РАДЗИНСКИЙ Эдвард Станиславович
РАДЗИНСКИЙ Эдвард Станиславович
Драматург, писатель, сценарист, лауреат четырех национальных телевизионных премий «Тэфи»
Родился 23 сентября 1936 года в Москве. Отец – Радзинский Станислав Адольфович (1889–1969), драматург, сценарист, член Союза писателей CCCР. Мать – Радзинская Софья Юльевна (1908–1991), старший следователь. Сын – Радзинский Олег Эдвардович (1958 г. рожд.), бизнесмен.
Отец Эдварда Радзинского, Станислав Адольфович, родился в Одессе, был выпускником знаменитой царской Ришельевской классической гимназии. В 1917 году окончил юридический факультет Новороссийского университета, в 1922 году начал литературную деятельность, с 1923 года работал заведующим Литературным отделом Одесской кинофабрики. Станислав Адольфович был не просто образованным человеком – он думал на французском, английском и немецком языках. Жил с улыбкой, которую продолжал сохранять даже в сложных жизненных обстоятельствах, был глубоко верующим человеком, оказавшим на сына огромное духовное влияние. С.А. Радзинский был человеком высочайшей культуры, подавал блестящие надежды, мечтал баллотироваться в Учредительное собрание, но революция все перечеркнула. Жил мудро. «Ирония и сострадание» – это был его девиз, которому старался следовать и Эдвард. Станислав Адольфович дружил с С.М. Эйзенштейном,
И.Э. Бабелем, Ю.К. Олешей.
В детстве Эдвард Радзинский увлекался спортом: играл в футбол, занимался боксом, легкой атлетикой, хорошо бегал и всегда приходил первым. Писать начал еще в школе, его первый рассказ опубликовали в 16 лет.
После окончания школы Эдвард поступил в Московский историко-архивный институт, где имел счастье быть учеником известного историка Александра Александровича Зимина. Во время учебы на 1-м курсе Э. Радзинский увлекся творчеством необычного человека – Герасима Лебедева, основавшего в ХVIII веке в Индии первый индийский постоянный театр европейского типа. Эдвард написал дипломную работу, посвященную деятельности Герасима Лебедева, которую опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн» на многих языках. Радзинский получил письмо от индийского профессора Магадева Прасада Саха, который тоже изучал деятельность Лебедева, и впоследствии они обменивались документами. Для Эдварда стали главными романтические события, происходившие с Лебедевым, его отношение к Любви и Искусству. Радзинский написал пьесу, а так как жил напротив Театра юного зрителя, отдал рукопись туда. В 1960 году состоялась премьера спектакля по пьесе молодого драматурга Эдварда Радзинского, которая называлась «Мечта моя... Индия».
Широкая известность пришла к Э. Радзинскому в 1960-х годах, после постановки Анатолием Эфросом двух его пьес: «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» в Театре имени Ленинского комсомола. Пьесу «104 страницы про любовь» играли в 120 театрах Советского Союза, по ней сняли культовый фильм 1960-х годов «Ещё раз про любовь», поставили балет, оперу, а через годы вышел римейк картины – «Небо, девушка, самолёт».
Эдварду Радзинскому не было и 30 лет, когда его пьесы с успехом шли на театральных подмостках страны. Он писал пьесу за пьесой, и все до единой ставились, окружая автора ореолом славы, свет которой смог пробиться даже сквозь «железный занавес». Каждая пьеса Радзинского мгновенно становилась хитом театрального сезона, особенно те, в которых он писал о любви: «О женщине», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Монолог о браке», «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Писать мужчине о женщине – это как будто путешествовать на другую планету. Его героиня – это Женщина, которая не может жить без Любви.
В 1970-е годы, когда уже установилась «мода на Радзинского», его также «по моде» тех лет стали запрещать. Но это тоже был шаг к признанию. В Советском Союзе произведения
Э. Радзинского порой имели непростую судьбу. Три спектакля по его пьесам запретили. Пьеса «Беседы с Сократом» достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса: в течение шести лет московский театр имени Вл. Маяковского непрерывно репетировал ее, пока получил разрешение цензуры. Спектакль, поставленный А. Гончаровым, имел огромный успех и продержался на сцене 14 лет.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Москве шло 10 спектаклей по пьесам драматурга, в том числе самая известная историческая трилогия – «Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки». Зрителям запомнились спектакли «Я стою у ресторана: замуж – поздно, сдохнуть – рано», «Спортивные сцены 81 года», «Наш Декамерон», «Поле битвы после победы принадлежит мародерам», «Последняя ночь последнего царя». Бывало, в один день одновременно шли несколько спектаклей драматурга – в театре имени Маяковского, во МХАТе имени Горького, в Театре на Малой Бронной и в Театре имени Ермоловой. Эдвард Радзинский уверен, что главное везение – это встреча со «своим режиссером». Его лучшие пьесы – «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «Обольститель Колобашкин», «Продолжение Дон Жуана», «Турбаза» – поставил великий А. Эфрос.
В начале 1970-х годов знаменитый Габриэль Гарсиа Маркес познакомился с творчеством Радзинского. Это произошло на Международном кинофестивале в Колумбии, куда впервые привезли советское кино. Это был фильм «Еще раз про любовь». Картина получила Гран-при фестиваля. А в конце 1980-х годов писатель увидел пьесу «Старая актриса на роль жены Достоевского» в одном из парижских театров. Постановка ему очень понравилась и хорошо запомнилась, ибо великая русская культура, и особенно творчество Достоевского, всегда волновала Маркеса, да и сама «анатомия» спектакля показалась ему весьма необычной. Пьеса «Старая актриса на роль жены Достоевского», впервые поставленная во Франции – в Театре Европы, шла в 12 странах мира. Иностранная пресса назвала ее одной из самых странных пьес Радзинского, «в которой вымысел становится реальностью и где даже после окончания пьесы мы так и не знаем, кто были ее герои».
Почти все пьесы Э. Радзинского поставлены во многих театрах мира – в Америке, Канаде, Франции, Германии, Швеции, Дании, Бельгии, Финляндии, Японии и в других странах. Эдвард Станиславович вспоминает, как его пьесы играли в Нью-Йорке, в театре «Кокто репетори»: «...Этот театр находится на Гринвич Виллидж. Он существует уже не один десяток лет, притом что ставит в основном классику. Я один из немногих авторов этого театра, у которых не была проставлена дата смерти, и я с некоторым смущением смотрел в программке на свой год рождения, после которого шла черточка и... пустое место, весьма похожее на ожидание... Этот театр репертуарный, обращенный к европейской культуре… Это театр идеи…» В конце 1980-х годов американский журнал «Back Stage» («Кулисы») называл Эдварда Радзинского самым ставящимся на Западе русским писателем после Чехова.
Радзинский много работал для кино в качестве сценариста, а в 1980-х годах стремительно завоевал телевидение. Достаточно было посмотреть хотя бы одну из его передач, чтобы стать преданным поклонником и с нетерпением ждать выхода новых. Известный критик Лев Аннинский назвал Эдварда Станиславовича «бесспорным лидером среди наших телеведущих». Стоило Э. Радзинскому начать говорить, он мгновенно околдовал слушателей своим непревзойденным ораторским искусством. Его выступления – всегда импровизация, театр, где все происходит «здесь и сейчас», на глазах у зрителей, а внутреннее волнение Радзинского передается залу. Его передачи об истории на Первом канале ТВ (ОРТ) получили необычайную популярность и награждены четырьмя национальными телевизионными премиями «ТЭФИ».
С какого-то времени автору стал требоваться собеседник, и он понял: вернуться к себе означает вернуться в Историю. Он начал писать прозу о выдающихся исторических личностях и стал одним из самых читаемых авторов этого жанра в мире. Его книги печатают крупнейшие мировые издательства: Doubleday, Simon and Schuster (США), Bertelsman (Германия), Mondadory (Италия), Norsted (Швеция), WSOY (Финляндия), NHK (Япония), Hodder and Stoughton (Англия), J.K. Lattes (Франция) и другие.
Книги Эдварда Радзинского рассказывают миру о трагедии, которая произошла с Россией в конце ХIХ – первой половине ХХ века. И его задача – правдиво рассказать об этой трагедии. Эдвард Станиславович говорит: «К сожалению, история России так часто под пером наших историков становится “политикой, обращенной в прошлое”. Но История – это как карта для мореплавания, и если места, где потерпел крушение корабль, объявляются местами наших побед, – горе стране! Она будет повторять и повторять свои ошибки». Радзинский много пишет об ответственности политика: «Его главная задача – слышать голос народа, но слушаться голоса Истории».
Э.С. Радзинский написал книги о Наполеоне, Бомарше, о знаменитом французском писателе Шатобриане. Мировыми бестселлерами стали документальные книги о расстреле Николая II, биографии Сталина, Распутина. Редактором книги о Николае II стала Жаклин Онассис Кеннеди, работавшая в издательстве «Doubleday». Его последняя книга об Александре II увидела свет в 2005 году и завершила исторический цикл «Три царя». Рецензии на эту книгу напечатаны в ведущих американских изданиях: «The Wall Street Journal», «The NewYork Times book Review», «The Washington Times», «The Washington Post», «The Associated Press» и других. Президент США Д. Буш письмом поблагодарил Эдварда Станиславовича за книгу «Александр II», презентация которой состоялась в Посольстве России в Вашингтоне. Эти четыре книги составили тетралогию автора, а биографии оказались поистине увлекательными романами, написанными Историей. Эдвард Радзинский уверен, что его серия будет неполной без таких личностей, как Екатерина Великая и Ленин.
В своих книгах Эдвард Станиславович создаёт эффект присутствия читателя в том или ином времени, и это невероятно притягивает. Когда Аллилуева-Политковская, родственница жены Сталина, прочитала книгу о Сталине, она сказала: «Я его узнала». Один западный историк так написал об этом романе: «Как историк я не нашел в нем много нового. Но там есть он. Он там живой. И я молю Бога, чтобы страшный дух, порожденный этой книгой, побыстрее оставил меня». Г.Г. Маркес сказал так об этом произведении: «…Думаю, главное достоинство книги Эдварда Радзинского состоит в том, что в ней Сталин – не изваяние, не гигантская статуя у входа в Волго-Донской канал, а живой человек. Он сумел понять Хозяина. Возможно, потому, что сам жил в эту эпоху, жил, как и все, в тисках “культа личности” этого полуграмотного крестьянина из Гори, ослепленного богатствами Кремля. Радзинский – тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых, и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому, как не ему, разгадывать ставшие уже притчей во языцех “загадки России”?!».
Прочитав «Последнего царя» на испанском языке и «Сталина» на английском,
Г.Г. Маркес заявил, что эти книги – те же пьесы, драмы Истории, мастерски выстроенные спектакли. Книга «Последний царь» сильно изменила представления Маркеса о личности Николая II. Знаменитый писатель говорит: «Хотя я плохо разбираюсь в русской истории, да и в особенностях самой русской жизни, я увидел этих людей, увидел Николая и его cемью. Я услышал их. Это нечто интимное, игра воображения, которую в моем возрасте переживаешь, увы, не часто… Когда же читаешь об убийстве царской семьи и расследовании этого ужасного преступления, по коже пробегают мурашки. Такие трагедии не могут быть стерты из памяти человечества. И опять же Радзинский строит повествование как спектакль, в котором один за другим появляются действующие лица – известные и безвестные, лидеры и прислужники, герои и ничтожества. Становится грустно, появляется ощущение обреченности. Тайны, тайны, секреты, недомолвки, вопросы без ответов. И пьеса завершается многоточием, а точнее, искренним каким-то обреченным криком души автора…». Помимо упомянутых, перу Э.С. Радзинского принадлежат книги: «Игры писателей», «Наполеон. Жизнь после смерти», «Кровь и призраки русской смуты», «Княжна Тараканова», «Гибель Галантного века», «На Руси от ума одно горе».
Во всех его произведениях две главные героини. Первая – История, величественная и безжалостная, порождающая героев и злодеев, палачей и их жертв. И вторая – Любовь, которая на всех крутых поворотах Истории помогает человеку оставаться человеком... Книгам Эдварда Радзинского присущи глубокий психологизм и неповторимый авторский слог. Умение представлять читателю самые неожиданные трактовки всем известных событий вызывает восхищение сотен тысяч поклонников творчества писателя. Радзинскому интересна особая психология людей, оказавшихся на вершинах среди молний Истории. В его книгах всегда есть игра воображения… Но лишь настолько, насколько ему позволяют исторические документы.
Э.С. Радзинский считает, что всякое путешествие – это возможность взглянуть на себя глазами других людей. Он любит Францию, Америку. Для него поездка за границу – это поездка к самому себе. С тех пор как Эдвард Радзинский стал драматургом, его пути шли параллельно с русским театром. Эдварду Станиславовичу довелось работать с Г. Товстоноговым, А. Эфросом, А. Гончаровым, В. Фокиным, Р. Виктюком, А. Житинкиным, К. Гинкасом.
В мае 2007 года автор закончил и опубликовал пьесу «Палач, или Разговоры по пути на гильотину», которую начал репетировать Театр имени Моссовета. В 2007 году в Театре сатиры начали репетировать новую современную пьесу автора «Снимается кино–2». Перед «вторым пришествием в театр» на Московской книжной ярмарке Эдвард Радзинский представил свою новую книгу «Моя театральная жизнь» – своеобразный итог его театрального пути.
Эдварду Радзинскому удалось достичь совершенства в разных амплуа. Похоже, истина заключена во фразе, сказанной им в одном из интервью: «Я никогда ничего не делал потому, что это было кому-то надо. Надо было только мне...» Э.С. Радзинский часто говорит о фантастическом впечатлении от работы в архиве, когда он словно соприкасается с историческими персонажами, ставшими легендой. Автора интересует психология его героев – людей, изменивших мир. Это действительно нечто фантастическое – Эдвард Станиславович как будто оказывается в иной эпохе, видит людей прошлого, слышит их голоса. Как-то Радзинский сказал: «Воображение реальнее реальности», – и в этом его правда... Мир, о котором он пишет или рассказывает, существует… Жизни Наполеона, Шатобриана, Сенеки, Александра II – это целые космические миры. Он знает тайны, привычки своих героев, видит дворцы и лачуги, в которых они жили, присутствует при их рождении и может подробно описать их смерть. Это и есть профессия Эдварда Радзинского – Путешественник во времени.