ПОЛУНИН Вячеслав Иванович
Народный артист России, лауреат международных театральных премий
Родился 12 июня 1950 года. Отец – Полунин Иван Павлович. Мать – Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга – Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.
О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда он разменял вторые полсотни лет.
А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области.
На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно – зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, и его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.
Прерывистое, взволнованное дыхание зала может спровоцировать у него самую неожиданную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он – мим – умеет сказать то, чего нельзя сказать ни словами, ни действиями.
Со школьных уроков его часто выгоняли, так как он был невнимателен и постоянно смешил класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм «Малыш» с Чаплиным. Но мать не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.
Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за «каких-то звуков, которые он не выговаривал». Пришлось учиться на инженера.
Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием «Лицедеи» и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.
Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.
Тогдашние «Лицедеи» во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин – это целый ритуал.
Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура – важнейшая пища для его фантазии. Эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.
Переломным для Вячеслава стал Новый год – 1981-й. Он позвонил в редакцию «Новогоднего огонька» и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился легендарный персонаж 1980-х годов Асисяй – маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор – разнообразные призы, включая 2-е место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла неодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.
С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным стало для него нормой, ответом на многие сложные ситуации в жизни и творчестве.
В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой «Мим-парад». В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный «король дураков» Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный – Франц Йозеф Богнер из Германии.
В. Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.
В 1988 году «Лицедеи» отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный «Конгресс дураков», в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее – гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, – торжественный сплав горящих гробов по Неве.
В 1989 году случилось чудо, имя которому «Караван мира», – европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...
Потом была создана «Академия дураков», которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру.
После 7 лет отсутствия Полунин вернулся в Россию, чтобы показать свой спектакль «сНЕЖНОЕ шоу», названный английской критикой «театральной классикой ХХ века». И теперь каждый год зимой то на Арбате, то на набережной Фонтанки, то еще на каких-нибудь площадях выстраиваются вереницы и толпы снеговиков – настоящих, самобытных – неотъемлемых спутников «сНЕЖНОГО шоу». Если вы видите десятки и сотни снежных баб, собравшихся в одном месте, значит, где-то рядом Полунин играет свою снежную фантазию. Спектакль этот объехал более 50 стран мира, стал бродвейским шоу, получил самые разные награды во многих странах мира и живет, несмотря на свой солидный 13-летний возраст, насыщенной, бурной жизнью.
В 2001 году совместно с Международным театральным фестивалем имени Чехова в рамках Всемирной театральной олимпиады Полуниным созданы беспрецедентные проекты, представившие московским зрителям лучшие мировые карнавалы, фантастические уличные театры мира, самых знаменитых клоунов. Полунинские карнавалы в саду «Эрмитаж», а потом проект «Пуховый сад» на открытии Чеховского фестиваля в 2005 году надолго запомнились зрителям и были удостоены самых восторженных отзывов.
Полунин – истинный человек мира. Он живет то в предместьях Парижа, где обосновалась база его театра, то в Нью-Йорке, где уже более полутора лет изо дня в день играется его спектакль «сНЕЖНОЕ шоу» в театре на Юнион-сквер, то в Москве, где несколько лет назад был создан его Театрально-культурный центр «Корабль дураков». Его агент – житель Бразилии, финансовый директор – Англии, а актеры разбросаны по всему миру: среди них и канадцы, и американцы, и израильтяне, и французы, и чехи, и россияне…
В машине, в которой он странствует по миру, всегда с ним не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне сложены декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.
Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван «лучшим клоуном мира», «лучшим клоуном эпохи». Он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский «Золотой ангел», и испанский «Золотой нос», и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен Российской независимой премии «Триумф» и звания народного артиста России.
Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие – и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он – человек, создающий праздник.
Живет во Франции, США, России.