ПОРОХОВЩИКОВ Александр Шалвович (1939-2012)
Народный артист России, академик Национальной академи кинематогра-фических искусств и наук России, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор
Родился 31 января 1939 года в Москве. Отец – Дудин Михаил Николаевич (1910–2002). Мать – Пороховщикова Галина Александровна (1920–1997). Супруга – Пороховщикова Ирина, журналист.
Род Пороховщиковых имеет глубокие корни. Прадед актера, Александр Александрович, был не только фабрикантом и владельцем ресторана «Славянский базар», но и публицистом, политиком (заседал в Думе) и известным меценатом. Он пожертвовал много средств на строительство храма Христа Спасителя. В книге «Русские Медичи» Михаила Галина много написано об этом удивительном человеке.
Дед Александра Шалвовича – Александр Александрович Пороховщиков (1892–1941) – российский изобретатель и конструктор военной техники, летчик, предприниматель. В 1909 году сконструировал и построил на заводе «Дукс» самолет с мотоциклетным мотором, одобренный самим Н.Е. Жуковским. На протяжении 1911–1923 годов создал несколько типов самолетов, часть из которых пошла в серийное производство. В августе 1914 года, работая мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге, Александр Александрович разработал проект гусеничного танка «Вездеход», а в 1915 году первый в мире танк, созданный русским инженером, успешно прошел полевые испытания. В дальнейшем на собственных предприятиях он выпускал самолеты – как своей конструкции, так и иностранные. После 1918 года служил летчиком в советских авиационных частях, участвовал в Гражданской войне. В дальнейшем продолжал конструировать и совершенствовать свои самолеты (главным образом учебные). В 1923 году переехал в Москву и работал инженером в различных организациях и на заводах.
Семья Пороховщиковых состоит в родстве и с великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) – дядя актера Александра Пороховщикова.
Мать Александра Шалвовича, Галина Александровна Пороховщикова, в свое время сразу поступила на 2-й курс ГИТИСа, училась у В. Качалова. Однако, когда в 1941 году арестовали и в том же году расстреляли отца, ей пришлось уйти из института. Семья Пороховщиковых вынуждена была уехать на Урал, в Магнитогорск. Александра воспитывал отчим – Михаил Николаевич Дудин, военный архитектор, строивший маньчжурскую границу, город Ташкент, а позднее, уже в качестве главного архитектора города Магнитогорска, – магнитогорский левый берег. В 1953 году Михаила Николаевича назначили главным архитектором Челябинской области.
В Челябинске Александр Пороховщиков сначала окончил вечернюю школу рабочей молодежи, и с 1957 по 1960 год учился в медицинском институте.
В 1956 году реабилитировали деда, и в 1960 году семья вернулась в Москву, где М.Н. Дудин стал работать начальником градостроительства СССР. В Москве с 1960 по 1966 год Александр Пороховщиков работал мебельщиком-реквизитором в Театре имени Евг. Вахтангова. Параллельно в 1961 году окончил актерский факультет при Российском театральном обществе, поступил на вечернее отделение Театрального училища имени Б.В. Щукина, полный курс которого окончил в 1966 году по специальности «актер драмы и кино». После училища работал актером в Театре сатиры, с 1970 по1981 год – в Московском театре на Таганке, а с 1981 года по настоящее время – в Московском театре имени А.С. Пушкина.
Первую большую роль в театре Александр Пороховщиков сыграл в 1967 году на сцене Театра сатиры в спектакле «Доходное место» А.Н. Островского. Постановка Марка Захарова воспринималась тогда почти как политическая акция – люди нуждались в ней, и зрительный зал вместе с актерами во время спектакля чувствовал полное единение. Александр Пороховщиков на всю жизнь запомнил это невероятное ощущение.
Одной из лучших театральных работ актера стала роль Вожака в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, которую он сыграл в Театре имени А.С. Пушкина.
В 1967 году состоялся дебют А. Пороховщикова в кино – он снялся в небольшой роли в фильме «Поиск». В 1969 году вышла приключенческая картина Александра Митты «Гори, гори, моя звезда», где Пороховщиков сыграл вместе с Олегом Табаковым, Еленой Прокловой, Олегом Ефремовым, Леонидом Дьячковым, Леонидом Куравлевым, а в 1973 году – детектив Виллена Новака «Ринг», где партнерами актера по съемочной площадке стали Евгений Лебедев, Галина Польских, Николай Гринько, Майя Булгакова, Вячеслав Гриценко, Георгий Дрозд. Майор милиции Петр Исаев, в прошлом чемпион по боксу, расследует дело об убийстве инкассатора. Его спортивный опыт позволяет сделать вывод, что преступник – квалифицированный боксер. Чтобы найти убийцу, Исаев вновь выходит на ринг. Александр Пороховщиков в свое время занимался боксом и достиг неплохих результатов, поэтому прекрасно сыграл переживающего возрастной кризис спортсмена.
Режиссеры быстро заметили и начали снимать молодого актера с мужественной и яркой фактурой в остросюжетных фильмах. Невероятный зрительский успех имела картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Этот фильм о трудной работе чекистов 1920-х годов – времени романтики и приключений, когда новая жизнь рождалась в пламени, полюбился зрителям. Голодающая, разрушенная Гражданской войной Россия, люди, вынужденные покупать хлеб за границей, и чекисты, сопровождающие золото в Москву. Александр Пороховщиков исполнил в картине одну из своих лучших ролей – председателя ГубЧК Кенгурова. В фильме также снялись Юрий Богатырев, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Александр Калягин, Николай Засухин, Константин Райкин.
В 1975 году на экраны вышел политический детектив по одноименному роману Ю. Семенова, поставленный режиссером Григорием Кромановым, – «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Вместе с Александром Пороховщиковым в картине снялись Владимир Ивашов, Альгимантас Масюлис, Екатерина Васильева, Лев Дуров, Александр Кайдановский, Армен Джигарханян, Эдита Пьеха, Татьяна Самойлова, Аркадий Гашинский, Николай Волков. По сюжету фильма чекистам становится известно, что из России в Лондон и Париж переправляются золото, серебро и бриллианты. Но еще предстоит выяснить, где прячется валютное подполье и по каким каналам осуществляется связь с заграницей. Картина также имела успех у зрителей, а Александру Пороховщикову поступило множество интересных предложений.
1978 год стал чрезвычайно плодотворным для Александра Шалвовича – любимый зрителями актер театра и кино снялся сразу в 5 фильмах:
«И ты увидишь небо», «Ищи ветра...», «Поговорим, брат...», «Стратегия риска», «Человек, которому везло». И пусть не все его роли были положительными, зрителям запомнились яркие, сильные духом, мужественные герои Пороховщикова, люди с трагической судьбой. К этому амплуа располагал и внешний облик актера: особая стать в походке, сила духа и открытый взгляд человека, уверенно стоящего на земле.
В 1980 году вышли фильмы «Два долгих гудка в тумане», «Тростинка на ветру». Зрителям запомнились образы, созданные актером на киноэкране: «Звезда пленительного счастья» (Павел Пестель), «На крутизне» (атаман Волынец), «Крах операции “Террор”» (Борис Савинков). Он сыграл множество разноплановых ролей в фильмах различных жанров: в драме «Избранные» (1983), в фантастических лентах «Лунная радуга» (1983) и «Завещание профессора Доуэля» (1984), в детективе «Канкан в Английском парке» (1984) и международной исторической постановке «Битва трех королей». В 1992 году прошел ретроспективный показ фильмов Александра Пороховщикова «20 лет в кино».
Среди других киноработ А.Ш. Пороховщикова – роли в картинах: «Случай с Полыниным» (1970), «Спокойный день в конце войны» (1970), «Бой после победы» (1972), «Капитан Немо» (1975), «Ярослав Домбровский» (1975), «Огненное детство» (1976), «Ералашный рейс» (1977), «Город принял» (1979), «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Наследница по прямой» (1982), «Возвращение с орбиты» (1984), «Тайны мадам Вонг» (1985), «Первоцвет» (1986), «Следствие ведут знатоки. Дело 22» (1988), «Все впереди» (1990), «Живая мишень» (1990), «Тридцатого уничтожить!» (1992), «Воля» (1992), «Хаги-траггер» (1994), «Мытарь» (1997), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Женщин обижать не рекомендуется» (2000), «Черная комната»
(ТВ-сериал, эпизод «Обскур», 2000), «Империя под ударом» (2000, ТВ-сериал, эпизод «Великая княгиня»), «Под Полярной звездой» (2001, сериал), «Следствие ведут знатоки. Третейский судья» (2003).
В 2002 году вышел фильм Владимира Любомудрова «Наследник», в котором Александр Пороховщиков сыграл вместе с Артемом Каминским, Ольгой Егоровой, Виктором Борцовым, Александром Панкратовым-Черным. В конце 1980-х годов крупный партийный функционер Иона Петрович (Пороховщиков) внезапно оставил свой высокий пост, бросил семью и эмигрировал. Его жена умерла, не вынеся предательства, а сын вырос без родителей. Через некоторое время Иона Петрович возвращается, и его карьера в новой России складывается благополучно: он находит сына и назначает его вице-президентом корпорации. Когда-то, начиная дело, Иона Петрович вложил в бизнес деньги партии, а теперь, осознав, что всю жизнь он «служил бесам», постарался обратить деятельность корпорации на благо новой России. Над головой Ионы стали сгущаться тучи, но он надеялся, что в тяжелый момент рядом с ним будет наследник…
Действовать во благо Родины – это жизненный принцип Александра Шалвовича. Руководствуясь этими побуждениями, осенью 1995 года он вошел в общефедеральный избирательный список Партии самоуправления трудящихся, лидером которой был прекрасный врач-офтальмолог Святослав Федоров.
К сожалению, партия не смогла преодолеть установленного для избрания в Государственную думу порога.
В 1987 году Александр Пороховщиков впервые выступил в качестве режиссера-постановщика, сняв криминальную драму «9 Мая» по сценарию Виктора Мережко (картина получила приз зрительских симпатий), а в 1991 году – фильм по своему сценарию – «Цензуру к памяти не допускаю», где сыграл главную роль. После выхода картины на экраны выяснилось, что потомки рода Пороховщиковых, разбросанные революцией по всему свету, живут во Франции, Англии и даже в Индонезии. Работая над фильмом в качестве режиссера, исполнителя главной роли и автора сценария, Александр Шалвович осознал, что только он сможет подать материал так, как чувствует и видит его. «Цензуру к памяти не допускаю» – фильм автобиографичный. В нем Пороховщиков снял свою мать, и весь материал буквально пропустил через себя. Картина получила приз «За исповедальность», главный приз «Золотой парус» на МКФ российских фильмов в Сан-Рафаэле–93 (Франция), главный приз жюри прокатчиков на фестивале «Кинотавр» в Сочи, главный приз на международном фестивале «Бригантина» в Бердянске.
Еще одна режиссерская работа Александра Шалвовича Пороховщикова – фильм «Удар Лотоса–2: Сладкая горечь полыни» (2002). В нем рассказывается о борьбе отставного генерала Пелевина, который пытается отстоять у мафиозных структур землю, пожалованную его предкам царем. Начинается открытое силовое противостояние, беспощадная и бескомпромиссная борьба, в которой побеждает тот, кто убежден в своем праве жить и помнить сладкую горечь полыни родной земли... В картине снялись Джамал Ажигерей, Александр Соловьев, Эжен Кушваха, Александр Пороховщиков, Анна Легчилова, Борис Клюев, Юрий Митрофанов, Эрванд Арзуманян, Татьяна Конюхова, Дмитрий Писаренко.
Александр Пороховщиков работает так, как живет, и считает, что на сцене, как и в жизни, нужно говорить правду. Ложь не прощается. Талант передается от родителей, а человек должен быть честным, это его собственный вклад и достижение. Нужно понимать, что количество не всегда переходит в качество. Пороховщикову всегда делали много предложений, но не на все он откликался, потому что уверен, что если актер вышел на сцену, ему нужно понять самому и донести до зрителя то, ради чего написана и поставлена пьеса. Важно уважительно относиться к авторскому видению, тем более если речь идет о классике.
А потом уже прожить на сцене или на съемочной площадке жизнь самого героя со всеми ее перипетиями.
Пороховщиков привык работать по максимуму, хотя зачастую трудно жить на свете, пропуская все через себя. Но так диктует избранная актером профессия, а его жизненное кредо – не закрывать глаза на то, что не нравится. «Жестокий век, жестокие сердца» – в наши времена боли больше, чем радости, и такая пропорция не подходит Александру Пороховщикову. Он веселый человек, но в узком кругу. Сейчас, когда знаменитый актер выходит на сцену, он не может смеяться, потому что считает это нечестным. Но недаром говорят, что актеры – врачеватели душ. И если человеку плохо, он идет в театр, где рубцуется и заживает душа, где все красиво, даже если на сцене трагедия.
Александр Шалвович признается, что по каким-то неведомым законам его душа молодеет год от года… Инстинкт – это животное, его можно приручить, и довольно-таки легко: нужно просто ощущать себя человеком и вести себя соответственно. Один военный когда-то сказал Пороховщикову, что он открыл ему глаза на чудеса массового героизма русского народа, на природу человеческого естества. Простой человек – раб обстоятельств, кем-то постоянно придумываемых и навязываемых преднамеренно, уничтожающих личность. Но если нужно постоять за себя, за свою Родину, то этот же человек преображается будто по мановению волшебной палочки и обретает силу. Ведь именно он – опора земли российской, ее краса, гордость, непобедимый защитник.
Александр Пороховщиков занимается подводным спортом, водит машину. Он очень любит свою супругу Ирину – это его единственный брак. Их удивительная история началась давно, они познакомились в Театре имени Пушкина: Ирина Жукова, чтобы заработать двухлетний стаж для поступления на театроведческий факультет ГИТИСа, работала там стажером, а потом костюмером. Когда они познакомились, Ирине исполнилось 15 лет,и она казалась знаменитому актеру человеком из совершенно иного измерения. По словам Пороховщикова, любить хотят все, но это невозможно, ведь любовь – это как сказка. Недаром испепеляющая история Ромео и Джульетты – единственный пример, ставший почти мифом…
Пороховщиков верит в некое божественное начало, во вселенскую совесть и хочет существовать в ладу с самим собой. Не так давно Александр Шалвович подарил супруге участок на... Луне и не считает, что в этом есть что-то сверхъестественное, так как обладателями космической «недвижимости» стали уже более 2 миллионов землян. Актер мечтает, что в наступившем веке Водолея люди наконец-то по-настоящему оторвутся от Земли и начнут обживать космос, им давно пора подняться над обыденностью. Ведь где-то вдалеке существуют небо, звезды, иные миры и цивилизации. Александр Пороховщиков уверен, что смерти нет – все вечно, ибо одно качество переходит в другое, и жизнь прекрасна, просто нужно уметь это видеть.
Пороховщиков – человек сильный и вместе с тем сентиментальный: он часто вспоминает детство, маму, которая всегда была его лучшим другом, разные мелочи из жизни. Любит смотреть прекрасные старые фильмы, такие как «Весна на Заречной улице», – красивые, светлые, человеколюбивые картины, не поддающиеся времени и моде. Актер немало поездил по свету, но таких отзывчивых, доверчивых и доброжелательных людей, как в России, не встречал нигде. Александр Шалвович уверен, что мир спасет не красота, а доброта. Красота – очень субъективное и преходящее понятие, доброта тоже может пониматься по-разному, но здесь проще: нужно четко усвоить, что она может быть и не всегда удобной, порой – жесткой, но не унизительной и не унижающей. Доброта сродни правде, совести, она вобрала в себя эти понятия... А вообще, доброта – удел сильных людей.
Помимо съемок Александр Шалвович занимается полезной и увлекательной работой – по крохам собирает свою родословную и надеется со временем превратить дом своего прадеда в Староконюшенном переулке в культурный центр, где будет музей старинных русских родов и знаменитых династий. Пороховщиков мечтает о том времени, когда там соберутся люди, зазвучат счастливые голоса, он хочет соединить хороших и добрых людей со всего света, любящих русскую историю. Основные изыскания Александр Пороховщиков проводил уже в последние годы, когда стали доступны многие закрытые архивы – сидел целыми днями в библиотеках, читал документы.
С 2000 года А.Ш. Пороховщиков был художественным руководителем актерского курса в Российской академии театрального искусства (РАТИ). У него была прекрасная возможность учить молодежь, а его выпускники уже принимают участие в различных постановках. Педагогов он подбирал по принципу единомыслия, а ребятам прививал то, что исповедовал сам в искусстве и в жизни, – не врать! Александр Шалвович пытался учить своих студентов самой жизни, потому что без ее понимания в таком раннем возрасте и на сцене сказать нечего и в реальности несладко. Сегодня никто никого не ждет с распростертыми объятиями, нужно уметь постоять за себя. И это вовсе не значит, что молодым людям нужно становиться жесткими, просто следует знать, что за стенами театра их ждет суровая жизнь, в которую надо уметь вписаться и уметь защитить себя и свой талант.
А.Ш. Пороховщиков – народный артист России (1994), награжден медалью «В память 850-летия Москвы», нагрудным памятным знаком «За мужество и любовь к Отечеству», орденом Петра Великого I степени «За укрепление Государства Российского».
Действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор, член Союза театральных деятелей (с 1969 г.), член Союза кинематографистов (с 1980 г.), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.