БАРИНОВ Валерий Александрович
Народный артист России, лауреат премии Правительства Москвы
Родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Орловской области, в крестьянской семье. Отец – Баринов Александр Митрофанович (1908 г. рожд.). Мать – Баринова Александра Егоровна (1923 г. рожд.). Супруга – Баринова Елена Юрьевна (1959 г. рожд.). Сын – Баринов Егор Валерьевич (1975 г. рожд.). Дочь – Баринова Александра Валерьевна (1991 г. рожд.).
Родители назвали сына Валерием в честь летчика Чкалова. Про свою фамилию В.А. Баринов рассказывает: «По семейной легенде, у графа Куракина был редкий гусевод Ефрем. Залавливал лихо диких гусей. А потом барин проиграл всю деревню в карты, а себе оставил только Ефрема-гусевода и хутор, которых так и прозвали – “Бариновы”. Вот отсюда мои корни».
По окончании школы Валерий решил поступать в театральное училище. Родители не отговаривали, хотя и не очень понимали выбор сына. А ведь это мать невольно привела его в артисты. Тогда в моде были смотры художественной самодеятельности. Областные, районные, колхозные. Кто-то сказал: «Вон у Бариновых мальчишка боевой!» Мать нашла в отрывном календаре стихотворение: «Еще не все войны запаханы окопы…» Стоял на сцене 6-летний пацан, читал, как он вспоминает, сильно, во весь голос.
В 1968 году Баринов окончил Театральное училище имени М. Щепкина (курс народного артиста СССР профессора В. Коршунова) и в том же году начал сценическую деятельность в Театре имени А. Пушкина в Ленинграде (ныне Александринский театр). Вскоре его призвали в армию. Служил в ракетном дивизионе в Монголии, в самом центре пустыни Гоби. До 1974 года Баринов играл на ленинградской сцене. Лучшие работы этого периода – Петя Трофимов («Вишневый сад» А. Чехова), Белкин («Болдинская осень» А. Свирина), Вестник («Антигона» Софокла). Корифеи русской актерской школы – «Александринки» запомнились на всю жизнь: Н. Симонов, Ю. Толубеев, В. Меркурьев, А. Борисов.
Баринов работал с режиссером Р. Горяевым, вместе с ним уехал в Москву. До 1988 года играл в труппе ЦТСА (Театр Российской Армии), который в те годы возглавлял Р. Горяев. Здесь Бариновым созданы такие образы, как Шилов («Молва» А. Салынского), Вепрев («Статья» Р. Солнцева), Военный хирург («Белая палатка» И. Стаднюка). С приходом в театр главного режиссера Ю. Еремина творчество Баринова получает несколько иное направление – диапазон его репертуара привлекает к артисту внимание критики и зрителей. Роль Рогожина («Идиот» по Ф. Достоевскому), раскрывшая большие творческие возможности актера, становится в репертуаре Баринова в каком-то смысле знаковой.
В 1988 году Баринов вместе с Ереминым переходит в Театр имени А. Пушкина в Москве. Здесь сыграны значительные роли: Рабачев («Светит, да не греет» А. Островского и Н. Соловьева), Шатов («Бесы» А. Камю по Ф. Достоевскому), Троекуров («Дубровский» А. Пушкина).
В 1992 году Баринов приходит в труппу прославленного Малого театра, где с большим успехом играет Никодима («Царь Иудейский» К.Р.), Ванина («Пир победителей» А. Солженицына), Кучумова («Бешеные деньги» А. Островского), Корпелова («Трудовой хлеб» А. Островского). В постановке «Корсиканка» И. Губача он блестяще сыграл роль Наполеона, сосланного англичанами на остров Святой Елены. Как художник, воспитанный на культуре Орловской земли – прозе Тургенева, Лескова, Бунина, поэзии Фета, – Баринов развивал традиции русской реалистической актерской школы, связанной с «Домом Островского».
С 2005 года артист служит в Московском театре юного зрителя. Валерий Баринов появляется на сцене в спектаклях «Скрипка Ротшильда», «Черный монах», «Шуты Шекспировы», «Все кончено» Эдварда Олби, «Вариации тайны» Эрика Эммануэля Шмитта.
В кино Баринов дебютировал в 1973 году в историко-биографическом фильме о времени Гражданской войны «Прикосновение» (о Яне Фабрициусе). Тема революции – образ Подвойского – была продолжена в киноэпопее С. Бондарчука «Красные колокола» (1982).
Правдой киноактера Баринова прежде всего покоряет недооцененная в свое время критикой картина «Вишневый омут» (1980), снятая на «Мосфильме» режиссером Л. Головней по популярному в те годы одноименному роману М. Алексеева. Чуждая броскости, эстетствующей искусственности, картина несла в себе глубокое чувство, подлинность народных характеров и подлинность деревенской (саратовской, приволжской) среды. Когда проходили первые мгновения адаптации, когда восприятие экрана из читательского властно переводилось в зрительское, аудитория признавала автономность кинемато-графической версии.
Полностью принял зритель не узнанного поначалу Михаила Харламова в исполнении Баринова. Перед актером стояла сложная проблема возрастных перевоплощений. И решая ее, актер искал прежде всего внутренней убедительности, стремился передать состояние души своего героя – кстати, богатой души. Баринов считает, что сложился как киноактер в этой картине: «Именно на “Вишневом омуте” я влюбился в кино. Это был настоящий роман! Картина не без недостатков, но она хороша, она подлинная. И роль свою я любил. Часто с благодарностью вспоминаю гримера Любу Максимович. Был сложный грим, сначала моему герою двадцать два года, а к концу фильма семьдесят восемь».
Михаил Харламов – это национальный характер, человек родной земли, коренной крестьянин. Пантеистическая натура, Харламов одержим красотой труда и трудностью крестьянского выбора: насаждать сады и продолжать род. Некоторые кадры кинопроб, особенно на натуре, вошли затем в основной монтаж картины, настолько увлеченно актер пробовался на роль. Жаль было бы с ними расставаться. В кинопрокате фильм сократили: из двух серий сделали одну, что заметно обеднило композиционную структуру (повторный выпуск на экран – 1985 г.).
Деревенскую тему Баринов продолжил в замечательном фильме А. Сиренко «Родник» (1981). Снова актер встретился с прекрасной русской прозой – Е. Носов, «Усвятские шлемоносцы». У Баринова всего несколько эпизодов: его герой, председатель одного из курских колхозов Дронов, передает односельчанам неожиданную и страшную весть – началась вероломная война. Великая Отечественная поднимается отсюда, из сельской мирной глубинки, от этих прогретых солнцем покосов. Война священная, народная… «Сеятель наш и хранитель» – вот какой Баринов в «Роднике».
В 1980-е и начале 1990-х годов актер снимается довольно много, однако (в отличие от театральной сцены) новые вершины не покорились. К сожалению для таланта Баринова, он принимает участие в проходных фильмах, видимо, стараясь оставаться в формате востребованности: «Пять минут страха» (1985) режиссера А. Ладынина, «В Крыму не всегда лето» (1987) В. Новака, «Везучая» (1987) О. Ремизова, «Абориген» (1988) Е. Николаева, «В полосе прибоя» (1990) О. Воронцова, «Наутилус» (1990) В. Шамшурина, «Волкодав» (1991) М. Туманишвили, «Клан» (1991) А. Воропаева, «Рай под сенью сабель» (1992) И. Казиева, «Сумасшедшая любовь» (1992) А. Квирикашвили, «Дом на камне» (1994) А. Хрякова, «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1995) А. Сухочева.
Новая веха наступает для Баринова с фильмом «Агапэ» (1996) режиссера Г. Байсака. В переводе с греческого «агапэ» – общая трапеза ранних христиан. В фильме «общая трапеза» решена в жанре трагикомедии. Простодушный и мудрый баянист Савва Беркутов невеселый кусок своей жизни проводит в подземном переходе. Сваливается неожиданное наследство из далекой Австралии, сразу же требуют свою долю «друзья»-маргиналы да еще возникает «новый русский». Со множеством сочных бытовых деталей, но с долей иронии актер сыграл маленького человека, ставшего жертвой наглого хозяина нынешней жизни.
У Баринова совершенный слух, он великолепно поет. Городской фольклор в его исполнении звучит в подземном переходе, которые в те годы выглядели удручающе. «Агапэ» попал на МКФ в Онфлере-96. Баринов получил приз за лучшую мужскую роль, а французская пресса назвала его русским Жаном Габеном.
Настоящая популярность пришла к Баринову после телесериала «Петербургские тайны» (1994–1996; режиссеры В. Зобин, М. Орлов, Л. Пчелкин). 48 серий являлись вольной экранизацией мрачновато-криминального романа писателя XIX века Вс. Крестовского «Петербургские трущобы». Баринов блестяще сыграл управляющего делами князей Шадурских, отпетого мерзавца Хлебонасущенского, купившего невинную девушку. В жанровых канонах актер по-своему личностно исходил из Достоевского, из Свидригайлова, из обжигающего языка гениального провидца. Баринов многое простил Хлебонасущенскому за его любовь – страсть к Маше. Через презрение к образу он попробовал вызвать в зрителях сострадание. Баринов вошел в фильм с 11-й серии, он почувствовал роль. 12 серий «Развязки Петербургских тайн» были нацелены просто на образ Хлебонасущенского – Баринова (1998).
Баринов снялся у А. Орлова в многосерийной экранизации романа Лескова «На ножах» (1998). В XIX веке провидец Лесков указал на бесов нигилизма и грядущий ужас России. Роман десятилетиями был запрещен к печати в нашей стране. Финансовые трудности – проклятие нынешнего кино – не позволяли работать ритмично. Для Баринова такое положение дел – не единственный опыт. С перебоями снимались сериалы «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского» (1999) и «След оборотня» (2001), где актер, как всегда профессионально, сыграл следователя.
Актер согласился поучаствовать в заметных фильмах постперестройки: «Бесноватые» (1997) В. Сухореброго, «Классик» (1998) Г. Шенгелия, «Дом для богатых» (2000) Вл. Фокина. Но главной работой теперь были телесериалы, в частности, в фильме Т. Кеосаяна «Мужская работа–2» (2001). Актер стал звездой телесериалов.
Новый век принес Баринову невероятную востребованность. Он оказался тем актером, к которому популярность пришла в зрелом возрасте. Его приглашают в молодежные картины – «Next 3», «Кадетство», криминальные боевики для людей старшего возраста – «Свой человек», «Воротилы. Быть вместе», женские мелодрамы – «Одиночество любви», «Вот это любовь!».
Актеру Баринову легко удаются исторические личности. К примеру, в картине «Фурцева» его героем был сам легендарный маршал Г. Жуков. В картине «В созвездии Стрельца», рассказывающей о прославленном футболисте Э. Стрельцове, Валерию досталась роль Н. Хрущёва.
Очень часто Баринова приглашают сыграть отца или дедушку главного героя. У него много второстепенных и небольших ролей, но актер не отказывается, считая каждую роль уникальной по-своему.
2014 год был очень результативным – Баринову дали сразу три главных роли в разных фильмах. В картине «С чего начинается Родина» его герой Стручков, который руководил внешней разведкой Советского Союза. Сюжет охватывает достаточно большой временной отрезок, начинаясь в прошлом веке и доходя до логического завершения только спустя несколько десятилетий.
«Поздно пришла известность, – говорит сейчас Баринов. – Но обиды нет. Никогда за хорошее искусство не получал больших денег, а популярность – как большие деньги».
Актер согласился поучаствовать в заметных фильмах постперестройки: «Бесноватые» (1997) В. Сухореброго, «Классик» (1998) Г. Шенгелия, «Дом для богатых» (2000) Вл. Фокина. Но главной работой теперь были телесериалы, в частности, в фильме Т. Кеосаяна «Мужская работа–2» (2001).
Другие кинороли В. Баринова: 1975–1976 – Влас Строгов («Строговы», ТВ); 1981 – эпизод («Две строчки мелким шрифтом»); 1983 – отец Павла («Хозяйка детского дома»); 1984 – роль («Кто сильнее его»); 1987 – роль («Покушение»); 1988 – рабочий («В одной знакомой улице»); 1988 – эпизод («Прости нас, сад…»); 1989 – мясник («Князь Удача Андреевич»); 1990 – роль («Уроки в конце весны»); 1991 – капитан («Игра на миллионы»); 1992 – Быков («Тишина»); 1993 – участковый («Территория», ТВ); 1993 – граф Шувалов («Роман императора»); 1994 – роль («Билет туда и обратно»); 1998 – роль («Сибирский Спас»); 1999 – эпизод («Простые истины»); 2000 – эпизод («Третьего не дано», ТВ); 2000 – эпизод («Империя под ударом. Авель и Каин», ТВ); 2000 – бизнесмен («Марш Турецкого. Синдикат киллеров», ТВ); 2001 – эпизод («Люди и тени», ТВ); 2002 – генерал («Каменская-2», ТВ); 2003 – тренер («Лучший город Земли», ТВ); 2003 – роль («Арендатор», ТВ); 2003 – Батыгин старший («Жизнь и годы Батыгиных», ТВ); 2003 – царский чиновник («Баязет», ТВ); 2003 – роль («Москва смеется», ТВ). В период с 2005 по 2018 год актер снялся более чем 86 телесериалах.
«Я много раз говорил, что есть такой уголок в моем сердце – театр. Можно назвать это профессией. Место, куда я никого не пускаю, но складывается туда все пережитое», – говорит Баринов. В сезоне 2004 года актер в среднем играл 19 спектаклей в месяц. Кроме любимого Малого театра выступал в антрепризах на сцене театра «Школа современной пьесы» и в театре-студии «Человек». Замечательный образ Ахова в спектакле «Не все коту масленица» (А. Островский) Баринов создал на сцене Театра-студии.
В 1999 году Валерию Александровичу Баринову было присвоено почетное звание народного артиста России. Актер удостоен премии Правительства Москвы за 2001 год – за спектакли «Пучина» (А. Островский) в Малом театре и «Скрипка Ротшильда» (А. Чехов) в Театре юного зрителя. В 2006 году награжден орденом Почета.