РУСЛАНОВА Нина Ивановна (1945-2021)
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии Белорусской ССР, Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко, неоднократная обладательница Национальной кинематографической премии «Ника»
Родилась 5 декабря 1945 года в городе Богодухове (Украина). Дочь – Ольга (1976 г. рожд.).
Нина Русланова – тот самый человек, который сделал себя сам. Причем творить свою судьбу ей пришлось в буквальном смысле слова с младых ногтей.
О своем детстве Нина Ивановна вспоминает так: «Родителей своих я не знаю, не знаю и места рождения. Нашли меня на каком-то украинском полустанке в самом конце войны в возрасте около года. Получается, что и дня своего рождения я тоже не знаю. Одним словом, «…я ни папина, я ни мамина, я на улице росла, меня курица снесла…».
Всех найденышей тогда относили в детский дом. И именно там кто-то назвал ее Ниной. А отчество сиротам чаще всего давали одно из двух – либо Ивановна, либо Петровна. Нине досталось первое. А вот фамилию Русланова она получила много позже. Случилось это так. Примерно лет через 5 пришло время оформлять метрику. Так вот, заведующая детским домом, заполнив соответствующие графы, почему-то вдруг задумалась: под какой же фамилией записать девчушку? Она подозвала Нину к себе, внимательно оглядела со всех сторон и торжественно объявила: «Запишу-ка я тебя под фамилией Русланова. Будешь артисткой, как она!» Вряд ли маленькая девочка понимала, что ей предлагают носить фамилию великой артистки Лидии Руслановой – в те годы самой любимой певицы в стране, однако спорить не стала и согласилась.
Совсем иначе определился день рождения Нины Руслановой. Она его выбрала себе сама.
В детских домах особенно не церемонились с воспитанниками и именинников чествовали коллективно. Но Нину почему-то постоянно забывали внести в список. В результате всех хоть раз в год поздравляли, она же на этом празднике жизни все время оказывалась в числе приглашенных. И вот когда в очередной раз ее пропустили, Нина устроила забастовку, объявив всем нянечкам и воспитательницам, что пока ей не назначат день рождения, ничего больше делать на кухне она не будет. Как ни странно, требование девочки удовлетворили незамедлительно. Сразу же сняли со стены отрывной календарь и предложили выбрать любой день. Нина начала его листать. Она уже перевернула почти все странички, когда ей попалась замечательная красная картинка, на которой мужчина нес на плечах ребенка, а в руках у них были флажки и воздушные шарики. Девочке это очень понравилось, и она, больше не раздумывая, ткнула пальцем: «Вот этот день хочу! Он такой хороший!» Как оказалось, выбор ее пал на День Сталинской Конституции…
Из детского дома, как правило, дорога была одна – в ближайшее профессионально-техническое училище. «Путевка в жизнь» Нины Руслановой не стала исключением из этого правила. «Ближайшим» оказалось Харьковское строительное училище, где из нее за два с небольшим года сделали профессионального штукатура и маляра. Спустя годы, когда актриса снималась у Киры Муратовой в фильме «Познавая белый свет» и по роли нужно было штукатурить стены, ей представилась возможность показать свое мастерство, приобретенное в строительном ПТУ. Съемочная группа очень удивилась, увидев по-настоящему профессиональную работу. А Нина Русланова с огромным удовольствием наносила раствор и разглаживала поверхность…
Для детдомовки надежная рабочая профессия – предел всех мечтаний да порой и возможностей. Но огромное желание стать артисткой все-таки перебороло, и Нина Русланова подала заявление в Харьковский театральный институт. В те годы для поступления достаточно было с выражением прочитать стихотворение.
А читать стихи она любила и умела…
Незаметно пролетели 2 года учебы в Харьковском театральном институте. И тут Нина Русланова снова решила вмешаться в течение своей судьбы – собрала чемоданчик и махнула покорять Москву.
В Щукинское училище она поступила сразу, но с испытательным сроком. С аналогичной формулировкой набрали человек сорок. А взяли всех их лишь потому, что именно в тот год сверху было спущено распоряжение о подготовке кадров для провинциальных театров.
Чтобы удержаться в студентках, Нине Руслановой предстояло решить наитруднейшую задачу – научиться… говорить. Вернее, произносить. Ведь выросла она на Украине и говорила хотя и на русском, но с большим акцентом, от которого, как оказалось, очень трудно избавиться.
«Я поначалу никак не могла понять, что преподаватели от меня хотят, – вспоминает Нина Русланова. – “Скажи, Нина, “г”. Ну я и произношу вроде тоже “г”. Только у меня получался звук с придыханием – нечто среднее между “г” и “х”… Потом у украинского языка, в отличие от русского, интонация другая – певучая. Короче, я вынуждена была либо срочно научиться правильно говорить по-русски, либо… “отсеяться”. Но я безумно хотела учиться в Москве, потому к концу года стала говорить вполне сносно по-русски».
Кстати, к концу первого учебного года в группе осталось меньше трети студентов. Среди выдержавших испытательный срок, кроме Нины Руслановой, были Кайдановский, Филатов, Качан, Арлазоров, Санько, Дыховичный, Галкин, Демина…
Курс оказался на редкость талантливым. Про их студенческие спектакли ходили легенды. Особенно удачным был водевиль «Эдгар женится» в постановке Владимира Шлезингера, на который рвалась вся Москва. Русланова там блистательно играла служанку. И как говорится, ее заметили, причем уже на 2-м курсе училища. И не просто заметили, а пригласили сниматься в кино.
Актеры, как космонавты, должны быть выносливы и психически и физически. Сколько нештатных ситуаций им приходится переживать! Именно с такой ситуации и началась кинокарьера Нины Руслановой.
Съемки первого фильма с ее участием («Короткие встречи», 1967, режиссер Кира Муратова) проходили под Одессой. И вот в какой-то из дней, отработав положенное, группа начала сворачиваться. А дальше произошло следующее: погрузили в автобус аппаратуру и реквизит и уехали… забыв Русланову. «Отряд», не заметив «потери бойца», исчез вдали. Актриса в полной растерянности бегала туда-сюда. Никого нет. Вышла на дорогу – тоже пусто, ни одной живой души в обозрении. Как на зло, то ли воскресенье было, то ли праздник. Вскоре совсем стемнело. «Ну, все... Замерзну, заболею и умру… – думала она, притопывая ногами от холода. – И зачем только я пошла сниматься… училища мне мало что ли?! Говорила мне Вера Константиновна (Вера Константиновна Львова – художественный руководитель курса) – не надо в кино, Нина!» От безнадежности она заплакала. Вдруг вдали показались фары. Через целую вечность около Руслановой затормозил автобус. Из него выскочила Кира Муратова: «Что случилось, Нина?» – «Меня забыли… забыли… как тряпку», – плакала в голос актриса. И тут Муратова начала хохотать, отчего стало еще обиднее: «Я не понимаю, почему ты смеешься! Меня бросили, как ненужную тряпку, а ты хохочешь?!» Так и стояли – одна ревела белугой, другая хохотала до слез. На следующий день Русланова не заболела и опять работала на площадке, на которую, думала, никогда ее нога больше не вступит.
Но на этом испытания на прочность не закончились. Когда она впервые увидела себя на «белой простыне» экрана размером два с лишним метра, ей стало дурно. «Боже, – ужаснулась она, – какая же уродина, кто же это будет смотреть?!» Все было отвратительно: и двигалась как-то не так, и руки неизвестно откуда росли, и ноги враскорячку… С ней на просмотре случилась истерика... «Наверно, Кира сошла с ума, когда взяла меня на картину», – пришла к выводу Нина Русланова. А Муратова успокаивала ее: «Нина, это то, что нужно, так и задумано…» Но в ответ она мотала головой
и сквозь слезы твердила: «Как же так? Да разве я такая?» – «Такая, такая», – кивала режиссер…
Что-то «такое» увидел в ней и Алексей Герман. Он сначала пригласил ее на маленькую роль проститутки, а потом, когда она приехала на примерку костюма, вдруг передумал и предложил играть Адашеву – главную героиню фильма «Мой друг Иван Лапшин» (1984). По признанию Руслановой, она без всякого энтузиазма снялась в пробах, так как была абсолютно уверена, что из этого ничего не получится… Прошло полгода. Она уж даже переживать и волноваться перестала. Ну что поделаешь, не показалась режиссеру… И вдруг – звонок. Ее утвердили на роль Адашевой! Счастью актрисы не было предела.
Счастье переполняло ее и в тот день, когда Герман предложил сниматься в фильме «Хрусталев, машину!» (1998). Роль поначалу тоже была совсем маленькой, но в процессе съемки из эпизодической постепенно выросла в самостоятельную, благо времени для такого «преобразования» роли было предостаточно – Алексей Герман делал картину 8 лет! К слову сказать, по договору ей тогда заплатили 2 тысячи рублей – большие по тем временам деньги. Семейство проело их года за два. А потом – в буквальном смысле! – целые годы Нина Русланова работала на картине просто за удовольствие и наслаждение сниматься у Алексея Германа.
И опять можно сказать: Нине Руслановой невероятно повезло, что такой выдающийся режиссер, как Алексей Герман, захотел работать именно с ней. Кстати, Герман, как правило, дважды актеров в своих картинах не снимает. А вот Нина Русланова оказалась счастливым исключением – у Германа она снялась в двух фильмах («Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!»)… С нею также работали Кира Муратова, Игорь Масленников, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Родион Нахапетов, Юрий Кара, Михаил Пташук, Владимир Бортко, Алла Сурикова, Светлана Дружинина и другие талантливейшие режиссеры. Нина Русланова снялась в более чем 100 фильмах, в том числе (помимо уже упомянутых): «Егор Булычев и другие» (1971), «Афоня» (1975), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Познавая белый свет» (1980), «Будьте моим мужем» (1981), «Слезы капали» (1982), «Берегите мужчин!» (1982), «Среди серых камней» (1983), «Не ходите, девки, замуж» (1985), «Зимняя вишня» (1985), «Валентин и Валентина» (1986), «Знак беды» (1986), «Завтра была война» (1987), «Хлеб – имя существительное» (1988), «Собачье сердце» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Бедная Саша» (1997), «Святой и грешный» (2001), «Чеховские мотивы» (2002), «Иван-дурак» (2002), «Француз» (2003), «Настройщик» (2004); телесериалах «Тени исчезают в полдень» (1971), «Цыган» (1979), «Возвращение Будулая» (1985), «Мелочи жизни» (1992), «Тайны дворцовых переворотов» (2000), «Марш Турецкого» (2000), «Участок» (2003). Ее партнерами в театре и кино были замечательнейшие актеры – Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Станислав Любшин, Василий Лановой, Микеле Плачидо, Сергей Безруков.
На первый взгляд, не менее успешно поначалу складывалась и театральная карьера Нины Руслановой. В год окончания Щукинского училища (1969) она «показалась» практически во всех московских театрах. Предложений прийти работать в труппу было немало: еще со 2-го курса к себе на «Таганку» звал Любимов, потом было предложение от ефремовского «Современника» и Театра Евг. Вахтангова, от многих других знаменитых московских театров… Но Вера Константиновна Львова сказала: «Нина, даже не думай. Иди в Вахтанговский!» И она выбрала Вахтанговский, которым с 1968 по 1987 год руководил Евгений Рубенович Симонов.
Пробиться в «примы» на прославленной сцене для молоденькой провинциалки – задача не из легких. В то время когда Нина Русланова поступила в театр, в труппе было поистине созвездие имен: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Марианна Вертинская, Галина и Лариса Пашковы, Михаил Ульянов, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Николай Гриценко. Молодой актрисе в основном доставалось играть маленькие роли, которые настоящей театральной славы не приносили. Впрочем, были и исключения – это роль Николь в «Мещанине во дворянстве» (Ж.Б. Мольер) и роль королевы Маргариты в «Ричарде III» (У. Шекспир).
Наверно, из-за неудовлетворенного желания играть Нина Русланова и стала «изменять» театру, благо предложений от кинорежиссеров было предостаточно. А по популярности артисты кино тогда ничуть не уступали актерам театра. И ее стали узнавать в лицо. Порой случались неожиданные истории. Один такой эпизод произошел после телесериала «Тени исчезают в полдень». Однажды, опаздывая на спектакль, актриса поймала такси. Водитель попался разговорчивый и между прочим спросил: «Вы смотрите “Тени”? Там есть такая женщина, такая женщина… За такой на край света пошел бы!» – «Это что ж за женщина, – встрепенулась Русланова, – я всех, кто там снимался, знаю». И он называет ее героиню. Это было приятно, и актриса не удержалась: мол, это я и есть. Водитель внимательно посмотрел на нее через зеркальце и произнес: «Ты на себя в зеркало-то посмотри! Да как ты можешь… А ну-ка вылазь из моей машины, вертихвостка!», – и стал прижиматься к обочине. Времени было в обрез, ловить другую машину некогда. Сказала: «Извините, просто многие находят, что я на нее очень похожа...» Водитель в ответ презрительно фыркнул и повез дальше, не вымолвив за дорогу больше ни слова. Потом, уже у театра, когда расплатилась и отошла на безопасное расстояние, Русланова крикнула: «Что хотите делайте, но это я! Я ее играла!» – и нырнула в подъезд…
Вот так она и разрывалась между театром и кино. Потом родилась дочка. И чем дальше, тем труднее становилось работать «по совместительству»… Судьба в очередной раз поставила ее перед выбором. В 1985 году она уходит из Театра Вахтангова. Через какое-то время она пожалела о своем решении, но обратно ее не взяли – из-за «дурного» характера.
Кино, конечно, дело хорошее, но Нина Русланова всегда считала и считает, что она театральная актриса. На сцене нет возможности сделать «второй дубль». Там нужно выкладываться в полную силу, зато и удовлетворение от проделанной работы ни с чем не сравнимо. Видимо, поэтому она снова пошла работать в театр – Театр имени Вл. Маяковского. Но что-то опять не сложилось, и через год она уходит… Главной площадкой для нее становится кино. Однако и с театром связь не прервалась. В 1987 году Нину Русланову приглашают в Театр Рубена Симонова, в котором она работает по сей день.
В первые годы работы в этом театре Русланова выходила на сцену чуть ли не каждую неделю, а сейчас из-за травмы (неловко упала на сцене и повредила мениск) она задействована в одном спектакле по рассказам Чехова.
К счастью, возродилась еще и антреприза (от французского «entreprise» – частное зрелищное предприятие). Как известно, такие спектакли ставятся на звезду. И вот однажды Руслановой позвонили из театра «Игроки» и предложили сыграть в спектакле «Путем взаимной переписки» (по повести Владимира Войновича). Она 3 месяца сомневалась, боялась, что не справится. Дело в том, что по роли ей нужно лазить на вторую полку «вагона», а у нее колени не гнутся и опухают... Но режиссер Рудольф Саркисов уговорил-таки актрису попробовать. Эта роль Нины Руслановой была отмечена театральной премией «Чайка» (в номинации «За лучшую женскую роль» 2000 г.). Потом были другие атрепризные спектакли: «Гипнотезер» (режиссер Нина Чусова), «Необыкновенный сеанс» (режиссер Михаил Козаков), «Кадриль» (режиссер Сергей Алдонин).
Если подсчитать, сколько километров Русланова «накрутила» в гастрольных поездках по стране и миру, то получится, что она 4 раза слетала на Луну.
Н.И. Русланова – народная артистка России (1992), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986), Государственной премии Белоруской ССР (1987), Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко (1988). Помимо упомянутой выше театральной премии «Чайка» она дважды становилась обладательницей Национальной кинематографической премии «Ника» (1987 – в номинации «Лучшая женская роль», 1989 – в номинации «Лучшая роль второго плана»), удостоена золотой медали имени Довженко (1988), Гран-при Академии искусств Франции.