МАРТЫНОВ Андрей Леонидович
МАРТЫНОВ Андрей Леонидович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола
Родился 24 октября 1945 года в Иваново. Отец – Мартынов Леонид Николаевич. Мать – Мартынова Екатерина Андреевна. Сын – Мартынов Александр, сценограф, театральный художник, живет и работает в Берлине. Внуки: Максим, Николай, Элен.
Отец Мартынова родом из деревни, работал преподавателем истории, а мать – учителем начальных классов. В их семье росли еще два сына – Рудольф и Юрий. У Леонида Николаевича было слабое зрение, и весь дом практически держался на матери.
Первые впечатления о театре у Андрея Мартынова неразрывно связаны с отцом, который принимал участие в художественной самодеятельности. В Иваново после войны сформировался замечательный театр слепых, в состав которого входили и те люди, которые не полностью потеряли зрение. Приблизительно в возрасте 4 лет Андрея повели в клуб, где он впервые увидел отца на сцене – мальчик не сразу узнал его в гриме и гусарском костюме. Тогда представляли известный старинный водевиль «Замужняя невеста». Потом Андрей увидел отца в другом спектакле – по пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица».
Другим ярким впечатлением стал кукольный театр. В детский сад приехали люди с чемоданом и огромной ширмой, и поначалу это событие не предвещало ничего интересного. Но когда в зале погас свет и началось представление, маленький Андрюша был потрясен. А вернувшись из детского сада домой, решил сделать свой собственный кукольный театр. Из подручных средств – ниток, картона, цветных лоскутков – сам смастерил кукол и декорации, поставил пьесу и играл все роли.
Еще на воспитание будущего актера очень повлияло радио, которое в те времена считалось единственным источником информации и художественного вещания. В семье Мартыновых часто слушали «Театр у микрофона», а также утренние передачи для детей. Когда Андрею в детстве читали сказки, он запоминал их наизусть, особенно ему нравились русские народные, а самой любимой стала «Щи из топора». Так же со слов мальчик выучил и рассказы Жидкова для детей, которые с удовольствием декламировал в детском саду.
Во время прослушивания радиопередач он узнал Бабанову, Грибова, Ильинского, Литвинова, Плятта и многих других. Из музыки ему запомнились голоса Лемешева, Пирогова, Козловского, Шульженко – он знал наизусть все их романсы и песни. Когда никого не было дома, Андрей часто читал вслух, хотя тогда еще не подозревал, насколько хороша эта практика для актера. Уже впоследствии, когда Мартынов приехал в Москву на вступительные экзамены в институт, выяснилось, что у него сформировалась удивительно чистая речь, и никто из педагогов даже не мог предположить, что абитуриент приехал из Иваново.
Андрей учился в средней школе № 33, в которой сложилась удивительная атмосфера творчества – каждый год проходили смотры, конкурсы художественной самодеятельности, каждый класс готовил свою программу. Если в младших классах дух соревнования был невелик, то старшеклассники, особенно выпускники, вели активную борьбу за первенство. В школе действовал драмкружок, или, как его еще называли, Театр миниатюр. Главным учителем актерского мастерства для ребят стала Фрида Яковлевна Серебрякова, преподаватель литературы. Многое делал для театра и директор школы Георгий Алексеевич Мизонов. Репертуар был самым разнообразным: ставили пьесы и классиков (Островского, Чехова), и современных авторов.
Однажды Андрей услышал радиотрансляцию спектакля Малого театра «Горе от ума». Тогда он узнал корифеев сцены – Зубова, Царева, Яблочкину, Турчанинову, Рыжову и остался под большим впечатлением. В те годы с книгами было трудно, но Мартынов все-таки нашел это произведение и выучил всю пьесу наизусть, исполняя ее потом в разных ролях. Помимо этого, он запоминал целые поэмы Некрасова, а однажды выучил услышанную по радио сценку по рассказу А.П. Чехова «Канитель» в исполнении Блюменталь-Тамариной и Москвина и вскоре прочитал ее на школьной сцене. Андрей играл одновременно и дьячка, и старушку. Успех его выступления был настолько грандиозным, что впоследствии этот рассказ ему довелось прочитать еще сотни раз.
Мартынов очень любил сольные номера, прекрасно читал басни, а в 9–10-м классах на различные конкурсы обязательно учил какой-нибудь новый рассказ А.П. Чехова. В 10-м классе Андрей понял, что хочет развивать свои актерские способности, и решил после выпускных экзаменов поехать в Москву и поступать в театральный институт. В школе не сомневались, что ему уготована судьба актера, однако сам мальчик долго скрывал от родных, что мечтает об этой профессии.
В 1962 году, когда Мартынов оканчивал 10-й класс, в Иваново на гастроли приехал МХАТ. Андрей решил просить Алексея Николаевича Грибова, чтобы тот прослушал его и подсказал – что и как читать на вступительных экзаменах в Школу-студию Художественного театра, и получил согласие. Мальчик навсегда запомнил эту встречу – до этого он никогда не бывал в гостинице, в номере люкс. Он увидел полированную мебель, была весна, на столе стояли букеты с ландышами, а он, заикаясь, читал свою программу. Тогда Грибов спросил: «Понимаете ли вы, что вы читаете?» – «Ну... конечно, понимаю...» – смутился будущий актер. «А мне кажется, что – нет», – и сыграл этюд, обращаясь куда-то в угол, так, что Андрей даже невольно обернулся... Он был поражен этим маленьким кусочком мастерства, которое продемонстрировал великий актер. Но Грибова удивило то, что школьник говорил об «Осенней скуке» Некрасова – это произведение, в котором сам Грибов гениально играл главную роль и которое мало кто знал в таком раннем возрасте, и, вероятно, понял, что у мальчика все-таки присутствует вкус и настоящее понимание. Также ему понравилось умение Андрея подражать другим артистам. Вечером после спектакля он познакомил его с Николаем Алексеевым, молодым актером МХАТа, педагогом Школы-студии, который взял у Мартынова домашний адрес, и они расстались.
После окончания школы Андрей действительно получил из Москвы письмо от Алексеева с приглашением приехать сразу на второй тур экзаменов. Но тогда Мартынову не было суждено поступить в институт – его не взяли. В Щукинском училище Андрея снова постигла неудача. «Вам надо возмужать», – сказали ему в приемной комиссии. Он уехал домой, хотя его просили остаться и сдавать экзамены в Щепкинское училище, которые проходили позднее. Весь год до следующей весны он работал каменщиком в строительной бригаде, а потом сразу поступил на актерский факультет ГИТИСа, на курс Иосифа Моисеевича Раевского, который являлся заведующим кафедрой актерского мастерства и набирал студентов. Так сбылась мечта Андрея Мартынова стать актером.
Но впереди еще были годы учебы – студенческая жизнь протекала благополучно, Андрея очень любили, считали характерным комедийным артистом, с большим чувством юмора. Но со 2-го курса всех мальчиков призывного возраста призвали на 3 года в армию. Сначала Мартынов служил в войсках ПВО в Московском округе, затем объездил всю Среднюю Азию. В армии сложился хороший коллектив, солдаты занимались самодеятельностью, Андрей снова читал «Канитель» А.П. Чехова, а также готовил как чтец и другие произведения.
После службы он возвратился в Москву и восстановился на 2-м курсе института, где преподавала В.А. Вронская. Постепенно учеба наладилась, Мартынов успешно выступал в отрывках. А потом на курс пришел Павел Хомский и открыл перед студентами современный театр. Хомский в числе нескольких студентов взял Мартынова к себе в ТЮЗ, где большую часть труппы составлял молодежный коллектив. Шел 1970 год – год 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина. Хомский ставил «Грозовой год» по сценарию А. Каплера.
В учебном театре студенты работали над дипломными спектаклями, который ставили В.А. Вронская и П. Хомский. Мартынов прекрасно сыграл в пьесе А.Н. Островского «Светит, да не греет». Затем – «Глубокая разведка», спектакль, в котором молодой актер прекрасно справился с главной героической ролью. Поначалу педагоги возражали, но после выхода на сцену спектакль пользовался огромным успехом. Во время учебы Мартынов сыграл грандиозную и феерическую роль Мышлаевского в «Днях Турбиных» по М. Булгакову. Андрей прекрасно пел за другого актера партию в спектакле «Эпиталама» (его голос классифицировался как бас-баритон). Ему посчастливилось встретить удивительного педагога по вокалу – Г.П. Рождественскую, они вместе разучили более 200 произведений русской и зарубежной классики. Эти спектакли актеру очень дороги, в те времена их даже смотрели вторые режиссеры известных киностудий страны.
Окончив ГИТИС в 1970 году, Андрей Мартынов начал работать в Московском театре юного зрителя. Еще в учебном театре на спектаклях присутствовала З.Д. Курдюмова, второй режиссер, работавшая со Станиславом Ростоцким над нашумевшим фильмом «Доживем до понедельника». Однажды она принесла актеру сценарий по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», которая вышла в журнале «Юность» в 1969 году. Трагические судьбы девушек-зенитчиц, погибших в неравных боях, никого не оставили равнодушным, а Станиславу Ростоцкому эта тема была особенно близка. Он сам прошел войну, и ему спасла жизнь женщина, медсестра. Она вытащила его, раненого, с поля боя и несла несколько километров на руках. В память об этом подвиге Ростоцкому хотелось снять картину о женщинах на войне.
Для съемок на Киностудии имени Горького искали молодых и неизвестных актеров, а Мартынова Зоя Дмитриевна запомнила еще со времен учебного театра. Сценарий просто потряс актера, и он понял, что обязательно должен играть в этом фильме. Андрей сразу почувствовал, что это его материал, что все высокие ноты, которые заданы автором, звучат в его сердце. Он понимал, что такой картины больше не будет никогда. Курдюмова познакомила Мартынова с Ростоцким, режиссер поначалу сомневался в выборе актера, но на пробы все-таки согласился. В результате Андрея тайным голосованием утвердила вся съемочная группа начиная с осветителей и работников сцены – у режиссеров существовала подобная практика, а коллектив С. Ростоцкого в большей части состоял из фронтовиков.
Без подготовительного периода и репетиций группа приступила к съемкам. Фильм снимался в Карелии, и сделать его предстояло за один летний сезон, чтобы уложиться в срок «от снега до снега». Пришлось много работать, снимать даже белыми ночами. Несмотря на то, что до этого Мартынов 3 года отслужил в армии и какой-то навык у него уже был, работать оказалось нелегко – сказывалась громадная нагрузка и внутренняя, и физическая. В составе съемочной группы работал майор Зайцев, который занимался с актрисами строевой подготовкой. По болоту ходили в гидрокостюмах, приходилось делать много дублей. Иногда актеры просто падали от усталости. Процесс съемок оказался чрезвычайно сложным – Андрей еще не был опытным актером и не знал, как вести себя перед камерой. Приходилось учиться всему прямо на съемочной площадке. Но во время основных сцен режиссер «отпускал» актера, давая ему возможность импровизировать. Для съемок Мартынов даже отрастил усы. С режиссером они условились, что у Васкова в фильме будет своеобразный говорок – местный диалект, а поскольку Андрей родом из Иваново, ему было достаточно просто говорить на окающем языке. Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие...» стала для Андрея Мартынова звездным дебютом – 26-летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно. Картина, рассказывающая об одном из бесчисленных эпизодов самой страшной в истории войны, получилась настолько проникновенно трагической, что не могла оставить равнодушным и отечественного, и зарубежного зрителя. У народа фильм, удивительно тонко и искренне отображавший все тончайшие движения человеческой души, переживания и эмоции, имел колоссальный успех. В финале, когда Васков сидит один после гибели всех девчонок, из репродуктора доносится голос диктора Ю. Левитана: «…На фронте без перемен… идут бои местного значения…». И в этом вся война – с ее обманчивой, звенящей тишиной и отчаянием потерь.
«А зори здесь тихие…» сначала показывали в Италии – в Венеции и Сорренто, и только потом этот фильм увидел весь мир. В кинотеатр «Россия» очередь стояла в течение месяца. В общей сложности только в 1972 году картину посмотрели десятки миллионов человек, она стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а Голливудской академией киноискусства признана одной из пяти лучших мировых картин года. Только в Китае фильм показывали по всем телевизионным каналам
176 раз, а творческая группа объехала весь земной шар. Когда спустя годы по пекинскому телевидению Андрей Леонидович увидел этот фильм, где он прекрасно говорит по-китайски, даже заплакал – хорошо зная технику дубляжа, он понял, насколько это высокий класс. Картина получила приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран была номинирована на «Оскар».
За роль Федота Васкова Андрей Мартынов удостоен Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, а сам фильм стал классикой отечественного кинематографа и признан одной из лучших кинолент о войне.
Дорогая сердцу драматическая роль для Мартынова – это и Кирьян Инютин из фильма «Вечный зов». Актер тогда впервые снялся в телевизионном проекте такого масштаба, прожив на экране целую жизнь. Его Кирьяна полюбила вся страна. Андрей Леонидович старался максимально приблизиться к созданию образа – на съемках ему выстроили специальную таратайку, на которой он мог ездить так, что на первом плане не было видно ног. В наиболее сложных кадрах, когда Кирьяна снимают с поезда и передают из рук в руки, его подменял дублер. Когда актер играл сцену на вокзале, где Анфиса встречает Кирьяна с войны уже инвалидом, он практически ощутил всю ситуацию на себе и понял: единственное, что может помочь человеку выжить после всех бед и лишений войны, – это надежда на то, что хоть один человек ждет его всегда и примет любым. Конечно, этим человеком должна быть жена. Но не каждой женщине дано быть сильной, и не каждой Бог дарит такую любовь и способность сохранить ее, что бы ни случилось. Сколько бы лет ни прошло, а смотреть эти кадры без слез невозможно. Пронзительность этой сцены – заслуга великолепных актеров Андрея Мартынова и Тамары Семиной.
После выхода картины на телевидении она была удостоена Государственной премии СССР. В 1980 году на экраны вышла еще одна картина, удостоившаяся Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, – «Факты минувшего дня», снятая режиссером В. Басовым, в которой А. Мартынов сыграл роль Кряквина.
Андрей Мартынов сыграл в кино и на телевидении много ролей – он снялся примерно в 40 фильмах. Среди них, помимо упомянутых, – художественные фильмы: «Белый Бим Черное Ухо» (Милиционер, 1977), «С утра до полуночи» (Отец, 1977), «Исчезновение» (Коренец, 1977), «Последний шанс» (Ершов, 1978), «Через Гоби и Хинган» (Теренков, 1980), «Мы жили по соседству» (Николай, 1980), «Василий Буслаев» (Окулов, 1981), «Владивосток – год 1918» (1982), «Здесь твой фронт» (1982), «Несколько дней из жизни инженера Баркасова» (1982), «Сильная личность из 2-го А» (Димкин папа, 1983), «Без права на провал» (Учитель, 1983), «Гори, гори ясно» (Парфен, 1983), «Через все годы» (Василий Демин, 1984), «Внимание всем постам» (старшина Тихоня, 1984), «Секунда на подвиг» (Новиченко, 1985), «Гулящие люди» (Зюзин, 1989), «Николай Вавилов» (Сергей Вавилов, 1990), «Непредвиденные визиты» (Мэр города, 1991), «Царь Иван Грозный» (Малюта Скуратов, 1991), «Царевич Алексей» (Афанасьевич), «Волшебный портрет» (Мужик), «Удачи вам, господа» (Начальник автоколонны, 1992), «Ледниковый период» (Генерал), «Богатство» (Блинов, 2004), «Гейдар Алиев» (2003); телевизионные фильмы: «Несчастный случай» (из серии «Дело ведут знатоки», Каталин, 1973), «До новых встреч» (Кузьмин, 1974), «Персональное дело» (Кустов, 1974), «В номерах» (Коридорный, 1974), «Свадьба как свадьба» (дядя Вася, 1975), «Письма XIII века» (Алексей, 1976), «Любовь Яровая» (Кошкин, 1977), «Капитанская дочка» (Максимыч, 1978), «Чистые пруды» (Чернышев, 1979), «Четыре дня в Кудиновке» (Директор школы, 1977), «Ватага на семи ветрах» (Каштанов, 1980), «Синдикат
II» (Федоров, 1980), «Крепыш» (Егор, 1980).
Нашумевший фильм Юрия Грымова «Муму», в котором актер сыграл Гаврилу Андреевича, в Париже удостоен премии «Золотые кисти». Андрей Леонидович также снимался в одном из лучших исторических фильмов 1990-х годов – «Царевич Алексей» режиссера Виталия Мельникова, в сказке «Волшебный портрет».
Среди основных театральных работ актера – «Визит дамы», «На балу удачи», «Не от мира сего» (диплом первой степени на Всероссийском смотре творческой молодежи), «Общественное мнение» (диплом фестиваля румынской драматургии), «Дон Жуан», «Ситуация», «Женитьба», «Варвары», «Их четверо», «Снятый и назначенный», «Враги», «Обвинительное заключение», «Занавески», «Веранда в лесу», «Дорога».
Одним из ярких событий театральной жизни Москвы 1970-х годов был спектакль «Дорога» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», поставленный в Театре на Малой Бронной Анатолием Эфросом. Несомненной удачей спектакля стала роль Чичикова в исполнении Андрея Мартынова. В этом театре Андрей Леонидович проработал около 10 лет, а в 1981 году перешел на Киностудию имени М. Горького.
Андрею Мартынову до сих пор поступают предложения принять участие в антрепризах, но сейчас основная работа актера – озвучивание сериалов, художественных картин и научно-популярных фильмов на ТВ и видео. Он озвучивал замечательного французского актера Филиппа Нуаре, Марлона Брандо, Лайэма Нисона в знаменитом фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Перед дубляжом этой картины велся строгий отбор, и на пробах один только выдох Мартынову пришлось продублировать 20 раз. Так что в число тех, кому Спилберг доверил работу над своим шедевром, он попал с большим трудом. Российских зрителей эта картина о судьбе нескольких тысяч заключенных концлагеря не оставила равнодушными. Казалось бы, сколько лет прошло со Дня Победы, а для тех, кто вернулся с войны живыми, все это было, как вчера. Впоследствии за качественно проделанную работу от самого Стивена Спилберга на студию пришла благодарность.
Говорить о себе актер не любит, а саморазоблачения людей искусства вызывают у него недоумение. Андрей Леонидович предпочитает слушать и говорить о творчестве, об искусстве талантливых людей, а не о личной жизни.
Он много узнал о войне, сыграв простых солдат, которые испытали все тяготы и лишения на себе. До сих пор люди, встречая его на улице, называют Васковым или Кирьяном. И это редкая удача – когда образ уже в чистом виде продолжает жить в зрительской памяти вместо самого актера.
У А.Л. Мартынова есть братья: Рудольф Леонидович – врач-травматолог и Юрий Леонидович – известный боксер. Сам артист редко бывает на родине, а если и приезжает, то на день-два, так как постоянно занят – много работы. Со своей женой Франциской Тун Андрей Мартынов познакомился на фестивале в Германии. Девушка из старинного немецкого рода отлично знала русский – ее родители работали дипломатами в России. Она окончила МГУ, впоследствии написав диссертацию по В. Шукшину. В 1976 году они стали мужем и женой. Брак зарегистрировали в Германии. Однако быть вместе им оказалось не суждено – никто из супругов не смог расстаться со своей родиной.
Отпуск Андрей Леонидович, как правило, берет зимой и любит отдыхать за границей, например в Таиланде. Но только отдыхать.
В одном из интервью на вопрос: «Почему не живете за границей?» – он ответил, что не может жить без России.
В 1974 году актер стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1979 году правительство назначило его членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР. Любимым театром Андрея Леонидовича стал театр Льва Додина. Он помогал и таким талантливым режиссерам, как Стуруа, Некрошюс.
В 1994 году А.Л. Мартынову присвоено звание народного артиста России.
Живет и работает в Москве.