БЕЛОХВОСТИКОВА Наталия Николаевна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат международных и национальных кинофестивалей, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент компании «Союз Навона»
Родилась 28 июля 1951 года в Москве, в семье дипломата. Отец – Белохвостиков Николай Дмитриевич (1918 г. рожд.). Мать – Белохвостикова Антонина Романовна (1924 г. рожд.). Супруг – Наумов Владимир Наумович, режиссер, сценарист, продюсер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Дочь – Наумова Наталия Владимировна, выпускница ВГИКа (курс А. Джигарханяна и А. Филозова). Первый раз снялась в кино в возрасте 6 лет («Тегеран-43»), после окончания ВГИКа – в главной роли в фильме «Белый праздник» (партнеры – И. Смоктуновский, А. Джигарханян), «Мадонна на асфальте». Окончила режиссерские курсы у Аллы Суриковой, сняла фильм «Год Лошади – Созвездие Скорпиона» (2004, дебют, приз «Звездное начало» на Московском кинофестивале «Женщины кино»). Сын - Кирилл.
Отец Николай Дмитриевич Белохвостиков был талантливым дипломатом, блестяще знал английский язык, в молодые годы получил ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР. Родители Наташи поженились, когда вернулись из Канады, где познакомились, мать работала там переводчицей. В Москве они вместе трудились в МИДе, а потом с дочерью уехали в Лондон, где Н.Д. Белохвостикова назначили советником-посланником.
Наталия родилась в самом центре Москвы – на улице Веснина, но ее детские воспоминания связаны с Лондоном, где 5 лет она жила с родителями. Детство Наташи прошло в Англии, но девочка всегда знала, что она москвичка и ее дом – в России, что там идет снег, живут бабушка и дедушка, которые присылают ей книги на русском языке и бородинский хлеб, лучше которого нет в мире. Антонина Романовна преподавала английский язык работникам посольства. Супруга советника-посланника, по этикету она вела активную общественную жизнь, принимала участие в различных мероприятиях, присутствовала на коронации королевы Великобритании Елизаветы. Мама напоминала Наташе добрую фею – девочка привыкла видеть ее в красивых длинных платьях. Любимыми праздниками Наташи Белохвостиковой были День Победы и Новый год. Дома всегда украшалась елка, которая стояла ровно месяц – до дня рождения отца. Родители предоставляли дочери, с одной стороны, полную свободу и самостоятельность, с другой – внушали своим образом жизни понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Этот заряд помогал ей всегда: Наталия рано поняла, что нужно всегда держать спину прямо и улыбаться.
В Англии вместе с родителями Наташа ездила на экскурсии, пикники, собирала грибы и не раз слышала, как прекрасно поет отец. Антонина Романовна часто ходила в кинотеатры, страстно любила театр, знала обо всех культурных событиях, которые происходили в Москве. За границей она не пропускала ни одного нового советского фильма, иногда смотрела несколько часов подряд, не выходя из кинотеатра. Первый раз мама взяла Наташу с собой в кино, когда ей исполнилось всего два года.
Наташа Белохвостикова росла за границей, когда СССР существовал за «железным занавесом», а для нее был открыт весь мир. Она могла смотреть любые фильмы, ходить в музеи, видела премьер-министров и королей и параллельно с этим испытывала жгучее желание жить в Москве – это щемящее чувство зародилось на фоне благополучной и интересной жизни. С тех пор Наталия Николаевна никуда не может уехать из столицы более чем на 10 дней и плохо себя чувствует в других городах.
После возвращения из Англии семья Белохвостиковых несколько лет жила в Москве. Наталия начала учиться в школе с английским языком – предполагалось, что она пойдет по стопам родителей и поступит в Институт иностранных языков. Когда Наташа училась в 4-м классе, отец получил назначение послом СССР в Швецию, но дочь взять с собой не мог – русской школы при посольстве не было, и она осталась в Москве с бабушкой. Наталия всегда была домашним ребенком, и когда уехали родители, очень тосковала без них.
Много времени она проводила одна – читала, постоянно фантазировала и однажды придумала, что станет кинооператором. Принесла из библиотеки книги по операторскому делу – так подспудно появилась мысль о кино. Когда Наталия мечтала о нем, этот мир представлялся ей феерической сказкой. Походы в кинотеатр с раннего детства, посещение всех кинофестивальных показов – все это не прошло даром. Но был еще один случай, который заставил ее задуматься об этой профессии. Во время каникул в Стокгольме Наташа в небольшом эпизоде заменила Е.А. Фадееву, которая снималась в роли М.А. Ульяновой в картине Марка Донского «Верность матери».
Когда Белохвостикова окончила 9-й класс, Донской пригласил ее с родителями на Киностудию имени М. Горького на просмотр фильма. Там произошла судьбоносная встреча – Наталия Белохвостикова познакомилась с С.А. Герасимовым, который пригласил ее в институт. Наташа очень хотела попасть в мастерскую Сергея Аполлинариевича, но понимала, что это невозможно, ведь она была еще школьницей. Но Герасимов разрешил ей неофициально посещать занятия и сказал: «Походи годик, посмотрим, что у тебя за душой, а там решим». Категории вольнослушателей во ВГИКе не было, но для Белохвостиковой сделали исключение – разрешили присутствовать на занятиях. Потом их курс назовут «курс четырех Наташ» – Н. Аринбасаровой, Н. Гвоздиковой, Н. Бондарчук и Н. Белохвостиковой.
Целый год она училась в 10-м классе и посещала мастерскую, не пропустив ни одного занятия. Затем ребята перешли на 2-й курс, а Наташа окончила школу, официально сдала вступительные экзамены и поступила в Институт кинематографии. Только через 25 лет, во время передачи «Мое кино» Александр Олейников подарил ей письмо С.А. Герасимова, адресованное ректору ВГИКа: «...Прошу зачислить Н. Белохвостикову сразу на 2-й курс ввиду ее выдающихся способностей». По прошествии многих лет слова учителя постоянно согревают ее и помогают в трудную минуту.
С 16 лет Наталия привыкла к серьезному режиму и ритму жизни. Уже на 2-м курсе она сыграла главную роль в фильме своего учителя, великого режиссера С.А. Герасимова «У озера» (1970). Герасимов снимал в своей картине весь курс – его ученики понимали друг друга с полуслова, у них выработался свой язык и своя интонация. Героиня Белохвостиковой проявляет слабость, поддаваясь своей первой детской любви к Черныху (Василий Шукшин), но преодолевает ее. Именно в этом преодолении и состоит развитие образа, драматургия роли. Партнером Белохвостиковой был Николай Еременко, по фильму влюбленный в ее героиню – Лену Бармину. Для Наталии и Николая эта работа стала первой, студентам предстояло сыграть историю любви – драматическую и нескладную. Юные актеры взрослели вместе со своими героями, открывали жизнь и постигали профессию. Съемки продолжались до конца 3-го курса.
После выхода картины Наталия Белохвостикова получила приз «За лучшую женскую роль» на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия), была удостоена Государственной премии СССР, стала самым молодым лауреатом столь престижной награды в отечественном кино. В это время она встретила своего будущего супруга – Владимира Наумова. Наталия летела в Югославию с фильмом «У озера», а Владимир Наумович – с картиной «Бег». Так они познакомились и через год поженились.
Репетиции «Красного и черного» по роману Стендаля начались еще во время съемок фильма «У озера». Дипломный спектакль сыграли несколько раз во вгиковском зале, затем курс приняли в Театр-студию киноактера, Наталия осталась на Студии имени М. Горького, но команда не распалась – спектакль играли три сезона. С.А. Герасимов включил в свою постановку отдельные кинокадры, и действие проходило параллельно на сцене и на киноэкране. На съемках картины «Красное и черное» (1976) исполнители ролей остались прежними – Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук и Н. Еременко.
В 1976 году на экраны вышла картина «Легенда о Тиле» (режиссеры В. Наумов и А. Алов). Наталия сыграла подругу Тиля – Неле. По легенде Тиль – дух, а Неле – сердце Фландрии. Бельгийская газета «Брюссель Таймс» писала: «Неле стала олицетворением любви, нежности, терпения, всепрощения, доброты и безграничной душевной силы. Фильм изобилует сценами удивительного совершенства и воссоздает дух ушедшей эпохи. Белохвостикова в роли Неле буквально ошеломляет своим горем, которое представляется настолько реальным, что просто невозможно поверить, что это сыграно актрисой».
Когда картину показывали на родине Тиля, съемочная группа очень волновалась. Кинофестиваль в Брюсселе стал уникальным явлением – на мировой премьере «Тиля Уленшпигеля» присутствовала королева Бельгии Фабиола. По отзывам все той же «Брюссель таймс», «Неле Наталии Белохвостиковой имела грандиозный успех. Ее захватывающее толкование этого образа вызвало “ураган” во Фландрии, и можно считать, что портреты с изображением хрупкой, нежной Неле появятся теперь в каждом фламандском доме». Советская экранизация романа Шарля де Костера стала выдающимся произведением киноискусства, фильм показали на МКФ в Лос-Анджелесе, он получил несколько международных призов, в том числе главный приз на МКФ в Брюсселе (Бельгия), главный приз кинопродюсеров Норвегии, три приза на национальном кинофестивале в Ереване.
В фильме «Тегеран-43» (1980, режиссеры В. Наумов и А. Алов) Белохвостикова сыграла сразу три роли: героиню в юном и зрелом возрасте и ее собственную дочь. Французская газета «Франс Суар» писала: «Наталия Белохвостикова в очередной раз подтвердила восхитительный талант и природную эмоциональность великих актрис славянского происхождения». Картина снималась в США, Англии, Германии, Франции, России. На МКФ в Москве получила «золотой приз», главный приз на национальном кинофестивале в Вильнюсе, главный приз на кинофестивале в Чехословакии, много призов на отечественных и международных кинофестивалях, а в Канне была представлена вне конкурса. После картины «Тегеран-43» Белохвостиковой начали поступать предложения контрактов из Германии, Италии, США.
В 1984 году зрители увидели последнюю совместную картину, снятую выдающимися режиссерами Наумовым и Аловым, – «Берег» – историю любви немецкой девочки Эммы и русского лейтенанта, которые встретились и полюбили друг друга в последние дни войны и увиделись только через 35 лет. Где-то в глубине страшной войны, вопреки всему, в самом пекле вражды и ненависти возникло вечное чувство любви, которое выходит далеко за пределы событий тех далеких лет...
Наталия Белохвостикова вновь сыграла две роли – молодую и пожилую Эмму, а автор романа, Юрий Бондарев, написал: «Эмма Герберт – один из самых любимых мною образов. …Судьба помогла мне увидеть на экране мою Эмму в таком проникновенном, вдумчивом и точном исполнении, какое удалось Наталии Белохвостиковой… Следя за ее экранной героиней, я как бы превратился в читателя собственной книги. Это актриса с удивительным внутренним арсеналом. Она наделена даром жить перед камерой в каком-то шестом измерении, приглашая нас в глубины мира и человеческих чувств». Фильм «Берег» получил Государственную премию СССР и главный приз на национальном кинофестивале в Киеве. В 1987 году вышла картина, поставленная по мотивам другого романа Юрия Бондарева – «Выбор», где Наталия Белохвостикова опять сыграла две роли – матери и дочери.
После фильмов с участием Наталии Николаевны и созданных ею образов всегда остается ощущение наполненности: мыслью, душевными переживаниями, чувством. Каждая работа отточена с особой филигранностью, а образы исключительно разнообразны. К примеру, в «Маленьких трагедиях» М. Швейцера гордая и надменная донна Анна становится слабой и беззащитной, покоряясь воле Дон Жуана (Владимир Высоцкий). Когда М. Швейцера спрашивали, почему он пригласил Наташу, ведь донна Анна – черноволосая испанка, он отвечал, что в понимании русского человека ангел должен быть белокурым. Роль королевы Англии в «Стакане воды» актриса играет с огромным удовольствием, при великолепном партнерстве Аллы Демидовой и Кирилла Лаврова. В картине «Десять лет без права переписки» (1990), получившей приз «Бронзовый пегас» на Московском кинофестивале, Наталия Белохвостикова блестяще сыграла роль Нинки, певицы из ресторана.
В 1994 году вышла картина «Белый праздник» (режиссер В. Наумов, сценарий выдающегося итальянского поэта и кинодраматурга Тонино Гуэрра), который получил приз «Амаркорд» и приз «Римини» на МКФ в городе Римини (Италия), а исполнительница главной роли Наталия Белохвостикова – приз «Веры Холодной» (на телевидении в качестве автора и ведущей серии «ХХ век» актриса сделала фильм «Вера Холодная»). В картине «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» (1999, приз Большой «Золотой пегас» на Московском кинофестивале) Белохвостикова сыграла героиню своего возраста и своего времени. Может быть, поэтому эта роль бесконечно дорога актрисе.
Наталия Белохвостикова родилась после войны, но когда играла картины военные и предвоенные, отчетливо ощущала, что все это пережито ею лично. Она считает, что существует генетическая память. Вся боль войны была пережита ее близкими, а значит, ею самой, потому что она – их частичка и все, что было испытано ее родителями, проросло в ней. Нужно проникнуть в толщу эпохи со своим сознанием и мировосприятием, а без фантазии, интуиции, догадок и предположений в этом случае обойтись невозможно. Белохвостикова каждую роль чувствует кожей, впитывает в себя среду, ауру, в которой пребывает, и это тоже дает ей много знаний. Наталия Николаевна всегда очень избирательно относится к ролям и продолжает стремиться к неизведанному. Все роли стали для нее ступеньками, а каждый фильм – новым познанием себя и профессии. Одна из ее последних работ – характерная роль взбалмошной особы, фанатичной театралки в фильме Владимира Наумова «Джоконда на асфальте».
Н.Н. Белохвостикова снялась в главных ролях более чем в 30 фильмах, в том числе в совместных постановках с Францией, Швейцарией, Германией, Италией. Кроме упомянутых выше, это картины: «Пой песню, поэт…» (1971), «Надежда» (1973), «Океан» (1974), «Незваный друг» (1981), «Принцесса цирка» (1982), «Две главы из семейной хроники» (1983), «Город невест» (1985), «Законный брак» (1985), «Змеелов» (1985), «Закон» (1989), «Господи, услышь молитву мою» (1991), «История с метранпажем» (1991), «Разыскивается опасный преступник» (1992), «Часы без стрелок» (2003, Приз зрительских симпатий, приз за большой вклад в киноискусство главной героине фильма Н. Белохвостиковой на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу»), «Год Лошади – Созвездие Скорпиона» (2004).
Н.Н. Белохвостикова – народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, президент компании «Союз Навона», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Вместе с дочерью получила приз «Дочки–матери» за преемственность в кино.
На фестивале «Окно в Европу» – приз «За большой вклад в киноискусство». В 2003 году Президент Российской Федерации В.В. Путин вручил ей орден Почета, а в 2006 году – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
По мнению многих профессионалов, с Наталией Белохвостиковой работать легко и приятно. Причем эта легкость подлинная. Белохвостикова беззаветно отдается работе, картина становится ее жизнью. Белохвостикова никогда не снималась в двух картинах одновременно, так как считала, что нужно принадлежать одной вере и одной любви. Когда начинаются съемки исторического фильма, Белохвостикова любит вглядываться в лица на старинных портретах, написанных великими художниками той эпохи, в которой актрисе предстоит жить. Такая потребность существовала у нее всегда, и в фильме «Красное и черное», и в «Легенде о Тиле». Во всех фильмах Наталия Николаевна играла неисчерпаемую тему Любви.
Ее роли – это не просто работа, это – вехи жизни, и Наталии Белохвостиковой все они невероятно дороги.
Актриса уверена, что нельзя создать что-то серьезное без любви – как в жизни, так и в профессии. За время совместной жизни супруги В. Наумов и Н. Белохвостикова научились понимать друг друга практически без слов. Особенно Наталия Николаевна любит то время, когда Владимир Наумович снимает фильм, она в нем снимается, и они все время вместе. Искусство кино – это прежде всего искусство режиссера, и в его вере нужно прожить. В вере Владимира Наумова она и живет, и когда снимается в картинах супруга, чувствует себя абсолютно комфортно. По признанию Наталии Белохвостиковой, Владимир Наумов соткан из фантазий. Он фонтанирующий, неунывающий, ни на секунду не останавливающийся. Снимает ли он кино или едет выбирать натуру – все в радость. Наталию Николаевну восхищала дружба Наумова и Алова, которые могли работать целый день, а по вечерам звонить друг другу и говорить, соскучившись за какие-то часы.
Случается порой, что Наталия Белохвостикова обретает внутреннюю гармонию в тишине и одиночестве, встречается с друзьями, читает, очень любит живопись и мечтает о зимнем саде. В семье Белохвостиковой и Наумова живет любимый кот-найденыш Илюша (Илья Ильич Обломов), которого много раз снимали для различных журналов. А после съемок фильма «Год Лошади – созвездие Скорпиона» семья увеличилась еще: конь Кирилл – это 700 килограммов счастья, как говорит актриса!