СЕЛЕЗНЕВА Наталия Игоревна
Народная артистка России, заслуженный деятель культуры Польши
Родилась 19 июня 1945 года в Москве. Отец – Селезнев Игорь Николаевич, фотожурналист. Мать – Полиновская Елена Семеновна, художник. Супруг – Андреев Владимир Алексеевич, народный артист СССР, художественный руководитель Театра имени М.Н. Ермоловой. Сын – Андреев Егор Владимирович (1969 г. рожд.), окончил школу с золотой медалью, окончил МГИМО, профессиональный дипломат. Внук – Алексей (1995 г. рожд.).
Наталию назвали в честь героини Л.Н. Толстого Наташи Ростовой – перед рождением дочери Елена Семеновна увлекалась творчеством этого великого писателя и выбирала имя, листая «Войну и мир». Может быть, поэтому больше всего на свете Селезнева любит уединение, XIX век, театр и поэзию.
То, что в человека закладывается с раннего детства, является своеобразным фундаментом и влияет на всю его последующую жизнь. Наташа выросла в самом центре Москвы, на улице Москвина. Во дворе, где она жила, находился филиал Художественного театра Корша, и она часто встречала там актеров. Видела великую Марию Бабанову, гуляющую в лохматой шубе с двумя старыми дворняжками, очень любила разглядывать стенды с фотографиями Тарасовой, Степановой, Кторова, часто играла на ступеньках театра и ходила на все спектакли. Занавес открывался, начиналось великое таинство, и девочка окуналась в другой мир. Скорее всего, эта атмосфера и сыграла колоссальную роль при выборе будущей профессии.
Елена Семеновна со смехом вспоминала, как она стояла на балконе, ожидая дочь из школы. Сначала в глубине двора появлялось прыгающее длинноногое существо, весело размахивающее портфелем. Потом Наташа замечала мать, тотчас надувала губы, скорбно склоняла голову. «Двойка?» — строго спрашивала ее Елена Семеновна. «Да», – отвечала та, готовясь заплакать.
Наташа помнит абсолютную гордость за свою Родину, которую любили ее родители, молодыми прошедшие войну. Девочку никогда не покидало ощущение того, что они живут в великой стране, которая не только победила захватчиков, но и освободила половину Европы. Он помнит свою первую учительницу, которая встретила ребятишек в темно-синем костюме и вся ее грудь была в орденах и медалях.
Ее отец работал фотожурналистом. И он, и его друзья всегда фотографировали девочку, а ученики Игоря Николаевича делали ее портреты для вступительных экзаменов во ВГИК. На стене в квартире Селезневых красовалась в рамке обложка от журнала «Огонек» – крошечная девчушка с кудряшками хитро поглядывает в объектив.
Природа одарила Наташу редким обаянием и артистизмом, которые все отмечали. Она очень рано стала играть в театре, сниматься в кино. Эта история началась с того, что девочка шла по улице, ела мороженое, прыгала через лужи и играла в «классики», нарисованные на асфальте. Такой ее и увидел на бульваре режиссер будущего спектакля. В 6 лет она уже играла в Театре Советской армии свою первую роль – Глории в пьесе «30 серебреников» по Г. Фасту.
С театральных подмостков она шагнула на съемочную площадку – во время какого-то спектакля ее заметила известная детская писательница Агния Барто, работавшая над сценарием фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и посоветовала режиссеру Анатолию Гранику взять девочку на главную роль. Так начался ее путь в кино. До сегодняшнего дня в семейном альбоме сохранилась трогательная фотография тех лет – улыбающаяся девчушка с косичками и чашечкой в руках.
Наташа окончила школу с золотой медалью и в 1963 году поступила в Театральное училище имени Б. Щукина. Она пришла на вступительные экзамены с твердым желанием играть драматические роли и вдохновенно читала перед приемной комиссией трагический монолог Марины Мнишек из «Бориса Годунова». Но педагоги с 1-го же курса определили ее амплуа как «комедийная актриса».
И не ошиблись.
Настоящий успех пришел к актрисе после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», где она сыграла роль Лиды. На пробы в эту картину ее пригласил ассистент режиссера, а так как руководство училища строго следило за тем, чтобы студенты не снимались, Селезневой пришлось посетить «Мосфильм» тайно. О том, что будет, если ее утвердят на роль, студентка не думала, видимо мало надеясь на успех. Но чудо произошло. Она появилась на съемочной площадке у Гайдая 18-летней студенткой и совершенно не понимала тогда, какой удачей стала встреча с этим прекрасным режиссером, который умел найти к каждому актеру особый подход. Однако, узнав об утверждении на роль, Наталии еще предстоял разговор с ректором училища. Она отправилась к нему на прием, но и здесь студентку ожидало чудо: ректор спокойно отнесся к ее просьбе и отпустил на съемки.
Окончив училище в 1966 году, Селезнева попала в труппу Театра сатиры. Благодаря этому ей посчастливилось участвовать в первых выпусках легендарного телевизионного «Кабачка “13 стульев”», в котором актрисе досталась роль жизнерадостной модницы пани Катарины. Тогда они стали первопроходцами жанра телешоу – делали смелые миниатюры, пели западные песни, умоляли друзей привезти из-за границы пластинки, переписывали их и пускали в эфир новые мелодии.
Театр сатиры, где работает Селезнева, – это кладезь юмора, а юмор – якорь спасения. Когда молодая актриса пришла в театр, то начала работать с блистательной плеядой актеров – Татьяной Ивановной Пельтцер, Анатолием Дмитриевичем Папановым, Георгием Павловичем Менглетом. Затем пришло следующее, не менее блистательное поколение – Ольга Аросева, Михаил Державин, Александр Ширвиндт. Эти люди с искрометным чувством юмора стали сокровищницей нашей сатиры.
Каждая дорога на выездной спектакль стараниями актеров превращалась в сплошную череду талантливейших сценок. Молодые не имели права принимать участия в их искрометных пикировках, поэтому впитывали и хохотали до слез. Наталия Селезнева уверена, что с первой секунды попала в свою среду. Приходя на спектакль пораньше, она любит поговорить с Аросевой, Ширвиндтом, Державиным – и сразу на душе становится легче! Это люди, которые думают и говорят так же, как чувствует сама Наталия Игоревна. Она очень любит свой театр, в котором работает 20 лет, и всегда была предана ему, хотя не раз была возможность уйти – ее звали в другие театры. По сей день те 2 часа, которые актриса проводит на сцене, – это истинное счастье.
В 1968 году режиссер Владимир Храмов пригласил Наталию Селезневу на роль принцессы Совы в телефильм «Калиф-аист», а главную роль Калифа играл Владимир Андреев, ставший впоследствии ее супругом. Это была любовь с первого взгляда. Владимир Алексеевич полностью соответствовал ее идеалу мужчины – умный, веселый, обаятельный. Владимир Храмов оказался другом Андреева, как и композитор Георгий Гаранян. Тогда Наталия в какой-то момент внезапно ощутила своеобразную пропасть между собой и этими состоявшимися людьми, которые были значительно старше молодой актрисы, свободно владели профессией, были очень образованны и талантливы.
Владимир Алексеевич помнит трогательный образ девочки в модной кожаной курточке с поднятым воротником, которая показалась ему очень загадочной и серьезной. Как говорит герой В.А. Андреева в пьесе «Перекресток», «нам было совершенно не до занятий, мы попросту помешались и даже не замечали того, что каждый день отравляло жизнь». Их неодолимо потянуло друг к другу, и так хотелось все время общаться! На первое свидание он пригласил Наташу в Музей Андрея Рублева, в Спасо-Андроников монастырь, потому что в то время серьезно увлекался историей древнерусского искусства, и слушать его можно было часами. Когда впоследствии Селезнева увидела его в спектакле по пьесе М. Булгакова «Бег», то была просто поражена образом Голубкова в его исполнении и полностью отождествила Андреева с приват-доцентом – благородным и порядочным человеком. И не ошиблась – эти качества очень точно характеризуют Владимира Алексеевича и в реальной жизни.
В свою очередь Андреев гордился Селезневой. Когда они еще только встречались, ему очень хотелось показать ее всем своим знакомым, приятелям. Когда на гастролях в Саратове в холле гостиницы у телевизора все собирались смотреть очередной выпуск «Кабачка», он забегал в номер, где жили коллеги, и торопил их: «Идите скорее, там моя Наташа...».
Они оформили свой брак в загсе на Садово-Спасской улице. Свидетельницей была Наталия Защипина, а благословляли их на совместную жизнь Георгий Гаранян и Ольга Аросева, которая считала, что эта прекрасная пара просто создана друг для друга.
В 1970-е годы успех Наталии Селезневой у зрителей закрепили новые роли у Л. Гайдая – в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!». В первом она сыграла жену Шурика (А. Демьяненко), а во втором – жену певца Барыгина-Амурского (О. Даль). Ее партнерами стали Юрий Яковлев, Светлана Крючкова, Михаил Пуговкин. Эти работы – ее любимые роли в кино. Они принесли ей безграничную зрительскую любовь.
Во время работы между Селезневой и Гайдаем сложилось полное взаимопонимание. Режиссер в недюжинной мере обладал чувством юмора, и актриса соответствовала его природе. Зачастую он разыгрывал Наталию, и однажды все-таки она попалась на его шутку. Съемочная группа приехала в Болгарию с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию», и Леонид Иович вдруг сказал, чтобы через 3 дня Селезнева подготовила зрителям речь на болгарском языке. Подошла переводчица, продиктовала текст. Все коллеги ездили в горы, купались в море, а актриса была лишена всех этих радостей, сидела в душном номере гостиницы и учила текст. Когда она, дрожащая от волнения, стояла за кулисами и ждала выхода на сцену, подошел Гайдай и сказал, что никакой речи произносить не надо, он пошутил. Но не тут-то было. Раз уж Селезнева ее выучила, то вышла на сцену и произнесла свое приветствие. Зал скандировал. А Гайдай после этого все разводил руками и приговаривал: «Ну, Наталия, ты меня победила!»
Н.И. Селезнева снялась в фильмах: «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «Девочка и крокодил» (1953), «Аленка» (1961), «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1966), «Саша-Сашенька» (1966), «Кто придумал колесо» (1967), «Я вас любил» (1968), «Старый знакомый» (1969), «Приключение желтого чемоданчика» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Точка, точка, запятая» (1975), «Свой парень» (1975), «Не может быть!» (1975), «Соло» (1980), «По улице комод возили» (1982), «Возвращение к горизонту» (1983), «Тема», «Продавец птиц» (1986), «Ложь на длинных ногах» (1989), «Туман гасит свечи» (1990), «Современный детектив», «Берегите мужчин», «Дом» (1995), «Импотент» (1995 – 1996) и др.
Наталия Игоревна всегда остается собой, у нее есть уютный дом, любимый муж, с которым они вместе вот уже много лет. Их сын Егор не пошел по родительским стопам, хотя в 7 лет читал один из рассказов о Мюнгхаузене и делал это так лихо, что родителям всегда казалось, что он должен быть артистом. Но однажды одна светская дама сказала: «Егор, ты должен быть дипломатом! Представь себе: ты в смокинге стоишь на приеме, и все обращают на тебя внимание. А ты с бокалом в руке ведешь беседу с дипломатами дружественных государств…» И как ни странно, ребенок это запомнил. Как его ни уговаривали пойти в театральный институт, ничего не вышло.
Много книг написано на тему «как стать счастливым», но Наталия Селезнева знает, что этого просто надо очень хотеть. У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Невидимые миру слезы», и эти слова очень многое в себя вбирают, потому что любое счастье надо выстрадать. Есть такая формула – родными людей делают общие переживания. Наталия Игоревна считает, что окончила две театральные школы – в одной училась 4 года, а в другой учится до сих пор, так как супруг, Владимир Алексеевич Андреев, – учитель всей ее жизни, от него всегда можно получить точный и профессиональный совет.
Селезнева выросла на литературе и культуре ХIХ столетия, ей по душе мир А.С. Пушкина и его друзей-лицеистов. Это были времена рыцарства, благородства, чести и достоинства. Актрисе интересна историческая эпоха начиная от времен правления Екатерины Великой до Николая Первого.
Когда у Наталии Игоревны появился свой дом, она попыталась создать его по образу и подобию ушедшего времени: он напоминает дворянские усадьбы, которых уже не знает современная Россия. Селезнева уверена, что все должно строиться на фундаменте культуры прошлого, – надо постараться сохранить и бабушкино подвенечное платье, и грамоту о походах деда, и старое кресло… Все то, что помогает человеку сохранить родовые корни, память о прошлом, человечность, доброту.
Н.И. Селезнева всегда говорит, что ей грех жаловаться на судьбу, и счастлива, что жизнь преподнесла ей удивительные встречи – как в человеческом, так и в профессиональном плане.
С 1970 года она – заслуженная артистка СССР, с 1995 года – народная артистка России, заслуженный деятель культуры ПНР (1976–1977).
Живет и работает в Москве.