. Даже на это предварительное прослушивание пришли видные кинорежиссеры, актеры, педагоги. За экзаменационным столом сидели Григорий Львович Рошаль, Борис Владимирович Бибиков, Ольга Ивановна Пыжова. После зачисления в институт счастливчики, а среди них была Инна, вернулись домой за теплыми вещами, а ВГИК реэвакуировался. После приезда в Москву Инна Макарова приступила к учебе, став студенткой 1-го курса мастерской С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.
О том, что С.А. Герасимов собирается экранизировать роман А. Фадеева «Молодая гвардия», стало известно тогда, когда Инна Макарова училась уже на 3-м курсе. Сергей Аполлинариевич решил привлечь к работе над фильмом и студентов.
Сергей Герасимов нередко говорил, что Инна Макарова одна из любимых его учениц, она вдумчиво и внимательно относится к жизни, а это для артиста главное, человек она темпераментный, обладает мгновенной реакцией актера, и роль Любки Шевцовой была очень близка ей по духу. Претендентов на роль Любки Шевцовой было много.
Все решилось благодаря отрывку из «Кармен» по П. Мериме, который поставила для Инны студентка из режиссерской группы Татьяна Лиознова. Ее обворожительная улыбка, лукавый блеск в глазах, стремительный бурный танец, все излучало жизнь, радость, солнце. Это и увидел автор «Молодой гвардии» писатель «Молодой гвардии» Александр Фадеев: «Я не знаю какая была Кармен, но что это – Любка Шевцова, я вас уверяю». Так молодая актриса получила первую серьезную роль в кино. Свой танец «Кармен» И. Макарова исполнила в эпизоде картины, где отважная подпольщица выступала перед немцами. Еще до съемки легендарного фильма С.А. Герасимов помог своим студентам освоиться в ролях юных подпольщиков на сцене. Первыми увидели инсценировку по роману «Молодая гвардия» зрители Театра киноактера. На спектакле побывали все театральные и творческие знаменитости. Кого только там не было – и Фаина Раневская, и поэт Михаил Светлов, и великий тенор Иван Козловский, и львиная доля успеха принадлежала именно Инне Макаровой. Инна Любку Шевцову сыграла так естественно, что в сознании миллионов зрителей облик Любки навсегда соединился с Инной Макаровой. В 1949 году за исполнение этой роли в фильме «Молодая гвардия» Инну Макарову, совсем молодую тогда актрису, удостоили Сталинской премии 1-й степени. Невероятная популярность была у кинофильма «Молодая гвардия»: две серии фильма посмотрело 65 миллионов человек.
Картина «Молодая гвардия» подарила Инне Макаровой не только известность. Во время съемок «Молодой гвардии» она вышла замуж за Сергея Бондарчука, тогда студента, только что вернувшегося с фронта, поступившего на III курс к С. Герасимову. Супруги были вместе со студенческой скамьи и прожили без малого 10 лет. У них родилась дочь Наташа, ставшая впоследствии актрисой и кинорежиссером.
В 1948 году И.В. Макарова окончила ВГИК. Очень многие театры приглашали ее для работы, но она предпочитала кино. После «Молодой гвардии» Инна Макарова свою следующую большую роль ждала 10 лет. В то время ей доставались роли второго плана и в не самых впечатляющих картинах. Конец 1940-х годов был не простым для советской киноиндустрии. По всей стране в год снималось по 5–6 фильмов. К съемкам был допущен ограниченный круг людей.
Инна Макарова вновь заблистала на экране в фильме «Высота» (1957). Это было потрясение. Ее партнером по фильму был прекрасный актер Николай Рыбников. Еще ни одна советская актриса не выглядела на экране столь свободно и не закомплексовано. Режиссер Александр Зархи дал установку актрисе быть веселой и разбитной и Макарова прекрасно жила на экране в предлагаемых обстоятельствах. Резкие жесты и лихие мальчишеские повадки монтажницы-высотницы Кати Петрашень актриса подметила в жизни. Несколько месяцев она провела на строительстве домны. Съемки проходили на 60-метровой высоте. Для достижения максимальной достоверности съемки Н. Рыбников и И. Макарова отказались от услуг дублеров. Актеры рисковали жизнью. В итоге фильм «Высота» получился одной из самых эффективных кинокартин своего времени. Кинокартина «Высота» была с восторгом встречена советскими и зарубежными зрителями. В 1957 году на Х Международном кинофестивале в Карловых Варах фильм «Высота» получил главную премию – «Хрустальный глобус», золотую медаль на международном кинофестивале в Москве, особый приз и первая премия за комбинированные съемки на кинофестивале в Москве и признан одним из лучших фильмов 1958 года по опросу читателей «Советской культуры».
Фильм о военном враче, который через всю жизнь пронес любовь к одной женщине, был снят по роману писателя и драматурга Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Над сценарием фильма «Дорогой мой человек» Юрий Герман работал вместе с режиссером Иосифом Хейфецем. Образы главных героев сразу писались под Алексея Баталова и Инну Макарову. Эта картина принесла еще одну волну всенародной любви, в которой Макарова сыграла одну из лучших своих ролей – геолога Вари. До съемок «Высоты» Инна Макарова и Алексей Баталов работали вместе на съемках фильма «Дело Румянцева» (1955). После съемок Юрий Герман подарил актрисе книгу с надписью: «Инне – Варе. Макаровой – Степановой». Варю Степанову актриса считает одной из своих любимых героинь.
Но самый драматический и захватывающий сценарий преподнесла Бондарчуку и Макаровой сама жизнь. За совместную жизнь чего только им не пришлось перенести: и неустроенный быт, и безвестность, отсутствие денег, но семейная лодка, лавируя, с легкостью обходила все эти препятствия. Она разбилась о другое. Макарова была сосредоточена на карьере, которая пошла в гору. Пришло время хрущевской оттепели и Макарова легко списалась в ритм нового времени. Она полностью ему соответствовала и полностью его отражала. Это было время шестидесятников. Оба супруга стали очень популярны и все свое время отдавали творчеству. Их разлучил кинематограф: из-за съемок супруги стали меньше видеться, огромная популярность ставшего к тому времени народным артистом СССР Сергея Бондарчука, назойливое внимание почитательниц таланта артиста, присылавших мешками писем их восторга, все это не способствовало сплочению семьи. В это время, а это случилось во время съемок картины «Дорогой мой человек», И. Макарова приняла для себя окончательное решение расстаться с любимым. Расставание было тяжелым для обоих.
Удивительно, но Макарова частично повторит судьбу своей героини из фильма «Дорогой мой человек». После развода пройдет долгих 14 лет. По воле судьбы она встретит Михаила Израилевича Перельмана, человека, в котором она найдет гармонию, которой ей не хватало в предыдущем браке. Впервые они встретились в Новосибирском госпитале во время войны: он был начинающим врачом, а 15-летняя Инна выступала с участниками театрального кружка перед ранеными. М.И. Перельман – выдающийся советский и российский хирург, известный своими научными работами в области торакальной хирургии, академик АМН СССР–РАН и народная артистка СССР И.В. Макарова прожили в счастливом браке более 40 лет.
Путь Инны Макаровой в киноискусстве – это постоянный рост артистического мастерства. Ей под силу сложные драматические характеры, мудрый юмор.
Инна Макарова мечтала о глубокой драматической роли, а ей приходилось играть своих современниц.
В 1962 году вышел на экран фильм «Девчата», снятого режиссером Юрием Чулюкиным по одноименной повести Бориса Бедного. Звезда 1950-х Инна Макарова соглашается на роль дурнушки и старой девы (Надя), которая готова выйти замуж за любого, кто предложит. Актрисе ее роль вообще не понравилась. Но Макарова не была бы звездой, если бы не приняла этот вызов. Роль она сыграла так, что ее эпизодическая героиня запомнилась всем без исключения. Сценарист Борис Бедный наделил Надю сильным характером: в финале она понимала, что брак с «Ксан Ксанычем» не украсит серых будней, и отказывает жениху прямо на пороге выделенной будущим молодоженам комнаты. Эти сцены были сыграны и сняты, но в картину не попали. Это режиссер Чулюкин решил все переиграть, Надя была обречена на старого неинтересного мужа. Инна Макарова обиделась за свою героиню, не простила этого режиссеру и на премьеру не явилась. «Девчата» получили награды на фестивалях в Аргентине, в Шотландии и даже диплом Каннского фестиваля, правда, фильмов для молодежи.
Яркие и запоминающиеся роли актрисы были в картинах «Женитьба Бальзаминова», «Женщины» и «Русское поле».
Без всяких проб режиссер Константин Воинов пригласил актрису сыграть в комедии «Женитьба Бальзаминова». Она сыграла Анфису Пежёнову одну из сестер, которых братья заточили дома. Режиссер собрал целое созвездие актеров: Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Николай Крючков, Ролан Быков, Инна Макарова, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Нонна Мордюкова. Фильм получился красочным и колоритным.
В 1966 году состоялся режиссерский дебют Павла Любимова в мелодраме «Женщины» по новеллам молодой писательницы Ирины Велембовской. Фильм имел оглушительный успех у публики и стал одним из лидеров советского проката 1966 года, собрав у экранов около 37 миллионов зрителей. Это рассказ истории жизни 3-х одиноких работниц мебельной фабрики. Во многом своим успехом фильм был обязан Инне Макаровой. 40-летняя Макарова в роли Дуси Кузиной была необыкновенно хороша. Как умопомрачительно она танцевала твист и поражала не здешним изяществом. Это по ее инициативе Велембовская написала знаменитую сцену с чемоданом. «Потом какой-то польский журнал устроил соревнование: чей проход лучше – Софи Лорен (в фильме «Чочара»), когда идет за мужиками, или мой с чемоданом. И я выиграла у поляков!» – рассказывала Инна Владимировна. Роль Дуси, кстати, высоко оценил первый муж актрисы – режиссер Сергей Бондарчук, с которым она сохранила хорошие отношения и после расставания.
В конце 1980-х актриса стала сниматься реже, а с началом 1990-х и вовсе исчезла с экранов, посвятив себя концертной деятельности. В середине 2000-х годов Макарова вновь вернулась к актерской карьере, став появляться в различных телесериалах.
1986 год принес актрисе последнюю главную роль прошлого века. Инна Макарова сыграла роль Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, в биографическом фильме о поэте «Лермонтов».
А в 1988 году Инна Макарова сыграла последнюю роль до перерыва – вдову Ирину Семёновну в картине «Сороковой день». После этого актриса продолжила периодически, раз в 5-10 лет появляться на экранах, но регулярной занятости в кино у актрисы больше не было.
Затем Инна Макарова все же появилась один раз на экранах и в 1990-е и снова ушла в сценические актрисы. Новой ролью артистки, которая стала последней ролью Макаровой в прошлом тысячелетии, была эпизодическая роль дамы в 140-й серии сериала «Кафе “Клубничка”» в 1996 году.
Вернулась на экраны актриса уже в 2006 году, снявшись сразу в 6-ти фильмах, из которых выделяется сериал «Капитанские дети», в котором актриса сыграла главную роль Эмилии Павловны Гриневой.
Также внимание зрителей особенно привлекли историческая лента «Пушкин. Последняя дуэль» и мелодрама «Большая любовь».
В 2007 году актриса снялась еще в трех фильмах. Инна Макарова вернулась к роли Екатерины Загряжской, которую исполняла в картине «Пушкин. Последняя дуэль», в фильме «Одна любовь души моей». В новой картине роль Екатерины стала уже не второстепенной, а главной.
В этом же году актриса исполнила еще одну главную роль. Инна Макарова сыграла роль Швецовой в четвертом фильме сериала «Оплачено смертью» под названием «Тайна вольных каменщиков». Также в 2007-м актриса появилась еще в одном сериале. Инна Макарова появилась в образе школьной учительницы Ушаковой в серии «Посмертный дебют», пятом фильме сериала «Срочно в номер».
После 2007 года наступил еще один длительный перерыв в кинематографической карьере актрисы.
В кинобагаже Макаровой больше 50 фильмов. Наиболее часто снималась в жанрах: драма, мелодрама, комедия.
Инна Макарова была актрисой Театра-студии киноактера. Инна Владимировна провела много встреч со зрителями в стране и за рубежом, рассказывала о Театре-студии киноактера. В трудные перестроечные годы стала больше заниматься концертной деятельностью. С гордостью и
нежностью Инна Владимировна вспоминает, что в кино ей довелось работать с изумительными русскими актерами: Борисом Андреевым, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым, Евгением Леоновым, Сергеем Бондарчуком, Сергеем Лукьяновым, Нонной Мордюковой, Василием Шукшиным и многими другими.
Последние на сегодня фильмы и проекты, где задействована актриса Инна Макарова – это Тайна Снежной Королевы (2013) - роль: волшебница, Бабье лето (2011) и Оплачено смертью (2007).
И.В. Макарова – народная артистка СССР (1985), лауреат Сталинской премии (1949), академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), Дружбы (2002), Трудового Красного Знамени, медалями «В память 850-летия Москвы», «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени (2001). На кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге награждена Специальным призом «Признание» (2006).
Инна Владимировна Макарова сыграла великое множество задорных, лукавых и темпераментных женщин. Она до последних дней оставалась неисправимым романтиком и была уверена, что мир можно изменить мудрым словом, слезами или улыбкой. Кроме талантливой дочери Натальи – актрисы, режиссера, сценариста, продюссера, у нее выросли талантливые внуки – композитор Иван Бурляев и актриса Мария Бурляева, есть правнуки.